НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бологовского городского суда (Тверская область) от 15.01.2019 № 12-1/19

Дело № 12-1/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

15 января 2019 года г. Бологое, ул. Кирова, д. 9

Судья Бологовского городского суда Тверской области Кулаков С.А., рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отделения (по учёту материальных средств) № 3 отдела учёта и отчётности Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» Чудаковой Е.Н., <....>

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области А.Е.Р. от 20 ноября 2018 года № 36-18-12/40-2018 должностное лицо – начальник отделения (по учёту материальных средств) № 3 отдела учёта и отчётности Федерального казённого учреждения (ФКУ) «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» Чудакова Е.Н. – признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Чудакова Е. Н. признана виновной в том, что она совершила представление заведомо недостоверной бюджетной отчётности и иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении, данное административное правонарушение было совершено при следующих обстоятельствах:

«В ходе плановой выездной проверки, назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Тверской области от 8 августа 2018 года № 91 «О назначении плановой выездной проверки в Федеральном казённом учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» и проведённой в ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области», установлены факты нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и представления бюджетной отчётности.

Нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

- ведёт бюджетный учёт (обеспечивает ведение бюджетного учёта) (подпункт 5 пункта 1 статьи 162 БК РФ);

- формирует бюджетную отчётность (обеспечивает формирование бюджетной отчётности) и представляет бюджетную отчётность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств (подпункт 6 пункта 1 статьи 162 БК РФ);

- осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (подпункт 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 264.1 БК РФ единая методология и стандарты бюджетного учёта и бюджетной отчётности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 БК РФ бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

В силу пункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» действие настоящего Федерального закона распространяется, в том числе, на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 402-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учёта активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчётности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учёта, а также информации, определённой федеральными и отраслевыми стандартами (часть 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ).

Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 11 Инструкции № 191н определено, что в состав бюджетной отчётности включается Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н, определено, что при ведении бухгалтерского учёта субъект учёта обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчётности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчётности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчётности) (пункт 4 Инструкции № 157н).

Инструкцией № 191н определено, что в разделе «Нефинансовые активы» отражаются остатки по стоимости нефинансовых активов в разрезе счетов бюджетного учёта (пункт 16 Инструкции № 191н).

Счёт 105.00 «Материальные запасы» предназначен для учёта материальных ценностей в виде сырья, материалов, приобретённых (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведённой учреждением и приобретённых для продажи товаров (пункт 98 Инструкции № 157н).

В ходе проверки установлены факты учёта по счёту 105.00 «Материальные запасы» основных средств, подлежащих учёту по счёту 101.00 «Основные средства», а именно: в составе материальных запасов на субсчёте 105.36 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» учтены основные средства, подлежащие учёту на балансовом субсчёте 101.34 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения», на сумму 40552,52 рублей (тиски в количестве 7 единиц на общую сумму 21300 рублей, метршток в количестве 7 единиц на общую сумму 19252,52 рублей (ОКОФ: 16 0000000)), в результате чего, в нарушение пункта 1 статьи 162, пункта 2, пункта 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пунктов 3, 4, 117-118 Инструкции № 157н, пункта 166 Инструкции № 191н, допущено искажение бюджетной отчётности по состоянию на 1 января 2018 года по графе 8 строки 080 Баланса (ф. 0503130), по графе 11 строки 190 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) и искажение учётных данных за 2017 год по счёту 105.00 «Материальные запасы» на сумму 40552,52 рублей.

Чудакова Е.Н. назначена на должность начальника 3 отделения (по учёту материальных средств) приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» от 9 апреля 2012 года № 33.

Согласно пунктам 2.5, 2.10, 4.1 должностной инструкции начальника отделения (по учёту материальных средств) ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» от 30 декабря 2013 года, Чудакова Е.Н. осуществляет организацию и контроль за учётом поступления, перемещения и выбытия нефинансовых активов, сбором, приёмом, обработкой и проведением по учёту всех документов для принятия к учёту нефинансовых активов, их перемещения и выбытия, ведением аналитического учёта нефинансовых активов, составляет сводную бюджетную отчётность за вверенное отделение (по учёту материальных средств) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и предоставляет начальнику отдела (главному бухгалтеру) в установленные сроки, несёт ответственность за невыполнение своих должностных и функциональных обязанностей.

В соответствии с функциональными обязанностями начальника отделения (по учёту материальных средств) № 3 отдела учёта и отчётности ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» Чудакова Е.Н. осуществляет организацию и контроль за ведением бюджетного учёта в части учёта нефинансовых активов за учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, в том числе войсковой части 45118.

