НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Богучанского районного суда (Красноярский край) от 22.04.2019 № 2А-423/19

.

.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Богучаны 22 апреля 2019 года

Богучанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Киселева С.В., при секретаре Шабалиной К.В., с участием:

Административного ответчика Королева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю к Королеву А.Н. о восстановлении срока подачи административного иска и взыскании задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю обратилась в Богучанский районный суд с административным исковым заявлением к Королеву А.Н. о восстановлении срока подачи административного иска и взыскании задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц, мотивировав свои требования тем, что Королев А.Н. был зарегистрирован и в период с 14.08.2000 года по 31.08.2005 года осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с применением общего режима налогообложения, являясь, в том числе, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц.

В связи с несвоевременной уплатой налога, образовалась пеня по налогу на добавленную стоимость в сумме 25674,12 рублей пеня по налогу на добавленную стоимость в сумме 182700,31 руб., пеня по налогу на доходы физических лиц в сумме 29720,82 руб., которые просят взыскать с административного ответчика.

Кроме того, административный истец просит восстановить срок для подачи административного искового заявления, причиной пропуска указывает неполноту пакета документов о проведенной документальной налоговой проверке Ковалева А.Н., по результатам которой ответчику доначислены суммы пени по НДС из ИМНС по Богучанскому району при реорганизации в форме присоединения к ИМНС по Кежемскому району, осуществленному с 01.01.2005 г., а также отсутствие подтверждения о направлении требований в адрес Королева А.Н.

22.04.2019 года МИФНС России № 8 по Красноярскому краю заявлением изменило размер административного иска, уменьшив сумму взыскания по пени НДФЛ до размера 29720,82 рублей, в виду списания остальной задолженности как безнадежной по решению налогового органа.

В судебное заседание административный истец Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела почтовым уведомлением, представителя не обеспечил, о причине не явки и отложении дела суд не уведомил, представив уточнение исковым требованиям, уменьшив размер по пени НДФЛ до суммы 29720,82 рублей.

В судебном заседании и поданном ходатайстве административный ответчик Королев А.Н., с требованиями административного иска не согласился, указав, что административным истцом пропущен срок обращения на взыскание недоимки по пени. Кроме того, ранее, судебным решением от 17.04.2017 года, налоговому органу в удовлетворении иска о восстановлении срока и взыскании задолженности по обязательным платежам отказано, просил в восстановлении срока для подачи административного иска заявителю отказать.

В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.143 НК РФ, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.

Королев А.Н. состоит на налоговом учете в МРИ ФНС РФ № 8 по Красноярскому краю и согласно сведений из ЕГРИП был зарегистрирован в период с 14.08.2000 года по 31.08.2005 года и осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с применением общего режима налогообложения, являясь, в том числе, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц.

Исходя из положений п.1 ст. 174 НК РФ (ред. от 04.10.2004 г.) следует, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой, при этом, в соответствии с п.1 ст. 163 НК РФ (в ред. от 04.10.2004) налоговым периодом по НДС (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.

Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляют исчисление и уплату налога на доходы физических лиц - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 Налогового кодекса РФ.

Статьей 229 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

Согласно п. 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ, общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из положений п. 1 ст. 45 НК РФ (ред. от 02.11.2004) следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса, при этом, взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ за просрочку уплаты налога начисляется пени в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый день в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 69 НК РФ (ред. от 09.07.1999 № 154-ФЗ), требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии со статьей 70 НК РФ (ред. от 09.07.1999 № 154-ФЗ), требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ (ред. от 09.07.1999 № 154-ФЗ), решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно пункта 7 статьи 46 НК РФ (ред. от 09.07.1999 № 154-ФЗ), при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента)-организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 47 НК РФ (ред. от 09.07.1999 № 154-ФЗ) установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 69 НК РФ (ред. от 02.11.2013 г.), в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из заявления административного истца, за период осуществления Королевым А.Н. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, оформленная решением № 383 от 18.08.2004 г. по результатам которой налогоплательщику были доначислены налоги, в том числе, налог на добавленную стоимость (НДС) в сумме 25674,12 руб.

В связи с неуплатой Королевым А.Н. доначисленных инспекцией сумм налогов по решению № 383 от 18.08.2004 г., инспекцией были сформированы и направлены в адрес налогоплательщика требования об уплате налога по состоянию на 01.10.2004 г. (НДС и НДФЛ) № 987 и № 988, однако доказательств изложенного, а так же документы, подтверждающие отправку налогоплательщику упомянутых требований суду не представлено, в связи с уничтожением документов по истечению срока хранения.

