НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бодайбинского городского суда (Иркутская область) от 19.11.2015 № 2-691/2015

Дело № 2-691/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2015 года г. Бодайбо

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Овчинниковой И.Ф., при секретаре Губкиной В.В., с участием представителя истца МУП «Тепловодоканал» Шмыковой М.В., действующей на основании доверенности от 03.03.2015г., государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области Унжаковой Е.Н., третьего лица Нечаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-691/2015 по иску Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Иркутской области № 1103/2015/53/3 от 06 октября 2015 года,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований истцом указано, государственной инспекцией труда в Иркутской области в отношении МУП «Тепловодоканал» на основании распоряжения на проверку *** от 01.10.2015г., проведена внеплановая, документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 06.10.2015г. и вынесено предписание *** от 06.10.2015г., которое считают незаконным, нарушающим нормы материального права. В акте проверки указано, что Нечаева А.А. обратилась в государственную инспекцию труда в Иркутской области с заявлением об отказе работодателя предоставить оплачиваемый проезд в отпуск. Однако, письменного заявления от Нечаевой А.А. о компенсации расходов на проезд в ежегодный оплачиваемый отпуск в МУП «Тепловодоканал» не поступало, следовательно, в предоставлении проезда в ежегодный оплачиваемый отпуск Нечаева А.А. не получала. В предписании же имеется отметка генерального директора о том, что компенсация расходов на проезд в ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлена только по письменному заявлению работника. Кроме того, в п. 2 предписания также указано, что компенсация оплаты стоимости проезда должна быть произведена с получением письменного заявления работника Нечаевой А.А. В связи с этим считают, что Государственной инспекцией труда в Иркутской области не исследовано всесторонне все материалы дела, в связи с чем сделала ошибочно вывод о нарушении МУП «Тепловодоканал» требований ст. 325 ТК РФ, и Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а также абз.2 ч.2 ст.22 ТК РФ. Основанием для вынесения оспариваемого предписания послужили допущенные «Тепловодоканал» с точки зрения государственного инспектора труда нарушения трудового законодательства. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателем Государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Таким образом, государственной инспекцией труда предписание является постановленным с превышением ее полномочий, поскольку в данной ситуации, имел место индивидуальный трудовой спор, подлежащий рассмотрению комиссии по трудовым спорам либо судом, и который мог быть предъявлен в пределах срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, в суд. В пункте 1 предписания государственная инспекция труда в Иркутской области МУП «Тепловодоканал» соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержание нормы трудового права, локальные нормативные правовые акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров - абз. 2. ч. 2 ст.22 ТК РФ. Срок исполнения «постоянно по наступлению события». Предписание со сроком исполнения «постоянно» нарушает принцип презумпции добросовестности юридических лиц, закрепленный в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку подразумевает, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и дальше будут нарушать обязательные требования. Указание в предписании срока исполнения установленной законом обязанности «постоянно» не соответствует правовой природе предписания, поскольку выполнение требований законодательства предполагается в силу закона и не нуждается в дополнительном их дублировании в предписании без установления каких-либо конкретных сроков. Срок устранения нарушений, указанный в предписании, имеет важное процессуальное значение так как по истечении этого срока согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗвозникает основание для проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; в случае неисполнения предписания на следующий день после наступления данного срока начинается течение срока давности привлечения к административной ответственности. Как далее указывает истец, согласно заключенного на период с 31.05.2013г. по 31.05.2016г. коллективного договора МУП «Тепловодоканал»: работодатель обязуется один раз в два года компенсировать работнику в его двум несовершеннолетним детям расходы на оплату стоимости проезда в пределах РФ к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта, в том числе личным(8.1); право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы..(8.3); в дальнейшем у работника возникает право на компенсацию расходов на оплату проезда в отпуск за третий и четвертый годы непрерывной работы на предприятии - начиная с четвертого года работы, за пятый и шестой годы- начиная с шестого года работы и т.д. Нечаева А.А. воспользовалась правом по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно: за период *** работник правом на компенсацию расходов на проезд не воспользовалась; в 2011 году за периоды работы *** В *** за периоды работы *** В соответствии с условиями Коллективного договора следующе право на проезд Нечаевой А.А. возникает с 12.02.2016г. за период *** Следовательно, двухгодичный период в соответствии со ст. 325 ТК РФ соблюден. В соответствии с действующим законодательством и п. 8.3.6 Коллективного договора компенсация расходов на оплату стоимости проезда работнику и несовершеннолетнему ребенку (детям) относится к целевым выплатам, поэтому если работник своевременно воспользовался своим правом на компенсацию, средства, выплачиваемые в качестве расходов не суммируются. В соответствии с п. 8.3.2 Коллективного договора, в случае неиспользования права на компенсацию расходов на оплату проезда в отпуск в установленный период, право на компенсацию расходов на оплату проезда в отпуск в счет нового периода возникает с первого дня начала нового периода, в котором работник имеет право на компенсацию проезда в отпуск. После реализации права на компенсацию в таком порядке дальнейшее право на компенсацию расходов на оплату проезда возникает в порядке, предусмотренном п.п. 8.3.1 настоящего договора. Право на оплату проезда работник имеет при условии его непрерывной работы в течение двухлетнего рабочего периода. Нечаевой А.А. была предоставлена компенсация по оплате проезда в отпуск в 2013 году за период работы *** Для предоставления компенсации расходов по оплате проезда в ежегодный оплачиваемый отпуск за следующий рабочий период, т.е. *** может быть предоставлена при условии отработки работником двухлетнего периода. По общему правилу, работник должен отрабатывать год в рабочем двухгодичном периоде, для того, чтобы работник воспользовался проездом за период *** должен отработать 1 год. Право на проезд возникает тогда с 12.02.2014г. пунктом 8.3.2. коллективного договора МУП «Тепловодоканал» предоставляет льготу работнику, позволяя воспользоваться правом на компенсацию расходов на оплату проезда в отпуск, в счет периода, не отрабатывая 1 год. Следовательно, вывод государственной инспекции труда в Иркутской области в акте проверки, о том, что п. 8.3.1. коллективного договора МУП «Тепловодоканал» не может быть применен в отношении Нечаевой А.А., так как это ухудшает положение работника в соответствии с действующим законодательством не правомерен.

