НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бокситогорского городского суда (Ленинградская область) от 20.02.2017 № 2-1710/2016

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-29/2017

Именем Российской Федерации

20 февраля 2017 года г.Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дживага В.А.,

с участием представителя истца УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области Кулекиной Е.О.,

представителей ответчика Саленко Л.Е. – Саленко В.А. и Наумовой Н.Н.,

при секретаре Потемкиной А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области к Саленко Л.Е. о взыскании незаконно полученной ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет,

и по встречному иску Саленко Л.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области о признании решений незаконными и обязании выплатить денежную компенсацию,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области обратился в суд с иском к ответчику Саленко Л.Е. о взыскании незаконно полученной ежемесячной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что ФИО3 20.06.2008г.р., является получателем социальной пенсии по инвалидности в УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп.2 п.1 ст.11, пп.2 п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Решение УПФР в Бокситогорском районе ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжение УПФР в Бокситогорском районе ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжение УПФР в Бокситогорском районе ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжение УПФР в Бокситогорском районе ЛО от ДД.ММ.ГГГГ).

ФИО4 (ФИО5) 30.09.2010г.р., является получателем социальной пенсии по инвалидности в УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп.2 п.1 ст.11, пп.2 п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Распоряжение УПФР в Бокситогорском районе ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжение УПФР в Бокситогорском районе ЛО от ДД.ММ.ГГГГ).

С ДД.ММ.ГГГГ к пенсии ФИО3 и к пенсии ФИО4 установлена ежемесячная выплата в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», осуществляемый Саленко Л.Е. (Решения УПФР в Бокситогорском районе ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с Указом Президента РФ № 175 от 26.02.2013 принято Постановление Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы», которым утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 26.02.2013 № 175 в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 руб.; б) другим лицам - в размере 1200 руб.

Ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.

Ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.

Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, указанных в пункте 5 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы.

Ответчик Саленко Л.Е. (по доверенности – Саленко В.А.) ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячных компенсационных выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Решениями истца от ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ ответчику Саленко Л.Е. назначены ежемесячные выплаты по уходу за детьми-инвалидами ФИО3 и ФИО4 (ФИО5) в размере 5500 руб. на каждого ребенка.

Согласно пункту 13 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с пунктом 12 Правил.

Одним из таких обстоятельств в соответствии с п.п.«д» п.12 Правил является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

О нарушении п.п.«д» п.12 Правил, а именно о факте осуществления ответчиком Саленко Л.Е. оплачиваемой работы Управлению стало известно ДД.ММ.ГГГГ из Выписки из лицевого счета застрахованного лица.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и приемными родителями ответчиком Саленко Л.Е. и Саленко В.А., заключены договоры о приемной семье и , в соответствии с которыми отдел опеки и попечительства передает, а приемный родитель принимает на воспитание в приемную семью несовершеннолетнего ребенка ФИО3 20.06.2008г.р. и несовершеннолетних детей ФИО6 08.03.1999г.р., ФИО7 06.12.2005г.р., ФИО15 27.05.2009г.р. В отношении ФИО6 действие договора о приемной семье прекращено ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО5 установлена опека, опекунами, исполняющими обязанности на возмездной основе, назначены ответчик Саленко Л.Е. и Саленко В.А.

Постановлением Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ определено: Сектору опеки и попечительства комитета образования администрации Бокситогорского муниципального района принять на учет личное дело подопечной ФИО5 30.09.2010г.р., заключить договор о приемной семье с Саленко Л.Е. и Саленко В.А.

С ДД.ММ.ГГГГСаленко Л.Е. и Саленко В.А. являются родителями ФИО5 30.09.2010г.р., с присвоением ребенку фамилии: Саленко, имени: ФИО4, отчества: ФИО4 (свидетельство об усыновлении (удочерении), актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ отдела ЗАГС администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области).

ФИО3 и ФИО4 являются детьми – инвалидами.

Пунктом 1.1 указанных договоров предусмотрено, что приемные родители по заданию органа опеки и попечительства приняли на себя обязательство оказывать услуги по воспитанию приемных детей, а орган опеки и попечительства обязуется производить выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемных детей и иные выплаты, а также предоставлять меры социальной поддержки в соответствии с этими договорами.