В связи с неуплатой налогоплательщиком сумм задолженности по НДС, налоговым органом в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ начислены пени в сумме 182700,31 руб., состоящие из суммы пени в размере 71798,66 рублей включенные в налоговое требование №898 от 09.07.2016 г. и в налоговое требование №3167 от 12.12.2018 г. Однако доказательств изложенного, а так же документы, подтверждающие отправку налогоплательщику упомянутых требований, административный истец суду не представил, сославшись на уничтожение документов в связи с истечением сроков их хранения.

В связи с неуплатой налогоплательщиком сумм задолженности по НДФЛ, налоговым органом в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ начислены пени в сумме 29720.82 руб., включенные в размере 25849,92 рублей в налоговое требование № 898 от 09.07.2016 г., в налоговое требование № 3167 от 12.12.2018 г., в налоговое требование № 1258 от 18.07.2014 г., в налоговое требование № 1870 от 02.08.2013 г., в налоговое требование № 6717 от 14.12.2012 г., в налоговое требование № 982 от 19.01.2009 г. Однако доказательств изложенного, а так же документы, подтверждающие отправку налогоплательщику упомянутых требований, административный истец суду не представил, сославшись на уничтожение документов в связи с истечением сроков их хранения.

В соответствии с поданным заявлением от 22.04.2019 года, административный истец изменил свои требования, уменьшив размер взыскания по пени НДФЛ до 29720,82 рублей, поскольку на основании решения налогового органа от 03.04.2019 года №12 сумма задолженности по пени по НДС в размере 208374,43 рубля признана безнадежной ко взысканию и списана.

Согласно пункта 3 статьи 46 НК РФ (ред. от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ), решение о взыскании (по статье 46 НК РФ), принятое после 60 дневного после истечения срока исполнения требования об уплате налога, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя, причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В связи с утратой административным ответчиком Королевым С.А. статуса индивидуального предпринимателя по 31.08.2005 года, числящаяся задолженность трансформировалась в задолженность физического лица, подлежащая взысканию в порядке ст. 48 НК РФ.

Как указывается административным истцом, в соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ (ред. от 02.11.2004 г.), исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом, нормы ст. 48 НК РФ в период 2004-2006 г. не предусматривали пресекательный срок на подачу заявлений в суд, в силу чего налоговый орган просит восстановить срок для подачи настоящего заявления в суд, так как неполнота представленного пакета документов о проведенной документальной налоговой проверке в отношении Королева А.Н., по доначислению сумм НДФЛ и НДС, отсутствие подтверждения направления налоговых требований, произошли при осуществлении реорганизационных мероприятий налоговой инспекции с 01.01.2005г., являющееся уважительной причиной пропуска процессуального срока подачи административного иска.

В силу ч. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.

Согласно ч. 3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Приведенные нормы законодательных положений, устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика Королева А.Н., имеющие обратную силу, в силу чего, административным истцом нарушен как порядок взыскания задолженности недоимки по пени, так и пресекательный процессуальный срок подачи настоящего административного иска, причины для восстановления которого судом признаются несостоятельными и не уважительными, поскольку связаны с организационно-штатными мероприятиями, позволяющее при надлежащей осмотрительности и добросовестности, принять необходимые меры по своевременной подачи соответствующего иска к ответчику о взыскании требуемой задолженности по налогам или/и пени по ним.

Вместе с тем, на основании вступившего в законную силу решения Богучанского районного суда Красноярского края от . административные исковые требования МИФНС России №18 по Красноярскому краю, правопреемником которого является МИФНС России №8 по Красноярскому краю (административный истец) к Королеву А.Н. о восстановлении процессуального срока и взыскании задолженности по НДС, пени по НДС, НДФЛ, образовавшиеся в период осуществления Королевым А.Н. предпринимательской деятельности с 14.08.2000 по 31.08.2005 в качестве индивидуального предпринимателя, было отказано. При этом, отказ в восстановлении срока для взыскания соответствующего вида налога с административного ответчика Королева А.Н. (НДС, НДФЛ), предусматривает невозможным последующее исчисление пени по виду налога (НДС, НДФЛ), в котором судебным органом было отказано в восстановлении срока на его взыскание, как производную составляющую от основного налогового требования.

Вновь поданный административный иск налогового органа к Королеву А.Н. содержит административно-исковые требования о том же предмете, по тем же основаниям, между теми же сторонами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу, в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

При изложенных выше обстоятельствах, принимая во внимание наличие вступившего в законную силу судебного решения между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, суд находит законным и обоснованным производство по настоящему административному исковому делу, прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Производство по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 8 по Красноярскому краю к Королеву А.Н. о восстановлении срока подачи административного иска и взыскании задолженности пени по налогу на доходы физических лиц, прекратить.

Разъяснить сторонам по настоящему делу, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Богучанский районный суд Красноярского края.

Судья: С.В. Киселев