Однако с возложенными обязанностями Чудакова Е. Н. не справилась, надлежащий контроль за ведением бюджетного учёта не осуществила, в результате чего предоставила в ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» недостоверную бюджетную отчётность по учёту материальных средств в войсковой части 45118 с искажением строки 190 по графе 11 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) и искажением учётных данных за 2017 год по счёту 105.00 «Материальные запасы» на сумму 40552,52 рублей, что привело к искажению бюджетной отчётности по состоянию на 1 января 2018 года по графе 8 строки 080 Баланса (ф. 0503130), необходимой для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вышеизложенное подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а также письменным объяснением Чудаковой Е. Н., из которого следует, что должностным лицом вверенного ей отделения (по учёту материальных средств) были отражены материальные ценности на счёте 105, которые, в свою очередь, следовало учитывать на счёте 101.00.

Таким образом, должностным лицом – начальником отделения (по учёту материальных средств) № 3 отдела учёта и отчётности ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» Чудаковой Е.Н. – не соблюдены требования пункта 1 статьи 162, пункта 2, пункта 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пунктов 3, 4, 117-118 Инструкции № 157н, пункта 166 Инструкции № 191н, допущено искажение бюджетной отчётности по состоянию на 1 января 2018 года по графе 8 строки 080 Баланса (ф. 0503130), по графе 11 строки 190 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) и искажение учётных данных за 2017 год по счёту 105.00 «Материальные запасы» на сумму 40552,52 рублей, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьёй 15.15.6 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: Тверская область, Бологовский район, Хотилово-2.

Дата совершения административного правонарушения: дата представления сведений для составления сводной годовой отчётности – 6 февраля 2018 года.».

Лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – начальником отделения (по учёту материальных средств) № 3 отдела учёта и отчётности ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» Чудаковой Е. Н. – подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, в которой заявитель просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием, в обоснование чего приводит следующие доводы:

- сведения для составления сводной бюджетной отчётности ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» представляются отделениями как самостоятельными субъектами учёта в виде бюджетной отчётности в соответствии с листами контроля, разрабатываемыми начальником отдела (главным бухгалтером) ежеквартально. Материальные ценности, относящиеся к объектам основных средств, на общую сумму 40552,52 рублей были отражены в составе материальных запасов, чем допущено искажение бюджетной отчётности, предоставленной Чудаковой Е. Н. начальнику отдела учёта и отчётности (главному бухгалтеру);

- в качестве заведомого искажения бюджетной отчётности, необходимой для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, был истолкован факт отнесения двух наименований нефинансовых активов (а именно – тиски и метршток) на счёт 105.00 «Материальные запасы», в то время как, по мнению контролёра-ревизора, они должны быть отражены на счете 101 «Основные средства». Счёт 105.00 «Материальные запасы» предназначен для учёта материальных ценностей в виде сырья, материалов, предназначенных для изготовления иных нефинансовых активов. ОКОФ 16 0000000, на который ссылается ревизор-контролёр, служит для классификации основных средств, учитываемых на счёте 101.36 «Инвентарь производственный и хозяйственный». Дальнейшая детализация общероссийского классификатора (16 3697050 «Инвентарь хозяйственно-бытового назначения, кроме литого и из жести»), говорит о том, что тиски (инструмент, который изготавливают, отливая из металла) и метршток (инструмент, изготовленный из жести) под это определение подходят не намного лучше, чем под определение из прочих материальных запасов. Таким образом, отнесение двух наименований нефинансовых активов на счёт 105 вместо счёта 101 не является заведомым искажением бюджетной отчётности, а представляет собой результат наличия не исключающих друг друга критериев для отнесения нефинансовых активов на счета 101.00 и 105.00. В сводном Балансе (ф. 0503130) для нивелирования подобных моментов строки 010 «Основные средства» и 080 «Материальные запасы» суммируются в строке 150 «Нефинансовые активы», и, таким образом, исключается влияние субъективных профессиональных решений о порядке учёта тех или иных материальных ценностей на хозяйственные решения, принимаемые пользователями бухгалтерской отчётности;

- в графе 8 строки 080 Баланса (ф. 0503130), представленного в ФКУ «УФО МО РФ по Тверской области» за отделение (по учёту материальных средств) № 3, отражена сумма 5732653672,8 рублей – сводные сведения об остатках материальных запасов обслуживаемых воинских частей по стоимости, отражённой на счёте 010500000 «Материальные запасы» по состоянию на 1 января 2018 года. Такая же сумма отражена по графе 11 строки 190 Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) и характеризует то же самое. Путём вычисления установлено, что искажение составило в процентном отношении примерно 0,0007074 %;

