Бодайбинский городской суд Иркутская область
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Бодайбинский городской суд Иркутская область — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2011 года г.Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:
Председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре Мироновой Л.Б.,
с участием истца Басенко И.В., представителя истца Торбина В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-379-2011 по иску Басенко И.В. к Областному государственному Учреждению Центр занятости населения г.Бодайбо о признании незаконным приказа № от *** о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного, возложении обязанности устранить указанные нарушения,
у с т а н о в и л:
Басенко И.В. обратилась в Бодайбинский городской суд Иркутской области с исковым заявлением к Областному государственному Учреждению Центр занятости населения г.Бодайбо о признании приказа о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия безработицы с одновременным снятием с учета в качестве безработного, незаконным. В обосновании заявленных требований Басенко И.В. указано, что ***0 года решением Бодайбинского городского суда рассмотрены и удовлетворены требования Басенко И.В. к Областному Государственному Учреждению Центр занятости населения г. Бодайбо, о признании приказа № от *** о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия безработицы с одновременным снятием с учета в качестве безработного, незаконным.
На основании решения Бодайбинского суда от 09.07.2010 года приказом Областного Государственного Учреждения Центр занятости населения г. Бодайбо от *** №, приказ Областного Государственного Учреждения Центр занятости населения г. Бодайбо № от *** «О прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия безработицы с одновременным снятием с учета в качестве безработного» отменён. В связи с отменой приказа № от ***, Областным Государственного Учреждения Центр занятости населения г. Бодайбо, Басенко И.В. была выдана справка №-т от *** позволяющая реализовать своё право на получение сохраняемой средней заработной платы согласно ст. 180, 313, 318 ТК РФ за период с *** по ***. Однако в остальной части получения сохраняемой средней заработной платы за период с *** по *** Басенко И.В. было отказано, о чем был вынесен приказ Областного Государственного Учреждения Центр занятости населения г. Бодайбо от *** № в основании которого указано: Длительная неявка в ЦЗН (более 1-го месяца).
С вынесением данного приказа по основаниям п. 2 ст. 35 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» с формулировкой «длительная неявка в ЦЗН», истица полностью не согласна.
В соответствии с нормой ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не подлежат доказыванию и оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно постановленного решения Бодайбинского городского суда от 09.07.2010 года обстоятельства вынесения приказа № от *** в отношении истицы Областным Государственным Учреждением ЦЗН г. Бодайбо о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия безработицы с одновременным снятием с учета в качестве безработного Басенко И.В. в июле 2009 года, при которых были установлены обстоятельства лишения истицы права дальнейшего получения сохраняемой средней заработной платы, и приказ № от *** был признан незаконным. Решение вступило в законную силу 03.08.2010 года, после чего истица смогла реализовать своё право на получение сохраняемой средней заработной платы в периоде с *** по ***, а также в периоде с *** по день трудоустройства *** подлежащим оплаты истицы, как пособия по безработице.
Таким образом, вынесение приказа Областным Государственным Учреждением Центр занятости населения г. Бодайбо от *** № с указанием основания как длительная не явка в ЦЗН (более l-го месяца) которым в очередной раз отказано истице в реализации своего права на получение сохраняемой средней заработной платы в соответствии с нормой ст. 180, 313, 318 ТК РФ за период с *** по ***, а так же за период с *** по день трудоустройства *** подлежащим оплаты истицы как пособия по безработице с формулировкой, длительная неявка в ЦЗН (более 1-го месяца) незаконно, так как идет в разрез с постановленным решением Бодайбинского городского суда от ***. Исполнение условий явки в ЦЗН истицей в августе 2009 года, в октябре 2009 года в настоящее время не представляется возможным, по причине истечения периода в который истица обязана был являться для отметки в Областное Государственное Учреждение Центр занятости населения г. Бодайбо, что так же указывает на незаконность изданного приказа. В связи с чем истица считает, что прекращение предоставления государственной услуги в виде выплаты по безработице с одновременным снятием её с учета в качестве безработного, с формулировкой длительная не явка в ЦЗН (более 1-го месяца), нарушает материальные права истице на получение, среднего месячного заработка по основаниям ст. 318 ТК и выплаты пособия по безработице в соответствии с ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации».
Просит признать приказ № от *** Областного Государственного Учреждения Центр занятости населения г. Бодайбо о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия безработицы с одновременным снятием с учета в качестве безработного, незаконным, обязать ответчика вынести приказ в отношении Басенко И.В. о признании в установленном порядке безработной, но не трудоустроенной в период, в течение которого за ней по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата сроком до шести месяцев за период с *** по ***, восстановить Басенко И.В. на учете в качестве безработной с *** по день трудоустройства *** с обязанностью выплаты пособия по безработице.
Истец - Басенко И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду показала, что с июля 2009 года она в Центр занятости не обращалась. При постановке на учет в Центре занятости ей разъяснялся порядок и условия и сроки перерегистрации в качестве безработного. Устроилась на работу в ноябре 2009 г. После вынесения судом решения также не обращалась в Центр занятости за получением пособий и регистрации. Все делал её представитель. После вынесения судом решения она получила пособие за один месяц за июль 2009 г. в октябре 2010 г.
