НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Большеулуйского районного суда (Красноярский край) от 11.10.2011 № 2-161

                                                                                    Большеулуйский районный суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Большеулуйский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-161/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года с.Большой Улуй

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Марченко П.С.,

с участием истца Береговой В.В.,

представителя ответчика УСЗН администрации Большеулуйского района Маскадыновой Н.Н., действующей на основании доверенности от 11 октября 2011 года,

при секретаре Доброхотовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Береговой Валентины Васильевны к УСЗН администрации Большеулуйского района о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки взыскании невыплаченных денежных сумм,

УСТАНОВИЛ:

Береговая В.В. обратилась в суд с иском к УСЗН администрации Большеулуйского района о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки взыскании невыплаченных денежных сумм, указывая, что является вышедшим на пенсию педагогическим работником образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, проживает в доме с печным отоплением. В соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании» пользуется правом на бесплатную площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Ее стаж работы в сельском образовательном учреждении составил 22 года. В 2009 году при обращении в УСЗН администрации Большеулуйского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки ее заявление принято не было. 22 декабря 2010 года она снова обратилась с заявлением в УСЗН администрации Большеулуйского района о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением с приложением всего пакета документов, однако ей было отказано. Просила признать незаконными действия УСЗН администрации Большеулуйского района, а также взыскать 30757руб.52коп., представила расчет невыплаченных средств за твердое топливо за 2009-2010 гг. /л.д.5-8/.

В ходе судебного разбирательства истец уточнила требования, просила обязать УСЗН администрации Большеулуйского района предоставить меры социальной поддержки с января 2009 года, взыскать 30757руб.68коп. за приобретение и доставку твердого топлива, а также 7230руб.47коп. - за электроэнергию /л.д.33/.

УСЗН администрации Большеулуйского района, не оспаривая, что истец является педагогическим работником в сельской местности, вышедшим на пенсию, исковые требования не признало, представило отзыв, в котором указывает, что право на бесплатную площадь с отоплением и освещением в сельской местности имеют педагогические работники образовательных учреждений, истец педагогическим работником в настоящее время не является, она - пенсионер, пенсионерам - бывшим педагогическим работникам в сельской местности - меры социальной поддержки п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» не предусмотрены; кроме того, меры социальной поддержки предоставляются не в полном объеме, а в пределах оплаты электроэнергии, расходуемой на освещение /л.д.24, 37/.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, указала, что после назначения в 2000году пенсии она продолжала работать, пользовалась льготами по оплате за твердое топливо, электроэнергию, однако после увольнения ей прекратили предоставлять льготы.

Представитель ответчика УСЗН администрации Большеулуйского района Маскадынова Н.Н., действующая на основании доверенности от 11 октября 2011 года, исковые требования не признала по мотивам, изложенным в отзыве.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что с 1 апреля 1974 года Береговая В.В. работала педагогическим работником /л.д.14/. 30 марта 2000 года ей назначена пенсия в размере 570руб.42коп. /л.д. 19/. 16 февраля 2009 года Береговая В.В. уволена по собственному желанию / л.д.14/. 31 декабря 2010 года письмом за № 839 от 31 декабря 2010 года УСЗН администрации Большеулуйского района предоставленный Береговой В.Н. пакет документов с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки возвращен, Береговая В.В. уведомлена об отсутствии оснований для предоставления субсидии, так как выплаты производятся только работающим педагогам образовательных учреждений /л.д.20/. 25 февраля 2011 года Береговая В.В. снова обратилась с письменным заявлением в УСЗН администрации Большеулуйского района о предоставлении ей жилищной субсидии /л.д.21/. Письмом от 10 марта 2011 года в предоставлении мер социальной поддержки отказано со ссылкой на то, что меры социальной поддержки предусмотрены только для работающих педагогических работников /л.д.22/.

Таким образом, между сторонами имеется спор о праве на предоставление мер социальной поддержки педагогу-пенсионеру в сельской местности по оплате за твердое топливо и освещение.

Суд считает, что после выхода на пенсию истец, имеющая стаж работы в сельской местности более 10 лет, сохраняет льготы по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Данный вывод суда основан на анализе следующих нормативных актов.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе, перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов семей специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 4 мая 1971 года №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в Определении от 08.02.2007 года № 322-О-П «По запросу правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации», вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности и имеющие стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением наравне с работающими педагогами.

Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках /поселках городского типа/, содержалось в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года. Названной нормой Закона также было предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанного положения федерального закона был принят Закон Красноярского края от 7 февраля 2008 года № 4-1256, вступивший в силу с 9 марта 2008 года, а также Постановление Правительства Красноярского края от 19 июня 2009 года, № 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, /в том числе юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления /теплоснабжения/ в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств.

