Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бодайбо 11 апреля 2013 г.
Дело № 2-197/2013
Бодайбинский городской суд Иркутской области, в составе:
судьи Ермакова Э.С.,
при секретаре Алексеевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чиркова Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным отказа в оплате расходов по выезду из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, взыскании суммы компенсации этих расходов, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Чирков Н.А. в лице своего представителя Я., действующей на основании нотариальной доверенности от *** со всеми специальными полномочиями, предусмотренными ст. 54 ГПК РФ обратился в Бодайбинский городской суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным отказа в оплате расходов по выезду из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, взыскании *** компенсации расходов, связанных с выездом из района, приравненного к районам Крайнего Севера на другое постоянное место жительство, *** судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что Чирков Н.А. является пенсионером по возрасту с ***. Выехал из *** на постоянное место жительство в ***. Руководствуясь ст.ст. 4, 35 закона РФ от 19 февраля года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1992 года №572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» просит взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе компенсацию понесенных Чирковым Н.А. расходов в связи с выездом из Бодайбинского района в сумме ***. Также подлежат взысканию судебные расходы в сумме ***, затраченные истцом на составление искового заявления.
В судебное заседание истец - Чирков Н.А. не явился, о времени и месте слушания дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Чиркова Н.А. - Я. (по доверенности от ***) заявленные требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании ответчик - Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Бодайбинском районе Иркутской области в лице представителя В., действующая на основании приказа о назначении ***-п от ***, требования истца полагала не обоснованными, просила отказать в их удовлетворении.
Пояснила, что пунктом 3 Положения о Пенсионом фонде (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2122-1, определено, что Пенсионный фонд РФ обеспечивает финансирование расходов, предусмотренных п.6 настоящего Положения, в котором самостоятельной статьи расходования средств ПФР на компенсацию расходов, связанных с переездом пенсионеров к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и провозом багажа не предусмотрено.
По мнению представителя ответчика, согласно ст.174 Бюджетного кодекса РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ регламентирующих их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами. Законодатель предусмотрел, что все виды расходов должны быть законодательно закреплены в федеральных законах о бюджете соответствующего фонда. Федеральные законы о бюджете Пенсионного Фонда России, расходование средств на компенсацию расходов, связанных с переездом пенсионеров к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и провозом багажа не предусматривают.
Ст. ст. 16, 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусматривает, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. Средства бюджета Пенсионного фонда имеют строго целевое значение, а расходы, не предусмотренные бюджетом на соответствующий год, осуществляются только после внесения в него изменений в установленном федеральным законом порядке.
Согласно ст. 327 ТК РФ гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
На основании ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
Как полагает представитель ответчика, Трудовым кодексом и вышеназванным законом определена компенсация стоимости переезда к новому месту жительства и оплаты стоимости багажа работникам организаций, в связи с расторжением трудового договора, а не пенсионерам по старости. При этом в ст. 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 450-1 Пенсионный фонд России указан в качестве источника финансирования пенсий, а не в качестве источника финансирования гарантий и компенсаций неработающим гражданам.
Принцип разграничения затрат к бюджетам разных уровней, вытекающий из статьи 3 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1, определяет полномочия по установлению гарантий и компенсаций в законодательных и иных нормативно-правовых актов по уровням власти. Применение норм постановления Правительства Российской Федерации «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 11 августа 1992 г. № 572 финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера. Следовательно, данные расходы могут быть взысканы только за счет средств федерального бюджета, а именно Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, у истца отсутствуют документы, подтверждающие судебные расходы в сумме ***
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Чиркова Н.А. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ № 4520-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким актом, предусматривающим право пенсионеров на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства, является названное выше Постановление Правительства РФ от 11 августа 1992 года № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которое утратившим силу не признано, сохраняет свое действие и на основании статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит применению в части, не противоречащей действующему законодательству.
Согласно пункту 1 приведенного выше Постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года № 572 установлено, что гражданам, в том числе пенсионерам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1 000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
Как следует из материалов дела, Чирков Н.А., *** года рождения, с *** является пенсионером и получает пенсию по старости, с *** не работает, что подтверждается копией пенсионного удостоверения, трудовой книжки (л.д. 12-13).
В декабре *** истец выехал с места своего постоянного жительства в *** - местности, приравненной к районам Крайнего Севера, откуда в декабре *** переехал на новое место жительства - ***, что подтверждено сведениями паспорта о снятии его с регистрационного учета *** по месту проживания по адресу: ***, ***.