- нарушение имеет место быть, но в данном случае общественно опасные последствия, вызванные правонарушением, повлекшие существенное нарушение охраняемых общественных интересов, отсутствуют, поскольку сам факт неучтённого имущества отсутствует, что не искажает имущественного положения обслуживаемых воинских частей, а налицо факт отражения имущества на несоответствующих счетах. Нарушения были устранены в ходе проверки. Таким образом, отсутствие какого-либо вреда или тяжёлых последствий свидетельствует о том, что совершённое административное правонарушение является малозначительным, поскольку не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не создаёт существенной угрозы общественным отношениям в финансово-бюджетной сфере, не посягает на экономическую безопасность государства, не создаёт угрозы экономическому развитию. Действиями Управления Федерального казначейства по Тверской области по возбуждению и рассмотрению дела об административном правонарушении достигнута предупредительная цель административного производства.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – начальник отделения (по учёту материальных средств) № 3 отдела учёта и отчётности ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» Чудакова Е. Н. поддержала жалобу по основаниям и доводам, изложенным в ней, пояснив, что, исходя из нормативных требований, она считала необходимым учитывать тиски и метршток как материальные запасы. Эти инструменты поступили в войсковую часть до 2012 года именно в качестве материальных запасов, хотя документы об этом не сохранились, так как они уничтожены по истечении 5-летнего срока хранения. На протяжении 2012-2017 годов эти инструменты учитывались ею в бухгалтерском (бюджетном) учёте в качестве материальных запасов.

Представители административного органа, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, – Управления Федерального казначейства по Тверской области – В.С.М. и О.В.С. возражали против удовлетворения жалобы, пояснив, что Управлением было рассмотрено ходатайство Чудаковой Е. Н. о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения. В удовлетворении этого ходатайства было отказано, о чём вынесено мотивированное определение. Такие инструменты, как тиски и метршток, предназначены для длительного использования (более года), относятся к основным средствам и не могут быть отнесены к материальным запасам, так как не соответствуют критериям, изложенным в п. 99 Инструкции № 157н. По Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 метршток следует относить к категории «Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля, не включённые в другие группировки» (код 330.26.51.66). По приказу Росстандарта от 21 апреля 2016 года № 458 «Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов» тиски следует относить к категории «Инструмент строительно-монтажный ручной разного назначения» (код 14 2947119). Чудакова Е. Н. как бухгалтер должна это знать. В обжалуемом постановлении ошибочно указано, что по Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) тиски и метршток относятся к коду 16 0000000, это является опечаткой.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Заслушав объяснения участников производства по делу, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.

В ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчётности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчётности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Объективная сторона состава административного правонарушения, вменяемого Чудаковой Е. Н., состоит в представлении заведомо недостоверной бюджетной отчётности. Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется тем, что лицо, его совершившее, должно заведомо осознавать, что представляемая им бюджетная отчётность является недостоверной. В данном случае, исходя из обстоятельств вменяемого правонарушения, Чудакова Е. Н. должна была заведомо осознавать, что на основании действующих нормативных требований такие объекты движимого имущества, как тиски и метршток, относятся к основным средствам (фондам) и не могут учитываться в составе материальных запасов.

Согласно пп. 38 и 39 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27 сентября 2017 года № 148н, действовавшей во время совершения вменяемого административного правонарушения), счёт 10100 «Основные средства» предназначен для учёта операций с материальными объектами, относящимися в соответствии с положениями этой Инструкции к основным средствам. Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учёту в качестве основных средств. К основным средствам не относятся предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями этой Инструкции к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершённых капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

В соответствии с пп. 98 и 99 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27 сентября 2017 года № 148н, действовавшей во время совершения вменяемого административного правонарушения), счёт 10500 «Материальные запасы» предназначен для учёта материальных ценностей в виде сырья, материалов, приобретённых (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведённой учреждением и приобретённых для продажи товаров. К материальным запасам относятся:

- предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

- готовая продукция;

- товары для продажи;

- следующие материальные ценности независимо от их стоимости и срока службы:

орудия лова (тралы, неводы, сети, мерёжи и прочие орудия лова);

бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее);

лесные дороги, подлежащие рекультивации;

специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определённых изделий или для изготовления индивидуального заказа), независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства – изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твёрдого агрегатного состояния и т. п.;

специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях;

постельное бельё и постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.) и иной мягкий инвентарь;

временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

тара для хранения товарно-материальных ценностей;

предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;

молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчёл, подопытные животные;

многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;

готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т. п.);

оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ;

инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;

драгоценные и другие металлы для протезирования;

спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретённое по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;

материальные ценности специального назначения.

