НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Богородицкого районного суда (Тульская область) от 18.10.2022 № 2-1243/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Богородицкий межрайонный суд Тульской области (постоянное судебное присутствие в р.п. Волово) в составе:

председательствующего Кожуховой Л.А.,

при секретаре Соколовой М.Ю.,

с участием истца Лаптева Ю.А.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области по доверенности Шестовой Т.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптева Юрия Алексеевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста, обязании назначить пенсию,

у с т а н о в и л :

Лаптев Ю.А. обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста, обязании назначить пенсию, в обоснование требований указав, что 18 июля 2022 года Государственным учреждением - Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области ему решением от 18.07.2022 года было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ за работу с тяжёлыми условиями труда со снижением возраста выхода на пенсию на 3 года и с учётом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, согласно ст.34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1. 10.11.2020 года ответчиком - Государственным учреждением Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в г.Богородицк Тульской области (межрайонное) ему также было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ за работу с тяжёлыми условиями труда со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет и с учётом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, согласно ст.34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1.

Решение Богородицкого районного суда Тульской области от 02.04.2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30.06.2021 года, ему было отказано в удовлетворении исковых требований о признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ за работу с тяжёлыми условиями труда со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет и с учётом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне со льготным социально-экономическим статусом, при этом были зачтены в специальный стаж работы с тяжёлыми условиями труда периоды: со 02.02.1989 г. по 21.04.1996 г. в качестве электросварщика ремонтно-строительной группы, ЖКХ, непромышленной группы и электрогазосварщика непромышленной группы на 464 Комбинате нерудоископаемых; с 17.07.2000 г. по 06.09.2000 г. в качестве электросварщика ремонтно-механического участка ОАО «464 Комбинат нерудоископаемых»; с 01.11.2003 г. по 29.11.2009 г. в качестве электрогазосварщика в ООО «Буркит» г.Одинцово Московской области.

Истец Лаптев Ю.А указывает, что с решением ответчика от 18 июля 2022 г. не согласен, считает, что оно нарушает его право на досрочную страховую пенсию за работу с тяжёлыми условиями труда, предусмотренное п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ со снижением возраста выхода на пенсию на 3 года, поскольку требуемый стаж работы для назначения досрочной пенсии должен составлять 12 лет 6 месяцев, а если он проработал на работах с тяжёлыми условиями труда не менее половины установленного срока -6 лет 3 месяца, то страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. по состоянию на 31.12.2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.

Ответчиком в льготный стаж включены периоды его работы: с 07.05.1986 г. по 16.07.1986 г. (2 месяца 9 дней) – учёба в СПТУ-78 г.Москва; с 23.07.1986 г. по 01.10.1986 г. (2 месяца 9 дней) в должности электрогазосварщика в Строительном управлении № 51 треста Мосстрой № 17 Главмосстрой; всего: 4 месяца 18 дней. Ранее, при первом моём обращении к ответчику, им не включался в льготный стаж период моей учёбы с 07.05.1986 г. по 16.07.1986 г. Однако периоды работы: со 02.02.1989 г. по 21.04.1996 г. в качестве электросварщика ремонтно-строительной группы, ЖКХ, непромышленной группы и электрогазосварщика непромышленной группы на 464 Комбинате нерудоископаемых - 7 лет 2 месяца 20 дней; с 17.07.2000 г. по 06.09.2000 г. в качестве электросварщика ремонтно-механического участка ОАО «464 Комбинат нерудоископаемых» -1 месяц 20 дней; с 01.11.2003 г. по 29.11.2009 г. в качестве электрогазосварщика в ООО «Буркит» г.Одинцово Московской области - 6 лет 0 месяцев 29 дней; а всего 13 лет 5 месяцев 9 дней в льготный стаж работы ответчиком не включены, так как по данным персонифицированного учёта информация об особых условиях труда отсутствует.

