НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Большеглушицкого районного суда (Самарская область) от 19.05.2011 № 2-132

                                                                                    Большеглушицкий районный суд Cамарской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Большеглушицкий районный суд Cамарской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«19» мая 2011 года с. Большая Глушица

Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе председательствующего Тарабариной О. В.,

при секретаре Романовской С. Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-132/2011 по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ и Администрации сельского поселения Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области о возложении обязанности по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения и совершению действий по страхованию риска гражданской ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ разработать в установленном порядке и направить на утверждение в Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору декларацию безопасности гидротехнического сооружения «гидроузел на овраге Глушица», а также совершить действия по страхованию риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация сельского поселения Большая Глушица муниципального района Самарской области (собственник ГТС).

В судебном заседании прокурор Петров Д. В. исковые требования уточнил, просил обязать МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ и Администрацию сельского поселения Большая Глушица муниципального района Самарской разработать в установленном порядке и направить на утверждение в Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору декларацию безопасности гидротехнического сооружения «гидроузел на овраге Глушица», а также совершить действия по страхованию риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Представитель ответчика МУП ПОЖКХ Белоусов Д. Б. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) иск признал.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения Большая Глушица муниципального района Самарской Семенова Л. В. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) иск не признала, ссылаясь на отсутствие в бюджете сельского поселения Большая Глушица денежных средств на выполнение мероприятий, указанных в иске, просила возложить соответствующие обязанности на эксплуатирующую организацию - МУП ПОЖКХ.

Представитель третьего лица - Средне-Поволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, заслушав пояснения прокурора Петрова Д. В., представителей ответчиков Белоусова Д. Б., Девяткина О. А., Семеновой Л. В., исследовав материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений на территории муниципального района Большеглушицкий Самарской области, в ходе которой установлено, что на территории муниципального района имеется гидротехническое сооружение: грунтовая плотина, паводковый водосброс, донный водовыпуск «гидроузел на овраге Глушица».

На основании статей 7, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» данный комплекс внесён в Российский регистр гидротехнических сооружений под регистрационным номером №

Гидротехническое сооружение «гидроузел на овраге Глушица» является собственностью Администрации сельского поселения Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, эксплуатируется МУП Большеглушицкого района ПОЖКХ, у которого находится на праве хозяйственного ведения.

Статьёй 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в
том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических
сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием,
обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое
сооружение;

- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по
максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на
гидротехнических сооружениях;

- ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение
безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В силу требований статьи 9 вышеуказанного закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

- обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических
сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте,
реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического
сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных
осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную
оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом
работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных
воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности,
связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на
прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности
гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического
сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению
технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также
по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации
аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать
соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей
организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о
чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения
взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического
сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности
гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы
местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта -
население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области
безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о
вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения,
обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации
последствий аварий гидротехнического сооружения.

Статьёй 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено понятие «обеспечение безопасности гидротехнического сооружения» - это разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Согласно той же статье названного закона меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения определяются в декларации безопасности гидротехнического сооружения.

В статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, в котором содержатся сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, обосновывается безопасность гидротехнического сооружения, а также определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учётом его класса (статьи 3, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию (статья 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

В нарушение вышеперечисленных требований ответчиками декларация безопасности на гидротехническое сооружение «гидроузел на овраге Глушица» до настоящего времени не разработана и не представлена для утверждения в Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Кроме того, согласно статье 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Вопреки требованиям статей 15, 16, 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ответчиками до настоящего времени не совершены действия по страхованию риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Бездействием ответчиков, в течение длительного время не выполняющих возложенные на них федеральным законодательством обязанности по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения «гидроузел на овраге Глушица» и направлению её на утверждение в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, а также невыполнение обязанности произвести страхование риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьёй 42 Конституции Российской Федерации, а также предусмотренные пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» права граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данные права являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, защищаются гражданским законодательством и обеспечиваются правосудием на основании статей 17, 18 Конституции России, статей 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, суд считает, что имеются основания для возложения на ответчиков обязанности разработать в установленном порядке и направить на утверждение в Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору декларацию безопасности гидротехнического сооружения «гидроузел на овраге Глушица», а также совершить действия по страхованию риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии указанного гидротехнического сооружения, т. о. исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, признание представителем ответчика МУП ПОЖКХ иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем принимается судом.

Возражения представителя ответчика Семеновой Л. В. являются несостоятельными, противоречат нормам действующего законодательства РФ, в частности, приведенного выше Закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений», выполнение требований которого не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в т. ч. наличия (отсутствия) соответствующих денежных средств, выполнение обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения возложена на собственника и эксплуатирующую организацию в равной степени, оснований для освобождения Администрации сельского поселения Большая Глушица от выполнения соответствующих обязанностей не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать МУП Большеглушицкого района Самарской области ПОЖКХ и Администрацию сельского поселения Большая Глушица муниципального района Самарской области разработать в установленном порядке и направить на утверждение в Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору декларацию безопасности гидротехнического сооружения «гидроузел на овраге Глушица», а также совершить действия по страхованию риска гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии указанного гидротехнического сооружения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Большеглушицкий районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья подпись