Дело №2-185/2019
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Богучар 03 апреля 2019 г.
Богучарский районный суд Воронежской области в составе
судьи Гузевой О.А.,
при секретаре Сумской А.С.,
с участием помощника военного прокурора Воронежского гарнизона Западного военного округа Москалева А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести судебно-претензионную работу,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести судебно-претензионную работу, в котором просит суд:
1. Обязать Министерство обороны Российской Федерации провести судебно-претензионную работу по обязанию Генподрядчика ФГУП «ГВСУ № 14» провести инвентаризацию объекта: «Строительство быстровозводимого городка блочно-модульного типа на территории военных городков № и № для постоянного проживания» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-223) с целью определения фактической стоимости выполненных работ на объекте и сдачи ФГУП «ГВСУ № 14» названного объекта в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в части касающейся обязательств, определенных Государственным контрактом,
2. Обязать Министерство обороны Российской Федерации провести судебную работу с ФГУП «ГВСУ № 14», путем направления искового заявления о взыскании ФГУП «ГВСУ № 14» в судебном порядке дебиторской задолженности по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, а также возврату ФГУП «ГВСУ № 14» неустойки за нарушение сроков выполнения работ и процентов за пользование авансом, ссылаясь на следующие обстоятельства:
Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о капитальном строительстве и ремонте при осуществлении капитального строительства и реконструкции объектов военных городков № и № по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что между Министерством обороны РФ, в лице заместителя руководителя Департамента строительства Министерства обороны РФ ФИО2 (именуемый – Государственный заказчик) и ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России» (далее – ГУССТ № 1), в лице начальника ФИО3 (именуемый – Генподрядчик) заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Государственный контракт) на полный комплекс работ по объекту: «Строительство быстровозводимого городка блочно-модульного типа на территории военных городков № и № для постоянного проживания» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-223), на сумму 154 681 850,00 рублей.
Согласно п. 5.2 названного Государственного контракта подписание итогового акта выполненных работ запланировано на 10 февраля 2016 года.
Пунктом 23 названного Государственного контракта предусмотрено строительство четырех казарм блочно-модульного типа на 128 человек каждая.
Согласно, утвержденному 11.08.2016 командующим войсками Западного военного округа тактико-техническому заданию вместо строительства 4 казарм блочно-модульного типа на 128 человек каждая, предусмотрено строительство одной блочно-модульной казармы на 500 человек.
Однако указанные работы Генподрядчиком в установленные сроки выполнены не были, результат работ до настоящего времени Государственному заказчику не передан.
Согласно п. 2.1 Государственного контракта по Контракту Государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки Проектной документации, разработку Проектной и Рабочей документаций, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта «под ключ») (далее - Работы).
В соответствии с п. 2.2 Государственного контракта Генподрядчик обязуется выполнить Работы в соответствии с условиями Контракта на свой риск собственными и (или) привлеченными силами и средствами.
Как следует из п. 2.4 Государственного контракта Государственный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Генподрядчиком Работы, соответствующие требованиям, установленным Контрактом.
Пункт 2.5 Государственного контракта определяет, что Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения Работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных Работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 Контракта, Федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (сокращенное наименование - ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России») (далее именуемое по тексту - Заказчик). При осуществлении прав и обязанностей по Контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате Работ, Заказчик действует от имени Государственного заказчика. Ответственность за действия и (или) бездействие Заказчика при осуществлении им функций Государственного заказчика несет Государственный заказчик.
В соответствии с п. 3.2 Государственного контракта принятие Государственным заказчиком денежных обязательств в соответствии с условиями Контракта и обеспечение их оплаты за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Как следует из п. 3.3 Государственного контракта в цену Контракта включена стоимость всех затрат Генподрядчика, необходимых для выполнения Работ по Контракту.
Пункт 4.1 Государственного контракта определяет, что оплата по Контракту осуществляется в рублях за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты Работ по Контракту на 2015-2016 годы.