Пунктами 5.1 и 5.2 договоров о приемной семье ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ определено, что орган опеки и попечительства выплачивает приемным родителям ежемесячное денежное вознаграждение в размере, определенном областным законом от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям и льготах, предоставляемых приемной семье».

Пунктами 5.5 договоров о приемной семье ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ определено, что орган опеки и попечительства назначает денежные средства на содержание каждого ребенка в размере, установленном областным законом об областном бюджете Ленинградской области на текущий финансовый год.

Данные договоры были представлены в распоряжение истца Администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ по запросу Управления от ДД.ММ.ГГГГ.

При обращении Саленко Л.Е. в Управление с заявлениями о назначении ежемесячных выплат по Указу Президента от ДД.ММ.ГГГГ, факт осуществления работы по договорам о приемной семье был скрыт, копии договоров в распоряжение Управления представлены не были.

Согласно пункту 14 Правил прекращение осуществления ежемесячной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 12 Правил.

Поскольку Саленко Л.Е., являясь стороной договоров о приемной семье от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с этим Саленко Л.Е. как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Решениями УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ выплата ежемесячной выплаты на уход, осуществляемый Саленко Л.Е. за ребенком – инвалидом ФИО3 и ФИО4, прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.

Сумма переплаты ежемесячной выплаты на уход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 77000 руб.

Решениями комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области, оформленными Протоколами от ДД.ММ.ГГГГ, , определено взыскать с Саленко Л.Е. переплату ежемесячной выплаты на уход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 77000 руб.

Экземпляры Протоколов заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, направлены ответчику ДД.ММ.ГГГГ по почте простым письмом (копия накладной со списком простой корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ).

До настоящего времени переплата ежемесячной выплаты на уход Саленко Л.Е. не возмещена.

Согласно ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В данном случае неосновательно приобретенным имуществом является сумма ежемесячной выплаты на уход, выплаченная к пенсии ребенка – инвалида ФИО3 и к пенсии ребенка – инвалида ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным и в соответствии с требования закона истец просит взыскать с ответчика Саленко Л.Е. незаконно полученную ежемесячную выплату на уход, назначенную к пенсии ребенка-инвалида ФИО3, и к пенсии ребенка-инвалида ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 77000 руб., а также уплаченную государственную пошлину в размере 2510 руб.

Ответчик Саленко Л.Е. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области о признании решений незаконными и обязании выплатить денежную компенсацию.

В обоснование встречных требований, с учетом принятых в порядке ст.39 ГПК РФ уточнений, ответчиком Саленко Л.Е. указано, что она является многодетной матерью шестерых детей, трое из них – инвалиды. В 2015 году она обратилась, как неработающая приемная мать, занимающаяся воспитанием детей, уходом за детьми-инвалидами в Бокситогорское Управление пенсионного фонда РФ за начислением компенсации к пенсиям детей. В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы», в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с ДД.ММ.ГГГГ установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и инвалидов с детства 1 группы, в том числе, родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 5500 руб. Согласно п.5 Указа Президента РФ ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида. Несмотря на это, в пенсионном фонде ей предложили заполнить заявление, принести все необходимые документы, по предложенному ими списку. С января 2016 года ей стали доплачивать компенсацию к пенсии детей по уходу за детьми-инвалидами. ДД.ММ.ГГГГ ей пришло письмо из Бокситогорского управления пенсионного фонда с требованием о возврате выплат по уходу за детьми-инвалидами в связи с тем, что она скрыла, что получает вознаграждение как приемная мать, также ей была прекращена выплата ежемесячных платежей. Она полагает, что решение УПФР является незаконным. С учетом изложенного, со ссылкой на определения Верховного суда РФ от 30.05.2014 № 48-КГ14-5 и от 25.04.2014 № 48-КГ14-4, указывая, что договоры о передаче детей на воспитание в приемную семью не являются трудовыми, а осуществление опеки на возмездной основе нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, ответчик Саленко Л.Е. в своем встречном исковом заявлении просит признать незаконными решения УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области, оформленные протоколами и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать компенсацию по уходу за детьми-инвалидами за период с июля 2016 года по февраль 2017 года в размере 121000 руб.

