№ 2а-1712/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Любытино Новгородской области 16 ноября 2023 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Арсеньевой Е.И.,
при секретаре Елисеевой С.В.,
с участием представителя истца ФИО5 И.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белгородской таможни к ФИО6 Саъди Абдурахимовичу о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления и взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени,
установил:
Белгородская таможня обратилась в суд с административным иском к ФИО6 С.А. о взыскании с него задолженности по уплате таможенных платежей в размере 272 738 руб. 17 коп. и пени в размере 272738 руб. 17 коп., сославшись на то, что административный ответчик, 09.05.2014 г. через таможенный пост <данные изъяты> ввез из Украины на территорию ЕАЭС транспортное средство - автомобиль Опель Астра, регистрационный номер № 1997 года выпуска, № Срок временного ввоза транспортного средства истек 08.05.2015 г., но транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС не было вывезено, поэтому в отношении него предлежат уплате таможенные пошлины. 27.01.2023 г. ФИО6 С.А. было направлено уведомление о неуплаченных таможенных пошлинах и пени, которое не было исполнено в установленный срок.
Административный истец также просил восстановить срок на подачу административного иска, ссылаясь на то, что истцом проводились мероприятия по установлению места жительства должника, по результатам которых из базы данных МВД России АС ЦБДУИГ «СПО Мигрант», Единого госреестра недвижимости, было установлено местонахождение ответчика по адресу: <адрес> поэтому административный истец был лишен возможности направить ФИО6 С.А. уведомление о неуплаченных суммах таможенных пошлин и пени в сроки, установленные таможенным законодательством.
Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик ФИО6 С.А. уклонился от вручения судебного извещения.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о возможности проведения судебного заседания без участия ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
Статьей 34 Налогового кодекса РФ установлено, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. В соответствии с п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (действующего до 01.01.2018 г.), иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Пунктом 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (действующего до 01.01.2018 г.) и п. 5 ст. 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (действующего с 01.01.2018 г.) установлено, что, в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно ч. 1 ст. 192 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - ФЗ N 289) порядок подачи пассажирской таможенной декларации, в том числе с использованием информационной системы в отношении товаров для личного пользования, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
Согласно ч. 1 ст. 71 ФЗ N 289 взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (ч. 2 ст. 71 ФЗ N 289).
В соответствии с ч. 5 ст. 71 ФЗ № 289 взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
Как следует из ч. 1, ч. 3 ст. 72 ФЗ № 289 пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Из материалов административного дела следует, что 09 мая 2014 года гражданином Таджикистана ФИО6 С.А. на таможенную территорию ЕАЭС было ввезено транспортное средство для личного пользования – Opel Astra, 1997 года выпуска, VIN №, объем двигателя 1598 см3. Срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства по пассажирской таможенной декларации (ПТД) - до 08.05.2015 г.
Решением таможенного органа по результатам таможенного контроля № № от 20 мая 2021 г. в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования Opel Astra, 1997 года выпуска, VIN № объем двигателя 1598 см3, установлен факт нарушения временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов у ФИО6 С.А.
Белгородской таможней 25 мая 2021 года в отношении ФИО6 С.А. вынесено уведомление (уточнение к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней № №, согласно которому последнему начислены таможенные пошлины в размере 272 738,17 руб., пеня – 129 113,12 руб., срок уплаты платежей установлен не позднее 15 дней со дня получения данного уведомления.
Согласно уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 25 мая 2021 года № № срок исполнения обязанности таможенных пошлин наступил 24 июня 2021 года.
Указанное уведомление было направлено заказным письмом с уведомлением в последний известный адрес ФИО6 С.А. на территории РФ <адрес> – 26.05.2021 г., а также в адрес: <адрес> – 26.05.2021 г.
В связи с неисполнением ФИО6 С.А. обязанности по уплате таможенных платежей в установленный срок, Белгородская таможня 30 марта 2023 года обратилась к мировому судье судебного участка № 9 Боровичского судебного района Новгородской области с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 9 Боровичского судебного района Новгородской области от 06 апреля 2023 года отказано в принятии заявления Белгородской таможни в связи с наличием спора о праве.
Частью 2 ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) было установлено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного ч. 3 ст. 154 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 150 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 154 и ч. 2 ст. 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
В соответствии с ч. 5 ст. 152 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" о таможенном регулировании, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
В силу как п. 1 ч. 5 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", так и п. 1 ч. 8 ст. 71 ФЗ № 289 меры взыскания таможенных платежей не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей.
По общему правилу, установленному ч. 19 ст. 73 ФЗ № 289 срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком. При неисполнении уведомления (уточнения к уведомлению) в сроки, указанные в части 19 настоящей статьи, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с настоящей главой (ч. 20 ст. 73 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 34, ст. 48 Налогового кодекса РФ следует, что таможенные органы вправе осуществлять таможенный контроль в отношении товаров, перемещенных через таможенную границу, в течение трех лет после их выпуска, и в случае неисполнения физическим лицом требования об уплате обязательных платежей, в течение срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ, могут обратиться в суд за принудительным взысканием таможенных платежей.
Трехлетний срок для взыскания таможенных платежей является давностным, пресекательным, ограничивающим полномочия таможенного органа на инициирование им принудительных мер по их уплате строго определенными временными рамками, направлен, в том числе на обеспечение баланса государственных и частных интересов, на предотвращение и недопущение дестабилизации существующего положения хозяйствующего субъекта как участника соответствующих правоотношений в случае несвоевременной реализации самим государственным органом его контролирующих функций.
По общему правилу, определенному абз. 1 ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Материалами дела установлено, что в течение трех лет с даты наступления обязанности по уплате таможенного платежа (с 08.05.2015 г. по 08.05.2018 г.) таможенный орган не предпринял меры по его принудительному взысканию, поскольку уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № № датировано 25.05.2021 года.
Сведений о том, что таможенным органом выносились какие-либо иные уведомления, которые были возвращены в связи с отсутствием почтовой связи материалы дела не содержат.
Также таможенным органом нарушены сроки обращения к мировому судье со дня установленного срока для исполнения уведомления.
Учитывая, что требование об уплате таможенных платежей и пени в адрес ФИО6 С.А. направлялось в мае 2021 года, таможенные платежи и пени ФИО6 С.А. должен был оплатить не позднее 24.06.2021 года, шестимесячный срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа истек в декабре 2021 года.
Вместе с тем заявление о вынесении судебного приказа в судебный участок № 9 Боровичского судебного района Новгородской области Белгородской таможней подано в 30 марта 2023 года, т.е. с нарушением шестимесячного срока, установленного ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность соблюдения административным истцом вышеуказанных сроков последним не приведено, как и не представлено доказательств уважительности их пропуска.
На основании изложенного, суд при установленных фактах как нарушения трехлетнего пресекательного срока для взыскания таможенных платежей, установленного п. 1 ч. 5 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. 1 ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так и пропуска шестимесячного срока обращения в суд, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ без уважительных причин, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного иска Белгородской таможни к ФИО6 Саъди Абдурахимовичу о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления и взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Е.И. Арсеньева
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2023 года.
Судья Е.И. Арсеньева