В соответствии с п. 4.12 Государственного контракта Государственный заказчик вправе производить авансирование по Контракту в следующем порядке.
Государственный заказчик в течение 20 (двадцати) дней со дня представления Генподрядчиком соответствующего счета производит авансирование Генподрядчика в размере не более 80% от цены Контракта, установленной в пункте 3.1 Контракта, и не превышающем сумму лимитов бюджетных обязательств, выделенных на текущий финансовый год, при наличии у Генподрядчика заключенного с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении и открытого в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» в уполномоченном банке отдельного счета.
Согласно п. 4.13 Государственного контракта в пределах остатка лимитов бюджетных обязательств, выделенных на текущий финансовый год, погашение аванса производится пропорционально стоимости выполненных Работ.
При отсутствии лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом году либо полного их использования, все выполненные Генподрядчиком Работы засчитываются в счет погашения аванса.
Пункт 4.14 Государственного контракта определяет, что общий размер авансовых платежей по Контракту не может превышать 80% от цены Контракта, установленной в пункте 3.1 Контракта.
Согласно п. 4.16 Государственного контракта отсутствие авансирования не является основанием для невыполнения Генподрядчиком обязанностей по Контракту.
В соответствии с п. 4.18 Государственного контракта в случае неисполнения Генподрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, в срок, установленный пунктом 19.1 Контракта (контракт вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2016 г.), он лишается права на экономическое стимулирование (бесплатное пользование авансом), и к авансу (или его соответствующей части) применяются правила статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о коммерческом кредите. Проценты за пользование коммерческим кредитом в виде аванса (или его соответствующей части) уплачиваются, начиная со дня, следующего после дня получения аванса (или его соответствующей части) по день фактического исполнения обязательств. Плата за пользование коммерческим кредитом устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты процентов, от суммы выданного аванса (или его соответствующей части) за каждый день пользования авансом (или его соответствующей частью), как коммерческим кредитом.
Согласно п. 4.19.1 Государственного контракта в случае расторжения Контракта по инициативе Генподрядчика или в связи с неисполнением Генподрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, аванс (или его соответствующая часть) подлежит возврату Государственному заказчику с момента заключения соглашения о расторжении Контракта или вступления в силу соответствующего решения суда о расторжении Контракта. В этом случае подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Проценты начисляются, начиная со дня, следующего после дня получения аванса (или его соответствующей части) по день поступления денежных средств на счет Государственного заказчика.
Также в соответствии с п. 4.19.2 Государственного контракта в случае расторжения Контракта по инициативе Государственного заказчика аванс (или его соответствующая часть) подлежит возврату Государственному заказчику в течение 5 (пяти) банковских дней с момента заключения соглашения о расторжении Контракта. В этом случае подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Проценты начисляются со дня, следующего после истечения 5 (пяти) банковских дней с момента заключения соглашения о расторжении Контракта, по день поступления денежных средств на счет Государственного заказчика.
Более того, согласно п. 4.19.3 Государственного контракта в случае расторжения Контракта и взыскания Государственным заказчиком процентов за пользование коммерческим кредитом в виде аванса (или его соответствующей части), в порядке, установленном Контрактом, аванс (или его соответствующая часть) подлежит возврату Государственному заказчику с момента заключения соглашения о расторжении Контракта или вступления в силу соответствующего решения суда о расторжении Контракта. В этом случае подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ. Проценты начисляются, начиная со дня, следующего после дня заключения соглашения о расторжении Контракта или вступления в силу соответствующего решения суда о расторжении Контракта по день поступления денежных средств на счет Государственного заказчика.
В соответствии с п. 4.20 Государственного контракта днем получения аванса (или его соответствующей части) Генподрядчиком считается день списания денежных средств с лицевого счета Государственного заказчика.
