НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бодайбинского городского суда (Иркутская область) от 02.09.2010 №

                                                                                    Бодайбинский городской суд Иркутская область                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бодайбинский городской суд Иркутская область — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2010 года г. Бодайбо

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе судьи Игнатовой И.В., при секретаре Калачевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-502-2010 по иску Ковалевой О.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Иркутской области о взыскании пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда,

установил:

Ковалева О.А. обратилась в Бодайбинский городской суд Иркутской области с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Иркутской области о взыскании пособия по беременности и родам, материальной помощи, единовременного пособия, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований истица указала, что была принята на работу в качестве специалиста 1 категории отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области с 07.06.2006 года, согласно служебному контракту № 05-37 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в налоговой службе, а с августа 2008 года переведена государственным налоговым инспектором в чине секретаря государственной гражданской службы РФ 3 класса. В настоящее время она находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

В период времени с 13 июля 2009 года по 15 декабря 2009 года она на основании листков нетрудоспособности находилась в отпуске по беременности и родам продолжительностью: 70 календарных дней - до родов; 86 календарных дней - после. Указанные больничные листки ею были сданы работодателю для начисления и выплаты пособий по беременности и родам. Пособие по беременности и родам истице было начислено в общей сумме 105 654,41 рублей.

Согласно ст.11 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному медицинскому страхованию» - пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 % среднего заработка.

Вместе с тем, как указано истицей, при расчете ее среднего заработка для начисления пособия по беременности и родам МИФНС России №3 по Иркутской области не были включены начисленные и выплаченные ей ранее суммы материального стимулирования, единовременного поощрения и разовых премий, что привело к необоснованному занижению среднего заработка и, как следствие, не выплате истицы в полном объеме пособия по беременности и родам.

Не согласившись с указанным обстоятельством, истица 26.03.2010 года на имя начальника МИФНС России № 3 по Иркутской области подала заявление с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и произвести перерасчет пособия по беременности и родам, поскольку неверно был исчислен средний заработок. Согласно ответу МИ ФНС России №3 по Иркутской области в перерасчете ей было отказано.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, для исчисления среднего заработка должны использоваться все выплаты, которые начислены работнику за труд или связаны с условиями его труда у работодателя.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 года № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ, к указанным выплатам относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам, за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в не денежной форме;

д) денежное содержание (вознаграждение) начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности РФ;

е) начисленный в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшения годовой учебной нагрузки;

з) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень и.т.д.;

и) повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда (в местностях с особыми климатическими условиями, на тяжелых работах, с вредными, опасными и иными особыми условиями труда), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы;

к) премии и вознаграждения, включая вознаграждения по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

л) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 месяцев. При этом, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, включаются в средний заработок с учетом следующих особенностей:

- ежемесячные премии и вознаграждения, которые выплачиваются вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;

- премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачивающихся вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных и гражданских служащих и сотрудников территориальных органов Федеральной налоговой службы», материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного правительством РФ фонда оплаты труда работников за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в ФБ на 2007-2010 гг. При этом материальное стимулирование осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

В соответствии со ст. 14 Закона № 255-ФЗ и п.2 Положения № 375 в заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС в соответствии с гл.24 Налогового кодекса РФ. При этом, согласно п.2 Положения №375 в заработок, из которого исчисляется пособие, включается, в частности, денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы, а также премии и вознаграждения, включая вознаграждения по итогам работы за год.

В соответствии с п.14 Положения № 375 премии, единовременные премии за особо важное задание, вознаграждения по итогам работы за квартал, за год включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

Таким образом, если премии начислены в расчетном периоде, то они подлежат учету в среднем заработке при расчете пособия полностью.

Помимо этого, согласно письму Фонда социального страхования РФ №02-08/07-2248П от 10.07.2008 года «Об учете сумм выплаченных премий, материальной помощи и материального стимулирования при исчислении пособий по беременности и родам Федеральным государственным гражданским служащим территориальных органов ФНС» - премии, выплачиваемые гражданским служащим налоговых органов на основании Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611 и в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 года № 90н - включаются в средний заработок при исчислении пособий по беременности и родам в порядке, установленном Положением № 375.

