НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Богородицкого районного суда (Тульская область) от 11.05.2022 № 2А-415/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г. Богородицк

Богородицкий межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Потаповой Л.А.,

при секретаре Сысоевой О.А.,

с участием административного истца – старшего помощника Тульского природоохранного прокурора Рогонова Н.Е.,

представителя административного ответчика администрации МО Богородицкий район Тульской области по доверенности Шерниковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-415/2022 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области об обязании провести в установленном законом порядке мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов, расположенных на территории муниципального образования Богородицкий район,

у с т а н о в и л:

Тульский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском с учетом уточнения к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по вышеуказанному основанию, мотивируя свои требования тем, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля администрацией муниципального образования Богородицкий район Тульской области при реализации полномочий в лесной сфере. В результате проверки установлено, что администрацией МО Богородицкий район не принимаются предусмотренные законодательством меры по обеспечению охраны и законного использования городских лесов.

В ходе проверки установлено, что площадь лесных насаждений, не отнесенных к землям лесного фонда, а именно лесов, расположенных на землях городских населенных пунктов, на территории МО Богородицкий район составляет 92 га.

Учитывая принципы лесного законодательства и понятие о лесе, как об экологической системе, указанные лесные насаждения, расположенные на территории МО Богородицкий район, подлежат охране в соответствии с лесным законодательством.

В ходе проверки, установлено, что в нарушение требований лесного законодательства администрацией МО Богородицкий район не проведены мероприятия по лесоустройству и не разработаны лесохозяйственные регламенты на участки лесных насаждений - городских лесов, подлежащих охране в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Таким образом, администрацией МО Богородицкий район не исполняются предусмотренные законодательством полномочия в сфере охраны и использования лесов, чем нарушаются установленные ст. 1 Лесного кодекса РФ принципы лесного законодательства, что может привести к уменьшению площади городских лесов. Вышеизложенное противоречит ч. 3 ст. 116 Лесного кодекса РФ, поскольку не обеспечены условия для рационального использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, что влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

По данному факту 30.11.2021 Тульским природоохранным прокурором на основании ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» главе администрации МО Богородицкий район внесено представление об устранении нарушений закона. Указанное представление рассмотрено.

При проведении контрольной проверки установлено, что администрацией МО Богородицкий район выявленные в ходе ранее проведенной проверки нарушения не устранены, мероприятия по лесоустройству не проведены, лесохозяйственные регламенты городских лесов, не разработаны.

На основании вышеизложенного, с учетом уточнений просит суд обязать администрацию МО Богородицкий район в срок до 01.06.2023 года провести в установленном законом порядке мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов, расположенных на территории муниципального образования Богородицкий район.

В судебном заседании административный истец старший помощник Тульского природоохранного прокурора Рогонов Н.Е. административные исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности Шерникова Д.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований Тульского природоохранного прокурора с учетом уточнения, дополнительно пояснила, что в настоящее время Постановлениями администрации МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ отменены.

Представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов и экологии Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представитель по доверенности Комарова Н.В. представила в адрес суда письменные пояснения, в которых просила рассмотреть дело без участия министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, так же просила требования прокуратуры удовлетворить.

Протокольным определением от 06.04.2022г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район.

Представитель заинтересованного лица комитета имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Протокольным определением от 21.04.2022г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Тульской области.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Выслушав административного истца и административного ответчика, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах:

сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду (п. 2);

использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов (п. 3);

сохранение лесов, в том числе посредством, их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (п.5);

улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности (п.6).

Понятие леса определено статьей 5 Лесного кодекса РФ, согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Согласно ч.1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В соответствии с п.29 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе осуществление муниципального лесного контроля.

В силу п. 32 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования Богородикий район, принятого на местном референдуме 23 марта 1997 года (в редакции решения Собрания депутатов муниципального образования от 03.08.2021 №36-243), к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе вопросы осуществления муниципального лесного контроля.

Согласно ст. 116 Лесного кодекса РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

Согласно сведениям Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 18.11.2021г. , площадь лесов, расположенных на землях городских населенных пунктов в г.Богородицк Тульской области составляет 92 га.

