Мотивированное решение изготовлено 20.06.2022 г.
Дело № 2а-1121/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Бор 06 июня 2022 года
Борский городской суд Нижегородской области суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Калыновой Е.М.,
при секретаре Баевой С.К.,
с участием административного истца Д.И.А., представителя д.т.в., представителей административного ответчика Министерства лестного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Ц.Г.Н. и с.е.с., представителей заинтересованного лица ОО «Общество охотников и рыболовов «Стеклозаводец» М.А.Е. и Л.А.А., представителя заинтересованного лица ОО «Борское районное общество охотников и рыболовов» А.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д.И.А., С.А.В., И.А,Н. к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административные истца обратились в Борский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, в котором с учетом уточненных требований просили признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, выразившееся в не исключении (отказе в исключении) из государственного лесного реестра территории в границах земельного участка с кадастровым номером №, дата постановки на кадастровый учет 14.07.2011 г., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, площадь 8 990 000 кв.м, расположенного по адресу: , а также обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в течение месяца с момента вступления решения в законную силу исключить из государственного лесного реестра территорию в границах земельного участка с кадастровым номером №, дата постановки на кадастровый учет 14.07.2011 г., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, площадь 8 990 000 кв.м, расположенного по адресу:
В обоснование заявленных требований административными истцами указано следующее.
Административным истцам на праве обшей долевой собственности принадлежит земельный участок кадастровый №, дата постановки на кадастровый учет 14.07.2011 года, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, площадь:8999000кв.м, расположенного по адресу:
Одновременно Департамент лесного хозяйства Нижегородской области учитывает данный земельный участок в качестве земельного участка лесного фонда кв. 136 - 138, 166-169 Останкинского участкового лесничества Борского районного лесничества.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 30.01.2020 года по делу № 2-43/20 установлена категория спорного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, правовых оснований для учета спорного земельного участка в качестве земельного участка лесного фонда не установлено.
Апелляционным определением Нижегородского областного суда №33-6326/2020 от 14.07.2020 года, Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 8Г-23720/2020 [88-23919/2020] от 02.12.2020 года, Определением Верховного суда РФ по делу 9-КФ21-130-К1 от 01.04.2021 года решение Борского городского суда Нижегородской области от 30.01.2020 года по делу № 2-43/2020 оставлено без изменения.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.83 ЛК РФ, п.1.1, 3.9 Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 года № 964, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области являлся органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанной сфере в соответствии с Федеральным законодательством, в том числе организующим ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Нижегородской области.
13.08.2020 года истцы обращались в Департамент лесного хозяйства Нижегородской области с письмом об исключении земельного участка кадастровый № из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройства.
20.08.2020 года письмом исх-414-371600/20 Департамент лесного хозяйства Нижегородской области отказал истцам в исключении земельного участка кадастровый № из государственного лесного реестра в связи с подачей кассационной жалобы по делу 2-43/2020.
27.09.2021 года истцы направили в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области письмо, в котором просили исключить земельный участок кадастровый № из состава земель лесного фонда, в который данный земельный участок был включен в качестве земель лесного фонда, на что письмом от 25.10.2021 года исх. № Исх-331-496403/21 Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области отказало истцам в исключении земельного участка кадастровый № из состава земель лесного фонда в связи с наличием спора в отношении данного земельного участка по делу 2-1956/2021 (2-34/2022), в котором истцы просили обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области исключить земельный участок с кадастровым номером № из состава земель лесного фонда.
25.02.2022 года в связи с не подведомственностью данного требования рассмотрению в порядке ГПК РФ, истцы сняли данное требование с рассмотрения в рамках дела 2-1956/2021 (2-34/2022), что явилось основанием для подачи настоящего административного искового заявления.
Административные истцы считают бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, выразившееся в неисключении (отказе в исключении) из государственного лесного реестра территории в границах земельного участка с кадастровым номером № незаконным, поскольку ведение государственного лесного реестра осуществляется в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ и в соответствии с Порядком ведения государственного лесного реестра, утв.Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июля 2020 г. N 491.
В соответствии с п. 2,4,5 Порядка ведения государственного лесного реестра государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, ведение которого осуществляется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.