Как указано Ковалевой О.А., в период с июля 2008 года по июнь 2009 года ею фактически отработано 310 дней и общий учитываемый заработок составил 357 784,70 рублей (в том числе заработная плата, премии). Сумма пособия по беременности и родам должна составить 180046 рублей 50 копеек. Ответчиком не доплачено пособие по беременности и родам в размере 74 392,09 рублей.

Кроме того, согласно разделу 2 ч.4 «Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Министерства Финансов РФ», утвержденного Приказом Министерства Финансов от 09.07.2007 года № 61н, работникам при подаче заявления выплачивается материальная помощь в пределах средств фонда оплаты труда в случаях: рождения ребенка у гражданского служащего в размере 3 000 рублей; свадьбы гражданского служащего в размере 3 000 рублей.

Истицей было направлено соответствующее заявление работодателю с вопросом, имеет ли она право на получение указанной материальной помощи, хотя согласно Приказу МинФина такая материальная помощь выплачивается. На что ей был направлен отказ письмом исх. № 12-28/06317 от 09.04.2010 года. С указанным обстоятельством истица также согласиться не может.

Согласно ст. 9 закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Данное пособие ей не выплачено и составляет 359 рублей 70 копеек.

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями, возмещается работнику в денежной форме. Моральный вред, как полагает истица, выражен в том, что она вынуждена была доказывать работодателю свое право на получение вышеуказанных пособий, находясь в состоянии беременности. Она переживала по указанному поводу. В связи с отказом ответчика в добровольном порядке произвести ей перерасчет, она вынуждена была обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Моральный вред истица оценивает в 30 000 рублей.

На основании изложенного выше, Ковалевой О.А. просила взыскать с ответчика МИФНС России №3 по Иркутской области в ее пользу:

пособие по беременности и родам в размере 74 392,09 рублей;

материальную помощь по рождению ребенка в размере 3 000 рублей;

материальную помощь в связи со вступлением в законный брак в сумме 3 000 рублей;

единовременное пособие в размере 359 рублей 70 копеек в связи с ранней постановкой на учет по беременности;

компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

Возражая против иска, Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области представила отзыв, в котором указано о несогласии с доводами, изложенными в исковом заявлении по следующим основаниям.

Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007.№ 90н "Об утверждении порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы" установлено, что материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы.

Материальное стимулирование указанной категории лиц осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

Пособие по беременности и родам исчисляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон 255-ФЗ) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее - Положение № 375).

В соответствии со статьей 14 Закона № 255-ФЗ и пунктом 2 Положения № 375 в заработок, исходя из которого исчисляется пособие, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, согласно пункту 2 Положения № 375 в заработок, из которого исчисляется пособие, включаются, в частности, денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации, а также премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год.

В соответствии с пунктом 14 Положения № 375 премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), единовременные премии за особо важное задание, вознаграждения по итогам работы за квартал, за год включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде. То есть, если премии начислены в расчетном периоде, то они подлежат учету в среднем заработке при расчете пособия полностью.

Ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены.

Учитывая изложенное, премии, выплачиваемые гражданским служащим налоговых органов на основании Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 и в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, включаются в средний заработок при исчислении пособий по беременности и родам в порядке, установленном Положением № 375.

Что касается учета материальной помощи при исчислении пособия, то следует учесть, что согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Так как Ковалевой О.А.находилась в отпуске по беременности и родам в период с 13.07.2009 г. по 15.12.2009 г., то, соответственно, положения п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 на Ковалевой О.А.распространяются в том виде, в каком они действовали на момент ее нахождения в отпуске по беременности и родам, то есть до внесения изменений.

Соответственно, требования в этой части Ковалевой О.А. безосновательны и пособие по беременности и родам, исходя из среднего заработка, ей начислено верно.

