НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Богдановичского городского суда (Свердловская область) от 29.11.2021 № 2А-847/2021

66RS0021-01-2021-001197-33

Дело № 2а-847/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Богданович 29 ноября 2021 года.

Богдановичский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Бабинова А.Н.,

при секретаре Струниной М.А.,

с участием административного ответчика – Золотаревой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области к Золотаревой А. Е. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, пени по транспортному налогу за 2016 и 2019 год,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 19 по Свердловской области обратилась в суд к Золотаревой А.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 и 2019 год в сумме 6 347 руб. 00 коп. и пени в размере 161 руб. 15 коп., а также задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 572 руб. 00 коп. и пени в сумме 02 руб. 11 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Золотарева А.Е. является плательщиком транспортного налога за 2016 и 2019 год, так как по данным ГИБДД г. Богданович административный ответчик в 2016 и в 2019 году имел в частной собственности транспортные средства. Также ответчик являлся плательщиком налога на имущество за 2019 год, поскольку имел в собственности квартиру. Административному ответчику направлялись налоговые уведомления о подлежащих уплате суммах транспортного налога, налога на имущество и требования об уплате налогов, которые до настоящего времени не исполнены. На неуплаченные суммы налогов налоговым органом начислены пени. Просили взыскать с Золотаревой А.Е. в бюджет Свердловской области задолженность по транспортному налогу и пени, в бюджет городского округа Богданович задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год.

В ходе рассмотрения дела административный истец уменьшил размер заявленных требований и указал, что задолженность по транспортному налогу за 2016 и 2019 год и налогу на имущество за 2019 год административным ответчиком оплачены были в полном объеме, но с нарушением срока. В связи с чем, с административного ответчика подлежат взысканию пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 02 руб. 11 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме147 руб. 35 коп, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по транспортному налогу за 2019 год в сумме 13 руб. 80 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца в судебное заседание от ДД.ММ.ГГГГ не явился, просил рассмотреть дело без их участия, на заявленных требованиях настаивал.

В судебных заседания ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, представители административного истца Примак М.А. и Байгулова Ю.В. пояснили, что административным ответчиком был уплачен налог за 2016 год в установленные сроки, однако по ошибке, допущенной банковским работником был указан не верно номер ОКТМО, в связи с чем поступившие денежные средства были распределены в счет погашения задолженности за другой период. Полагают, что административный истец не убедился в правильности перечисления налога, в связи с чем налог за 2016 год считался неуплаченным. Просили исковые требования удовлетворить.

Административный ответчик Золотарева А.Е. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что за 2016 год транспортный налог ею уплачен в полном объеме и в установленные сроки. Платеж осуществлялся в банке, где банковским работником была допущена ошибка при указании номера ОКТМО, в связи с чем в ее действиях нет каких-либо нарушений, а соответственно у административного истца нет оснований для начисления пени. О банковской ошибке ей стало известно только в ходе рассмотрения дела, в то время как административному истцу данная ошибка была известна ранее. В настоящее время банк вернул ею ошибочно зачисленные денежные средства и налог ею уплачен вновь. О наличии задолженности по налогам за 2019 год административным истцом она своевременно не извещалась, однако также уплатила налоги в полном объеме. Просила в иске отказать.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК Российской Федерации) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ст. 14 НК Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом. Статьей 356 НК Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Законом Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» от 29.11.2002 г. № 43-ОЗ (далее – Закон № 43-ОЗ) на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.

В соответствии с п.1 ст. 363 НК Российской Федерации транспортный налог зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства.

Согласно ст. 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения.

Пунктом 1 ст. 358 НК Российской Федерации объектами налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п.1 ст. 362 НК Российской Федерации).

Согласно сведениям, представленным РЭО ГИБДД ОМВД России по Богдановичскому району Свердловской области на электронных носителях в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 85 НК Российской Федерации Золотарева А.Е. в 2016 году имела в собственности автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный номер , автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный номер автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный номер , а в 2019 году автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный номер , автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный номер и автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный номер . (л.д.8-9)

Таким образом, административный ответчик является плательщиком транспортного налога, сумма которого за 2016 год и 2019 год составила 6 347 руб. 00 коп..