Ведение государственного лесного реестра осуществляется непрерывно путем внесения в него документированной информации, отражающей сведения о лесах, а также все документально подтвержденные изменения сведений о лесах, установленные при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, в результате осуществления мероприятий по охране, защите, производству лесов и лесоразведению, использования лесов, стихийных бедствий, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на лесные участки, на основании документов, предусмотренных частью 2.1 статьи 91 Лесного кодекса.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, «щите, воспроизводстве, о лесничествах.
Согласно ч.2.1 ст. 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 года N 496.
В соответствии с п. 2.1. Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1), акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2), акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
В соответствии с п. 2.2.10 Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, судебные акты являются основанием для внесения документированной информации в Акты.
Административные истцы полагают, что решение Борского городского суда Нижегородской области от 30.01.2020 года по делу № 2-43/20 является самостоятельным основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр и является основанием для исключения из государственного лесного реестра территории в границах земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании административный истец Д.И.А. заявленные требования поддержал.
Представитель административного истца Д.И.А. – д.т.в., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, заявленные требования поддержала в полном объеме, приведя в обоснование мотивы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представители административного ответчика Министерства лестного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Ц.Г.Н. и с.е.с., действующие в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, с заявленными требованиями не согласились, повторив доводы, изложенные в письменной позиции, согласно которой решением Борского городского суда от 30.01.202 г., оставленным без изменения апелляционным определением Нижегородского областного суда от 14.07.2020, Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от- 02.12.2020, Определением Верховного суда РФ от 01.04.2021 г., было отказано в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к Д.И.А., С.А.В. и И.А,Н. об истребовании имущества из незаконного владения, признании недействительными постановки на кадастровый учет и сведений из ЕГРН в отношении спорного земельного участка и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке.
Таким образом, Суд своим решением не обязал исключить спорный земельный участок из государственного лесного реестра.
Кроме того, в силу статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите воспроизводстве, о лесничествах. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляется на основании документов, перечень формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.2.1, ст.91 ЛК РФ).
Пунктом 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется по формам и в порядке, установленное уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».
Согласно п. 2.1 данного Перечня документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты:
о внесении документированной информации в государственный лесной реестр;
об изменении документированной информации государственного лесного реестра;
несоответствия данных государственного лесного реестра натуральному обследованию, а также иные документы, предусмотренные соответствующим Перечнем.
Одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, согласно пункту 2.1 приказа от 11.11.2013 № 496, является акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3), который составляется в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию (пункт 4.3 Порядка № 496).
Административными истцами ни один из предусмотренных Перечнем документов не был предоставлен Министерству, в связи с чем оснований для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения у ответчика не имелось.
В соответствии с п.6 ст.4.6 ФЗ РФ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Таким образом, в настоящее время действующим законодательством установлена процедура и основания внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра.
Учитывая предусмотренную законодателем возможность исключения из государственного лесного реестра сведений о лесном участке только при соблюдении совокупности условий, не соблюдение одного из них является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При наличии регистрационной записи в ЕГРН в отношении права собственности Российской Федерации на лесной участок, оснований для; исключения из государственного лесного реестра сведений о лесном участке не предоставляется возможным.
Также указано, что административный истец обратился в Министерство лесного хозяйства и объектов животного мира Нижегородской области с заявлением об исключении земельного участка с кадастровым номером № из состава земель лесного фонда, на который 25.10.2021 г. Министерством дан ответ о невозможности исключения сведений из государственного лесного реестра, т.е. заявителю было известно о своих нарушенных правах еще 25.10.2021 г., а обращение в суд с административным иском последовало в феврале 2022 года, в связи с чем срок на обращение в суд с административным исковым заявлением пропущен.
На вопросы суда представитель административного ответчика Министерства лестного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области Ц.Г.Н. пояснила, что административному ответчику понятны требования административных истцов в части территории, которые последние просят исключить из лесного реестра, спора в границах этой территории нет. Она определена заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 30.05.2018 г.
Представители заинтересованного лица ОО «Общество охотников и рыболовов «Стеклозаводец» М.А.Е., действующий на основании Устава и выписки из ЕГРЮЛ, и Л.А.А., действующий в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, с административным исковым заявлением не согласились, указав, что за Стеклозаводским охотколлективом, на основании постановления заседания Правления № 15 от 10 июня 1971 г. Борского городского ООиР, охотколлективу Стекольного завода было передано в аренду Краснораменское лесничество, что в последующем было закреплено субарендным договором от 10 июня 1971г., решением исполнительного комитета Борского городского совета депутатов трудящихся от 29 ноября 1972г., решением исполнительного комитета Борского городского совета депутатов трудящихся № 356 от 29 сентября 1976г., решением Облисполкома № 538 от 12 августа 1976г., договора на пользование охотничьими угодьями от 05 сентября 1978г., договора на пользование охотничьими угодьями от 03 января 1980г., паспорта на охотничье хозяйство от 08 января 1980г.