В судебном заседании представитель Басенко И.В. по доверенности от *** Торбин В.С. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что истицей срок обращения в суд пропущен по уважительной причине, так как обжалуемый приказ она получила только в суде. Истица сама не обращалась в Центр занятости, так как он все делал сам по доверенности. Просит восстановить ей пропущенный срок для обжалования решения Центра занятости.
Ответчик в судебном заседании не представлен, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствии, в своих письменных возражениях указал, что в соответствии с решением Бодайбинского городского суда от 09.07.2010 года ОГУ ЦЗН города Бодайбо был издан приказ № от *** «Об отмене прекращения предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного». Копия приказа была направлена Басенко И.В. заказным письмом с уведомлением. Обращения Басенко И.В. в ОГУ ЦЗН города Бодайбо за предоставлением услуги по выплате пособия по безработице за этим не последовало. С правами и обязанности ищущих работу, условиями и сроками перерегистрации Басенко И.В. была ознакомлена, что подтверждает ее подпись в карточке персонального учета гражданина. В связи с признанием судом приказа о снятии Басенко И.В. с регистрационного учета в качестве безработного незаконным, в соответствии с п. 23 «Порядка регистрации безработных», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 458 от 22.04.97 г. (с изменениями и дополнениями), а также п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», был издан приказ о снятии Басенко И.В. с учета *** в связи с длительной неявкой (более месяца), т.к. датой последнего посещения Басенко И.В. центра занятости является ***., что подтверждается ее подписью в листке регулярных собеседований. Основания для прекращения предоставления государственной услуги в виде выплаты пособий по безработицы с одновременным снятием с учета в качестве безработного, приведенные в ст. 35 Закона «О занятости населения в РФ», являются полными и исчерпывающими, других оснований для снятия безработных с регистрационного учета нет. Кроме этого, Административным Регламентом Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанны в установленном порядке безработными, утвержденным приказом Минсоцразвития России от 30.11.2006 г. № 819, осуществление административных процедур по предоставлению государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице в соответствии с пунктами 46-53 настоящего Административного регламента производится в присутствии гражданина, признанного в установленном порядке безработным, Басенко И.В. лично за получением государственной услуги в виде выплаты пособия не обращалась. Других обращений в ОГУ ЦЗН города Бодайбо Басенко И.В. не было, письменных или устных заявление за период с *** по настоящее время - не поступало. Письмом № от *** с уведомлением были направлены Басенко И.В. копия приказа № от *** г., копия приказа № от *** и оригинал справки от *** № для предъявления в ОГУСО « Центр социального обслуживания населения г. Бодайбо и Бодайбинского района», на получение сохраняемого среднего заработка, ею получено не было и вернулось обратно. В сентябре 2010 года Торбин В.С., действующий по доверенности Басенко И.В. получил направленное Басенко И.В. письмо с выше указанными документами, лично обратившись в ОГКУ ЦЗН города Бодайбо. С содержанием письма Торбин В.С. был ознакомлен в присутствии директора К., начальника отдела Т. и ведущего инспектора Л.Факт получения документов подтверждает копия заявления Торбина В.С. в ОГУСО Комплексный центр социального обслуживания населения г. Бодайбо и Бодайбинского района от *** на выплату сохраняемой заработной платы Басенко И.В. к которому, был приложен оригинал справки. Результатом обращения является выплата, подтвержденная копией заявки на расход. Таким образом, заявления Торбина В.С. и Басенко И.В. о том, что не были ознакомлены с решениями ОГУ ЦЗН города Бодайбо не соответствуют действительности. Полагают, что срок обращения в суд истицей пропущен, просят применить срок исковой давности, в исковых требованиях Басенко И.В. отказать.
Третье лицо ОГУСО «Центр социального обслуживания г. Бодайбо и Бодайбинского района» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, не просили рассмотреть дело в их отсутствии.
С учетом мнения сторон дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о занятости населения) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии со статьей 3 данного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о занятости населения (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 287-ФЗ) гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Согласно ст. 11 Закона о занятости населения граждане вправе обжаловать решения органов службы занятости и их должностных лиц, в том числе о приостановке выплаты пособия по безработице, в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 г.) Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Как указано в свидетельстве о постановке на учет юридического лица серия 38 № Центр занятости населения г. Бодайбо является Областным государственным казенным учреждением.
Уставом Областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Бодайбо (с изменениями к нему) предусмотрено, что учредителем и главным распорядителем бюджетных средств Центра является Служба занятости населения Иркутской области. Центр финансируется за счет субвенций из федерального бюджета и средств областного бюджета.
