Дело №2-611/2021
УИД 69RS0004-01-2021-000998-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2021 года город Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Калько И.Н.,
при секретаре Турлаковой А.В.,
с участием истца Орлова В.А.,
представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бологовском районе Тверской области Самолётовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области гражданское дело по иску Орлова В.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бологовском районе Тверской области, Государственному учреждению - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области и Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области о признании незаконными действий, о признании незаконным решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат; протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм; решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, и взыскании денежных средств,
установил:
Орлов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бологовском районе Тверской области и Государственному учреждению - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области о признании незаконными действий, о признании незаконным решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат; протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм; решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, и взыскании денежных средств, мотивируя свои требования тем, что 21.11.2011г. он обратился в Управление ПФР в Бологовском районе Тверской области с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. К заявлению были приложены документы, подтверждающие факт нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи - О.Н.А., ДАТА г.р. Ему была назначена страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом повышения лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи. ДАТАО.Н.А. скончалась, о чем свидетельствует актовая запись от ДАТА№.... 26.08.2013г. он обратился в ГУ УПФ РФ в Бологовском районе Тверской области с заявлением о выплате социального пособия на погребение, приложив к указанном заявлению справку о смерти №...О.Н.А. Таким образом, сведения о смерти О.Н.А. поступили в ГУ УПФ РФ в Бологовском районе Тверской области 26.08.2013г. Управлением ПФР в Бологовском районе Тверской области в результате сверки баз данных ПФР и органов ЗАГС только 20.11.2019г. установлено, что О.Н.А. скончалась ДАТА На основании указанной сверки баз данных 20.11.2019г. начальником УПФ вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат №107, согласно которому УПФР Бологовском районе выявлена ошибка, допущенная при выплате повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом находящегося на иждивении нетрудоспособного члена семьи - О.Н.А. (СНИЛС №...), установленной Орлову В.А., то есть ему. Кроме того, согласно указанному решению повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом находящегося на иждивении нетрудоспособного члена семьи выплачивалась с ошибкой с 01.09.2013г. по 30.11.2019г. На основании указанного решения Центром по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Тверской области вынесен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 02.10.2020г. №3/2019/41, согласно которому размер излишне выплаченной ему пенсии за период с 01.09.2013г. по 30.11.2019г. составил 116262 рубля 25 копеек. Также 29.10.2020г. Центром по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Тверской области вынесено решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру №3/2019/41, согласно которому с 01.12.2020г. ежемесячно из его пенсии будет удерживаться денежная сумма в размере 20.0%. Он не согласен с указанными действиями ГУ УПФ РФ в Бологовском районе Тверской области и Центра по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Тверской области. ГУ УПФ РФ в Бологовском районе Тверской области имелось достаточно времени для выявления переплат. Однако решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) ему пенсии принято только 20.11.2019г., протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии оформлен и решение об удержании излишне выплаченных сумм принято Центром ПФР в Тверской области по выплате пенсий соответственно 02.10.2020г. и 29.10.2020г. по излишне выплаченным суммам за период с 01.09.2013г. по 30.11.2019г. Отсутствие у ГУ УПФ РФ в Бологовском районе Тверской области технических возможностей по сличению пенсионных дел, а также иных баз данных в 2013 году не свидетельствует о невозможности выявления переплаты вплоть до ноября 2019 года. Кроме того, считает, что свою обязанность по извещению ГУ УПФ РФ в Бологовском районе Тверской области об обстоятельствах, влияющих на изменение размера его пенсии, он выполнил еще в 2013 году. На основании изложенного просит суд признать действия ГУ УПФ РФ в Бологовском районе Тверской области по вынесению решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат незаконным; признать действия Центра по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Тверской области по вынесению протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 02.10.2020г. №3/2019/41, а также решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, №3/2019/41, незаконными; признать решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат от 20.11.2019г. №107 ГУ УПФ РФ в Бологовском районе Тверской области незаконным; признать протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от 02.10.2020г. №3/2019/41 и решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, №3/2019/41 Центра по выплате пенсий щ обработке информации ПФР в Тверской области незаконными; вернуть незаконно взысканную сумму денежных средств в размере 28672 рубля 70 копеек.