Охотколлектив Борского стекольного завода им.М.Горького существует с 1971 года, что подтверждается вышеуказанными документами. В пользование ему были переданы для осуществления деятельности лесные земли Краснораменского лесничества Борского сельского лесхоза. Таким образом, свою охотохозяйственную деятельность общество на землях, куда входил земельный участок, позже размежеванный и поставленный на кадастровый учет с номером № - начало в 1971 году.
Вся данная территория земельного участка с кадастровым номером 52:20:1700009:8 преимущественно залита водой (бывшие торфоразработки), выращивать сельхозкультуры в этом месте невозможно. Так как на земельном участке расположены торфяники, из-за этого часто случались их возгорания, тушение пожаров как тогда, так и сейчас обнаруживается непосредственно охотпользователем, а их тушение осуществляется совместными усилиями участкового лесничества и охотколлектива охотобщества.
Также вышеуказанный земельный участок (в границах №) по всему периметру окружен лесами 1 гр., а также со всех сторон землями используемыми охотхозяйствами ООиР «Стеклозаводец» и «Борского районного общества охотников и рыболовов». Чтобы административным истцам добраться до спорного участка в любом случае необходимо проложить свой путь через территорию с расположенными на ней лесами, где ведется охотхозяйственная деятельность ООиР «Стеклозаводец» и ОО «Борского районного общества охотников и рыболовов».
Земельный участок, кадастровый №, был в пользовании у общественной организации «Общество охотников и рыболовов «Стеклозаводец» городского округа Бор Нижегородской области», на нём велась охотохозяйственная деятельность, начиная с начала 70-х годов прошлого века. Данный земельный участок покрыт лесами и болотами, сельскохозяйственная деятельность на нем не ведётся.
Заинтересованное лицо, общественная организация "ОО и Р "Стеклозаводец" считает, что исковые требования административных истцов необоснованны, земельный участок с кадастровым номером 52:20:1700009:8, имеющий категория земель: земли сельхозназначения, не используется по своему назначению. На нем расположен лес, а также болота, сельскохозяйственная деятельность на данном участке не ведется и данный участок обосновано находится в государственном лесном реестре.
Представитель заинтересованного лица ОО «Борское районное общество охотников и рыболовов» А.А.В. поддержал позицию заинтересованного лица ОО «Общество охотников и рыболовов «Стеклозаводец», просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Административные истцы С.А.В., И.А,Н., заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области и Федеральное агентство лесного хозяйства в настоящее судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Заинтересованным лицом Федеральным агентством лесного хозяйства представлена письменная позиция по административному делу, приобщенная к материалам дела.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1., 3.9. Положения о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 No964, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области являлся органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанной сфере в соответствии с федеральным законодательством, в том числе организующим ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Нижегородской области.
В соответствии с пунктами 1.1., 3.1.20. Постановления Правительства Нижегородской области от 15.03.2021 No185 "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области" Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в сфере товарного рыбоводства, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанных сферах в соответствии с федеральным законодательством, в том числе организует ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Нижегородской области.
Ведение государственного лесного реестра осуществляется в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с Порядком ведения государственного лесного реестра, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.07.2020 No491.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Порядка ведения государственного лесного реестра государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, ведение которого осуществляется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса (далее - уполномоченные органы, осуществляющие ведение государственного лесного реестра).
Ведение государственного лесного реестра осуществляется непрерывно путем внесения в него документированной информации, отражающей сведения о лесах, а также все документально подтвержденные изменения сведений о лесах, установленные при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, в результате осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, использования лесов, стихийных бедствий, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на лесные участки, на основании документов, предусмотренных частью 2.1. статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах.
Согласно части 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (Определение Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 No 1793-О).
Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 ноября 2013 года №496.
В соответствии с пунктом 2.1. Перечня формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты:
2.1.1. Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1);
2.1.2 Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2);
2.1.3 Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
В соответствии с пунктом 2.2.10 Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, судебные акты являются основанием для внесения документированной информации в Акты.