Согласно п. 4.21 Государственного контракта Заказчик имеет право осуществлять контроль за целевым расходованием бюджетных средств, полученных Генподрядчиком в целях выполнения Контракта, за перечислением денежных средств Генподрядчиком субподрядчикам (третьим лицам), связанным с исполнением обязательств по Контракту, а также осуществлять контроль за перечислением денежных средств по претензиям, предъявленным к Генподрядчику, и информирует об этом Государственного заказчика.
Как следует из п. 18.3 Государственного контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Пункт 18.4 Государственного контракта определяет, что в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Также согласно п. 18.5 Государственного контракта Генподрядчик уплачивает Государственному заказчику за задержку устранения дефектов в Работах и Конструкциях, против сроков, предусмотренных актом, составленным в соответствии с Контрактом (в том числе, в случае неявки Генподрядчика - односторонним актом), неустойку в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Согласно п. 19.2 Государственного контракта окончание срока действия Контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Генподрядчика.
В соответствии с 20.2 Государственного контракта при расторжении Контракта до завершения работ Генподрядчик возвращает Государственному заказчику в течение 30 (тридцати) дней с момента предъявления соответствующего требования неиспользованные для производства работ финансовые средства, в том числе авансовые платежи, и незавершенный строительством Объект и представляет Заказчику отчет о произведенных расходах в процессе исполнения обязательств по Контракту, а также освобождает строительную площадку и передает Заказчику Проектную, Рабочую и исполнительную документации.
Пункт 20.3 Государственного контракта определяет, что Расторжение Контракта влечет за собой прекращение обязательств Сторон по нему, за исключением обязательств, предусмотренных пунктами 19.2 и 20.2 Контракта, но не освобождает от ответственности за неисполнение договорных обязательств, которые имели место до расторжения Контракта.
Во исполнение Государственного контракта Министерство обороны РФ перечислило ГУССТ № 1 аванс для выполнения строительно-монтажных работ в сумме 123 745 480 рублей (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ), а согласно вышеперечисленным положениям Государственного контракта данные денежные средства являются бюджетными денежными средствами, выделенными в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно положительному заключению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства №, утвержденному государственной экспертизой МО РФ ДД.ММ.ГГГГ, общая сметная стоимость строительства блочно-модульной казармы на 500 человек (<адрес>) составила 70 462.450 тыс. рублей в ценах IV квартала 2015 года.
Также установлено, что вышеназванный Государственного контракта ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, о чем составлено соответствующее соглашение.
ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России переименован в ФГУП «Главное военно-строительное управление № 1 (далее – ФГУП «ГВСУ №1»), и в дальнейшем ГВСУ № 1 прекратил деятельность при присоединении к ФГУП «Главное военно-строительное управление № 14» (далее – ФГУП «ГВСУ № 14»). Таким образом, в настоящее время ФГУП «ГВСУ № 14» является правопреемником ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России и отвечает по всем обязательства, имеющиеся ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России.
Согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 ГК РФ определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условийи требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статьям 301 и 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, также собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Кроме того, согласно статье 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 – 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии со ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 317.1 ГК РФ в случаях, когда законом или договором предусмотрено, что на сумму денежного обязательства за период пользования денежными средствами подлежат начислению проценты, размер процентов определяется действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России (законные проценты), если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как следует из ст. 327.1 ГК РФ исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству, может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон.
Также согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Более того, в соответствии с п.п. 1-3 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Как следует из п.п. 1-3 ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно ст. 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом. К коммерческому кредиту соответственно применяются правила настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.
Согласно п. 12. Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты.
В соответствии с п. 2 ст. 823 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа.
Проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом (в том числе суммами аванса, предварительной оплаты), являются платой за пользование денежными средствами. При отсутствии в законе или договоре условий о размере и порядке уплаты процентов за пользование коммерческим кредитом судам следует руководствоваться нормами статьи 809 ГК РФ.