До 10 июля 2010 года установленные в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» льготы предоставлялись проживающим в сельской местности, в том числе, вышедшим на пенсию пенсионерам в натуральной форме - в виде бесплатной услуги.

С 1 июля 2010 года вступил в силу Закон Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках /поселках городского типа/», которым был отменен Закон Красноярского края от 7 февраля 2008 года № 4-1256 и установлен новый порядок реализации права данной категории педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счета педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.

В силу ст.7 Закона предоставление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», абзац3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» изложен в новой редакции. Указанной нормой предусмотрено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается законодательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством субъектов РФ и обеспечивается за счет средств субъектов РФ.

Данное положение ФЗ «Об образовании вступило в действие с 11 января 2011 года. При этом статьей 3 Федерального Закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ, предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках /поселках городского типа/, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из вышеприведенных нормативных положений следует, что имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отопление и освещением не отменено. На указанных лиц распространяется порядок предоставления мер социальной поддержки, установленный для работающих пенсионеров.

С 01 июля 2010 года вступил в силу закон Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в соответствии с которым льготы стали предоставляться в форме субсидий и носить заявительный характер.

Для предоставления денежных выплат, указанных в настоящем Законе, педагогический работник или его законный представитель представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявления о предоставлении денежных выплат и пакет документов.

В соответствии с вышеуказанным законом полномочия по предоставлению мер социальной поддержке по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности переданы муниципальному образованию - Большеулуйскому району.

От имени администрации Большеулуйского района данные полномочия возложены на Управление социальной защиты населения Большеулуйского района.

Управление социальной защиты населения администрации Большеулуйского района в соответствии с Положением, утвержденным решением Большеулуйского районного Совета депутатов № 494 от 10.11.2009 года, является структурным подразделением администрации района, проводящим государственную политику в области социальной защиты населения.

Таким образом, суд считает, что УСЗН администрации Большеулуйского района необоснованно отказало Береговой В.В. в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением.

Разрешая требования Береговой В.В. о взыскании мер социальной поддержки по оплате твердого топлива суд удовлетворяет заявленные требования из следующего расчета.

В соответствии с Законом Красноярского края от 04 декабря 2008 № 7-2558 «О краевом бюджете на 2009 год» (в редакции Закона края от 08.10.2009г.) бюджетам муниципальных образований края в 2009 году были предусмотрены субсидии на финансирование (возмещение) расходов по осуществлению единовременных компенсационных выплат педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления.

Расчет компенсационных выплат педагогическим работникам на приобретение и доставку твердого топлива, согласно утвержденному вышеуказанным Законом края Порядку, осуществлен по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления.

Стоимость твердого топлива установлена Постановлением Правительства Красноярского края от 17.03.2009года №117-п «Об утверждении предельных цен на топливо твердое, реализуемое гражданам, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительский кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребности граждан в жилье» в пределах общей площади жилого помещения.

В соответствии с постановлением Главы Большеулуйского района от 31.03.2009 года № 357-п «О расчете субсидий на твердое топливо» расчет субсидий на твердое топливо жителям района производился в перерасчете на дрова (швырок всех видов пород).

Расчет суммы оплаты жилой площади с печным отоплением на 2009г., общая площадь которого составляет 87.3 кв.м., исходя из следующей формулы (п. 3, Постановления Совета администрации Красноярского края №17-п от 21.01.2005):

75.7: 0,266: 0,7: *22=8,94 складских кубических метров в год, где:

75,7 - единая норма отпуска топлива населению по Красноярскому краю,

22 кв.м. - социальная норма площади жилья

-0,266 - коэффициент перевода условного топлива (дров) в натуральное.

-0,7 - коэффициент перевода плотных кубических метров дров в складские.

На основании Приложения к постановлению Правительства Красноярского края от 17.03.2009года №117-п (Предельные цены на топливо твердое) для Большеулуйского района стоимость одного складского кубометра дров на 2009 год - 316руб.48коп., стоимость доставки одного складского кубометра дров- 116руб.82коп. Норма дров на 1 кв.м. в денежном выражении составила 10руб.72коп. Норма доставки дров на 1 кв. метр составила 3руб.96коп. В связи с чем размер субсидии на твердое топливо с доставкой за 2009г. для жилого помещения с общей площадью жилого помещения 87,3 составляет 15378руб.84коп. ((10,72*87,3) + (3,96*87,3)* 12).

В соответствии с Законом Красноярского края от 10 июня 2010года № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы (ст. 2 Закона Красноярского края № 10-4691 от 10.06.2010г.), в 2010 году были предусмотрены субсидии на приобретение и доставку твердого отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления.

