НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Богдановичского городского суда (Свердловская область) от 02.04.2020 № 2А-226/20

66RS0021-01-2020-000223-29

Дело № 2а-226/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Богданович 02 апреля 2020 года

Богдановичский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Насыкова И.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области к Нечаевой Е.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам, пеням,

установил:

Административный истец обратился в Богдановичский городской суд Свердловской области с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указал, что Нечаева Е.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов в фиксированном размере в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом административным ответчиком не погашена в установленные сроки задолженность по оплате страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 26 545 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации с 01 января 2017 года в сумме 5 480 рублей. На неуплаченные суммы страховых взносов начислены пени в размере 724 рубля 82 копейки и 371 рубль 50 копеек соответственно. Кроме того административным ответчиком не погашена в установленные сроки задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации до 01 января 2017 года, на которую начислены пени в сумме 5 024 рублей 51 копейка, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии до 01 января 2017 года, на которую начислены пени в сумме 717 рублей 66 копеек. Направленные административным истцом требования об уплате указанной задолженности и пеней Нечаевой Е.С. не исполнены. Кроме того, по имеющимся в ИФНС сведениям, Нечаева Е.С. в 2014 году имела в собственности жилой дом по адресу: <адрес>. Нечаева Е.С. право на льготы по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год не заявляла, документы, подтверждающие право на льготу, в налоговый орган не предоставляла. Сумма налога на имущество физических лиц, начисленная административному ответчику и подлежащая уплате за 2014 год, составила 58 рублей. Налоговое уведомление об уплате указанного налога за 2014 год Нечаева Е.С. проигнорировала, в связи с чем, начислены пени по налогу на имущество физических лиц – 05 рублей 27 копеек. Административным истцом Нечаевой Е.С. направлено требование об уплате задолженности, оставленное без внимания. Срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа пропущен Межрайонной ИФНС России № 19 по Свердловской области в связи с высокой загруженностью и ежегодным возрастанием количества должников. В связи с чем, административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок и взыскать с Нечаевой Е.С. задолженность по оплате страховых взносов за 2018 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 26 545 рублей и пеням в размере 724 рубля 82 копейки, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2018 год в сумме 5 840 рублей и пеням в размере 371 рубль 50 копеек; задолженность по пеням, начисленным на недоимку по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации до 01 января 2017 года, в размере 5 024 рублей 51 копейки; задолженность по пеням, начисленным на недоимку по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии до 01 января 2017 года, в размере 717 рублей 66 копеек; в бюджет городского округа Богданович задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 58 рублей и пеням в размере 05 рублей 27 копеек.

Стороны, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в него не явились, сведений о причинах неявки не предоставили, при этом их явка не является обязательной и таковой судом не признавалась.

Суд, руководствуясь ч. 7 ст. 150, п. 3 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив доводы административного иска, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также п. 1 ст. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что Нечаева Е.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 38-42).

На момент осуществления предпринимательской деятельности Нечаева Е.С. являлась плательщиком страховых взносов в фиксированном размере в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим до 01 января 2017 года.

Частью 2 ст. 16 данного закона предусматривалось, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно начисляются пени.

При этом, как указано административным истцом и не оспаривается административным ответчиком, последним не погашена в установленные сроки задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации до 01 января 2017 года, на которую начислены пени в сумме 5 024 рублей 51 копейка, задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии до 01 января 2017 года, на которую начислены пени в сумме 717 рублей 66 копеек.

Наличие данной задолженности подтверждается сведениями, предоставленными административным истцом на л.д. 30-31.

Направленные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика на основании ст.ст. 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации требования об уплате пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии до 01 января 2017 года, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации до 01 января 2017 года, в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д. 13, 16-19) исполнены не были.

Кроме того, на момент осуществления предпринимательской деятельности Нечаева Е.С. являлась плательщиком страховых взносов в фиксированном размере в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации

В соответствии с п. 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.17.2016 № 243-ФЗ) страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу абз. 1 п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

При этом, как указано административным истцом и не оспаривается административным ответчиком, последним не погашена в установленные сроки задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 26 545 рублей. Общая сумма недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования России за 2018 год составила 5 840 рублей.

Наличие данной задолженности подтверждается сведениями, предоставленными административным истцом на л.д. 32.

На неуплаченные в установленный срок суммы страховых взносов начислены пени в сумме 724 рубля 82 копейки и 371 рубль 50 копеек соответственно.

Направленное ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика на основании ст.ст. 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, а также начисленных пеней в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-27) исполнено не было.

В соответствии с подп. 2 абз. 1 ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам.

Согласно п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Решением Думы городского округа Богданович от 30.10.2014 № 87 «Об установлении и введении в действие налога на имущество физических лиц на территории городского округа Богданович» на территории городского округа Богданович введен налог на имущество физических лиц и определен его размер (ставки).

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Из материалов дела следует, что налогоплательщик Нечаева Е.С. в 2014 году являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).

На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 19 по Свердловской области Нечаевой Е.С. произведено начисление налога на имущество физических лиц за налоговый период - 2014 год, направлено налоговое уведомление заказным письмом со сроком уплаты налогов не позднее 01 октября 2015 года (л.д. 28-29).

В установленные законом сроки, указанные в уведомлении, Нечаева Е.С. обязанность по уплате налога не исполнила.

В виду ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налогов, на основании статей 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 19 по Свердловской области в адрес Нечаевой Е.С. направлено требование об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год и пене за несвоевременную уплату налогов, предоставлен срок для добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). Однако данное требование административного истца Нечаевой Е.С. проигнорировано.

В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что с требованием об уплате задолженности по страховым взносам, налога на имущество физических лиц, пеней, административный истец обратился с пропуском установленного законом срока, так как срок исполнения требования истек ДД.ММ.ГГГГ, требования ДД.ММ.ГГГГ, требования ДД.ММ.ГГГГ, требования ДД.ММ.ГГГГ.

В качестве обоснования уважительности причин пропуска данного срока административный истец приводит довод о своей высокой загруженности и ежегодным возрастанием количества должников.

На основании ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Вместе с тем, суд не находит оснований для восстановления административному истцу пропущенного срока для обращения с административным иском, поскольку суждения налогового органа о высокой загруженности и высоком количестве должников к числу уважительных причин для этого отнесены быть не могут.

Так, в соответствии со ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Для успешной реализации поставленных задач налоговые органы наделены достаточным потенциалом, в том числе материально-технической базой, современным программным и компьютерным оснащением, позволяющими качественно и в установленный законом срок выполнять возложенные функции.

С учетом чего, административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области к Нечаевой Е.С. о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу на имущество физических лиц, пеням подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области к Нечаевой Е.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам, пене отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Богдановичского

городского суда И.Г. Насыков