Проценты за пользование коммерческим кредитом подлежат уплате с момента, определенного законом или договором. Если законом или договором этот момент не определен, следует исходить из того, что такая обязанность возникает с момента получения товаров, работ или услуг (при отсрочке платежа) или с момента предоставления денежных средств (при авансе или предварительной оплате) и прекращается при исполнении стороной, получившей кредит, своих обязательств либо при возврате полученного в качестве коммерческого кредита, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
В соответствии с Указанием Банка России от 13.12.2015 № 3894-У с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату, самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России не устанавливается.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Кроме того, согласно ст. 1104 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре. Приобретатель отвечает перед потерпевшим за всякие, в том числе и за всякие случайные, недостачу или ухудшение неосновательно приобретенного или сбереженного имущества, происшедшие после того, как он узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения. До этого момента он отвечает лишь за умысел и грубую неосторожность.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодека Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Более того, согласно ч.ч. 1, 3 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Вместе с тем, в нарушение требований вышеназванного законодательства Министерство обороны РФ действенных мер по обязанию Генподрядчика ФГУП «ГВСУ № 14» к сдаче объекта: «Строительство быстровозводимого городка блочно-модульного типа на территории военных городков № и № для постоянного проживания» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-223) в установленном действующим законодательством РФ порядке и в соответствии с условиями Государственного контракта, а также погашению ФГУП «ГВСУ № 14» дебиторской задолженности и возврату неустойки за нарушение сроков выполнения работ и процентов за пользование авансом не предпринимается, несмотря на то, что Государственный контракт расторгну более полутора лет назад, а соответственно в связи с невозвратом ФГУП «ГВСУ № 14» дебиторской задолженности, а также невозвратом неустойки за нарушение сроков выполнения работ и процентов за пользование авансом наносится крупный ущерб для бюджета Российской Федерации, так как для строительства названного объекта выделялись денежные средства исключительно из федерального бюджета Российской Федерации.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является собственностью Российской Федерации и находится лишь на правах хозяйственного ведения или оперативного управления в воинских частях и военных организациях (ст. 1 Федерального закона «Об обороне»). Имущество воинской части состоит из различных видов вооружения, военной техники, боеприпасов, горюче смазочных материалов, продовольствия, вещевого имущества и других необходимых материальных средств. Оно не предназначено для коммерческого оборота и должно использоваться только для выполнения возложенных на эти органы функций.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, должно быть указано, в чем конкретно заключаются интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
В данном случае интересы государства обоснованы правовым анализом Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства.
Интересы Российской Федерации заключаются в следующем: согласно пункту «д» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества (федеральная собственность). Защита интересов Российской Федерации включает в себя вопросы сохранности федеральной собственности и возмещения причиненного ей в результате противоправных действий вреда.
В связи с этим, защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности и возврата федеральной собственности, в том числе бюджетных денежных средств.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации» (приложение №1), имущество Вооруженных Сил относится исключительно к федеральной государственной собственности.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 71 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16 августа 2004 года, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство) осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно ч. 9 ст. 29 ГПК РФ иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» 23.06.1999 №1-ФКЗ военным судам подсудны: гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Вместе с тем, данное дело не относится к названной категории и подлежит направлению в Богучарский районный суд по месту исполнения государственного контракта и договоров поставки и монтажа технологического оборудования.
В судебном заседании представитель истца - помощник военного прокурора Воронежского гарнизона Западного военного округа Москалев А.Ю. поддержал исковое заявление и просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель Министерства обороны Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица ФГУП «Главное строительное управление №14» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от него поступило возражение на иск в котором он просит суд: Передать дело на рассмотрение в арбитражный суд г. Москвы, ссылаясь на те обстоятельства, что согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ, судами общей юрисдикции рассматриваются исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Предметом искового заявления является требование о понуждении по замене поставленного товара (кроватей), что прямо затрагивает экономическую деятельность юридических лиц.
