РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-737/2021
УИД № 24RS0006-01-2021-001426-27
08 ноября 2021 года г. Боготол
Боготольский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирдяпиной Н.Г.,
при секретаре Бикеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Боготольского района Красноярского края о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, возложении обязанности договор купли-продажи заключить,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика администрации Боготольского района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) ИТА
в отсутствие:
представителя третьего лица <данные изъяты>
представителя третьего лица администрации Боготольского сельсовета Боготольского района Красноярского края,
Боготольского межрайонного прокурора,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации Боготольского района в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, возложении обязанности договор купли-продажи заключить.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Боготольского района с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, однако, в заключении такого договора ему отказано. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, Указ Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 № 60-уг «Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» (с изм. от 13.08.2019), полагает отказ администрации Боготольского района в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд незаконным.
Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Боготольского района ИТА. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, вследствие отсутствия на территории Боготольского района муниципальных лесов просила в иске отказать.
Представители третьих лиц <данные изъяты>», администрации Боготольского сельсовета, Боготольский межрайонный прокурор для участия в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили, на рассмотрении дела с их участием не настаивали, возражений по делу не представили, каких-либо ходатайств не заявляли, в связи с чем в целях ненарушения права сторон на разумные сроки рассмотрения гражданского дела суд в силу положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П, от 07.06.2000 № 10-П, от 02.06.2015 № 12-П).
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, предполагает обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, и основывается на принципе приоритета публичных интересов.
Исходя из положений ст. 123 Лесного фонда Российской Федерации предусматривает, что леса могут располагаться и на землях сельскохозяйственного назначения. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель, особенности их использования, охраны, защиты, воспроизводства, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509.
Согласно п.п. 3, 4, 14 данного Положения леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 10.1, 13 - 15 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 4 и 5 статьи 30, ст. 75 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.
Граждане согласно п. 3 ст. 77 Лесного кодекса РФ заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд установлены законом Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 «О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений», в соответствии с которым заготовка гражданами древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в Красноярском крае установлен указом Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 № 60-уг (в ред. от 13.08.2019) «Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд», согласно п. 2 которого заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится краевыми государственными учреждениями, уполномоченными в области лесных отношений, при этом заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется органами местного самоуправления.
С учетом приведенных выше норм права, орган, уполномоченный на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, определяется в зависимости от принадлежности земельного участка.
В соответствии с п. 3 Указа от 22.08.2008 № 60-уг для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, составленное по форме, установленной в приложении к Порядку, и документы, указанные в пунктах 5, 5.1 Порядка, представляются в письменной форме гражданином в уполномоченную организацию по месту нахождения объекта использования древесины, а для заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, – в орган местного самоуправления.
Из анализа приведенных правовых положений следует, что гражданину, имеющему намерение заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на землях, находящихся в государственной собственности, необходимо обратиться с заявлением в краевое государственное учреждение, уполномоченное в области лесных отношений.
Органами местного самоуправления осуществляется заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципальных образований, подтвержденных документально.
Правообладатель согласно п. 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509, в течение 2 лет со дня вступления в силу настоящего постановления или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида использования лесов с учетом положений п. 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления согласно п. 6 Указа от 22.08.2008 № 60-уг уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в заключении договора купли-продажи лесных насаждений может быть отказано по причине несоответствия заявления форме, установленной в приложении к Порядку, непредставления, предусмотренных п. 5 Порядка документов, а равно отсутствие в период рассмотрения заявления в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, соответствующих требуемым объемам и качественным характеристикам, указанным в заявлении.
Как установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежит дом, <данные изъяты> (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Боготольского района с заявлением (л.д. 7), в котором просил заключить с ним договор купли-продажи лесных насаждений в целях использования расположенного на землях сельскохозяйственного назначения леса лиственничной породы для заготовки древесины для собственных нужд - отопления жилого дома<данные изъяты>
Однако, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ лесные участки в муниципальной собственности Боготольского района отсутствуют, муниципальные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения на территории Боготольского района не зарегистрированы, уведомление об использовании лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не подавалось, в связи с чем в настоящее время заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд не представляется возможным (ответ администрации Боготольского района от ДД.ММ.ГГГГ № № - л.д. 20).
По информации администрации Боготольского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № № в муниципальной собственности администрации Боготольского сельсовета лесные угодия отсутствуют, отводом делян для заготовки дров для печного отопления жилых домов занимается <данные изъяты>
С учетом приведенных выше норм права, установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и представленных сторонами доказательств, принимая также во внимание, что с заявлением установленного образца по форме, утвержденной указом Губернатора Красноярского края от 22.04.2008 № 60-уг, с приложением соответствующих документов истец в администрацию Боготольского района, равно как и в <данные изъяты>» не обращался, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Боготольского района Красноярского края о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, возложении обязанности договор купли-продажи заключить отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Боготольский районный суд Красноярского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Г. Кирдяпина
Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2021.
Мотивированное решение изготовлено 12.11.2021.