Судом установлено, что административным истцам на праве обшей долевой собственности принадлежит земельный участок кадастровый №, дата постановки на кадастровый учет 14.07.2011 года, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, площадь:8999000кв.м, расположенного по адресу: .
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 30.01.2020 года по делу № 2-43/20, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда №33-6326/2020 от 14.07.2020 года, определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2020 года и определением Верховного суда РФ от 01.04.2021 года, в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к Д.И.А., С.А.В., И.А,Н. об истребовании имущества из незаконного владения, признании недействительными постановки на кадастровый учет и сведений из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № и исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером № отказано в полном объеме.
13.08.2020 года административные истцы обратились в Департамент лесного хозяйства Нижегородской области с письмом об исключении земельного участка кадастровый № из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройства.
20.08.2020 года письмом исх-414-371600/20 Департамент лесного хозяйства Нижегородской области отказал истцам в исключении земельного участка кадастровый № из государственного лесного реестра в связи с подачей кассационной жалобы по делу 2-43/2020.
27.09.2021 года административные истцы направили в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области письмо, в котором просили исключить земельный участок кадастровый № из состава земель лесного фонда, в который данный земельный участок был включен в качестве земель лесного фонда, на что письмом от 25.10.2021 года исх. № Исх-331-496403/21 Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области отказало истцам в исключении земельного участка кадастровый № из состава земель лесного фонда в связи с наличием спора в отношении данного земельного участка по делу 2-1956/2021 (2-34/2022).
Между тем, решением Борского городского суда Нижегородской области от 30.01.2020 г., вступившим в законную силу установлено следующее.
11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
В часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ).
По смыслу вышеприведенных норм права при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости либо сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
При этом данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Борским городским судом Нижегородской области при рассмотрении гражданского дела 2-43/2020 установлено, что Д.И.А., С.А.В. и И.А,Н. являются долевыми сособственниками земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; площадь: 8 990 000 кв.м.; адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир д. Городное. Участок находится примерно в 4,3 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: №; кадастровый №.
Право собственности Д.И.А., а также право предшественников С.А.В. и И.А,Н. на спорный земельный участок, приобретенный на законном основании, возникло до 1 января 2016 года, в материалы дела представлены доказательства, что спорный земельный участок используется ответчиками в соответствии с его назначением, в частности, представлен проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером № в целях его сельскохозяйственного использования (заказчик И.А,Н.). Согласно справке Управления сельского хозяйства администрации городского округа город Бор Нижегородской области № 363 от 30 сентября 2019 года С.А.В. осуществляет сельскохозяйственную деятельность на территории Останкинского и Ямновского территориальных отделов городского округа город Бор Нижегородской области в статусе личного подсобного хозяйства. Основным направлением деятельности является животноводство. Дополнительно ЛПХ С.А.В. занимается растениеводством (заготовкой сена) для обеспечения животных собственными кормами. В качестве планируемых направлений по развитию своей деятельности в хозяйстве С.А.В. определено разведение рыбы в естественных водоемах.
Факт разведения рыбы на спорном земельном участке сторонами при рассмотрении гражданского дела не оспаривался и подтверждён накладной № 34.
Также при рассмотрении гражданского дела 2-43/2020 судом установлено, что в соответствии с распоряжением Губернатора Нижегородской области № 1285-р от 28 сентября 1995 года спорный земельный участок был в установленном порядке изъят у Краснораменского лесничества Борского лесхоза и переведен в нелесные земли для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и передан ТОО «Останкино» для использования в сельском хозяйстве на праве постоянного бессрочного пользования.
Факт изъятия указанным распоряжением Губернатора Нижегородской области из лесного фонда именно спорного земельного участка подтверждается представленными в материалы дела планшетами и материалами лесоустройства (планшет № 16 лесоустройства за 1993 год, планшет № 16, 17 лесоустройства за 1998 год, план лесонасаждений Краснораменского лесничества Борского лесхоза Нижегородской области за 1993 год). Указанные документы представлены в материалы гражданского дела Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области.
