УИД57RS0001-01-2023-000343-32
Дело № 2а -345/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2023 года г. Болхов
Болховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Воропаевой Н.А.,
при секретаре Усовой Р.И.,
с участием административного истца - старшего помощника прокурора Болховского района Орловской области Баринова Н.С.,
представителя административного ответчика Правительства Орловской области по доверенности ФИО1,
представителя заинтересованного лица Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Болховского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования город Болхов, Правительству Орловской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О ВИ Л:
Прокурор Болховского района Орловской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Город Болхов, Правительству Орловской области о возложении на Администрацию муниципального образования Город Болхов, Правительство Орловской области обязанности по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям для жилищного строительства системой коммунальной инфраструктуры в сферах водоснабжения и водоотведения в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям, в ходе которой установлено, что на учёте в администрации муниципального образования город Болхов состоит 38 многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства. До настоящего времени администрацией муниципального образования Город Болхов не организован комплекс мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения земельных участков, предназначенных для предоставления состоящим на учёте многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
Впоследствии истец требования уточнил и просил признать незаконным бездействие Правительства Орловской области по исполнению обязанности, установленной ст. 26.3 Федерального закона от 06.210.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и администрации муниципального образования Город Болхов по исполнению обязанности, установленной статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации по организации в пределах компетенции комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков с кадастровыми номерами №, предназначенных для предоставления многодетным семьям для жилищного строительства системой коммунальной инфраструктуры в сферах водоснабжения и водоотведения; возложить на Администрацию муниципального образования Город Болхов, Правительство Орловской области обязанности по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, с кадастровыми номерами №, предназначенных для предоставления многодетным семьям для жилищного строительства системой коммунальной инфраструктуры в сферах водоснабжения и водоотведения в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал.
Представители административного ответчика Правительства Орловской области по доверенности ФИО1, заинтересованного лица Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.
Заинтересованные лица Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области, Департамент финансов Орловской области представителей для участия в судебном заседании не направили. Извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, обозрев гражданское дело № 2а-262/2023 по административному исковому заявлению прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования город Болхов Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.49, 62 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), организации и осуществления инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, в том числе соглашений о межрегиональном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Орловской области от 10 ноября 2015 г. № 1872-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с предоставлением в собственность гражданам земельных участков на территории Орловской области» земельные участки из земель, находящихся в собственности области или муниципальной собственности, либо из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющим основания для постановки их на данный учет, в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные положения закреплены также в пунктах 4 статьи 5 Устава города Болхова Болховского района Орловской области района Орловской области ( в редакции, утверждённой решением Болховского городского Совета народных депутатов от 24.02.2022 № 36).
При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой.
Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном выше определении указал, что понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин «организация» в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
В соответствии с п. 6 Устава (Основного Закона ) Орловской области от 26.02.1996 № 7-ОЗ и статьей 4 Закона Орловской области от 10.11. 2014 № 1683-ОЗ "О Правительстве Орловской области" Правительство области является высшим исполнительным органом государственной власти Орловской области. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2021 № 414- ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Орловской области Правительство области участвует в решении задач органов местного самоуправления ( ч.1 ст. 36).
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.2021 № 414- ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Исходя из системного анализа приведенных норм, обязанность по организации и обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченными органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2009 № 302 утверждено Положение о порядке формирования, реализации и финансового обеспечения межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области", Постановлением Правительства Орловской области от 26.07.2021 № 422 утверждена государственная программа Орловской области «Развитие строительного комплекса Орловской области». В указанных документах определен порядок проведения, в частности, мероприятий по обеспечению земельных участков, предоставляемых льготным категориям граждан, объектами инженерной инфраструктуры.
В судебном заседании установлено, что решением Болховского районного суда Орловской области от 18.12.2020 года постановлено: «Исковые требования прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования город Болхов Орловской области, Управлению градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области по подготовке документации по планировке территории, утверждению документации по планировке территории в отношении земельного участка с кадастровым номером №, предназначенного для предоставления многодетным семьям на праве собственности.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Болхов по не проведению работ по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, проживающих на территории города Болхова, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации муниципального образования, с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков.
Обязать Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области провести работы по подготовке документации по планировке территории, утверждению документации по планировке территории в отношении земельного участка с кадастровым номером №, предназначенного для предоставления многодетным семьям на праве собственности в срок не позднее истечения 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения Болховского районного суда.
Обязать администрацию муниципального образования город Болхов провести работы по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, проживающих на территории города Болхова, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации города, с целью последующего предоставления указанной категории лиц земельных участков в срок не позднее истечения 2 лет с момента вступления в законную силу решения Болховского районного суда.»
Определением Болховского районного суда Орловской области от 10.02.2023 было удовлетворено заявление администрации муниципального образования город Болхов об отсрочке исполнения указанного решения суда: отсрочка предоставлена до 01 августа 2023 года.
Администрацией муниципального образования Город Болхов сформированы для предоставления семьям, трёх и более детей, земельные участки для индивидуального жилищного строительства с кадастровыми номерами №
Земельные участки расположены в границах города Болхова и администрация города Болхова обязана еще на стадии предоставления земельных участков принять меры по организации на соответствующей территории коммунальной инфраструктуры в сферах водоснабжения и водоотведения.
Между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой, в сфере водоснабжения и водоотведения, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
Административным ответчиком - администрацией муниципального образования Город Болхов доказательств исполнения возложенных на его полномочий по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой, в сфере водоснабжения и водоотведения, не представлено; доказательств, объективно препятствующих обеспечению земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой, в сфере водоснабжения и водоотведения, также не представлено.
При таких обстоятельствах доводы административного истца о незаконном бездействии администрации муниципального образования Город Болхов, выразившемся в необеспечении необходимой коммунальной инфраструктурой в сфере водоснабжения и водоотведения перечисленных выше земельных участков, подлежат удовлетворению. Льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.
Между тем, доказательств бездействия Правительства Орловской области в необеспечении необходимой коммунальной инфраструктурой в сфере водоснабжения и водоотведения перечисленных выше земельных участков материалы дела не содержат. Сведений о соблюдении администрацией муниципального образования город Болхов порядка, определённого Положением о порядке формирования, реализации и финансового обеспечения межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области", (утверждено Постановлением Правительства Орловской области от 29.12.2009 № 302 ) и Государственной программой Орловской области «Развитие строительного комплекса Орловской области» (утверждена Постановлением Правительства Орловской области от 26.07.2021 № 422), не имеется.
При таких обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению, поскольку обязанность по организации и обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Болховского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования город Болхов, Правительству Орловской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Город Болхов по исполнению обязанности, установленной статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по организации в пределах комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков с кадастровыми номерами №, предназначенных для предоставления многодетным семьям для жилищного строительства, системой коммунальной инфраструктуры в сферах водоснабжения и водоотведения.
Возложить на Администрацию муниципального образования Город Болхов, Правительство Орловской области обязанность в пределах компетенции по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение на бесплатной основе земельных участков, с кадастровыми номерами № предназначенных для предоставления многодетным семьям для жилищного строительства системой коммунальной инфраструктуры в сферах водоснабжения и водоотведения в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд Орловской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Мотивированное решение суда изготовлено 16 октября 2023 года.
Председательствующий Н.А. Воропаева