НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Боготольского районного суда (Красноярский край) от 27.05.2019 № 2А-531/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-531/2019

27 мая 2019 года г. Боготол

Боготольский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кирдяпиной Н.Г.,

при секретаре Матюшкиной Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Боготольского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от государственной регистрации права собственности на подвесной мост, возложении обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект,

с участием:

от административного истца - заместителя Боготольского межрайонного прокурора Гутаревой Е.А.,

представителя административного ответчика по доверенности от 10.11.2017 (т. 1, л.д. 16) Отставного С.В.,

представителя заинтересованного лица - главы Александровского сельсовета Никишаниной Н.И. (т. 1, л.д. 18),

представителя заинтересованного лица – главы Большекосульского сельсовета Поторочиной Т.Ф. (т. 1, л.д. 185),

в отсутствие:

представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края,

УСТАНОВИЛ:

Боготольский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском с учетом его уточнения к администрации Боготольского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от государственной регистрации права собственности на подвесной мост, возложении обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект. Требования мотивированы тем, что по результатам проверки установлено, что на территории муниципального образования Александровский сельсовет Боготольского района, на автодороге Большая Косуль - Казанка, имеется объект недвижимости - мост через р.Чулым, 1972 года постройки, отдельные элементы которого приходят в негодность, ветшают, нуждаются в капитальном ремонте либо замене. С 2008 года ремонт моста не производился. Данный мост числится в реестре муниципальной собственности, однако право собственности администрации Боготольского района на указанный объект недвижимости не оформлено, вследствие чего денежные средства на его ремонт не выделяются, надзор и контроль за его техническим состоянием никто не осуществляет, мост никто не обслуживает. Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на подвесной мост через р.Чулым и его содержанию, создает угрозу жизни и здоровья граждан, нарушает их права, поскольку состояние подвесного моста является аварийным. В связи с этим, просит суд признать незаконным бездействие, выразившееся в уклонении от государственной регистрации права собственности на подвесной мост через реку Чулым, расположенный по адресу: Красноярский край, Боготольский район, км 8+400 автодороги Большая Косуль-Казанка, обязать администрацию Боготольского района обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект.

От административного истца заместитель Боготольского межрайонного прокурора Гутарева Е.А. в судебном заседании административные исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, просила административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Отставнов С.В. исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представители заинтересованных лиц - глава Александровского сельсовета Никишанина Н.И., глава Большекосульского сельсовета Поторочина Т.Ф. не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявляли.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Обращаясь с заявлением в суд, Боготольский межрайонный прокурор действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Разрешая административные исковые требования Боготольского межрайонного прокурора по существу, суд при вынесении решения исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, через реку Чулым по адресу: Красноярский край, Боготольский район, км 8+400 автодороги Большая Косуль-Казанка сооружен подвесной мост, что подтверждается Приложением к Закону Красноярского края от 24.12.2004 , фототаблицами (т. 1, л.д. 108-111), картой Боготольского района с описанием границ (т. 1, л.д. 103-107).

Из обращений администрации Александровского сельсовета к главе Боготольского района (15.09.2017, 22.08.2018), в Министерство транспорта Красноярского края (т. 1, л.д. 26), в центральную общественную приемную и региональную общественную приемную ВПП «Единая Россия» (л.д. 29, 30, 31) следует, что подвесной мост сооружен в 1972 году, с тех пор капитального ремонта не было, в настоящее время мост находится в аварийном состоянии, имеет нарушения, которые могут привести к причинению вреда здоровью неопределенного круга лиц, другого сооружения, соединяющего берега реки Чулым нет (л.д. 10, 20).

Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями ФИО9 и ФИО10, допрошенных в судебном заседании в качестве специалистов.

По результатам проведенной Боготольской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства 25.12.2018 г. заместителем Боготольского межрайонного прокурора в адрес администрации Боготольского района внесено представление, в котором прокурор требовал принять мер по устранению нарушений действующего законодательства.

В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, однако, сведения о зарегистрированных правах на указанный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, право собственности на вышеуказанный объект недвижимости – мостовое сооружение, не зарегистрировано, балансодержатель не установлен, доказательств обратного материалы дела не содержат и в ходе судебного разбирательства представлено не было.

Положениями ст. 8.1 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу подлежат государственной регистрации.

Исходя из положений ст. 131 ГК РФ, государственной регистрации в едином государственном реестре подлежат: право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, в частности право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

По правилам ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 4 ст. 8.1 ГК РФ предусмотрено, что если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.

Согласно постановлению администрации Боготольского района от 30.12.2005 -п (т. 1, л.д. 201) данный подвесной мост, длиной 235 м, шириной 0,9 м внесен в реестр муниципальной собственности Боготольского района как сооружение транспортного хозяйства.

То обстоятельство, что данное сооружение числится в реестре муниципальной собственности администрации Боготольского района, также подтверждается представленной в материалы дела копией реестра муниципальной собственности Боготольского района, составленного по состоянию на 01.01.2019 г., в связи с чем с учетом положений ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с п. 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 довод административного ответчика о том, что спорный объект недвижимости отсутствует в реестре муниципальной собственности администрации Боготольского района, является бесхозяйным подлежит отклонению.

Кроме того, как следует из ответа администрации Боготольского района от 25.12.2018 (т. 1, л.д. 7), в 2008 году администрацией Боготольского района за счет краевых средств произведены работы по укреплению настила и опор моста.

Отсутствие столь длительное время государственной регистрации за администрацией Боготольского района права собственности на подвесной мост при изложенных выше обстоятельствах влечет негативные последствия для неопределенного круга лиц, поскольку способствует бесконтрольному состоянию спорного объекта и создает потенциальную опасность возникновения несчастных случаев на мосту, угрозу безопасности граждан, иные неблагоприятные последствия для граждан в целом.

Принимая во внимание техническое состояние спорного объекта и возможность возникновения чрезвычайной ситуации и, как следствие, нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, а также то обстоятельство, что отсутствие зарегистрированного права на данное сооружение влечет отсутствие оснований для финансирования, выделения денежных средств на его ремонт либо реконструкцию, вследствие чего уклонение органа местного самоуправления от обращения в регистрирующий орган с таким заявлением не может быть признано в данной сложившейся ситуации обоснованным.

При таких обстоятельствах, исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Боготольского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от государственной регистрации права собственности на подвесной мост, возложении обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 175 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учетом обстоятельств дела, значимости разрешенного судом вопроса, суд считает установленный Боготольским межрайонным прокурором срок до 31.12.2020 года разумным, обоснованным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Боготольского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от государственной регистрации права собственности на подвесной мост, возложении обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Боготольского района Красноярского края, выразившееся в уклонении от государственной регистрации права собственности на подвесной мост.

Обязать администрацию Боготольского района Красноярского края в срок до 31.12.2020 года обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на подвесной мост через реку Чулым, расположенный по адресу: Красноярский край, Боготольский район, км 8+400 автодороги Большая Косуль-Казанка.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Г. Кирдяпина

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