Упомянутая Инструкция не содержит исчерпывающего перечня движимого имущества, относящегося как к основным средствам, так и к материальным запасам, в ней не упоминаются такие объекты движимого имущества, как тиски и метршток.

Как видно из Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утверждённого постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта) от 26 декабря 1994 года № 359, Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятого и введённого в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 12 декабря 2014 года № 2018-ст, и приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 21 апреля 2016 года № 458 «Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов», в этих нормативных документах не значатся такие объекты движимого имущества, как тиски и метршток, в том числе по категории «Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля, не включённые в другие группировки» (код 330.26.51.66) и по категории «Инструмент строительно-монтажный ручной разного назначения» (код 14 2947119).

Судья соглашается с позицией административного органа о том, что тиски и метршток следует учитывать в бухгалтерском (бюджетном) учёте в качестве основных средств (фондов), так как это наиболее соответствует критериям, приведённым в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года № 157н. Вместе с тем, действующее законодательство не содержит правовых предписаний, которые однозначно указывали бы на то, что такие объекты движимого имущества, как тиски и метршток, подлежат учёту в качестве основных средств (фондов) и не могут быть учтены в качестве материальных запасов.

Материалы дела не содержат каких-либо доказательств того, что Чудакова Е. Н. (в отсутствие прямых правовых предписаний) заведомо знала или должна была заведомо осознавать, что, учитывая тиски и метршток в документах бухгалтерского (бюджетного) учёта и бюджетной отчётности в составе материальных запасов, она искажает тем самым бюджетную отчётность. Доказательств умышленного представления Чудаковой Е. Н. заведомо недостоверной бюджетной отчётности по делу также не имеется.

Судья также принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 7 сентября 2017 года № 02-06-10/57741, в котором указано, что в бухгалтерском учёте подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая её пользователям положиться на неё как на правдивую. В целях ведения бухгалтерского учёта существенной информацией признаётся информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учёта и (или) бухгалтерской (финансовой) отчётности субъекта учёта. Принимая во внимание основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности (бюджетной отчётности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, на достоверность отчётности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие и (или) искажение тех показателей отчётности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями, в частности решения об объёме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объёма расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учёта (объёма его финансового обеспечения). Так, например, наличие ошибок в определении аналитического учёта объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов субъекта учёта и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчётности, и, соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчётности не влияет на достоверность отчётности.

Несмотря на то, что приведённое письмо не является нормативным правовым актом, оно содержит разъяснения законодательства и обладает нормативными свойствами, в нём изложена официальная позиция федерального органа исполнительной власти, в структуру которого входит Федеральное казначейство, по вопросу о привлечении к административной ответственности за представление заведомо недостоверной бюджетной отчётности (по ст. 15.15.6 КоАП РФ). Поэтому данное письмо может быть принято во внимание при разрешении настоящего дела и учтено при анализе и оценке собранных по делу доказательств.

В связи с этим судья принимает во внимание, что в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства возникновения в связи с выявленными недостатками бюджетной отчётности каких-либо негативных последствий, в том числе в виде неправильного исчисления налогов, отклонения по величине (завышения или занижения) активов учреждения.

В целом же материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о том, что Чудаковой Е. Н. было допущено заведомое искажение бюджетной отчётности. Напротив, из материалов дела усматривается, что ею была допущена только лишь ошибка при составлении бюджетной отчётности, не влияющая на достоверность представленной отчётности в целом.

Из положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При установленных по делу обстоятельствах, с учётом приведённых положений законодательства, невозможно сделать безусловный вывод о доказанности факта совершения вменяемого Чудаковой Е. Н. административного правонарушения и её виновности в совершении этого правонарушения. Таким образом, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, то есть в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области А.Е.Р. от 20 ноября 2018 года № 36-18-12/40-2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отделения (по учёту материальных средств) № 3 отдела учёта и отчётности Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» Чудаковой Е.Н. – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника отделения (по учёту материальных средств) № 3 отдела учёта и отчётности Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» Чудаковой Е.Н. прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С. А. Кулаков