<данные изъяты> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 октября 2022 года село Большая Глушица Самарская область Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Пановой Е.И., при секретаре судебного заседания Кирилиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1050/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, установил: Административный истец Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО1, в котором просит взыскать с него недоимку по: - страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог за 2021 год в размере 8426 рублей, пеня за 2019 год в размере 820,12 рублей, пеня за 2020 год в размере 517,86 рублей, пеня за 2021 год в размере 23,87 рублей; - страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог за 2021 год в размере 785,03 рублей, пеня за 2019 год в размере 3497,04 рублей, пеня за 2020 год в размере 1994,19 рублей, пеня за 2021 год в размере 2,22 рублей, а всего задолженности на общую сумму 16 066,33 рублей. Из иска следует, что административный ответчик осуществляет свою деятельность в качестве адвоката с 2015 года по настоящее время, соответственно обязан был уплатить указанные взносы, но не исполнил свои обязанности, несмотря на выставленное требование. Административный истец в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, требования по административному иску поддержал, и просил их удовлетворить. Административный ответчик в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без моего участия, в иске отказать, в связи с добровольным погашением задолженности в части обязательного медицинского страхования, а именно пени за 2019-2020 г., в остальной части отказать, поскольку является пенсионером органов прокуратуры. Изучив материалы административного дела, суд приходит к отказу в удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям: Судом, на основании материалов дела, установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2015 года является пенсионером – получателем пенсии за выслугу лет как работник прокуратуры. Статья 19 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (ст. 6) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Конституционный суд РФ еще в январе 2020 года поручил федеральному законодателю устранить неопределенность ряда норм применительно к формированию и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 № 5-П), указав, что Подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Закона об обязательном пенсионном страховании, подпункт 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, часть четвертая статьи 7 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Закона о страховых пенсиях в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Закона об обязательном пенсионном страховании признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности по уплате соответствующих страховых взносов. Законодателем указанная неопределенность была устранена лишь в 2021 году. Федеральным законом № 502-ФЗ статья 6 и статья 7 Федерального закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ № 4468-1) и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Нормами статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Таким образом, адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ № 4468-1, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Законом РФ № 4468-1 установлено, что пенсионное обеспечение лиц, осуществляется: Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой судебных приставов. Для отнесения физического лица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ № 4468-1 и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с Заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по рекомендуемой форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения. В случае, если в пенсионном удостоверении не указанно, что пенсия за выслугу лет или по инвалидности назначена в соответствии с Законом РФ № 4468-1, то дополнительно представляется Справка из федерального ведомства, осуществляющего его пенсионное обеспечение, о подтверждении факта получения пенсии в соответствии с Законом РФ № 4468-1. Кроме того, в связи с вступлением Федерального закона № 502-ФЗ в силу с 10.01.2021 года, у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ № 4468-1, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекращается с 11.01.2021 года. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В ст. 3 указанного выше Федерального закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что: - обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения; - обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти. В силу ст. 5 указанного Закона обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. В ст. 8 данного Закона указано, что страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В ст. 9 указанного закона установлено, что обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются страховая пенсия по старости. В ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О страховых пенсиях» устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. При этом в ст. 43 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" отмечено, что служба в органах и организациях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку. Прокуроры имеют право на выход в отставку. Основаниями отставки являются: выход на пенсию, предусмотренную пунктом 2 статьи 44 настоящего Федерального закона. В ст. 44 указано, что пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. В Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 указано, что лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору. В ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения. Таким образом, с учетом изложенного выше, принимая во внимание обстоятельства дела и положения приведенного выше законодательства, суд приходит к выводу, что административный ответчик является получателем пенсионного обеспечения как прокурорский работник находящийся в отставке, им сделан выбор в части пенсионного обеспечения как прокурорского работника. Выйдя в отставку в 2015 году, в возрасте 53 лет, получая уже пенсию как прокурорский работник (выбор сделан именно им), он, не имея обязанности страхователя по обязательному пенсионному страхованию по накопительной пенсии, не должен осуществлять уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку право на таковое он уже и не приобретет, так как до достижения 65 летнего возраста он не выработает необходимого 15 летнего страхового стажа. Выплата страховых взносов в данном случает и невозможность их использования в дальнейшем как страхователем создаст условия для неосновательного обогащения страховщика, а в равной степени будет противоречить основной цели Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указанной в ст. 1 и приведенной выше. Кроме того, в ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Несмотря на то, что законодатель только в 2021 году предоставил возможность адвокатам из числа пенсионеров, получающих пенсионное обеспечение в силу положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, и не установил обратную силу законодательных изменений, суд, с учетом приведенной выше позиции Конституционного суда РФ, который, как уже указывалось выше, еще в январе 2020 года поручил федеральному законодателю устранить неопределенность ряда норм применительно к формированию и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 № 5-П), принимая во внимание заявление административного ответчика о незаконности взыскания с него указанного взноса, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для взыскания с него задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере 785,03 руб., пеня за 2019 год в размере 3497,04 рублей, пеня за 2020 год в размере 1994,19 рублей, пеня за 2021 год в размере 2,22 рублей. Кроме того, ФИО1 направил в МИФНС №11 по Самарской области заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (КНД 1150118) от ДД.ММ.ГГГГ, на которое получен ответ от заместителя начальника МИФНС №ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере прекращается с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования административного истца о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог за 2021 год в размере 8426 рублей, пеня за 2021 год в размере 23,87 рублей, поскольку такая обязанность у административного ответчика отсутствует с ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимание, что административным ответчиком ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ погашена задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: пеня за 2019 год в размер 820,12 руб., пеня за 2020 год в размере 517,86 руб., исковые требования Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области не подлежат удовлетворению. В силу ч. 2 ст. 114 КАС РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета. Поскольку административный истец в порядке ст. 333.35 НК РФ освобожден при подаче иска от уплаты государственной пошлины, то расходы по государственной пошлине с административного истца в доход государства взысканию не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд, решил: Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование оставить без удовлетворения. Данное решение суда является самостоятельным основанием для признания начисленной ранее налоговым органом задолженности ФИО1, ИНН №, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2021 год в размере 8426 рублей, пеня за 2021 год в размере 23,87 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог за 2021 год в размере 785,03 рублей, пеня за 2019 год в размере 3497,04 рублей, пеня за 2020 год в размере 1994,19 рублей, пеня за 2021 год в размере 2,22 рублей, неподлежащими взысканию и списанию как безнадежной к таковой. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в месячный срок со дня вынесения решения. Решение в окончательной форме изготовлено 31.10.2022. Судья подпись <данные изъяты> |