Просит суд предписание *** Государственной инспекции труда в Иркутской области от *** признать незаконным и отменить.

Представитель истца Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» Шмыкова М.В., действующая на основании доверенности от ******, требования искового заявления поддержала в полном объеме по основаниям и доводам указанным в нем. Дополнительно пояснив, что

обращение Нечаевой А.А. в отдел кадров предприятия о компенсации проезда к месту отдыха и обратно было составлено некорректно, заявление надлежало переписать, указав маршрут и место отдыха. Отказа работодателя в оплате проезда заявителю не было. Трудовая инспекция, не выяснив обстоятельства дела, вынесла предписание и постановление. Второе заявление об оплате проезда Нечаева А.А. принесла только 09.10.2015г. В данной ситуации в соответствии со статьями 381, 382 ТК РФ имеет место индивидуальный трудовой спор, который подлежит рассмотрению комиссией по трудовым спорам либо судом. В предписании инспектор труда прописывает п. 1 -срок выполнения постоянно. Предписание со сроком исполнения «постоянно» нарушает принцип презумпции добросовестности юридических лиц. Закрепленный в п. 2 ст. 3 Федерального Закона от 26.12.2008 г. № 294-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку подразумевает, что юридическое лицо, ИП и дальше будет нарушать обязательные требования. Также срок в предписании имеет важное процессуальное значение. В соответствии со ст. 325 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно устанавливается у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Вывод Трудовой инспекции, что п.п. 8.3.1 коллективного договора ухудшает положение работника по сравнению с действующим законодательством не обоснован. Существуют правила компенсации расходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 года № 455, за 1,2 год с правом получения ежегодного оплачиваемого отпуска, за 3,4 на третий, за 4,5 на 4.- но они относятся к лицам, работающим в федеральных органах, Госучреждениях, МУП «Тепловодоканал» не относится к данным учреждениям. В настоящее время Нечаевой А.А. частично компенсирован проезд к месту отдыха и обратно по заявлению, к которому были приложены проездные билеты. В МУП «Тепловодоканал» ведется учет заявлений работников о компенсации проезда к месту отдыха и обратно, имеется специальный журнал.