Расчет суммы оплаты жилой площади с печным отоплением на 2010г., общая площадь которого составляет 87.3 кв.м., исходя из следующей формулы (п. 3, Постановления Совета администрации Красноярского края №17-п от 21.01.2005):

75,7: 0,266: 0,7: *22=8,94 складских кубических метров в год, где

75,7 - Единая норма отпуска топлива населению по Красноярскому краю,

22 кв.м. - социальная норма площади жилья

- 0,266 - коэффициент перевода условного топлива (дров) в натуральное,

0,7 - коэффициент перевода плотных кубических метров дров в складские.

На основании Постановления Правительства Красноярского края от 27.01.2010года №34-п (Об утверждении предельных цен на топливо твердое) для Большеулуйского района стоимость одного складского кубометра дров на 2010 год равна 316руб.48коп., стоимость доставки одного складского кубометра дров равна 116руб.82коп. Норма дров на 1 кв.м. в денежном выражении составила 10руб.72коп. Норма доставки дров на 1 кв. метр составила 3руб.96коп. Размер субсидии на твердое топливо с доставкой за 2010г. для жилого помещения с общей площадью жилого помещения 87,3 составляет 15378руб.84коп. (10,72*87,3) + (3,96*87,3)* 12).

Таким образом, на приобретение твердого топлива с доставкой за 2009-2010 гг. для жилого помещения, в котором проживает Береговая В.В., общей площадью 87,3 кв.м. размер субсидии составляет 30757руб.68коп.

Оценивая требования истца о взыскании мер социальной поддержки на освещение суд удовлетворяет данное требование частично по следующим основаниям и в следующем размере.

Закон Красноярского края от 7 февраля 2008 года № 4-1256, вступивший в силу с 9 марта 2008 года, а также Постановление Правительства Красноярского края от 19 июня 2009 года, № 318-П, утвердившее Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение данных расходов производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, /в том числе юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги отопления /теплоснабжения/ в безналичной форме, путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств. В соответствии с Законом Красноярского края от 10 июня 2010 года № 10-4691 Порядком данные расходы подлежали компенсации органом местного самоуправления за счет средств краевого бюджета.

В соответствии с вышеуказанными правовыми нормами суд не находит оснований для взыскания с УСЗН администрации Большеулуйского района мер социальной поддержки по оплате за освещение за период с 1 января 2009 года по 1июля 2010 года, так как в данный период услуга по освещению предоставлялась в натуральной форме. Добровольная оплата истцом за потребленную электроэнергию не является основанием для компенсации данных расходов истца.

Истцом представлены Акт сверки расчетов по электроэнергии /л.д.34/, квитанции об оплате за потребленную электроэнергию 04 августа 2010г. - 144руб.; 24 августа 2010г. - 472руб.21коп.; 30 сентября 2010г. - 140руб. ; 27 октября 2010 года - 124руб.80коп.; 17 ноября 2010 г. - 134руб.40коп.; 18 декабря 2010г. - 250руб.00коп. /л.д.66/.

При таких обстоятельствах суд взыскивает в пользу истца компенсацию на освещение в сумме 1265руб.41коп.

В остальной части отказывает.

Доводы и ссылки ответчика на Постановление Правительства Красноярского края от 13 мая 2009 года № 250-П «Об утверждении методики определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения» из расчета удельной мощности приборов освещения в размете на один квадратный метр общей площади жилого помещения в размере 0,015квт/кв.м, Расчет ответчика /л.д.40/, суд не принимает, так как действующим законодательством льготы педагогам предоставляются в полном объеме потребленных услуг по освещению и отоплению без каких-либо количественных ограничений. Нормативы потребления и освещения на федеральном уровне не ограничены и не зависят от размера занимаемого помещения и нормативов потребления.

Постановление Правительства Красноярского края от 13 мая 2009 года № 250-П «Об утверждении методики определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения» не предусматривает полного возмещения расходов по оплате за освещение, на что Береговая В.В. имеет право в соответствии с федеральным законодательством. Поскольку по своей юридической силе федеральный закон выше иного нормативного правового акта, принятого субъектом Российской Федерации, Береговая В.В. имеет право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 55 Закона РФ «Об образовании», гарантирующей педагогам право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в полном объеме. Поэтому педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения в полном объеме.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Береговой Валентины Васильевны к УСЗН администрации Большеулуйского района о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки взыскании невыплаченных денежных сумм удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ УСЗН администрации Большеулуйского района в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением.

Взыскать с УСЗН администрации Большеулуйского района в пользу Береговой Валентины Васильевны меры социальной поддержки в размере 32023руб.09коп., из них: на приобретение и доставку твердого топлива - 30757руб.68коп., на освещение - 1265руб.41коп.; возврат государственной пошлины в сумме 200руб., а всего взыскать 32223руб.09коп.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Большеулуйский районный суд.

Судья Марченко П.С.