В ходе проверки установлено, что площадь лесных насаждений, не отнесенных к землям лесного фонда, а именно лесов, расположенных на землях городских населенных пунктов, на территории МО <адрес> составляет 92 га.

Учитывая принципы лесного законодательства и понятие о лесе как об экологической системе, указанные лесные насаждения, расположенные на территории МО <адрес>, подлежат охране в соответствии с лесным законодательством.

Согласно ч.ч. 1,2,3 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые располагаются, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

На основании ч.1 ст. 67 Лесного кодекса РФ на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, проводится лесоустройство.

В соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя:

проектирование лесничеств;

проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов:

таксацию лесов;

проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно п.п.4,5 ч.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, осуществление муниципального: лесного контроля в отношении таких лесных участков.

Лесохозяйственный регламент лесничества в силу ст. 87 Лесного кодекса РФ является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных, в границах лесничества.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств устанавливаются:

виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ;

возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса РФ;

требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

В ходе проверки, установлено, что в нарушение требований лесного законодательства администрацией МО Богородицкий район не проведены мероприятия по лесоустройству и не разработаны лесохозяйственные регламенты на участки лесных насаждений - городских лесов, подлежащих охране в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Таким образом, администрацией МО Богородицкий район не исполняются предусмотренные законодательством полномочия в сфере охраны и использования лесов, чем нарушаются установленные ст. 1 Лесного кодекса РФ принципы лесного законодательства, что может привести к уменьшению площади городских лесов. Вышеизложенное противоречит ч. 3 ст. 116 Лесного кодекса РФ, поскольку не обеспечены условия для рационального использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, что влечет нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Тульским природоохранным прокурором на основании ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» главе администрации МО Богородицкий район внесено представление об устранении нарушений закона. Указанное представление рассмотрено.

Согласно сообщению администрации МО Богородицкий район от 28.12.2021г. , площадь лесных насаждений, расположенных на землях населенных пунктов, в настоящее время уменьшена с 92,0 га до 7,0 га. Большая часть земельных участков отнесена в земли застройки, что подтверждено актами обследования земельных участков. В связи с тем, что на территории МО Богородицкий район отсутствует муниципальное лесничество, мероприятия по лесоустройству в отношении городских лесов не проводились и лесохозяйственный регламент не разрабатывался.

При проведении контрольной проверки установлено, что администрацией МО Богородицкий район выявленные в ходе ранее проведенной проверки нарушения не устранены, мероприятия по лесоустройству не проведены, лесохозяйственные регламенты городских лесов, не разработаны.

Согласно сообщению администрации МО Богородицкий район от 25.02.2022г. , на территории МО Богородицкий район отсутствует муниципальное лесничество, мероприятия по лесоустройству в отношении городских лесов не проводились и лесохозяйственный регламент не разрабатывался.

Постановлениями администрации МО Богородицкий район от 19.11.2019 , от ДД.ММ.ГГГГ изменены виды угодий на территории Богородицкого района Тульской области.

08.04.2022 Тульским природоохранным прокурором внесены протесты главе администрации МО Богородицкий район Тульской области на вышеуказанные постановления, в которых прокурор просил отменить постановления, как несоответствующие требованиям земельного и лесного законодательства.

По данным фактам ДД.ММ.ГГГГ Тульским природоохранным прокурором на основании ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» главе администрации МО Богородицкий район внесено представление об устранении нарушений земельного и лесного законодательства.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности Шерникова Д.А. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время Постановлениями администрации МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ отменены.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований, поскольку администрация муниципального образования Богородицкий район в течение длительного времени не проведены мероприятия по лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов в отношении лесных насаждений не отнесённых к землям лесного фонда площадью 92 га, находящихся на территории муниципального образования.

Бездействие административного ответчика по исполнению возложенных на него законодательством обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области об обязании провести в установленном законом порядке мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов, расположенных на территории муниципального образования Богородицкий район, удовлетворить.

Обязать администрацию МО Богородицкий район в срок до 01.06.2023 года провести в установленном законом порядке мероприятия по лесоустройству и разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов, расположенных на территории муниципального образования Богородицкий район.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий межрайонный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2022 года.