Согласно ст. 22 «Основ лесного законодательства Российской Федерации» (утв. ВС РФ 06 марта 1993 года № 4613-1) (утратили силу в связи с принятием Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года № 22-ФЗ) порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1064 «О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 19 сентября 1997 года № 1200) перевод лесных земель в нелесные в лесах второй и третьей групп для использования их вцелях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Петербурга по представлению соответствующих комитетов по земельным ресурсам и государственных органов управления лесным хозяйством.
В соответствии с п. 12, 13 раздела III «Порядка рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъятии рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом» (утв. Приказом Послесхоза от 29 марта 1994 года № 69) решение о переводе лесных земель в нелесные, а также изъятии нелесных земель принимает орган исполнительной власти субъекта РФ на основании соответствующего ходатайства (представления) органов местного самоуправления, оформленного по заявлению юридических лиц и граждан, заинтересованных в предоставлении им земельных участков, осуществивших подготовку землеустроительного дела.
Распоряжение Губернатора Нижегородской области № 1285-р от 28 сентября 1995 года полностью соответствует правовым нормам, действующим в период его издания, в связи с чем является надлежащим доказательством перевода земельного участка с кадастровым номером 52:20:1700009:8 из земель лесного фонда в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и передачи ТОО «Останкино» для использования в сельском хозяйстве на праве постоянного бессрочного пользования.
Таким образом, судом в рамках гражданского дела 2-43/2020 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 52:20:1700009:8 с 1995 года не относится к землям лесного фонда.
Положениями ст.64 КАС РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (ч.2).
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом (ч.3).
Таким образом, решение Борс кого городского суда Нижегородской области от 30.01.2020 г. по делу 2-43/2020 является самостоятельными основаниями для внесения изменений в государственный лесной реестр и является основанием для исключения из государственного лесного реестра территории в границах земельного участка с кадастровым номером №
Доводы и возражения Министерства об обратном судом в рамках настоящего дела отклоняются, поскольку фактически они уже являлись предметом оценки при рассмотрении дела 2-43/2020 г., решение по которому вступили в законную силу, и направлены на переоценку выводов суда, что является недопустимым.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу о том, что бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области, выразившееся в неисключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, дата постановки на кадастровый учет 14.07.2011 г., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, площадь 8 990 000 кв.м, расположенного по адресу: , не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд приходит к выводу, что административными истцами на обращение в суд с настоящим исковым заявлением не пропущен, поскольку административными истцами обжалуется незаконное бездействие административного ответчика, которое данном случае носит длящийся характер, следовательно, в данном случае срок, установленный для обжалования бездействия, не устраненного на момент подачи административного иска в суд, не истек. Оспариваемое бездействие является длящимся, срок его обжалования административными истцами не пропущен, следовательно, правило об ограничении срока на обращение в суд не может быть применено.
Кроме того, ни в одном из ответов, которыми административным ответчиком отказано административным истцам в исключении земельного участка из государственного лесного реестра, не приведено доводов, указанных административным ответчиком в возражении на настоящее административное исковое заявление. Одним из оснований для отказа в исключении земельного участка из государственного лесного реестра являлось указание на обжалование решения Борского городского суда Нижегородской области по гражданскому делу 2-43/2020 от 30.01.2020 г.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие является длящимся, срок его обжалования административными истцами не пропущен, следовательно, правило об ограничении срока на обращение в суд не может быть применено.
При этом суд считает необходимым уточнить территорию в границах земельного участка с кадастровым номером №, подлежащую исключению из государственного лесного реестра, указав, что исключению из государственного лесного реестра подлежит территория в границах земельного участка с кадастровым номером № согласно заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 30.05.2018 г., поскольку из пояснений представителя административного ответчика Ц.Г.Н., административного истца Д.И.А. и его представителя д.т.в. следует, что именно данным заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 30.05.2018 г. установлено наложение границ земельных участков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Д.И.А., С.А.В., И.А,Н. к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, выразившееся в не исключении (отказе в исключении) из государственного лесного реестра территории в границах земельного участка с кадастровым номером № дата постановки на кадастровый учет 14.07.2011 г., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, площадь 8 990 000 кв.м, расположенного по адресу:
Обязать Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в течение месяца с момента вступления решения в законную силу исключить из государственного лесного реестра территорию в границах земельного участка с кадастровым номером № дата постановки на кадастровый учет 14.07.2011 г., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, площадь 8 990 000 кв.м, расположенного по адресу: (согласно заключения филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 30.05.2018 г.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Е.М.Калынова