Дело № 2-852/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2016 года г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Кожевниковой Ю.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области ФИО2, действующей на основании доверенности от 18.11.2015г. № ТВ-09/5661, представителя третьего лица Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» ФИО3, действующей на основании доверенности от 22.09.2016г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-852/2016 по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истцом указано, что она является пенсионером по возрасту с ноября 1999года (пенсионное удостоверение *** от «18» декабря 1999 года). В соответствии со статьей 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года. В предыдущем году, предусмотренной Законом гарантией она не пользовалась. Ни в настоящее время, ни на дату поездки не состоит в трудовых отношениях с какой-либо организацией. Однако является опекуном, осуществляет возмездную опеку на основании договора о приемной семье.
В соответствии с позицией Пенсионного Фонда Российской Федерации, опекуны, осуществляющие возмездную опеку на основании договора о приемной семье, приравниваются к категории работающих лиц и не имеют права на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно, предусмотренную положениями статьи 34 Федерального Закона № 4520-1 от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», исходя из норм пункта 1 статьи 7 Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 7 Федерального Закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования». В связи с этим территориальным управлением Пенсионного фонда РФ по Бодайбинскому району вынесено решение об отказе ей, являющейся неработающим пенсионером - приемным родителем в предоставлении компенсации на оплату стоимости проезда и (или) удовлетворения требования о возвращении данной компенсации.
Считает, что пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, заключившего договор о приемной семье с органом опеки и попечительства, нельзя признать работающим пенсионером.
Также указывает, что уполномоченным органом по решению вопроса о предоставлении компенсации либо отказе в выплате компенсации, в соответствии с пунктом 7 Правил компенсаций расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 года № 176, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. Органы социальной защиты не производят оплату проезда на отдых и с отдыха не работающим пенсионерам. С *** года она ездила на отдых в *** Расходы по проезду к месту отдыха и обратно составили *** рублей. Согласно Уведомления УПФР по Бодайбинскому району о принятом решении, об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно от 22.07.2016г. № 267, ей было отказано в оплате проезда к месту отдыха и обратно.
Просит суд признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области *** от 22.07.2016г. об отказе в выплате ФИО1 компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскать с УПФ РФ в Бодайбинском районе Иркутской области в пользу ФИО1 стоимость проезда к месту отдыха и обратно в сумме *** рублей.
Определением суда от 06.09.2016г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ***.
Определением суда от 14.09.2016г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области ФИО2, действующая на основании доверенности от 18.11.2015г. № ТВ-09/5661 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, представила письменное возражение на исковое заявление, из которого следует, что приемные родители, заключившие договор о приемной семье и получающие денежное вознаграждение по указанному договору, относятся к категории работающих лиц, периодом работы является период действия указанного договора. Из выписки индивидуальных сведений о застрахованном лице ФИО1 следует, что страхователь ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» внес в Пенсионный фонд РФ за 2 квартал 2016 года страховые взносы на страховую часть пенсии в размере *** рублей, из них учтено в ФИО4 рублей. Таким образом, периоды осуществления опеки над ребенком по договору о приемной семье, заключенному между органом опеки и попечительства и приемным родителем ФИО1, засчитался в страховой стаж истца, тем самым подтвердив трудовую деятельность пенсионера. Правовых оснований рассматривать пенсионера, являющегося приемным родителем, неработающим гражданином не имеется, истец не имеет право на получение компенсации на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно за счет средств Пенсионного фонда России.
Представитель третьего лица -Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области *** в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, просили рассмотреть дело в их отсутствие, а также просили удовлетворить исковые требования ФИО1
Представитель третьего лица - Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» ФИО3, действующая на основании доверенности от 22.09.2016г. указала, что считает исковые требования истца обоснованными, поддержала письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому позицию Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что опекуны, осуществляющие возмездную опеку на основании договора о приёмной семье, приравниваются к категории работающих лиц, считают несостоятельной.Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» действует на основании Устава, в котором оговорен исчерпывающий перечень видов деятельности учреждения. Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно опекунам, заключившим договоры о передаче детей на воспитание в приёмную семью, в данном перечне отсутствует.ФИО1 не является работающим лицом, осуществляющим трудовую деятельность в рамках трудовых отношений либо заключившей гражданско-правовой договор, основной целью которого является получение дохода от осуществления какой-либо деятельности, и не имеет возможности получить компенсацию на оплату проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно по месту работы за счет работодателя, а является неработающим пенсионером, постоянно проживает в городе Бодайбо - местности, приравненной к районам Крайнего Севера, получает трудовую пенсию по старости. Таким образом, считают, что стоимость проезда к месту отдыха и обратно, с учетом положений ст. 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ФИО1 должна быть компенсирована ответчиком за счёт средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Прокурор г.Бодайбо в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Суд, с учетом мнения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 1, прокурора г.Бодайбо, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Предусмотренные указанным законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат предоставляются гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.