Истец считает данный отказ неправомерным, в том числе и в невключении в льготный стаж периода его работы со 02.02.1989 года по 21.04.1996 года в качестве электросварщика ремонтно-строительной группы, ЖКХ, непромышленной группы и электрогазосварщика непромышленной группы на 464 Комбинате нерудоископаемых - 7 лет 2 месяца 20 дней, поскольку в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30.06.2021 г. указано: «следовательно, период работы истца с 2 февраля 1989 года до 1 января 1992 года в количестве 1 года 10 месяцев 29 дней в должности электросварщика в «464 Комбинате нерудоископаемых» не требует подтверждения постоянной занятости при выполнении работ по Списку № 2 от 22 августа 1956 года и является специальным стажем». По мнению истца, период работы с февраля 1989 года до 1 января 1992 года суд апелляционной инстанции указал отдельно только потому, что с 01.01.1992 г. действовал другой Список № 2, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, и, как указано в апелляционном определении «Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утверждёнными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер», то есть этот период учтён без дополнительной проверки.

Истец Лаптев Ю.А. считает, что письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года носит рекомендательный характер, поэтому, поскольку включение в льготный стаж периода его работы с 2 февраля 1989 года до 1 января 1992 года носит безусловный характер, то считаю, что и период моей работы после этой даты, вплоть до 21.04.1996 года также подлежит включению в льготный стаж, поскольку он был непрерывным, за этот период он не менял ни место работы, ни должность, менялся только разряд. Полагает, что с принятием нового закона не должно ухудшаться его положение. Кроме этого указывает, что его право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не должно быть ущемлено только потому, что в 1991 году был принят новый Список, а его работодатель не привёл занимаемую им должность в соответствие с этим Списком, учитывая, что и в период действия первого Списка, 1956 года, и второго Списка 1991 года, он работал на одном и том же месте, в одной и той же должности.

Истец отмечает, что поскольку его льготный стаж начал исчисляться с 02.02.1989 года, в период действия Списка № 2, 1956 года) и непрерывно протекал вплоть до 21.04.1996 г., то ко мне применимы нормы Списка № 2, 1956 года, а не 1991 года, и поскольку суд апелляционной инстанции указал на неоспоримость включения в льготный стаж периода его работы с 2 февраля 1989 года до 1 января 1992 года и отсутствии необходимости дополнительного подтверждения данного периода иными документами, нежели записями в трудовой книжке, то и второй период - со 02.01.1992 г. по 21.04.1996 г. подлежит включению в льготный стаж, поскольку период работы с 2.02.1989 г. по 21.04.1996 г. – неразрывный, при этом периоду его работы со 02.01.1992 г. по 21.04.1996 г. судом апелляционной инстанции не дана оценка, Считает, что судом апелляционной инстанции не дана оценка периоду с 02.01.1992 г. по 21.04.1996 г. потому, что даже если бы суд посчитал возможным включение данного периода в льготный стаж, то это никак не повлияло бы на итоговое решение по делу , поскольку в 2021 году периода с 02.02.1989 года 21.04.1996 года было бы недостаточно для назначения ему пенсии в 2021 году, а в настоящее время данного периода, а также с учетом периода, зачтённого ответчиком - 4 месяца 18 дней, а всего – 7 лет 7 месяцев 8 дней, считает достаточным для назначения ему пенсии в 2022 году, поскольку за каждые 2 года 6 месяцев работы с тяжёлыми условиями труда возраст выхода на пенсию понижается на 1 год, то есть для снижения возраста на три года необходимо проработать 7 лет 6 месяцев с тяжёлыми условиями труда, а он проработал даже чуть больше на 1 месяц 8 дней.