В судебном заседании представитель истца УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области Кулекина Е.О. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, приведенным в иске и просила взыскать с ответчика Саленко Л.Е. в пользу УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области незаконно полученную ежемесячную выплату на уход, назначенную к пенсии ребенка-инвалида ФИО3, и к пенсии ребенка-инвалида ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 77000 руб., а также уплаченную государственную пошлину в размере 2510 руб. Также представителем Кулекиной Е.О. указано на необоснованность встречных исковых требований Саленко Л.Е. и необходимость принятия решения об отказе Саленко Л.Е. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ответчик Саленко Л.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеется расписка, доверила представлять свои интересы представителям Саленко В.А. и Наумовой Н.Н., которые при судебном разбирательстве полагали необходимым отказать истцу УПФР в Бокситогорском районе Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, с одновременным удовлетворением встречных исковых требований Саленко Л.Е. в полном объеме и вынести решение о признании незаконными решений УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области, оформленных протоколами и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскании с УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области в пользу Саленко Л.Е. компенсации по уходу за детьми-инвалидами за период с июля 2016 года по февраль 2017 года в размере 121000 руб.

Исследовав материалы дела, в том числе материалы дела а-1434/2016 по административному исковому заявлению Саленко Л.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе о признании решений незаконными и обязании возобновить ежемесячные выплаты, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспорено сторонами – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и гражданами Саленко Л.Е. и Саленко В.А. были заключены Договоры , , (соответственно) о приемной семье, в соответствии с которыми Саленко (приемные родители) обязуются (пункт 1.1.) принять на воспитание в свою семью: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а Орган опеки и попечительства обязуется передать приемного ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, производить выплату приемным родителям (родителю) денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка (детей) и иных выплат, а также предоставлять меры социальной поддержки в соответствии с настоящими Договорами.

В соответствии с п.5.1 Договоров № 1 и № 3 Орган опеки и попечительства выплачивает приемным родителям (родителю) денежное вознаграждение: Ежемесячно не позднее 20 числа перечислять денежные средства приемным родителям (на лицевой счет каждого приемного родителя в равных долях) в размере, определенном областным законом от 10.01.1999 № 2-оз «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и льготах, предоставляемых приемной семье (с изменениями на 15.04.2011).

В соответствии с п.5.1 Договора № 2 Орган опеки и попечительства выплачивает приемным родителям (родителю) денежное вознаграждение, а также дополнительную денежную сумму к ежемесячному вознаграждению в размере прожиточного минимума, установленного Постановлением Правительства Ленинградской области для трудоспособного населения за воспитание приемного ребенка-инвалида: ежемесячно не позднее 20 числа перечислять денежные средства приемным родителям (на лицевой счет каждого приемного родителя в равных долях) в размере, определенном областным законом от 10.01.1999 № 2-оз «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и льготах, предоставляемых приемной семье (с изменениями на 15.04.2011).

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 26.02.2013 № 175; п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397, ежемесячная выплата по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы устанавливается неработающему трудоспособному гражданину, который ухаживает за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от факта их совместного проживания.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик Саленко Л.Е., в лице своего представителя Саленко В.А. действовавшего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области с заявлениями о назначении и выплате ей ежемесячных компенсационных выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы».

Перечень документов, на основании которых устанавливается Ежемесячная выплата, поименован в п.5 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы.

На основании представленных документов УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области были приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Саленко Л.Е. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной выплаты по уходу за детьми-инвалидами ФИО3 и ФИО5 (ФИО4) в размере 5500 руб. на каждого ребенка ежемесячно в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик Саленко Л.Е. являлась получателем ежемесячной выплаты по уходу за детьми-инвалидами ФИО3 и ФИО4 (ФИО5) в размере 5500 руб. на каждого ребенка ежемесячно в соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы».