С *** Чирков Н.А. зарегистрировался по новому месту жительства по адресу: г. *** *** *** согласно справке МКУ «Сервисно-регистрационный центр» *** от *** (л.д. 10-11).
В связи с переездом Чирков Н.А. понес расходы на собственный проезд в размере ***, что подтверждено электронным билетом и посадочным талоном по маршруту *** на сумму *** о проезде к месту назначения (л.д. 15).
Заявленные суммы по оплате проезда Чиркова Н.А. не вызывают сомнений и не оспорены ответчиком.
В связи с использованием права в оплате расходов по выезду из местности, приравненной к районам Крайнего Севера и взыскании суммы компенсации этих расходов Чирков Н.А. обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области с заявлением о выплате компенсации его стоимости.
Однако письмом Управления Пенсионного Фонда РФ в Бодайбинском районе Иркутской области от *** ему было отказано в оплате расходов по выезду из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по аналогичным основаниям, приведенным в возражении по настоящему иску. В частности, в связи с тем, что нормы действующего бюджетного законодательства, законодательства о пенсионном страховании не предусматривают возможность оплаты выезда неработающего пенсионера за счет средств Пенсионного Фонда РФ (л.д.18-20).
Данное решение пенсионного органа об отказе Чиркову Н.А. в оплате расходов по выезду из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, выраженное в указном выше письме Управления пенсионного фонда РФ в Бодайбинском районе, не может быть признано законным судом.
Так, статьей 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации и в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию, обеспечиваются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Соответственно положения пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года № 572 о компенсации расходов по выезду из районов Крайнего Севера за счет бюджетов субъекта федерации, не подлежат применению, поскольку противоречат принятой позднее норме ст. 4 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), установившей иной порядок и условия финансирования этих расходов для неработающих пенсионеров за счет бюджета Пенсионного Фонда РФ.
Поэтому доводы ответчика о том, что соответствующие расходы неработающих пенсионеров подлежат возмещению Министерством финансов РФ, поскольку не соответствующая обязанность и статья расходов не предусмотрена бюджетным законодательством и законодательством о пенсионном страховании, несостоятельны.
С учетом изложенного, надлежащим ответчиком по делу, за счет которого подлежат оплате суммы расходов неработающего пенсионера Чиркова Н.А. по выезду из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, является Пенсионный Фонд Российской Федерации в лице его территориального органа по месту, где пенсионер реализовал свое право на выезд из района - Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в Бодайбинском районе.
При таких условиях, с ответчика в пользу истца должна быть взыскана сумма *** расходов по выезду из местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся иные признанные судом необходимыми расходы.
Из материалов дела следует, что в связи с подачей иска в суд Чирков Н.А. понес расходы по государственной пошлине по иску согласно квитанции ОАО «Сбербанк России» от *** на сумму *** (л.д. 17).
Кроме того, для участия в рассмотрении дела в *** истец уполномочил представителя на основании нотариально оформленной доверенности от ***, уплатив за совершение нотариального действия *** (л.д. 7).
Данные расходы являются обоснованно понесенными в связи с рассмотрением спора судом, поскольку связаны с реализацией гражданином права на участие в судебном разбирательстве и быть услышанным судом.
Поручение представлять интересы в суде поверенному Я., проживающей в *** в связи с затруднительностью выезда Чиркова Н.А. для участия в судебном заседании, значительностью сумм проезда к месту рассмотрения дела и обратно, отвечает критериям разумности понесенных расходов. Поэтому сумма для оформления нотариальной доверенности в размере ***.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Чиркова Н.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Бодайбинском районе Иркутской области о признании незаконным отказа в оплате расходов по выезду из местности, приравненной к районам Крайнего Севера и взыскании суммы компенсации этих расходов, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области, выраженное в письме от ***, об отказе Чиркову Н.А. в оплате расходов на выезд неработающего пенсионера из местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бодайбинском районе Иркутской области в пользу Чиркова Н.А. *** рублей (*** рублей) расходов на выезд из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, *** рублей (*** рублей) государственной пошлины и *** рублей (*** рублей) судебных издержек, а всего в сумме *** рублей (*** рублей).
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение одного месяца через Бодайбинский городской суд.
Судья: Э.С. Ермаков