Истец Лаптева Ю.А. указывает, что поскольку он продолжал работать на одном и том же предприятии со 02.01.1992 г. по 21.04.1996 г., при этом работа одного и того же предприятия носила стабильный характер и принятие нового Списка, 1991 года не могло повлиять на стабильность предприятия и на изменение условий его труда, как до 02.01.1992 года, так и после этой даты он продолжал работать в одной и той же должности электросварщика. Дата его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования – 21 сентября 1998 г., а поскольку он работал на 464 Комбинате нерудоископаемых до этой даты, окончание работы – 21.04.1996 г., то истец считает, что период работы со 02.02.1989 г. по 21.04.1996 г. не зависит от его регистрации в указанной системе и не должен подтверждаться выпиской из лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, в соответствии со статьёй 14 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, при подсчёте страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Должность электросварщика была предусмотрена Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, в разделе XXXII. Общие профессии. Его должность в период со 02.02.1989 г. по 11.10.1995 г. на 464 Комбинате нерудоископаемых так и называлась – электросварщик, о чем указано в его трудовой книжке. У ответчика имеется Перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей работников, которым в соответствии со списком № 2 установлено льготное пенсионное обеспечение, сформированный 464 Комбинатом нерудоископаемых 03.01.1995 г., согласно которому на странице 3-ей указано наименование профессии под номером 15 - «электрогазосварщик», что, согласно штатному расписанию, соответствовало наименованию профессии «электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке», код 23200000-19756, что соответствовало Списку № 2. Наименование «электрогазосварщик» указано в данном Перечне в разделе «Дробильный цех», он же, согласно трудовой книжке, работал в «непромышленной группе», однако считает, что в данном случае неважно, в каком цехе (горном, дробильном, непромышленной группе) он работал, так как наименование этой профессии относится к Общим профессиям (согласно Списку № 2, 1991 г.), независимо от того, в каком месте он осуществлял свою деятельность электрогазосварщика. По мнению истца место работы в данном случае не имеет значения, а также не имеет значения и то, в каком разделе Перечня указана профессия электрогазосварщик. Важно то, что наименование электрогазосварщик соответствовало наименованию «электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке», код 23200000-19756, что соответствовало Списку № 2. Полагает, что если в его трудовой книжке не указано точное наименование «электрогазосварщик ручной сварки», то это вина его работодателя или работника отдела кадров, и это не должно негативным образом влиять на его право на назначение досрочной пенсии. Считает, что факт того, что он работал электросварщиком с 1989 года и в 1995 году ему был лишь присвоен 5-ый разряд и поменялось лишь наименование его должности с электросварщика на газоэлектросварщика, занятого на резке и ручной сварке подтверждается: записями в моей трудовой книжке; архивной справкой со ссылкой на приказ начальника 464 комбината нерудоископаемых от 4 января 1993 года № 2 «а», из которого следует о переименовании профессии газосварщика на электрогазосварщика ручной сварки; Перечнем рабочих мест, наименованием профессий и должностей работников, которым в соответствии со списком № 2 установлено льготное пенсионное обеспечение, сформированным 464 Комбинатом нерудоископаемых 03.01.1995 г., а недостатки в оформлении записей в трудовой книжке и отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за период со 02.02.1989 г. по 21.04.1996 г. не могут служить основанием для отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.

В связи с чем истец Лаптева Ю.А. просит суд признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ за работу с тяжёлыми условиями труда со снижением возраста выхода на пенсию на 3 года и с учётом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, согласно ст.34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1 и обязать Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области назначить мне досрочную страховую пенсию по старости со дня возникновения права, то есть с 05 августа 2022 г., зачтя в специальный стаж работы с тяжёлыми условиями труда период со 02.02.1989 г. по 21.04.1996 г. в качестве электросварщика ремонтно-строительной группы, ЖКХ, непромышленной группы и электрогазосварщика непромышленной группы на 464 Комбинате нерудоископаемых.

В судебном заседании истец Лаптев Ю.А. свои исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области по доверенности Шестова Т.Л. в ходе рассмотрения дела иск не признала, в удовлетворении исковых требований Лаптева Ю.А. просила суд отказать в полном объёме. Пояснила, что определение суда апелляционной инстанции истцом не было обжаловано, решение суда вступило в законную силу. Также Лаптев Ю.А. может оспорить в суде сведения представленные ООО «Буркит».

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно нормам действующего законодательства, в том числе и статьей 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением №6 к настоящему Федеральному закону).

На основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

В соответствии с подпунктом «б» пункта №1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работающим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту ( по старости ) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 «Об утверждении Списков производств, производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1.01.1992 года.

Списком № 2 от 22.08.1956 года в разделе XXXII «Общие профессии» предусмотрены «электросварщики и их подручные».

Списком № 2 от 26.01.1991 года предусмотрены электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не менее 3 класса опасности (позиция 23200000-19756); электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905); электросварщики ручной сварки (позиция 23200000-19906).

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года №258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которому периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, которые выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях) дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516, в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, то есть выполнением работы, предусмотренной соответствующим Списком, не менее 80% рабочего времени в соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996г. №5.