В соответствии с п.1 ст. 363 НК Российской Федерации, п.2 ст. 3 Закона № 43-ОЗ транспортный налог за 2016 год необходимо уплатить до 01.12.2017 года за 2019 год, необходимо было уплатить до 01.12.2020 года.

Также Золотарева А.Е. является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2019 год, поскольку ей принадлежит на праве собственности квартира, расположенная в <адрес>, инвентаризационной стоимостью 381 148 руб. 00 коп. с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.9)

Согласно пункту 2 статьи 15 НК Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам. Он установлен и введен в действие на территории Богдановичского района Решением Думы городского округа Богданович от 30.10.2014 г. № 87 «Об установлении и введении в действие налога на имущество физических лиц на территории городского округа Богданович» (в ред. от 25.12.2014 года) (далее – Решение). Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения (п.2 ст. 409 НК Российской Федерации).

Согласно ст. 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данный об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 НК РФ).

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.10.2018 года № 595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год» коэффициент-дефлятор установлен в размере 1, 518.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК Российской Федерации).

Пунктом 3 Решения ставка по налогу на имущество физических лиц установлена в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и при стоимости имущества до 300 000 руб. составляет 0,1%.

Соответственно сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате ответчиком за 2019 года, составляет 572 руб. 00 коп., срок уплаты также ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 3 747 руб. 00 коп. (л.д.10)

Вопреки доводам административного истца, в судебное заседание ответчиком представлены квитанции от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 3 747 руб. 00 коп. (л.д.44) При этом представителями административного истца было подтверждено, что денежные средства были зачислены в бюджет в полном объеме, однако часть платежа в размере 2 600 рублей в результате неправильного указания номера ОКТМО была направлена в счет погашения задолженности за 2015 год.

В связи с этим, административным ответчиком в судебное заседание была представлена новая квитанция об уплате налога в сумме 2600 рублей за 2016 год.

В соответствии со ст. 75 НК российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Заявляя требования о взыскании с административного ответчика пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2016 год, административный истец ссылается на то, что Золотарева А.Е. не убедилась в правильности написания реквизитов банковским работником и своевременно не устранила ошибку.

Вместе с тем, согласно п.4 ч.4 ст.45 НК Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Согласно «Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований» ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.

Налоговое законодательство не относит указание ОКТМО к обязательным реквизитам, свидетельствующим об уплате или неуплате того или иного налога, неправильное указание ОКТМО в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной в рамках статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Механизм возврата суммы платежа (налога, сбора и иного платежа, администрируемого налоговым органом) в случае некорректного оформления налогоплательщиками платежных поручений урегулирован пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что при обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что самим налогоплательщиком своевременно ошибка в указании номера ОКТМО банковским работником, обнаружена не была. Налоговым органом данные обстоятельства в установленные сроки не проверялись.

Учитывая, изложенное, а также принимая во внимание тот факт, что неверное указание номера ОКТМО не повлекло за собой неперечисление денежных средств в бюджет Свердловской области, у суда отсутствуют основания считать, что в силу статьи 45 НК Российской Федерации обязанность Золотаревой А.Е. по уплате транспортного налога за 2016 год не исполнена. В связи с чем нет оснований для взыскания с административного ответчика пени за указанный период.

Также не подлежать удовлетворению требования административного истца о взыскании с административного ответчика пени по транспортному налогу за 2019 год в сумме 13 руб. 80 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 02 руб. 11 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением правительства РФ от 02.04.2020 года № 424 введен мораторий по начислению процентов, пени, неустоек, штрафов. Согласно разъяснениям Верховного суда РФ во время действия моратория на банкротство с 06.04.2020 до 07.01.2021 на требования, возникшие до его введения, не начисляются проценты по ст. 395 ГК РФ, неустойка по ст. 330 ГК РФ, пени за просрочку уплаты налога или сбора по ст. 75 НК РФ, а также иные финансовые санкции. Это означает, что не подлежат удовлетворению заявления кредиторов о взыскании финансовых санкций за период моратория, поданные в общеисковом порядке.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные административным истцом требования о взыскании пени с административного ответчика Золотаревой А.Е. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2021 года.

Решение изготовлено на компьютере.

Судья Богдановичского

городского суда Бабинов А.Н.