НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Богородицкого районного суда (Тульская область) от 14.10.2021 № 2А-1060/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Богородицкий межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Илюшкиной О.А.,

при помощнике судьи Рускевич С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1060/2021 по иску Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Лабутиной Л.Е. о взыскании недоимки по налогу, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, и пени,

установил:

УФНС России по Тульской области обратилось в суд с административным иском к Лабутиной Л.Е. о взыскании недоимки по налогу, взимаемого с налогоплательщика, выбравшего в качестве объекта налогообложения доходы, и пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Лабутина Л.Е., ИНН , состоит на учете в УФНС России по Тульской области.

Согласно выписке из ЕГРИП до ДД.ММ.ГГГГ Лабутина Л.Е. являлась индивидуальным предпринимателем, и одновременно налогоплательщиком, перешедшим на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее, в соответствии со ст. 346.12 НК РФ.

По сообщению налогового органа у данного налогоплательщика имеется задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: недоимка по налогу – 105 710,89 руб., пени- 21 075,88 руб.

Лабутина Л.Е. за период ведения индивидуальной предпринимательской деятельности представлены налоговые декларации по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за .

ДД.ММ.ГГГГ Лабутиной Л.Е. представлена первичная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за ДД.ММ.ГГГГ г.

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, на основании первичной налоговой декларации, составила 108 082, 49 руб.

На момент предоставления налоговой декларации, ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий им налог в бюджет не уплачен. Согласно карточке «Расчета с бюджетом» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переплата по налогу отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ Лабутиной Л.Е. представлена первичная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за ДД.ММ.ГГГГ г.

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, на основании первичной налоговой декларации, составила 286 808,00 руб.

На момент предоставления налоговой декларации, ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий им налог в бюджет не уплачен. Согласно карточке «Расчета с бюджетом» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переплата по налогу отсутствует.

В установленные сроки налоги уплачены не были.

В связи с чем, налоговый орган выставил требования об уплате задолженности по налогам, а именно:

- требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование по состоянию ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Лабутина Л.Е. произвела оплату в сумме 6419,11 руб. по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Остаток по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: недоимка по налогу - 105 710 руб., пени – 101,88 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Лабутина Л.Е. произвела оплату в сумме 289 580.23 руб. по требованию по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. Остаток по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: пени – 5257.91 руб.

В связи с тем, что недоимка не была оплачена в установленные законом сроки, УФНС России по Тульской области выставлено требование об уплате налога и соответствующих пени.

Указанная задолженность взыскивалась в порядке приказного производства. На основании определения мирового судьи судебного участка Богородицкого судебного района от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

Управление предприняло все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплатить налога, однако до настоящего времени добровольное погашение задолженности не произведено.

На основании изложенного административный истец просит суд восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления о взыскании суммы обязательных платежей и санкций с Лабутиной Л.Е.; взыскать с Лабутиной Л.Е. недоимки за ДД.ММ.ГГГГ гг., по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: налог – 105 710,89 руб., пени - 21 075,88 руб., всего 126786.77 руб.

Представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, административные исковые требования поддержал, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Лабутина Л.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом. Извещение о месте и времени судебного разбирательства, телеграмма были заблаговременно направлены ответчику по месту регистрации. Однако Лабутина Л.Е. отказалась принять извещение, за получение телеграммы не явилась, почтовая корреспонденция возвращена в суд за истечение срока хранения.

Согласно части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 39 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

При таких обстоятельствах ответчик Лабутина Л.Е. считается извещенной о месте и времени судебного разбирательства.

Руководствуясь положениями ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть спор в отсутствие не явившихся представителя административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, ответчика Лабутиной Л.Е., извещенной о времени и месте судебного заседания.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в статье 3, пункте 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц регулируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).

В силу ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Объектом налогообложения в силу ст. 346.14 НК РФ признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии со ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.20 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 настоящей статьи.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено настоящим пунктом. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 настоящего Кодекса.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (статья 346.21 НК РФ).

Согласно правилам, установленным в ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи);

2) индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, которое согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лабутина Л.Е., ИНН , состоит на учете в УФНС России по Тульской области.

Согласно выписке из ЕГРИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Лабутина Л.Е. являлась индивидуальным предпринимателем, и одновременно налогоплательщиком, перешедшим на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее, в соответствии со ст. 346.12 НК РФ.

