НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бородинского городского суда (Красноярский край) от 28.06.2023 № 2А-291/2023

адм. дело № 2а-291/2023

УИД 24RS0060-01-2022-000766-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2023 года город Бородино

Бородинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Феськовой Т.А.,

при секретаре Киреёнок О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «ЦУД» к ГУ - ОПФ РФ по Красноярскому краю о признании незаконными действий должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ООО «ЦУД» обратился в суд к административному ответчику ГУ - ОПФ РФ по Красноярскому краю с административным иском о признании незаконными действий должностного лица. Требования мотивированы тем, что 02.04.2020 в ГУ - ОПФР по Красноярскому краю (в настоящее время ОСФР по Красноярскому краю) на принудительное исполнение направлен исполнительный лист ВС № 091993909 о взыскании с ФИО1 в пользу ООО «ЦУД» задолженности по договору займа. Взыскание по вышеуказанному исполнительному документу производилось ОПФР до августа 2022 года. 12.09.2022 в адрес взыскателя поступило информационное письмо ОПФР от 31.08.2022 о приостановлении удержаний в отношении должника с 01.08.2022 в связи с тем, что поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума. Между тем ООО «ЦУД» в службу судебных приставов для осуществления принудительного взыскания не обращалось, самостоятельно предъявило исполнительный документ в отделение ПФР. ГУ - ОПФ РФ по Красноярскому краю не входит в систему службы судебных приставов, не относится к кредитным организациям, в связи с чем не наделён полномочиями по принятию решений о сохранении размера пенсии и иных выплат ежемесячно в размере прожиточного минимума, на административного ответчика возложена обязанность по исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей в рамках возбуждённого исполнительного производства. Административный истец просит суд признать действия должностных лиц ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю - заместителя начальника УВПиСВ ФИО2 по приостановлению удержаний по исполнительному документу в отношении ФИО1 в пользу ООО «ЦУД» незаконными, обязать должностных лиц ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю - заместителя начальника УВПиСВ ФИО2 возобновить удержания по исполнительному документу в отношении ФИО1 в пользу ООО «ЦУД».

В судебном заседании представители административного истца ООО «ЦУД», административного ответчика ОСФР по Красноярскому краю, заинтересованного лица ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино, заинтересованное лицо ФИО1 не присутствовали, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 направила письменные пояснения на административное исковое заявление, из которых следует, что из пенсии ФИО1 производились ежемесячные удержания в размере 25% и 50% по исполнительным производствам, возбуждённым в ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино. С 01.02.2022 Федеральным законом от 29.06.2021 № 234-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон об исполнительном производстве в части необходимости обеспечения неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации). В связи с тем, что размер установленной ФИО1, пенсии ниже размера прожиточного минимума, удержания из пенсии ФИО1 с 01.08.2022 не производятся. В случае, если размер пенсии превысит размер прожиточного минимума, удержания из пенсии ФИО1 будут возобновлены. Просила рассмотреть дело в её отсутствие и направить копию решения.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» Фонд осуществляет: 1) назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению; 2) предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) назначение и выплату государственных пособий, обеспечения по обязательному социальному страхованию, иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; 4) организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования; 5) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений; 6) актуарное оценивание финансового состояния систем обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, долгосрочное прогнозирование их развития; 7) предоставление государственных гарантий, мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи; 8) организацию мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц; 9) иные функции и полномочия, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). В случае прекращения выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии или выплаты, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ №Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 101 данного закона взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности.

В силу пункта 4 статьи 4 (в ред. Федерального закона от 29.06.2021 № 234-ФЗ, подлежащей применению с 01.02.2022) Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 в период с 01.06.2022 по 31.12.2022 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения в размере 13919 рублей, для трудоспособного населения - 15172 рубля, пенсионеров - 11970 рублей, детей - 13501 рубль.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 09.03.2020 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из пенсии должника ФИО1 с ноября 2019 года производились удержания по ряду исполнительных производств, возбуждённых в ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино.

Кроме того, на исполнении в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ранее ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю) находится направленный самостоятельно взыскателем ООО «ЦУД» исполнительный лист ВС № 091993909 с заявлением взыскателя от 30.04.2020 об обращении взыскания на заработную плату, пенсию и иные доходы должника ФИО1

В ОСФР по Красноярскому краю поступило постановление от 02.02.2022 судебного пристава-исполнителя ОСП по Рыбинскому району и г. Бородино ГУФССП России по Красноярскому краю о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума в отношении должника ФИО1 по ряду исполнительных производств.

В связи с тем, что размер установленной ФИО1 пенсии в период с 01.08.2022 по настоящее время ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), то Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ранее ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю) прекратило производить удержания из пенсии ФИО1 с 01.08.2022.

Соответствующее уведомление направлено ОСФР по Красноярскому краю в адрес взыскателя ООО «ЦУД» 31.08.2022.

Исходя из необходимости соблюдения законодательно установленного принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, правовых оснований для признания действий должностных лиц Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ранее ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю) - заместителя начальника УВПиСВ ФИО2 по приостановлению удержаний по исполнительному документу в отношении ФИО1 в пользу ООО «ЦУД» незаконными, возложении на должностных лиц Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ранее ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю) - заместителя начальника УВПиСВ ФИО2 обязанности возобновить удержания по исполнительному документу в отношении ФИО1 в пользу ООО «ЦУД» суд не усматривает.

Довод административного истца о том, что взыскатель в службу судебных приставов для осуществления принудительного взыскания исполнительного документа не обращался, а обратился в ОСФР по Красноярскому краю, который в систему службы судебных приставов не входит, к кредитным организациям не относится, в связи с чем не наделён полномочиями по принятию решений о сохранении должнику размера пенсии и иных выплат, суд считает не состоятельным по следующему основанию.

Поскольку административный ответчик осуществляет действия, связанные с исполнением требований исполнительного документа (что нашло отражение в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 13.04.2023 по настоящему делу), то основополагающие начала, на которых базируется правовое регулирование исполнительного производства в Российской Федерации, закреплённые в статье 4 (в ред. Федерального закона от 29.06.2021 № 234-ФЗ) Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», также подлежат соблюдению должностными лицами Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю.

Суд считает, что действия должностных лиц Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю (ОСФР по Красноярскому краю) соответствуют закону, прав и законных интересов административного истца не нарушают, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ООО «ЦУД» к ГУ - ОПФ РФ по Красноярскому краю о признании незаконными действий должностного лица отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Феськова

Решение в окончательной форме принято 04 июля 2023 года