В судебном заседании государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области Унжакова Е.Н., полномочия на основании удостоверения серии ТО-и ***, выданного 19.06.2014г., исковые требования не признала в полном объеме. Представив возражения, согласно которым, при внеплановой проверке, проведенной в МУП «Тепловодоканал» установлено, что работник МУП «Тепловодоканал» Нечаева А.А. обратилась в ГИТ в Иркутской области с заявлением об отказе работодателя предоставить оплачиваемый проезд в отпуск, принять заявление на оплату расходов по проезду в отпуск, по данному обращению проведена проверка, в ходе которой установлено следующее. Согласно заключенного на период с 31.05.2013г. по 31.05.2016г. Коллективного договора Муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал": п.8.1 Работодатель обязуется один раз в два года компенсировать работнику и его двум несовершеннолетним детям расходы на оплату стоимости проезда в пределах Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта, в том числе личными. 8.3. Право на компенсацию расходов за первый и второй годы работы возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы. 8.3.1. В дальнейшем у работника возникает право на компенсацию расходов на оплату проезда в отпуск за третий и четвертый годы непрерывной работы на предприятии - начиная с четвертого года работы, за пятый и шествий годы - начиная с шестого года работы и т.д. (ранее по коллективному договору от *** за третий и четвертый годы непрерывной работы на предприятии - начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы - начиная с пятого года работы и т.д.) 8.3.2. В случае не использования права на компенсацию расходов на оплату проезда в отпуск в установленный период, право на компенсацию расходов на оплату проезда в отпуск в счет нового периода возникает с первого дня начала нового периода, в котором работник имеет право на компенсацию проезда в отпуск. После реализации права на компенсацию в таком порядке дальнейшее право на компенсацию расходов на оплату проезда возникает в порядке, предусмотренном п.п. 8.3.1. настоящего договора. 8.3.3. При невозможности работника воспользоваться наступившим правом компенсации проезда в отпуск не по вине работника, а связанной с производственной необходимостью, период, в течение которого работник может воспользоваться компенсацией проезда в отпуск увеличивается до даты предоставления очередного оплачиваемого отпуска (продолжительностью не менее 10 календарных дней). 8.3.5. В стаж для определения права использования отпуска не входит период отпуска без сохранения заработной платы по любым основаниям, а также отпуск по уходу за ребенком 3-х лет. 8.3.6. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда работнику и несовершеннолетнему ребенку (детям) относится к целевым выплатам, поэтому если работник своевременно не воспользовался своим правом на компенсацию, средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются. При проверке, в части предоставления работодателем - МУП «Тепловодоканал» гарантий и компенсаций, предусмотренных ст.325 Трудового кодекса РФ работники Нечаевой А.А. установлено, что: Нечаева А.А. работает в МУП «Тепловодоканал» по трудовому договору с 12.02.2003г. (приказ о приеме на работу *** от 04.01.2003г. (основное место работы) в качестве оператор очистных сооружений 2 разряда. Согласно приказа *** от 29.05.2015г. Нечаевой А.А. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск за периоды работы с 12.02.2014г. по 11.02.2016г. на 60 календарных дней с 02.06.2015г. по 01.08.2015г. За период работы на предприятии Нечаева А.А. пользовался правом по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно один раз в два года, в том числе: в 2011 г. за период работы 12.02.2011г. по 11.02.2013г. приказ по оплате проезда *** от 09.06.2011г; в 2013г. за период работы 12.02.2013г. по 11.02.2015г. приказ по оплате проезда *** от 17.06.2013г. Исходя из требований п.п. 8.3.1 Коллективного договора Муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал" от 31.05.2013г. очередное право на компенсацию расходов на оплату проезда в отпуск у Нечаевой А.А. возникнет, начиная с 12.02.2016г., то есть, начиная с четырнадцатого года работы. Указанное условие коллективного договора, в случае с предоставлением Нечаевой А.А. возможности воспользоваться указанным правом с 12.02.2016г., не позволяет реализовать право работников на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа, поскольку при таких условиях фактически предоставление указанной гарантии (без согласия работника) произойдет за пределами установленного трудовым законодательством двухгодичного периода. Таким образом, отказ работодателя в компенсации оплаты стоимости проезда в отпуск и обратно Нечаевой А.А. в периоде работы с 12.02.2015г. по 11.02.2016г. является нарушением вышеназванных требований ст. 325 Трудового кодекса, Закона РФ от ******, а также нарушением требований абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ. В этой связи, в случае с предоставлением компенсации оплаты стоимости проезда в отпуск и обратно Нечаевой А.А. не может быть применено условие п.п. 8.3.1 Коллективного