По сообщению налогового органа у данного налогоплательщика имеется задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: недоимка по налогу – 105 710,89 руб., пени- 21 075,88 руб.

Лабутина Л.Е. за период ведения индивидуальной предпринимательской деятельности представлены налоговые декларации по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за ДД.ММ.ГГГГ гг.

ДД.ММ.ГГГГ Лабутиной Л.Е. представлена первичная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за ДД.ММ.ГГГГ г.

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, на основании первичной налоговой декларации, составила 108 082, 49 руб.

На момент предоставления налоговой декларации, ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий им налог в бюджет не уплачен. Согласно карточке «Расчета с бюджетом» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переплата по налогу отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ Лабутиной Л.Е. представлена первичная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за ДД.ММ.ГГГГ г.

Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, на основании первичной налоговой декларации, составила 286 808,00 руб.

На момент предоставления налоговой декларации, ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий им налог в бюджет не уплачен. Согласно карточке «Расчета с бюджетом» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переплата по налогу отсутствует.

В установленные сроки налоги уплачены не были.

В связи с чем, налоговый орган выставил требования об уплате задолженности по налогам, а именно:

- требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование по состоянию ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Лабутина Л.Е. произвела оплату в сумме 6419,11 руб. по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Остаток по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: недоимка по налогу - 105 710 руб., пени – 101,88 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Лабутина Л.Е. произвела оплату в сумме 289 580.23 руб. по требованию по состоянию ДД.ММ.ГГГГ. Остаток по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: пени – 5257.91 руб.

В установленный срок законом срок требования не были исполнены в полном объеме, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка Богородицкого судебного района (<адрес>) с заявлением о взыскании недоимки по указанным налогам и пени ДД.ММ.ГГГГ, что следует из текста определения мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Богородицкого судебного района (<адрес>) отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с недоимки по налогу и пени по пункту 3 части 3 статьи 123.4 КАС РФ.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (согласно штемпелю входящей корреспонденции) хотя заявление датировано ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление направлено истцом ответчику ДД.ММ.ГГГГ.

В силу части 2 статьи 286 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

В соответствии со ст. 48 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 04.03.2013 N 20-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

При расчете общей суммы налога, пеней подлежащей взысканию с административного ответчика, такая сумма налогов, пени превышала уже по состоянию ДД.ММ.ГГГГ 3000 рублей и составляла: по налогу – 286808,00 руб., пени- 8030,14 руб.

Срок исполнения требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был установлен налоговым органом до ДД.ММ.ГГГГ; по требованию по состоянию ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ; по требованию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения по последнему требованию был установлен должнику до ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 мес.), тогда как фактически обратился к мировому судье за взысканием только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами установленного законом срока.

Таким образом, срок принудительного взыскания обязательных платежей и санкций налоговым органом был пропущен еще на момент обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Согласной разъяснениям, содержащимся в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

При таких обстоятельствах, на дату обращения в суд с настоящим иском о взыскании налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание указанной выше суммы в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено.

Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 286 КАС Российской Федерации, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Оснований для восстановления названного срока судом не установлено, в выдаче судебного приказа мировым судьей налоговому органу также отказано по основаниям ст. 123.4 КАС РФ.

На основании положений части 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Таким образом, обязанность по налоговому учету плательщиков налогов и сборов, а также по исполнению налогового законодательства возложена на налоговые органы как на единую систему. При изложенных обстоятельствах не имеют правового значения действия конкретного налогового органа. Требования Налогового кодекса Российской Федерации подлежат неукоснительному соблюдению всеми налоговыми органами, составляющими единую систему, в том числе органом по месту предыдущего налогового учета Лабутиной Л.Е.

Кроме того, стоит отметить, что доказательств соблюдения налоговым органом обязательного досудебного порядка урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, который заключается в направлении налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогам и пени, в частности направления указанных выше требований не представлено.

При таких обстоятельствах, пропуск административным истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогу, пени и отсутствие уважительных причин для его восстановления, является основанием для отказа в удовлетворении настоящего административного искового заявления.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требованиях Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Лабутиной Ларисе Евгеньевне о взыскании недоимки за ДД.ММ.ГГГГ гг., по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: налог – 105710,89 руб., пени - 21075,88 руб., всего 126786,77 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 18 октября 2021 года.

Председательствующий