Решением Бодайбинского городского суда от 09.07.2010 года, вступившим в законную силу 03.08.2010 г., установлено, что Басенко И.В. работала в Областном государственном учреждении социального обслуживания «Центр социального обслуживания г.Бодайбо и Бодайбинского района», откуда была уволена *** в связи с сокращением численности (штата). Данные обстоятельства подтверждены справкой ОГУСО «Центр социального обслуживания г.Бодайбо и Бодайбинского района» от ***, трудовой книжкой АТ-VII №. *** Басенко И.В. обратилась с заявлением в Областное государственное Учреждение Центр занятости населения г.Бодайбо о регистрации в службе занятости и о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Приказом Областного государственного Учреждения Центр занятости населения г.Бодайбо от *** № истица признана безработной с *** Истица проходила регулярные собеседования ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***
В судебном заседании судом рассмотрен вопрос о пропуске истцом срока для обжалования приказа.
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.
По смыслу данной нормы вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельства заинтересованные лица.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что, принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
В своем ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обращения в суд истица указывает, что копии приказов истицей лично не были получены. В Центре занятости копии приказов и иные документы были вручены представителю истицы Торбину В.С. О нарушении её прав она узнала, получив копии приказов в судебном заседании. Полагает, что срок ею пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.
В судебном заседании ответчиком не было представлено доказательств, того, что истица узнала об обжалуемом приказе ранее чем обратилась в суд и в суде получила копии обжалуемых приказов, в связи с чем суд полагает, что срок обращения в суд о признании приказов ею не пропущен.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
*** ОГКУ ЦЗН города Бодайбо был издан приказ № «Об отмене прекращения предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного».
Из пояснений ответчика следует, что копия приказа была направлена Басенко И.В. *** заказным письмом с уведомлением. В подтверждение этих доводов суду представлена почтовая квитанции об отправке заказного письма Басенко И.В. от ***
Как следует из вкладыша к карточке персонального учета гражданина ищущего работу № истице за период с *** (дата заявления) по *** (дата снятия с учета) пособие по безработице не начислялось.
Как указано в заявлении представителя Басенко И.В - Торбина В.С. от *** в ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Бодайбо» он просит на основании справки №-т от *** перечислить денежные средства на имя Басенко И.В.
Согласно заявке на расход № 680 от *** Басенко И.В. было перечислено пособие по безработице за октябрь 2010 г. в размере *** рублей.
Статья 255 ГПК РФ указывает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как указано в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно вкладышу к карточке персонального учета гражданина ищущего работу № истица проходила регулярные собеседования ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** Далее во вкладыше указано, что с *** истица трудоустроилась ИП *** мастером склада (ООО ***). Более отметок о том, что Басенко И.В. проходила регулярные собеседования в ОГУ ЦЗН города Бодайбо во вкладыше не имеется.
Кроме того, как следует из вышеуказанного вкладыша к карточке персонального учета гражданина ищущего работу №, истица была ознакомлена с правами и обязанностями ищущего работу, с условиями и сроками перерегистрации, о чем имеется ее подпись.
Статьей 35 Закона о занятости населения предусмотрены основания прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице, снижение его размера. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
По правилам ст. 56 ГПК РФ именно истица, утверждая о том, что её права были нарушены обжалуемым приказом, обязана представить суду доказательства соблюдения ею обязанностей ищущего работу, условий и сроков перерегистрации.
Доказательств того, что в указанный период истица обращалась в Центр занятости, проходила перерегистрацию, отмечалась, соблюдала условия постановки и нахождения на учете в качестве безработного суду не представлено.
Таким образом, у ответчика имелись достаточные основания для вынесения приказа № «Об отмене прекращения предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного», в связи с чем у суда нет оснований для признания его незаконным.
При рассмотрении дела по иску Басенко И.В. о признании приказа № от *** незаконным, истица отказалась от исковых требований об обязании ответчика вынести приказ в отношении Басенко И.В. о признании в установленном порядке безработной, но не трудоустроенной в период, в течении которого за ней по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата сроком до 6-ти месяцев за период с *** по *** и восстановить Басенко И.В. на учете в качестве безработной с *** по день трудоустройства *** с обязанностью выплаты пособия по безработице. Определением суда от 02.07.2010 г. производство по делу в части этих требований было прекращено.
При указанных обстоятельствах, а также учитывая, что суд пришел к выводу о законности вынесенного Центром занятости приказа от *** № «Об отмене прекращения предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного», оснований для удовлетворения требований истицы об обязании ответчика вынести приказ в отношении Басенко И.В. о признании в установленном порядке безработной, но не трудоустроенной в период, в течении которого за ней по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата сроком до 6-ти месяцев за период с *** по *** и восстановить Басенко И.В. на учете в качестве безработной с *** по день трудоустройства *** с обязанностью выплаты пособия по безработице не имеется.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Басенко И.В. к Областному государственному Учреждению Центр занятости населения г.Бодайбо о признании приказа № от *** Областного Государственного Учреждения Центр занятости населения г. Бодайбо о прекращении предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия безработицы с одновременным снятием с учета в качестве безработного, незаконным, возложении обязанности вынести приказ в отношении Басенко И.В. о признании в установленном порядке безработной, но не трудоустроенной в период, в течение которого за ней по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата сроком до шести месяцев за период с *** по ***, восстановить Басенко И.В. на учете в качестве безработной с *** по день трудоустройства *** с обязанностью выплаты пособия по безработице, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н.Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 29.06.2011 г. Н.Н.Исакова