В силу ст. 27 АПК РФ, Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Подведомственность как часть компетенции - это совокупность процессуальных полномочий арбитражных судов по рассмотрению споров, которые не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции.
Основных критериев подведомственности, перечисленных в АПК РФ, два:
характер дела (спор должен возникнуть в ходе осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности;
субъектный состав участников (сторонами в споре являются/могут являться либо юридические лица, либо индивидуальные предприниматели).
Обращает внимание суда на то, что согласно ст. 35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
В судебное заседание представитель третьего лица ФКП «Управление заказчика капитального строительства » Министерства обороны Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие не обращался.
Выслушав сторону, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:
В судебном заседании установлено, что между Министерством обороны РФ, в лице заместителя руководителя Департамента строительства Министерства обороны РФ ФИО2 (именуемый – Государственный заказчик) и ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России» (далее – ГУССТ № 1), в лице начальника ФИО3 (именуемый – Генподрядчик) заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Государственный контракт) на полный комплекс работ по объекту: «Строительство быстровозводимого городка блочно-модульного типа на территории военных городков № и № для постоянного проживания» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-223), на сумму 154 681 850,00 рублей.
Согласно п. 5.2 названного Государственного контракта подписание итогового акта выполненных работ запланировано на 10 февраля 2016 года.
Пунктом 23 названного Государственного контракта предусмотрено строительство четырех казарм блочно-модульного типа на 128 человек каждая.
Согласно, утвержденному 11.08.2016 командующим войсками Западного военного округа тактико-техническому заданию вместо строительства 4 казарм блочно-модульного типа на 128 человек каждая, предусмотрено строительство одной блочно-модульной казармы на 500 человек.
Однако указанные работы Генподрядчиком в установленные сроки выполнены не были, результат работ до настоящего времени Государственному заказчику не передан.
Во исполнение Государственного контракта Министерство обороны РФ перечислило ГУССТ № 1 аванс для выполнения строительно-монтажных работ в сумме 123 745 480 рублей (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ), а согласно вышеперечисленным положениям Государственного контракта данные денежные средства являются бюджетными денежными средствами, выделенными в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно положительному заключению проверки достоверности определения сметной стоимости строительства №, утвержденному государственной экспертизой МО РФ ДД.ММ.ГГГГ общая сметная стоимость строительства блочно-модульной казармы на 500 человек (<адрес>) составила 70 462.450 тыс. рублей в ценах IV квартала 2015 года.
Также установлено, что вышеназванный Государственного контракта ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, о чем составлено соответствующее соглашение.
ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России переименован в ФГУП «Главное военно-строительное управление № 1 (далее – ФГУП «ГВСУ №1»), и в дальнейшем ГВСУ № 1 прекратил деятельность при присоединении к ФГУП «Главное военно-строительное управление № 14» (далее – ФГУП «ГВСУ № 14»). Таким образом, в настоящее время ФГУП «ГВСУ № 14» является правопреемником ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России и отвечает по всем обязательства, имеющиеся ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России.
Согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 ГК РФ определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условийи требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статьям 301 и 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, также собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Кроме того, согласно статье 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 – 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии со ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.