Определением Бологовского городского суда Тверской области от 03 сентября 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области.
В судебном заседании истец Орлов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бологовском районе Тверской области Самолётова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Ответчики ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области и ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, будучи надлежащим образом извещенными о дне, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ), действовавшего в период назначения Орлову В.А. базового размера страховой части трудовой пенсии как лицу, у которого на иждивении находится недееспособное лицо, было определено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В силу статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 1 статьи 25).
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 статьи 25, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ).
Аналогичные положения об ответственности виновных лиц в случае предоставления ими недостоверных сведений или несвоевременного предоставления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотрены статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015г.
Согласно частям 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ установлено, что пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).
Судом установлено и из материалов дела следует, что с 16 декабря 2005 года Орлову В.А. назначена пенсия трудовая по старости на основании ст.7.1 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Орлов В.А. принял на себя обязательство безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, о чем свидетельствует заявление Орлова В.А. от 16 декабря 2005 года.
Распоряжением Территориального отдела социальной защиты населения Бологовского района Тверской области №... от ДАТА Орлов В.А. назначен опекуном О.Н.А., ДАТА года рождения, признанной решением суда <....>.
21 ноября 2011 года Орлов В.А. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бологовском районе Тверской области с заявлением о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии на основании пункта 2 ст.17 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с нахождением у него под опекой <....> сестры О.Н.А., в связи с чем Орлову В.А. с 01 декабря 2011 года был произведен расчет пенсии с учетом повышения.
ДАТАО.Н.А. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти и справкой о смерти №... от ДАТА.
26 августа 2013 года Орлов В.А. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бологовском районе Тверской области с заявлением о выплате социального пособия на погребение О.Н.А., предоставив справку о ее смерти. На основании указанного заявления и справки о смерти Орлову В.А. было выплачено пособие на погребение в размере 4763 рубля 96 копеек.
20 ноября 2019 года ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бологовском районе Тверской области вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат №107, заключающейся в ошибочной выплате Орлову В.А. в период с 01.09.2013г. по 30.11.2019г. повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом находящегося на иждивении нетрудоспособного члена семьи.
На основании протокола о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (социальной выплаты) №3/2019/41 от 02 октября 2020 года ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области принято решение об удержании с 01 декабря 2020 года ежемесячно в размере 20% из назначенной Орлову В.А. страховой пенсии по старости излишне выплаченных ему сумм фиксированной выплаты за период с 01.09.2013г. по 30.11.2019г. в размере 116262 рубля 25 копеек в связи с несообщением Орловым В.А. о факте смерти ДАТА лица, находившегося у него на иждивении.
На основании указанного решения с Орлова В.А. в период с декабря 2020 года по июль 2021 года удержано 28672 рубля 70 копеек, что подтверждается информацией ОПФР по Тверской области.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018г. N10-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой" (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018г. N10-П), содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018г. N10-П отмечено, что судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия. Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлениях от 6 июня 1995г. N7-П, от 13 июня 1996г. N14-П, от 28 октября 1999г. N14-П, от 22 ноября 2000г. N14-П, от 14 июля 2003г. N12-П, от 12 июля 2007г. N10-П и др. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) (абзац девятый пункта 4 Постановления).
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации с гражданина, которому пенсионным органом назначены страховая (трудовая) пенсия по старости и фиксированная выплата, в частности как лицу, у которого на иждивении находится инвалид I группы, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на пенсионном органе, требующем их возврата.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований Орлова В.А., возражений ответчика относительно иска и подлежащих применению норм материального права является установление следующего обстоятельства: имела ли место со стороны Орлова В.А. недобросовестность при получении им в период с 01 сентября 2013 года по 30 ноября 2019 года одновременно страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты, назначенной ему как лицу, у которого на иждивении находится нетрудоспособный член семьи.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Орлова В.А.) при разрешении требований истца о признании незаконным решения пенсионного органа о взыскании с лица излишне выплаченных ему сумм пенсии презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Орлова В.А. при получении им фиксированной выплаты возлагается на ответчика - пенсионный орган, принявший решение о взыскании излишне выплаченных истцу сумм фиксированной выплаты за период с 01 сентября 2013 года по 30 ноября 2019 года.