договора МУП «Тепловодоканал» от 31.05.2013г. о периодичности в чётные года, начиная с четвертого года работы) возникновения права на компенсацию расходов по оплате проезда в отпуск и обратно, поскольку оно ухудшает положение работника, по сравнению с действующим трудовым законодательством. При проверке также не представлено подтверждения ознакомления Нечаевой А.А. с коллективным договором МУП «Тепловодоканал» от 31.05.2013г. в нарушение требований абз.10 ч.2 ст.22 ТК РФ, а именно: работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Утверждения работодателя о том, что Нечаева А.А. не обращалась к нему с заявлением об оплате стоимости проезда в отпуск и обратно, не может считаться достоверным, поскольку во-первых, в своем обращении от 01.10.2015г. в ГИТ работник утверждает, что ей было отказано работодателем в принятии указанного заявления; во-вторых, при получении распоряжения на проверку ГИТ работодатель имел возможность разъяснить работнику порядок обращения за реализацией указанной гарантией и рассмотреть вопрос оплаты стоимости проезда в отпуск и обратно Нечаевой А.А., предоставив в ГИТ соответствующие сведения, однако этого сделано не было; в - третьих, ранее с аналогичными заявлениями (об отказе работодателя в оплате проезда в отпуск) в ГИТ обращались и др. работники МУП «Тепловодоканал», например, А.П.Л.П., Х. нарушения допущенные работодателем подтверждались материалами проверок и носят систематический характер; в - четвертых, изменений либо дополнений в порядок компенсации расходов на оплату проезда, предусмотренный п.п. 8.3.1. коллективного договора МУП «Тепловодоканал» не производилось. Вышеизложенное подтверждает, тот факт, что работодателем МУП «Тепловодоканал» было нарушено право Нечаевой А.А. установленное ч.1 ст.325 Трудового кодекса на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. По результатам проверки об устранении выявленных нарушений было выдано предписание *** от ***. МУП «Тепловодоканал», ссылаясь на отсутствие у государственного инспектора труда права давать обязательные для исполнения предписания по трудовым спорам, вместе с тем не представило доказательств о наличии трудового спора по основаниям, отраженным в предписании *** от ***. Кроме того, налицо отсутствие индивидуального характера правоотношений, поскольку оспариваемое предписание вынесено в защиту трудовых прав всех работников (п.1предписания) о постоянном выполнении требований трудового законодательства, поскольку ранее с аналогичными заявлениями (об отказе работодателя в оплате проезда в отпуск) в ГИТ обращались и др. работники МУП «Тепловодоканал», например, А. Попова Л.В., Лютых Г.Б., П., Х. нарушения допущенные работодателем подтверждались материалами проверок и носили систематический характер, обусловлены применением условий коллективного договора, ухудшающих положение всех работников предприятия. По результатам проверок, проведенным по указанным обращениям нарушения работодателем были устранены, что подтверждается приказами о предоставлении оплачиваемых отпусков, реестром оплаты проездов исх. *** от 22.10.2015г. Оспариваемое предписание вынесено не в связи с рассмотрением какого-либо трудового спора между МУП «Тепловодоканал» и его работниками (в том числе индивидуального), а в связи с исполнением, инспекцией труда задач и реализацией правомочий, установленных ст.ст. 355, 356, 357 ТК РФ. Исходя из содержания нормы абз.2 ч.2 ст. 22 Трудового кодекса РФ срок выполнения п.1 предписания не мог быть сформулирован виде конкретной даты, поскольку установление конкретной даты выполнения данного пункта противоречило бы смыслу данной нормы, ограничивая период его выполнения датой. Вместе с тем, необходимость обратить внимание на выполнение требований абз.2 ч.2 ст. 22 Трудового кодекса РФ возникла в связи с допущенными работодателем нарушениями. Кроме того, в предписании указана дата предоставления сведений о выполнении предписания, что само по себе является ограничение для исчисления срока давности. Предположение о возможном нарушении права в будущем не может являться основанием для отмены предписания. Кроме того, как следует из приказа *** от 09.10.2015г. МУП «Тепловодоканал» работодателем совершены действия` необходимые для выполнения предписания *** от ***, таким образом, полагаю, что не может подлежать отмене уже выполненное предписание. Пункт 3 предписания *** от ***

работодателем вообще не оспаривается. Просит в удовлетворении заявления МУП «Тепловодоканал» о признании незаконным и отмене предписания *** от *** вынесенного государственным инспектором труда в Иркутской области Унжаковой Е.Н. отказать.