ДД.ММ.ГГГГ УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области приняты решения о прекращении выплаты ежемесячной компенсационной выплаты Саленко Л.Е. с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием права, в связи с установлением факта наличия у нее оплачиваемой работы по договорам о передаче несовершеннолетних детей на воспитание в приемную семью, поскольку Саленко В.А. при обращении в клиентскую службу Управления не были представлены Договоры о приемной семье, в соответствии с которыми Саленко Л.Е. получает вознаграждение, с которого перечисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Протоколами и 238 от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что переплата ежемесячной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила в сумме 38500 руб. в отношении каждого ребенка, в связи с чем принято решение о взыскании в судебном порядке переплаты компенсационной выплаты.

Принятие соответствующих решений послужило основанием для обращения УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области с соответствующими исковыми требованиями к Саленко Л.Е., которая будучи не согласной с данными решениями, обратилась в суд со встречным иском к УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области о признании решений незаконными и обязании выплатить денежную компенсацию,

Пунктом 1 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) – в размере 5500 руб.; другим лицам – в размере 1200 руб.

Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).

В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.

В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 12 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.

В соответствии с п.1 ст.145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п.1 ст.121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации («Опека и попечительство над детьми»). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п.п.1 и 2 ст.152 СК РФ).

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п.2 ст.153 СК РФ).

Из положений п.2 ст.153.1 СК РФ, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона Ленинградской области от 10.01.1999 № 2-оз «О размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям, и льготах, предоставляемых приемной семье» размер ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям в зависимости от количества принятых на воспитание детей (пять), каждому родителю при наличии двух родителей составляет 12000 рублей, в соответствии со ст.2 вышеуказанного закона за воспитание каждого ребенка в возрасте до трех лет, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида дополнительно выплачивается ежемесячная денежная сумма в размере прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Ленинградской области для трудоспособного населения на первый квартал текущего года; в соответствии со ст.4 вышеуказанного закона финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего областного закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Из вышеуказанного следует, что предметом договора о приемной семье являются фактические и юридические действия приемных родителей, связанные, в частности с воспитанием, содержанием, образованием ребенка, за совершение которых приемные родители получают денежные выплаты.

В ст.217 НК РФ приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 НК РФ и статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Поскольку Саленко, являясь стороной Договоров о приемной семье, приняли на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то их следует признать выполняющими оплачиваемую работу, в связи с этим Саленко Л.Е., как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» и постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы».

Таким образом, у суда не имеется правовых оснований для признания незаконными решений Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ и для взыскания с УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области в пользу Саленко Л.Е. компенсации по уходу за детьми-инвалидами за период с июля 2016 года по февраль 2017 года в размере 121000 руб., а потому в удовлетворении встречных исковых требований Саленко Л.Е. надлежит отказать.

При этом с учетом вышеуказанных требований закона, а также положений ст.1102 ГК РФ, исковые требования УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области о взыскании с Саленко Л.Е. незаконно полученной ежемесячной выплаты на уход, назначенной к пенсии ребенка-инвалида ФИО3 и к пенсии ребенка-инвалида ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 77000 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку материалами дела подтверждается, что ответчиком Саленко Л.Е. без установленных законом оснований, незаконно, приобретено имущество в виде денежных средств поступавших в качестве ежемесячных выплат на уход к пенсиям детей-инвалидов, которое подлежит возврату в УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области. Оснований, предусмотренных положениями ст.1109 ГК РФ, в данном конкретном случае не имеется. Размер неосновательного обогащения, подлежащий взысканию с ответчика со стороны истца рассчитан в соответствии с требованиями закона и подтвержден представленными суду доказательствами.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с ответчика Саленко Л.Е. в пользу истца УПФР (ГУ) в Бокситогорском районе Ленинградской области возврат уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 2510 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области – удовлетворить.

Взыскать с Саленко Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки гор.Бокситогорск Ленинградской области, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области незаконно полученную ежемесячную выплату на уход, назначенную к пенсии ребенка-инвалида ФИО3 и к пенсии ребенка-инвалида ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 77000 руб., а также возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в сумме 2510 руб.

В удовлетворении встречных исковых требований Саленко Л.Е. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области о признании незаконными решений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бокситогорском районе Ленинградской области, оформленных протоколами и комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскании компенсации по уходу за детьми-инвалидами за период с июля 2016 года по февраль 2017 года в размере 121000 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение в окончательной форме принято 22.02.2017.