Дело № 2-202/20 УИД- 63RS0002-01-2020-000346-63 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 декабря 2020 года с. Богатое Самарской области Богатовский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Крайковой А.В., при секретаре Гришиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-202/2020 по иску Пичугина В. Н. к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о включении в стаж периодов трудовой деятельности, установлении процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, перерасчете пенсии, УСТАНОВИЛ: Пичугин В.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, указав, что он является получателем пенсии по старости с 25.04.2020 года, 28.04.2020 года он обратился с заявлением к Главе муниципального района Нефтегорский Самарской области об установлении и выплате ежемесячной доплаты к пенсии, как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в органе местного самоуправления муниципального района Нефтегорский Самарской области. 19.06.2020 года он получил копию распоряжения Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области № 211-к от 04.06.2020 года об установлении с 01.05.2020 года ему пенсии за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы 22 года 03 месяца 10 дней. Ссылается на то, что при подсчёте стажа не был учтен период с 25.08.1983 года по 19.08.1987 года его работы в должности директора Андреевской восьмилетней школы, длительностью 3 года 11 месяцев 25 дней, который ранее учитывался при его работе в г. Отрадном и муниципальном районе Богатовский, что является неправомерным. Кроме того, полагает что в отношении него подлежит установлению процент увеличения размера пенсии за выслугу лет в размере 3 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше стажа 15 лет, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет должна определяться на основании Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 15.12.2001 года № 166-ФЗ), п. 3 ст. 7 Федерального Закона от 23.05.2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 2 Закона Самарской области от 12.12.2016 года « 135-ГД «О внесении изменений в Закон СО «О муниципальной службе в Самарской области», п. 2 Положения «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим выборные должности муниципального района Нефтегорский, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района Нефтегорский Самарской области», утвержденного Решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 22.02.2017 года № 95. Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, истец просил обязать ответчика включить в его муниципальный стаж период работы с 25.08.1983 года по 19.08.1987 года в должности директора Андреевской восьмилетней школы, длительностью 3 года 11 месяцев 25 дней, установить процент увеличения размера пенсии за выслугу лет в размере 3 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше стажа 15 лет, произвести перерасчет пенсии с 28.04.2020 года. В судебном заседании истец Пичугин В.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил их удовлетворить. Представитель ответчика Наместникова А.В., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, оставив вопрос о порядке установления процента увеличения размера пенсии за выслугу лет в размере 3 % на усмотрение суда. В судебном заседании по ходатайству истца допрошен свидетель ФИО, который показал, что в 2010 году был избран на должность Главы Администрации Нефтегорского района Самарской области, в 2014 году на должность его заместителя был избран истец, через несколько месяцев Пичугин В.Н. обратился к нему по поводу того, что в стаж его муниципальной службы не были зачтены периоды предыдущей работы, истец обратился с соответствующим заявлением к нему, впоследствии была создана комиссия, принято положительное решение о зачете периодов работы, в связи с чем, была установлена надбавка 40%, о чем издано соответствующее распоряжение, более вопросов по поводу стажа истца не возникало. В судебном заседании по ходатайству представителя ответчика допрошен свидетель ФИО1, которая показала, что состоит в должности ведущего специалиста по управлению делами и кадровой политикой Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области с 2010 года, не помнит, чтобы Пичугин В.Н. обращался с заявлением о включении в стаж муниципальной службы иных периодов работы, комиссия данный вопрос не рассматривала, она является секретарём данной комиссии. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд полагает, что исковые требования, с учетом уточнения, подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ), включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения. Это предполагает и общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Закона N 25-ФЗ, статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон N 79-ФЗ). Статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон № 166-ФЗ) определено, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 4). Вопросы организации, прохождения муниципальной службы в Самарской области, установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Самарской области регулируются Законом № 96-ГД. В соответствии со статьей 19 Закона № 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации. В силу части 2 статьи 25 Закона 25-ФЗ периоды работы на должностях, предусмотренных Указом № 1532, также подлежат включению в стаж муниципальной службы. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 3 Федерального закона N 25-ФЗ). В соответствии с частью 4 статьи 25 Закона № 25-ФЗ порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Данное положение федерального законодательства реализовано в статье 21 Закона Самарской области № 96-ГД, согласно части 3 которой установлено, что в стаж муниципальной службы на основании правового акта представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего и решения комиссии по зачету стажа муниципальной службы могут включаться периоды замещения должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, при условии, что засчитываемые периоды работы в указанных должностях в совокупности не превышают пять лет. В частях 1 и 2 статьи 21 Закона № 96-ГД содержатся отсылки на регулирование, установленное статьей 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также частью 2 статьи 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые предусматривают исчисление стажа государственной гражданской службы и включение периодов замещения должностей в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом Российской Федерации, иных периодов замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации. Частью 3 статьей 21 Закона 96-ГД установлена возможность (как дополнительная гарантия муниципальным служащим) по включению «иных» периодов замещения должностей для включения в специальный стаж, учитываемый при назначении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, при этом частью 1 и 2 статьи 21 Закона 96-ГД и федеральным законодательством не исключается действие нормы по включению в стаж муниципальной службы периодов работы на должностях, предусмотренных Указом № 1532, что соответствует требованиям статьи 54 Закона N 79-ФЗ. Рассмотрение вопроса о зачете в стаж муниципальной службы периодов замещения должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, указанных в ч. 3 ст. 21 настоящего Закона, осуществляется на основании заявления муниципального служащего (в редакции Законов Самарской области от 11 апреля 2016 года N 52-ГД, от 27 декабря 2018 года № 116-ГД). Порядок создания и деятельности комиссии по зачету стажа муниципальной службы определяется муниципальным правовым актом соответствующего органа местного самоуправления, правовым актом избирательной комиссии муниципального образования, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи. В муниципальном образовании может быть создана единая комиссия по зачету стажа муниципальной службы, порядок создания и деятельности которой утверждается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. Единая комиссия по зачету стажа муниципальной службы принимает решения с учетом мнения представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего (часть 7). Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных и муниципальных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации. Иные вопросы исчисления стажа муниципальной службы решаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области для исчисления стажа государственной гражданской службы (часть 9). Согласно уточненной справки об исчислении стажа муниципальной службы, составленной руководителем аппарата по управлению делами и кадровой политике Администрации муниципального района Нефтегорский, в стаж муниципальной службы Пичугина В.Н. засчитаны периоды с 20.08.1987 года по 16.03.1990 года- работа в Богатовском РК КПСС Куйбышеской области- 2 года 06 месяцев 29 дней; 16.03.1990 года по 18.06.1991 года- работа в Богатовском районном совете народных депутатов- 01 год 03 месяца 05 дней, 19.06.1991 года- 17.09.1991 года- 03 месяца 01 день; 15.07.1997 года по 01.04.2002 года- работы в Администрации Богатовского района- 04 года 08 месяцев 18 дней; 01.05.2002 года по 18.10.2004 года работа в Управлении Отрадненского образовательного округа Самарской области – 02 года 06 месяцев 21 день; 19.10.2004 года по 14.07.2011 года- работа в Администрации Богатовского района – 6 лет 08 месяцев 26 дней; 08.10.2014 года- 07.12.2018 года- работа в Администрации муниципального района Нефтегорский- 04 года 02 месяца, всего стаж муниципальной службы Пичугина В.Н. составил 22 года 03 месяца 10 дней. В ответ на обращение истца, Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области сообщила, сославшись также и в отзыве на иск, что не имеет законных оснований для принятия решения о зачете иного периода трудовой деятельности истца с 25.08.1983 года по 19.08.1987 года в должности директора Андреевской восьмилетней школы, поскольку в период работы в Администрации Нефтегорского района истец с соответствующим заявлением не обращался. Вместе с тем, согласно представленным материалам, период работы Пичугина В.Н. с 25.08.1983 года по 19.08.1987 года в должности директора Андреевской восьмилетней школы, был включен в муниципальный стаж на основании распоряжений Главы Богатовского района Самарской области от 01.03.2002 г. № 31, от 19.10.2004 года № 224. Согласно Положению «О комиссии по исчислению стажа муниципальной службы и порядке оформления документов по исчислению стажа муниципальной службы в Администрации муниципального района Нефтегорский», утвержденному Решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский от 22.02.2008 года № 300, решение о включении в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности принимает Глава муниципального района Нефтегорский, на основании решения Комиссии по исчислению стажа муниципальной службы заявителя, копии трудовой книжки и иных документов, личного заявления муниципального служащего. Анализ норм указанного Положения прямо не устанавливает запрета на право рассмотрения комиссией по установлению стажа муниципальной службы заявления муниципального служащего о включении иных периодов работы в стаж муниципальной службы после увольнения со службы. Указ Президента РФ от 20.09.2010 № 1141, иные федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты Самарской области, Администрации муниципального района Нефтегорский, регламентирующие пенсионное обеспечение муниципальных служащих, также не содержат таких ограничений во включении в стаж периодов иной трудовой деятельности. Кроме того, право гражданина на пенсионное обеспечение не может быть поставлено в зависимость от нахождения его в момент обращения за реализацией данного права на службе или нет. Вместе с тем, при обращении истца после выхода на пенсию с заявлением о зачете в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей в Администрацию Нефтегорского района, ему было отказано, поскольку на дату обращения он не являлся муниципальным служащим Администрации муниципального района Нефтегорский (л.