Вместе с тем, в нарушение требований вышеназванного законодательства Министерство обороны РФ действенных мер по обязанию Генподрядчика ФГУП «ГВСУ № 14» к сдаче объекта: «Строительство быстровозводимого городка блочно-модульного типа на территории военных городков № и № для постоянного проживания» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-223) в установленном действующим законодательством РФ порядке и в соответствии с условиями Государственного контракта, а также погашению ФГУП «ГВСУ № 14» дебиторской задолженности и возврату неустойки за нарушение сроков выполнения работ и процентов за пользование авансом не предпринимается, несмотря на то, что Государственный контракт расторгну более полутора лет назад, а соответственно в связи с невозвратом ФГУП «ГВСУ № 14» дебиторской задолженности, а также невозвратом неустойки за нарушение сроков выполнения работ и процентов за пользование авансом наносится крупный ущерб для бюджета Российской Федерации, так как для строительства названного объекта выделялись денежные средства исключительно из федерального бюджета Российской Федерации.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является собственностью Российской Федерации и находится лишь на правах хозяйственного ведения или оперативного управления в воинских частях и военных организациях (ст. 1 Федерального закона «Об обороне»). Имущество воинской части состоит из различных видов вооружения, военной техники, боеприпасов, горюче смазочных материалов, продовольствия, вещевого имущества и других необходимых материальных средств. Оно не предназначено для коммерческого оборота и должно использоваться только для выполнения возложенных на эти органы функций.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 9 ст. 29 ГПК РФ иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
Вместе с тем, доводы представителя третьего лица о том, что поданное военным прокурором Воронежского гарнизона исковое заявление не относится к подведомственности суда общей юрисдикции, а подведомственно арбитражному суду, суд находит несостоятельными по следующим основаниям:
Как следует из искового заявления военный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации об обязании провести судебно-претензионную работу, в котором просит суд:
1. Обязать Министерство обороны Российской Федерации провести судебно-претензионную работу по обязанию Генподрядчика ФГУП «ГВСУ № 14» провести инвентаризацию объекта: «Строительство быстровозводимого городка блочно-модульного типа на территории военных городков № и № для постоянного проживания» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-223) с целью определения фактической стоимости выполненных работ на объекте и сдачи ФГУП «ГВСУ № 14» названного объекта в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в части касающейся обязательств, определенных Государственным контрактом,
2. Обязать Министерство обороны Российской Федерации провести судебную работу с ФГУП «ГВСУ № 14», путем направления искового заявления о взыскании ФГУП «ГВСУ № 14» в судебном порядке дебиторской задолженности по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, а также возврату ФГУП «ГВСУ № 14» неустойки за нарушение сроков выполнения работ и процентов за пользование авансом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй этой статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных указанным кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Из приведенных положений закона и акта их разъяснения следует, что возникший спор подлежит отнесению к компетенции арбитражного суда. при наличии у гражданина статуса индивидуального предпринимателя и в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в этом статусе, либо спора хозяйствующих субъектов по экономическим спора.
В силу норм ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
При этом заявленные требования о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации провести судебно-претензионную работу, не относятся к требованиям, которые подлежат разрешению в порядке ст. 52 АПК РФ как связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, поскольку они направлены на понуждение совершения действий по реализации имеющихся полномочий юридическим лицом, так как невыполнение данных действий нарушает права Российской Федерации, что влечет нарушение бюджетного законодательства.
Данные требования не могут быть отнесены к экономической деятельности с учетом специфики заявленных правоотношений, и у военного прокурора отсутствует право обращения по заявленным требованиям в рамках арбитражного производства, так как данные требования не поименованы АПК РФ, а значит, они относятся к подсудности суда общей юрисдикции.
Вместе с тем, ч. 1, ч.2 ст. 35 ГПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении настоящего дела представитель ответчика в судебное заседание не явился, не представил каких-либо доказательств в обоснование возражений относительно заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации провести судебно-претензионную работу по обязанию Генподрядчика ФГУП «ГВСУ № 14» провести инвентаризацию объекта: «Строительство быстровозводимого городка блочно-модульного типа на территории военных городков № и № для постоянного проживания» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-223) с целью определения фактической стоимости выполненных работ на объекте и сдачи ФГУП «ГВСУ № 14» названного объекта в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в части касающейся обязательств, определенных Государственным контрактом.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации провести судебную работу с ФГУП «ГВСУ № 14», путем направления искового заявления о взыскании ФГУП «ГВСУ № 14» в судебном порядке дебиторской задолженности по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, а также возврату ФГУП «ГВСУ № 14» неустойки за нарушение сроков выполнения работ и процентов за пользование авансом.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья О.А. Гузева
Мотивированное решение составлено 08 апреля 2019 года.