Согласно Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета ССР от 10 февраля 1960г. и от 26 сентября 1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденных Постановлением Совета Министров ССР от 10 ноября 1967г. № 1029 Бодайбинский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Статьей 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 01 апреля 2005 № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».
Согласно пунктам 3, 6, 9 указанных Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. Компенсация производится один раз в два года. Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с пенсионным удостоверением *** от ***ФИО1 является получателем пенсии по старости с *** в *** году выезжала в *** и обратно, о чем свидетельствуют представленные проездные билеты, посадочные талоны.
По приезду в г.Бодайбо ФИО1 обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Бодайбинском районе Иркутской области с заявлением о выплате компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно.
Уведомлением о принятом решении Управления Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области *** от ***, ФИО1 было отказано в оплате расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно, в связи с тем, что она не относится к категории неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по старости и по инвалидности.
Обсуждая законность принятого УПФ РФ в Бодайбинском районе Иркутской области от 22.07.2016г. *** решения об отказе ФИО1 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно суд учитывает следующее.
Судом установлено, что между ФИО1 и Управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеки и попечительству по г. Бодайбо, Бодайбинскому и Мамско-Чуйскому районам заключен договор *** от 01.12.2011г. о передаче на воспитание в приемную семью ребенка К., *** по условиям договора опекуну выплачивается соответствующее денежное вознаграждение.
Пунктом 5.1 вышеуказанного договора установлено, что Управление выплачивает приемному родителю денежное вознаграждение путем зачисления денежных средств на банковский счет приемного родителя, указанный в разделе 9 настоящего Договора, в порядке и размере, предусмотренных Законом Иркутской области от 17 декабря 2008г. №92/58-оз «Об отдельных мерах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области».
Так, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 СК РФ).
При этом из данных положений (п. 2 ст. 153.1 СК РФ) усматривается, что СК РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм СК РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к указанным отношениям применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.
При этом ФИО1 в судебном заседании пояснила, что на основании договора о приемной семье получает денежные средства на содержание приемного ребенка в размере *** рублей, за которые отчитывается Межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ***, а также вознаграждение в размере *** рублей.
Согласно ст.3 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 107-оз «Об отдельных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Иркутской области» на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством, выплачиваются денежные средства в размере *** рублей. Денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством, выплачиваются с применением районного коэффициента к заработной плате, установленного федеральным законодательством.
В силу ст.4 Закона Иркутской области от 07 декабря 2009г. №92/58-оз «Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области» вознаграждение приемным родителям выплачивается ежемесячно одному из приемных родителей в размере *** рублей в месяц на каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка. Размер вознаграждения приемным родителям увеличивается на 25 процентов за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья либо ребенка-инвалида. Размер вознаграждения приемным родителям определяется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных федеральным и областным законодательством.
Из вышеизложенного видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате (Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда РФ № 72-КГ15-3 от 16.11.2015г.).
В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Согласно информации ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» размер вознаграждения приемному родителю ФИО1 составляет *** рублей с учетом НДФЛ. За 2015-2016г.г. ФИО1 начислено и перечислено *** рублей, в том числе НДФЛ *** рублей, за 2015г. -*** рублей, в том числе НДФЛ - *** рубль, за 2016г. -*** рублей, в том числе НДФЛ -*** рублей.
Из выписки индивидуальных сведений о застрахованном лице ФИО1 следует, что страхователь ОГКУ «Управление социальной защиты населения по ***» внес в Пенсионный фонд РФ за 2 квартал 2016 года страховые взносы на страховую часть пенсии в размере *** рублей, из них учтено в ФИО4 рублей.
При этом, периоды осуществления опеки над ребенком по договору о приемной семье, заключенному между органом опеки и попечительства и приемным родителем ФИО1, засчитался в страховой стаж истца.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета. Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований. Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
Поскольку ФИО1, являясь стороной по договору о приемной семье от ***г., приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, поэтому она не имеет права как работающее лицо, на основании 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на компенсацию расходов на оплату стоимости к месту отдыха и обратно за счет средств Пенсионного фонда РФ.
Истец согласия на замену ответчика не дал, при этом в судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что она является неработающим пенсионером и именно УПФ РФ в Бодайбинском районе Иркутской области должна быть ей оплачена компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в связи с чем, суд разрешает спор по предъявленному иску в соответствии с требованиями ст. 196 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным решения начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области *** от 22.07.2016г. об отказе в выплате ФИО1 компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании с УПФ РФ в Бодайбинском районе Иркутской области в пользу ФИО1 стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме *** рублей не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно, следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным решения *** от *** об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере *** рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца.
Судья: И.Ф. Овчинникова