Большереченский районный суд Омской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Большереченский районный суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-231/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Большереченский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Шепелиной Е.В.,
при секретаре Аскаровой И.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Большеречье,
29 марта 2011 года
дело по заявление прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большереченского района Омской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, выразившиеся в не проведении в период с 01.01.2009 по 18.03.2011 в соответствии с требованиями законодательства косметического ремонта памятника и не проведении в период с 30.06.2008 по 18.03.2011 в соответствии с требованиями законодательства косметического ремонта памятника .
В обоснование своих требований прокурор указывал, что проверкой исполнения администрацией Большереченского городского поселения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия установлено, что в установлен памятник ., а по расположен памятник .
Указанные объекты культурного наследия решением исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № внесены в список памятников истории и культуры Омской области, подлежащих государственной охране как памятники местного значения.
На основании Закона Омской области от 14.05.2007 № 881-03 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Большереченским муниципальным районом Омской области и входящими в его состав поселениями Омской области» данные памятники безвозмездно переданы из собственности Большереченского муниципального района Омской области в собственность Большереченского городского поселения.
Вместе с тем, в период с 01.01.2009 по 18.03.2011 администрацией Большереченского городского поселения косметический ремонт памятника в соответствии с требованиями законодательства не осуществлен, задание и разрешение на соответствующий косметический ремонт у Министерства культуры Омской области не получено, информационная надпись на памятнике отсутствует.
Аналогичные нарушения имеют место в отношении памятника
В связи с чем просил:
- признать незаконным бездействие администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, выразившиеся в не проведении в период с 01.01.2009 по 18.03.2011 в соответствии с требованиями законодательства косметического ремонта памятника ;
- признать незаконным бездействие администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, выразившиеся в не проведении в период с 30.06.2008 по 18.03.2011 в соответствии с требованиями законодательства косметического ремонта памятника .;
- обязать администрацию Большереченского городского поселения получить у Министерства Культуры Омской области задание и разрешение на проведение соответствующего косметического ремонта памятника , а также в срок до 30.06.2011 установить информационную надпись на памятнике ;
- обязать администрацию Большереченского городского поселения получить у Министерства Культуры Омской области, задание и разрешение на проведение соответствующего косметического ремонта , а также в срок до 30.06.2011 установить информационную надпись на памятнике
В судебном заседании прокурор Черемных Н.А. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области Шаповалов Е.Ю. исковые требования признал в полном объёме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статьёй 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом 09.10.1992 № 3612-1, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения. Аналогичная норма предусмотрена п. 13 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
По положениям ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Согласно ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия помимо прочего включает в себя ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
Ремонт памятника представляет собой научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (ст. 42 Федерального закона № 73-ФЗ).
На основании ст.ст. 45-46 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного
наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Согласно ст. 52 Федерального закона № 73-ФЗ юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Использование объекта культурного наследия с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.
Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований:
обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта;
согласование осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
Согласно ст.ст. 59, 60, 62, 64 Постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 «Об утверждении положения об охране и использовании памятников истории и культуры» порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В охранных документах предусматривается порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
Статьей 11 Закона Омской области от 03.04.1996 № 48-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Омской области» предусмотрено, что на объектах культурного наследия регионального значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия, а именно: сведения о наименовании объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта; сведения о категории историко-культурного значения объекта; сведения о виде объекта.
Информационные надписи и обозначения устанавливаются по согласованию с органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия, за счет средств собственника.
Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется муниципальным правовым актом.
Согласно ст. 19 Закона Омской области от 03.04.1996 № 48-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Омской области» нарушение установленных данным Законом и иными нормативными правовыми актами Омской области требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, включенных в реестр, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом Омской области об административных правонарушениях.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, проверкой, проведённой прокуратурой Большереченского района установлено, что в р.п. Большеречье по установлен памятник ., а по расположен памятник .
Указанные объекты культурного наследия решением исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 26.06.1980 № 239/10 внесены в список памятников истории и культуры Омской области, подлежащих государственной охране как памятники местного значения.
На основании Закона Омской области от 14.05.2007 № 881-03 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Большереченским муниципальным районом Омской области и входящими в его состав поселениями Омской области» данные памятники безвозмездно переданы из собственности Большереченского муниципального района Омской области в собственность Большереченского городского поселения.
30.06.2008 администрацией Большереченского городского поселения в отношении памятника оформлены охранные обязательства №.
Согласно п. 2.1. охранных обязательств, собственник, т.е. администрация Большереченского городского поселения принимает на себя обязанности по обеспечению финансирования, организацию и выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника ), в том числе консервацию, реставрацию, воссоздание, ремонт, приспособление для современного использования и иных необходимых мероприятий.
Пунктом 2.1.9 охранных обязательств предусмотрено, что администрация в месячный срок после перехода права собственности на объект культурного наследия (памятник ) на условиях согласованных с органов охраны должна заключить договор страхования объекта культурного наследия на случай его полного или частичного разрушения.
В соответствии с п. 2.1.12. при осуществлении реставрации, реконструкции, капитального ремонта объекта культурного наследия, до начала проведения проектно-изыскательных работ получить у Органа охраны архитектурно-реставрационное задание.
В силу п. 2.1.13. при проведении реставрационных и иных работ на объекте культурного наследия с органом охраны должен быть заключен договор на ведение технического надзора.
Неотъемлемой частью охранных обязательств на памятник является акт технического состояния № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному акту администрация Большереченского городского поселения в целях сохранения и создания нормальных условия для его использования обязана была в течение 2009 года провести косметический ремонт памятника , а также установить информационную надпись, за период 2008 года администрация городского поселения должна была согласовать информационную надпись с Министерством культуры.
Вместе с тем, в период с 01.01.2009 по 18.03.2011 администрацией Большереченского городского поселения косметический ремонт памятника в соответствии с требованиями законодательства не осуществлен, задание и разрешение на соответствующий косметический ремонт у Министерства культуры Омской области не получено, информационная надпись на памятнике отсутствует.
Аналогичные нарушения имеют место и в отношении памятника ., на который охранные обязательства № оформлены ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе
обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов
граждан, неопределенного круга лиц, интересов государства или
муниципальных образований. В данном случае бездействие администрации
Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района ведет к нарушению прав граждан установленных ст. 44 Конституции РФ на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям.
Таким образом, требования, заявленные прокурором в интересах неопределённого круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению с учётом принятия судом признания иска ответчиком как не противоречащее закону и не нарушающее интересов третьих лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц.
Признать незаконным бездействие администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, выразившиеся в не проведении в период с 01.01.2009 по 18.03.2011 в соответствии с требованиями законодательства косметического ремонта памятника .
Признать незаконным бездействие администрации Большереченского городского поселения Большереченского муниципального района Омской области, выразившиеся в не проведении в период с 30.06.2008 по 18.03.2011 в соответствии с требованиями законодательства косметического ремонта
Обязать администрацию Большереченского городского поселения получить у Министерства Культуры Омской области задание и разрешение на проведение соответствующего косметического ремонта памятника , а также в срок до 30.06.2011 установить информационную надпись на памятнике .
Обязать администрацию Большереченского городского поселения получить у Министерства Культуры Омской области, задание и разрешение на проведение соответствующего косметического ремонта памятника ., а также в срок до 30.06.2011 установить информационную надпись на памятнике .
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Большереченский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Судья Шепелина Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 31.03.2011г.