д. 56). Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что 08.10.2014 года истец принят на работу в качестве первого заместителя Главы муниципального района Нефтегорский, которым в то время являлся ФИО В соответствии с распоряжением Главы муниципального района Нефтегорский ФИО от 09.02.2015 года № 64-к, с 02.02.2015 года первому заместителю Главы муниципального района Нефтегорский Пичугину В.Н. установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за стаж муниципальной службы в размере 40 %. Согласно пояснениям свидетеля ФИО, после устройства на работу в 2014 года, истец, получив заработную плату, обратился к нему с заявлением о включении иных периодов в стаж муниципальной службы, в том числе периода работы в качестве директора Андреевской школы, в связи с чем им было издано распоряжение от 09.02.2015 года № 64-к, согласно которому был пересчитан стаж муниципальной службы Пичугина В.Н. с учетом включенных периодов, поскольку данные периоды были необходимы для выполнения обязанностей по замещению муниципальной должности, истцу была установлена надбавка к должностному окладу за стаж муниципальной службы в размере 40 %. В связи с чем заявления Пичугина В.Н. не имеется в его личном деле он не знает, события помнит достоверно. Согласно пояснениям истца, поскольку в 2015 году он обращался с заявлением о включении иных периодов в стаж муниципальной службы и ему был пересчитан стаж, он был уверен, что периоды, ранее учтенные ему Администрацией муниципального района Богатовский, были включены в стаж муниципальной службы, в связи с чем впоследствии он с таким заявлением более не обращался. Учитывая все вышеизложенное, также принимая во внимание что период работы истца с 25.08.1983 года по 19.08.1987 года в должности директора Андреевской восьмилетней школы в установленном законом порядке включался в муниципальный стаж на основании распоряжений Главы Богатовского района Самарской области от 01.03.2002 г. № 31, от 19.10.2004 года № 224, то есть учитывался при исчислении всех причитающихся истцу выплат, суд приходит к выводу, что период работы истца с 25.08.1983 года по 19.08.1987 года в должности директора Андреевской восьмилетней школы, всего 3 года 11 месяцев 25 дней подлежит включению Пичугину В.Н. в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет. Согласно ст. 15 Закона Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области», размер доплаты увеличивается не более чем на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего - в Самарской области за каждый полный год стажа муниципальной службы в Самарской области свыше 15 лет. В соответствии со статьей 5 Закона Самарской области от 19.12.2016 года № 139-ГД за лицами, продолжающими замещать на 01.01.2017 года должности государственной гражданской службы Самарской области, имеющими на 01.01.2017 года стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет, сохраняется право на пенсию за выслугу лет без учета изменений, внесенных вышеуказанным законом Самарской области. Аналогичные условия предусмотрены ст. 2 Закона Самарской области от 12.12.2016 года № 135-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области». Согласно ч. 7 ст. 53 Устава муниципального района Нефтегорский Самарской области, принятого решением Собрания представителей муниципального района Нефтегорский Самарской области от 17.07.2014 года № 407, размер доплаты к трудовой пенсии увеличивается на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего муниципального района за каждый полный год стажа муниципальной службы муниципального служащего свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего муниципального района. Таким образом, поскольку стаж муниципальной службы Пичугина В.Н. по состоянию на 01.01.2017 года составил более 20 лет, размер пенсии истцу должен определяться без учета изменений, внесенных Законом № 135-ГД в Закон Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области», согласно которого размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх стажа 15 лет. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, в таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета. Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Учитывая вышеизложенное, поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, с учетом позиции ответчика, оставившего в данной части разрешение исковых требований на усмотрение суда, каких-либо возражений в данной части не заявившего, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в данной части. Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона N 173-ФЗ). Учитывая, что включение иных периодов работы в муниципальный стаж носит заявительный характер, с таким заявлением истец обратился к ответчику 28.04.2020 года, и ему было необоснованно отказано, право истца на назначение пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему возникло с этого времени. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Пичугина В. Н. удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области включить Пичугину В. Н. в стаж муниципальной службы период работы в должности директора Андреевской восьмилетней школы с 25.08.1983 года по 19.08.1987 года, всего 3 года 11 месяцев 25 дней. Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области установить процент увеличения размера пенсии за выслугу лет в размере 3 % среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за каждый год стажа муниципальной службы свыше стажа 15 лет. Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области произвести Пичугину В.Н. перерасчет пенсии с 28.04.2020 года. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Богатовский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 18 декабря 2020 г. Судья А.В. Крайкова |