Третье лицо Нечаева А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что предписание Государственной инспекции труда в Иркутской области от 06.10.2015г. считает законным и обоснованным. Она работает в МУП «Тепловодоканал» с 2001г., каждые два года до 2015г. пользовалась правом оплаты проезда к месту отдыха и обратно, последний раз она проезд к месту отдыха и обратно использовала в 2013г. Перед тем, как написать заявление на имя руководителя МУП «Тепловодоканал», она обратилась к юристу данной организации, которая ей пояснила, что она имеет право воспользоваться оплатой к месту отдыха и обратно в 2015г. В июле 2015г. она вернулась с отпуска, написала заявление об оплату расходов на проезд до места отдыха и обратно, поскольку на предприятии проезд не авансируют, а компенсируют по факту, данное заявление специалист отдела кадров ей вернул, указав на то, что не указан конкретный маршрут проезда к месту отпуска. Она переписала данное заявление с указанием маршрута в августе 2015г., через некоторое время специалист отдела кадров ей пояснила, что ее заявление утеряно, право на выплату к месту отдыха и обратно у нее возникнет только в феврале 2016г., после чего билеты она порвала. ***г. она обратилась в Государственную инспекцию труда в Иркутской области с заявлением об отказе работодателя МУП «Тепловодоканал» предоставить оплачиваемый проезд в отпуск, принять заявление на оплату расходов по проезду в отпуск, на основании которого инспектором труда в МУП «Тепловодоканал» проведена проверка, по результатам вынесено предписание, об оплате расходов к месту отдыха и обратно. В настоящее время МУП «Тепловодоканал» частично возместил ей понесенные расходы на проезд к месту отдыха и обратно. До 2013г. она была ознакомлена со всеми коллективными договорами МУП «Тепловодоканал», с положениями коллективного договора от 2013г. она ознакомлена во время судебного разбирательства. При этом, в трудовую инспекцию она обратилась в связи с тем, что ранее работники предприятия уже обращались в инспекцию после чего МУП «Тепловодоканал» оплачивал проезд к месту отпуска, в связи с чем она тоже обратилась в трудовую инспекцию.

Выслушав доводы явившихся лиц, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 10 Трудового кодекса Российской Федерации (ниже по тексту «ТК РФ») общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан, что предусмотрено требованиями ст. 360 Трудового кодекса РФ.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства; вмешательство должно быть соразмерным, и выдача предписания не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.

Конвенцией Международной организации труда (МОТ) «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года № 81, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

В силу положений ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

По смыслу приведенных выше положений, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (данная правовая позиция сформулирована в Определениях Верховного Суда РФ от 21 марта 2014 года № 47-КГ14-1, от 20 июля 2012 года № 19-КГ12-5 и ряде других).

Как свидетельствуют материалы дела, на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Иркутской области от *** в период с 01 по *** проведена внеплановая, документарная проверка МУП «Тепловодоканал».

Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области Унжаковой Е.Н. в адрес генерального директора МУП «Тепловодоканал» М. внесено предписание от ****** обязывающее соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров абз.2 ч. 2 ст. 2 ст. 22 ТК РФ постоянно по наступлению события; устранить нарушение требований ч. 1 ст. 325 ТК РФ, ч. 2 ст. 9 ТК РФ, п. 8.1 Коллективного договора МУП «Тепловодоканал» от 31.05.2013г., компенсировать Нечаевой А.А. расходы по оплату проезда в отпуск и обратно с получением письменного заявления работника о компенсации оплаты стоимости проезда в отпуск и обратно; ознакомить Нечаеву А.А. с Коллективным договоров МУП «Тепловодоканал» от 31.05.2013г. - абз.10 ч.2 ст. 22 ТК РФ в срок до ***.

Основанием для внесения обжалуемого предписания послужили установленные согласно акту проверки от *** факты нарушения трудовых прав работника МУП «Тепловодоканал» - Нечаевой А.А., выразившиеся в отказе работодателя в компенсации оплаты стоимости проезда в отпуск и обратно Нечаевой А.А. в период работы с 12.02.2015г. по 11.02.2016г. является нарушением требований ст. 325 ТК РФ, Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также нарушением требований абз.2 ч.2 ст.22 согласно которых Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Исходя из требований ч.2 ст.9, ч.3 ст. 50 ТК РФ условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению. В этой связи, в случае с предоставлением компенсации оплаты стоимости проезда в отпуск и обратно Нечаевой А.А. не может быть применено условие п.п. 8.3.1 Коллективного