Как следует из письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 года, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

В соответствии с абз. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Определении от 11.07.2006 года № 403-О, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

По состоянию на 31 декабря 2018 года ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривала, что право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В силу ст. 28.1 вышеуказанного Закона гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» может производиться уменьшение возраста выхода на пенсию по двум перечисленным законам.

В обоснование заявленных требований истцом Лаптевым Ю.А. представлены письменные доказательства.

Согласно данным паспорта выданного <данные изъяты>, копия которого находится в материалах дела, Лаптев Ю.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, на момент его обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии - 12.07.2022 года его возраст составлял <данные изъяты> года, и с 21.04.1989 года по настоящее время он зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Из решения ОПФР в Тульской области от 18.07.2022 года , усматривается что Лаптеву Ю.А. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В решении указано, что на основании представленных документов, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица согласно действующего законодательства в специальный страховой стаж по списку №2 могут быть включены периоды: с 07.05.1986 по 16.07.1986 (2 месяца 9 дней) – учеба в СПТУ-78 г.Москва; с 23.07.1986 по 01.10.1986 (2 месяца 9 дней) – в должности электрогазосварщик СУ №51 Треста Мосстрой №17 Главмосстрой, а всего 4 месяца 18 дней. Не могут быть засчитаны в специальный стаж работы следующие периоды: с 02.02.1989 по 21.04.1996 в качестве электросварщика ремонтно-строительной группы, ЖКХ, электрогазосварщика непромышленной группы в ОАО «464 Комбинат нерудоископаемых» (7 лет 2 месяца 20 дней); с 17.07.2000 по 06.09.2000 в качестве электрогазосварщика ремоннтно-механического участка ОАО «464 Комбинат нерудоископаемых» (1 месяц 20 дней); с 01.11.2003 по 29.11.2009 в качестве электрогазосварщика в ООО «Буркит» г. Одинцово Московской области (6 лет 0 месяцев 29 дней), а всего 13 лет 5 месяцев 9 дней, поскольку по данным персонифицированного учёта информация об особых условиях труда отсутствует.

Из трудовой книжки истца Лаптева Ю.А. АТ-II № 0716525 (записи № 6-11) следует, что в период со 2.02.1989 года по 21.04.1996 года он работал в ОАО 464 КНИ электросварщиком в ремонтно-строительной группе (РСГ), ЖКХ, электросварщиком непромышленной группы.

Данные обстоятельства также подтверждаются архивной справкой <данные изъяты> от 12.01.2021 года , копия которой находится в материалах дела.

Из трудовой книжки истца Лаптева Ю.А. (записи , ) также следует, что в период с 17.07.2000 года по 6.09.2000 года работал электросварщиком ремонтно-механического участка ОАО «464» Комбинат нерудоископаемых», в период с 1.11.2003 года по 29.11.2009 года работал электрогазосварщиком в ООО «Буркит».

Согласно справке ООО «Буркит» от 1.12.2009 года Лаптев Ю.А. с 1.11.2003 года был принят электргазосварщиком ручной сварки (приказ от 1.11.2003 года), работал полный рабочий день, полную рабочую неделю, совмещения профессий не имел, отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись, с 30.11.2009 года переведён в отдел ВиКА инженером.

Согласно сведениям из пенсионного дела Лаптев Ю.А. прошел регистрацию в Пенсионном фонде 1.01.1998 года.

В индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица Лаптева Ю.А. информация об особых условиях труда за периоды его работы с 17.07.2000 года по 6.09.2000 года и с 1.11.2003 года по 29.11.2009 года отсутствует.

Решением Богородицкого районного суда Тульской области от 02.04.2021 года Лаптеву Ю.А. было отказано в удовлетворении требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Богородицк Тульской области (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста, обязании назначить пенсию.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30.06.2021 года решение Богородицкого районного суда Тульской области от 02.04.2021 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Лаптева Ю.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30.06.2021 года истцом Лаптевым Ю.А. не обжаловалось в кассационной инстанции и вступило в законную силу.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30.06.2021 года установлено, что период работы истца Лаптева Ю.А. с 02.02.1989 до 01.01.1992 в количестве 1 года 10 месяцев 29 дней в должности электросварщика в «464 Комбинате нерудоископаемых» не требует подтверждения постоянной занятости при выполнении работ по Списку №2 от 22.08.1956 года и является специальным стажем.