Вместе с тем, доказательства с достоверностью подтверждающие недобросовестность Орлова В.А. при получении им фиксированной выплаты стороной ответчика суду не представлено.
Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии определен в статье 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014г. N884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил N884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости и иных пенсионных выплат осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении пенсионных выплат со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за назначением пенсионных выплат, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения пенсионных выплат документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении пенсионных выплат или об отказе в их назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований, истец ссылается на то, что 26 августа 2013 года пенсионным органом ему осуществлена выплата социального пособия на погребение сестры О.Н.А. При обращении за назначением пособия на погребение в пенсионный орган была представлена официальная справка о смерти.
Таким образом, Орлов В.А. уведомил пенсионный орган о наступлении события, являющегося основанием для прекращения осуществления ему фиксированной выплаты как лицу, у которого на иждивении находится нетрудоспособное лицо. Какие-либо разъяснения по вопросу прекращения ему спорной выплаты уполномоченными должностными лицами территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации даны не были. Кроме того, об обязанности сообщить о наступлении обстоятельств, прекращающих повышенную выплату, не было разъяснено Орлову В.А. и при принятии у него заявления о перерасчете пенсии 21 ноября 2021 года, о чем свидетельствует его личное заявление.
При таких обстоятельствах, а также с учетом не представления стороной ответчика доказательств недобросовестности Орлова В.А. при получении им в период с 01 сентября 2013 года по 30 ноября 2019 года одновременно страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты, назначенной ему как лицу, у которого на иждивении находится нетрудоспособное лицо, суд приходит к выводу, что Орлов В.А., действуя добросовестно, после смерти сестры О.Н.А., известил орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение назначенных ему выплат, что предусмотрено ч.5 ст.26 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ, представив в пенсионный орган справку о смерти.
При таких обстоятельствах действия ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области по вынесению протокола о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (социальной выплаты) №3/2019/41 от 02 октября 2020 года и решения №3/2019/41 от 02 октября 2020 года о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, являются незаконными, в связи с чем протокол ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (социальной выплаты) №3/2019/41 от 02 октября 2020 года и решение ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области №3/2019/41 от 02 октября 2020 года о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, также являются незаконными, а удержанные суммы в размере 28672 рубля 70 копеек подлежат возврату Орлову В.А.
Поскольку решение ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бологовском районе Тверской области от 20 ноября 2019 года №107 об обнаружении ошибки носит информативный характер и не повлекло нарушений прав истца, в удовлетворении исковых требований Орлова В.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бологовском районе Тверской области суд отказывает в полном объеме.
Принимая во внимание, что денежные средства, удержанные из пенсии Орлова В.А. на основании решения, признанного судом незаконным, находятся на расчетном счету ОПФР по Тверской области, суд взыскивает с ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области в пользу Орлова В.А. денежные средства в размере 28672 рубля 70 копеек, в остальной части исковых требований к указанному ответчику отказывает.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Орлова В.А. к Государственному учреждению - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области о признании незаконными действий, о признании незаконным решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат; протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм; решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, и взыскании денежных средств, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области по вынесению протокола о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (социальной выплаты) №3/2019/41 от 02 октября 2020 года и решения №3/2019/41 от 02 октября 2020 года о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру.
Признать незаконными протокол Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (социальной выплаты) №3/2019/41 от 02 октября 2020 года и решение Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области №3/2019/41 от 02 октября 2020 года о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру.
В удовлетворении остальной части исковых требований Орлова В.А. к Государственному учреждению - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Тверской области отказать.
Исковые требования Орлова В.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области о признании действий незаконными, о признании незаконным решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат; протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм; решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, и взыскании денежных средств, удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области в пользу Орлова В.А. денежные средства в размере 28672 рубля 70 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Орлова В.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области отказать.
В удовлетворении исковых требований Орлова В.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бологовском районе Тверской области о признании незаконными действий, о признании незаконным решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных социальных выплат; протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм; решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, и взыскании денежных средств, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.Н.Калько
Мотивированное решение составлено 28 сентября 2021 года.
Дело №2-611/2021
УИД 69RS0004-01-2021-000998-98