договора МУП «Тепловодоканал» от 31.05.2013г. о периодичности в чётные года, начиная с четвертого года работы) возникновения права на компенсацию расходов по оплате проезда в отпуск и обратно, поскольку оно ухудшает положение работника, по сравнению с действующим трудовым законодательством. При проверке также не представлено подтверждения ознакомления Нечаевой А.А. с коллективным договором МУП «Тепловодоканал» от 31.05.2013г. в нарушение требований абз.10 ч.2 ст.22 ТК РФ, а именно: работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Утверждения работодателя о том, что Нечаева А.А. не обращалась к нему с заявлением об оплате стоимости проезда в отпуск и обратно, не может считаться достоверным, поскольку во-первых, в своем обращении от 01.10.2015г. в ГИТ работник утверждает, что ей было отказано работодателем в принятии указанного заявления; во-вторых, при получении распоряжения на проверку ГИТ работодатель имел возможность разъяснить работнику порядок обращения за реализацией указанной гарантией и рассмотреть вопрос оплаты стоимости проезда в отпуск и обратно Нечаевой А.А., предоставив в ГИТ соответствующие сведения, однако этого сделано не было; в - третьих, ранее с аналогичными заявлениями (об отказе работодателя в оплате проезда в отпуск) в ГИТ обращались и др. работники МУП «Тепловодоканал», например, Алергуш В.Д., Попова Л.В., Лютых Г.Б., П., Х. нарушения допущенные работодателем подтверждались материалами проверок и носят систематический характер; в - четвертых, изменений либо дополнений в порядок компенсации расходов на оплату проезда, предусмотренный п.п. 8.3.1. коллективного договора МУП «Тепловодоканал» не производилось. Вышеизложенное подтверждает, тот факт, что работодателем МУП «Тепловодоканал» было нарушено право Нечаевой А.А. установленное ч.1 ст.325 ТК РФ на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно.

В судебном заседании был допрошен свидетель К., которая показала, что работает инспектором отдела кадров в МУП «Тепловодоканал» с марта 2012г., Нечаева А.А. ей знакома как работник данной организации. В сентябре 2015г. от Нечаевой А.А. поступило заявление об оплате проезда к месту отдыха и обратно, к которому не были приложены проездные документы и справки о понесенных расходах. Данное заявление передано директору, после чего возвращено заявителю с резолюцией, о необходимости уточнить место отпуска. Кроме того, Нечаева А.А. поинтересовалась может ли воспользоваться проездом в декабре 2015г., на что был дан положительный ответ, после этого последняя, не переписав свое заявление, сказала, что подумает когда лучше будет воспользоваться данным правом и сообщит. В журнале о приеме заявлений от работников, данное заявление Нечаевой А.А. зафиксировано не было, поскольку оно было написано некорректно и не было переписано заявителем. Затем Нечаева А.А. обратилась только 09.10.2015г. с заявлением об оплате проезда к месту отпуска и обратно, по маршруту Бодайбо-Анапа-Бодайбо, которые было зарегистрировано. О жалобе Нечаевой А.А. в инспекцию труда она узнала от директора предприятия, все документы по факту проверки в Государственную инспекцию труда в Иркутской области предоставлены начальником правового отдела С.Нечаева А.А. воспользоваться правом на проезд за период с 12.02.2013г. по 11.02.2015г., последней было предложено воспользоваться в декабре 2015г., чтобы выровнять периоды по коллективному договору от 2013г. Отказ в компенсации проезда к месту отпуска и обратно не имел место.

Суд принимает во внимание показания допрошенного свидетеля, заинтересованности в исходе дела со стороны не установлено, его показания согласуются с представленными материалами дела.

В силу ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Положениями ст. 395 ТК РФ также предусмотрено, что денежные требования работника удовлетворяются в полном размере лишь при их признании обоснованными органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 5 марта 2009 года N 295-О-О, положения ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ во взаимосвязи со ст. 395 Трудового кодекса РФ не препятствуют возможности удовлетворения денежных требований работника в полном объеме, при условии признания этих требований правомерными органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

По смыслу ст. 395 ТК РФ, удовлетворение требований работника в полном объеме предполагает взыскание задолженности без каких-либо ограничений, однако при этом работник должен обратиться в суд за защитой своих прав в пределах срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, возлагая обязанность на МУП «Тепловодоканал» выплатить компенсацию расходов к месту отпуска и обратного Нечаевой А.А. с момента получения письменного заявления работника о компенсации оплаты инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области фактически разрешила трудовой спор, что не относится к ее компетенции.