Период работы Лаптева Ю.А. с 17.07.2000 по 06.09.2000 года в качестве электросварщика ремонтно-механического участка ОАО «464 Комбинат нерудоископаемых», а также период работы с 01.11.2003 года по 19.11.2009 года в качестве электрогазосварщика в ООО «Буркит» не приняты к зачету в специальный стаж, поскольку в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Лаптева Ю.А. информация об особых условиях труда за указанные спорные периоды отсутствует.

Вопреки доводам истца Лаптева Ю.А. таких данных не представлено и при рассмотрении настоящего дела, при этом суд отмечает, что справка ООО «Буркит» не содержит сведений о том, на каком основании она выдана, в ней отсутствуют сведения о первичных документах работодателя.

На предложение суда оспорить предоставленные в указанных справках индивидуальных сведений или обратиться в суд с исками к указанным организациям об уточнении сведений предоставленных и отраженных в индивидуальном лицевом счете, истцом Лаптевым Ю.А. желания не высказано.

Вопреки доводам истца представленные им документы не содержат сведений о характере выполняемой им работе в оспариваемые им периоды трудовой деятельности, а также сведений о том, что он был занят в тяжелых условиях труда 80% рабочего времени, вид производимой сварки.

При этом суд отмечает, что действующим законодательством предусмотрены механизмы контроля работника после его регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за состоянием своего индивидуального лицевого счета, содержащем в том числе сведения о льготном характере работы, что опровергает доводы истца о том, что недостатки в оформлении записей в трудовой книжке и отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за период со 02.02.1989 г. по 21.04.1996 г. не могут служить основанием для отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.

Доводы истца Лапина Ю.А. о невключении в льготный стаж периода его работы со 02.02.1989 года по 21.04.1996 года в качестве электросварщика ремонтно-строительной группы, ЖКХ, непромышленной группы и электрогазосварщика непромышленной группы на 464 Комбинате нерудоископаемых - 7 лет 2 месяца 20 дней, по тем основаниям, что в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 30.06.2021 г. указано: «следовательно, период работы истца с 2 февраля 1989 года до 1 января 1992 года в количестве 1 года 10 месяцев 29 дней в должности электросварщика в «464 Комбинате нерудоископаемых» не требует подтверждения постоянной занятости при выполнении работ по Списку № 2 от 22 августа 1956 года и является специальным стажем», то есть этот период учтён без дополнительной проверки, тогда как со 02.02.1989 года по 21.04.1996 года он продолжал работать на том же предприятии, в той же должности, не основаны на действующем законодательстве, и носят предположительный характер.

По мнению суда включение периода работы истца с 2 февраля 1989 года до 1 января 1992 года в количестве 1 года 10 месяцев 29 дней в должности электросварщика в «464 Комбинате нерудоископаемых» в специальный стаж не приведет к выполнению одного из условий совокупности обстоятельств, необходимых для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости – работы с тяжелыми условиями труда продолжительностью не менее 12 лет 6 месяцев, как и невозможность уменьшить возраст выхода на пенсию по старости на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, поскольку истец не представил суду бесспорных доказательств что он проработал на перечисленных им работах менее половины установленного пенсионным законодательством периода – 6 лет 3 месяца.

Оценив представленные истцом доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, рассмотрев гражданское дело в пределах заявленных и поддержанных истцом исковых требований, суд находит иск Лаптева Ю.А. не подлежащим удовлетворению, поскольку периоды работы со 2.02.1989 года по 21.04.1996 года в качестве электросварщика ремонтно-строительной группы, ЖКХ, непромышленной группы и электрогазосварщика непромышленной группы на 464 Комбинате нерудоископаемых, не подлежат включению в специальный стаж работы с тяжёлыми условиями труда. Возраста, дающего право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне со льготным социально-экономическим статусом, согласно ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1, на день рассмотрения дела в суде, истец Лаптев Ю.А. не достиг.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Лаптева Юрия Алексеевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста, обязании назначить пенсию о признании права на досрочную страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста, обязании назначить пенсию, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий межрайонный суд Тульской области (постоянное судебное присутствие в р.п. Волово) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2022 года.