Таким образом, вопрос о неоплате работнику компенсации проезда к месту отдыха и обратно в соответствии со ст. 325 ТК РФ, является в силу ст. 381 ТК РФ трудовым спором, то есть неурегулированным разногласием между работодателем - МУП «Тепловодоканал» и работником Нечаевой А.А. по вопросам применения трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора.

Данный спор согласно ст. 382 ТК РФ подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам либо в судах.

Следовательно, оспариваемый пункт предписания вынесен по вопросам, не относящимся к компетенции государственного инспектора труда, а потому в указанной части является незаконным.

Кроме того, предписания по трудовым спорам инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника, срок защиты которого в судебном порядке составляет согласно ст. 392 ТК РФ три месяца.

Предписание со сроком исполнения «постоянно» нарушает принцип презумпции добросовестности юридических лиц, закрепленный в п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку подразумевает, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и дальше будут нарушать обязательные требования.

Указание в предписании срока исполнения установленной законом обязанности «постоянно» не соответствует правовой природе предписания, поскольку выполнение требований законодательства предполагается в силу закона и не нуждается в дополнительном их дублировании в предписании без установления каких-либо конкретных сроков. Срок устранения нарушений, указанный в предписании, имеет важное процессуальное значение так как по истечении этого срока согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» возникает основание для проведения внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; в случае неисполнения предписания на следующий день после наступления данного срока начинается течение срока давности привлечения к административной ответственности.

Доводы государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Иркутской области о том, что оспариваемое предписание вынесено в защиту трудовых прав всех работников (п.1предписания) о постоянном выполнении требований трудового законодательства, поскольку ранее с аналогичными заявлениями (об отказе работодателя в оплате проезда в отпуск) в ГИТ обращались и др. работники МУП «Тепловодоканал», например, Алергуш В.Д., Попова Л.В., Лютых Г.Б., П., Х., суд не может принять во внимание, поскольку проверка проводилась в данном конкретном случае по заявлению Нечаевой А.А., и по выводам проверки вынесено предписание, которое касается Нечаевой А.А.

При этом государственный инспектор труда (по правовым вопросам) в Иркутской области пояснила суду, что ранее предписания МУП «Тепловодоканал» при проверке по заявлениям иных работников также выносились и касались тех граждан, которые обратились к ним с заявлениями.

При указанных обстоятельствах, внесение Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области предписания от ****** нарушает установленный баланс способов защиты прав работников и работодателей в трудовом споре, вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.

Разрешая указанный спор, суд находит необходимым признать предписание от ******, вынесенное Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Иркутской области Унжаковой Е.Н. по результатам проверки соблюдения трудового законодательства в отношении Нечаевой А.А., незаконным.

Разрешая требования о взыскании судебных расходов, суд принимает во внимание, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины в силу ст. 93 ГПК РФ определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Возврат государственной пошлины из бюджета в случаях, если решение суда принято полностью или частично в пользу физического лица - истца (заявителя), а не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, в ст. 333.40 НК РФ не предусмотрен.

Поэтому органы государственной власти, несмотря на их статус и особенности рассмотрения дел с их участием, являются стороной по делу и не освобождаются от возмещения судебных расходов в случае признания их действий (бездействия) неправомерными (Определение Верховного Суда РФ от 21 июня 2013 г. № АКПИ12-1326).

В этом случае, понесенные МУП «Тепловодоканал» судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 000 рублей исходя из ставки, установленной пунктом 7 части 1 ст. 333.19 НК РФ подлежат возмещению Государственной инспекцией по труду в Иркутской области применительно к правилам ст. 16 ГК РФ на основании ст. 98 ГПК РФ, поскольку составляют ущерб данной организации, понесенный в связи с признанным не соответствующим закону предписанием Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) по Иркутской области от 06 октября 2015 года № 1103/2015/53/3.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» о признании незаконным и отмене предписания Государственной инспекции труда в Иркутской области *** от *** - удовлетворить.

Признать предписание Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Иркутской области, вынесенное ****** незаконным и отменить данное предписание.

Взыскать с Государственной инспекции труда в Иркутской области в пользу Муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» сумму *** рублей (*** рублей) расходов по уплаченной государственной пошлине по иску.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ***.

Судья: И.Ф. Овчинникова