В расчет среднего заработка Ковалевой О.А.вошли все предусмотренные оплатой труда виды выплат: должностной оклад, оклад за чин, надбавка за выслугу лет, денежное поощрение, надбавка за особые условия государственной службы, районный коэффициент, северная надбавка.

Ковалевой О.А. в исковом заявлении указано, что согласно разделу 2 части 4 «Положения о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим» - работникам при подаче заявления выплачивается материальная помощь в пределах средств фонда оплаты труда в случаях: рождения ребенка - 3000 рублей и свадьбы - ­3000 рублей. Истицей представлено соответствующее заявление работодателю, на которое ей было направлено письмо с отказом.

Межрайонная ИФНС России №23 по Иркутской области не согласна с доводами Ковалевой О.А.и поясняет следующее.

В соответствии с приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 09.07.2007 № 261н «Об утверждении положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о прядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи» приложением № 23 материальная помощь выплачивается в пределах средств фонда оплаты труда в течение календарного года при рождении ребенка и по случаю свадьбы. Выплата производится по заявлению лица при предъявлении копии свидетельства о рождении или свидетельства о браке.

Ковалевой О.А. в налоговый орган было подано заявление от 02.04.2010 с просьбой о разъяснении и выплате пособия по рождению ребенка и заключению брака.

Согласно Приложению 3 приказа Министерства Финансов РФ от 0907.2007 № 261H в случае рождения ребенка у гражданского служащего, свадьбы гражданского служащего материальная помощь оказывается при наличии экономии по фонду оплаты труда и в течение календарного года.

Письмом от 09.04.2010 № 212-28106317 Ковалевой О.А.было разъяснено, что согласно приказу УФНС по Иркутской области от 12 мая 2008 года № 2ПК-10-03/IЗ3 «Об утверждении Положения о порядке оказания материальной помощи» указанные выплаты не включены в данное положение.

Кроме того, Ковалевой О.А. обратилась в налоговый орган с письмом о выплате материальной помощи по прошествии календарного года. Письмо датировано 31.03.2010 (вх. дата 02.04.2010), а дата заключения брака 28.02.2009, дата рождения ребенка 17.09.2009.

Таким образом, требования Ковалевой О.А.в данной части необоснованны.

Ковалевой О.А. также в исковом заявлении указано, что согласно статье 9 закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, которое составляет 359,70 рублей.

Межрайонная ИФНС России №23 по Иркутской области поясняет, что право на выплату пособия по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в соответствии со статьей 9 закона № 281-ФЗ «О государственных пособиях гражданам имеющих детей». Ковалевой О.А. выплачено 487,01 рублей в июле 2009 года, то есть в большем размере с учетом районного коэффициента. Расчетный листок Ковалевой О.А. за июль 2009 году в материалы дела налоговым органом представлен.

Таким образом, требования истицы в данной части также необоснованны.

В пункте 4 искового заявления заявлена сумма морального вреда в размере 30 000 рублей в связи с тем, что истица была вынуждена доказывать право на получение пособий и выплат, находясь в состоянии беременности.

Межрайонная ИФНС России № 3 не согласна с заявленным требованием выплаты морального вреда и поясняет, что Ковалевой О.А.обратилась в налоговый орган уже после родов. Согласно свидетельству о рождении ребенка, родила Ковалевой О.А. 17.09.2009г., а обратилась в налоговый орган с письмами: 26.03.2010г. о проведении перерасчета пособия по беременности и родам, 31.03.2010г. о получении пособия по рождению ребенка и заключению брака, 17.05.2010г. о предоставлении больничных листов и справки о ранней постановке на учет по беременности.

Таким образом, доводы о том, что Ковалевой О.А. была вынуждена доказывать право на получение пособий и выплат, находясь в состоянии беременности, документально не подтверждены.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Иркутской области считает доводы, изложенные в исковом заявлении Ковалевой О.А., не обоснованными и просит суд отказать в заявленных требованиях.

Определением Бодайбинского городского суда Иркутской области от 20 августа 2010 года принят отказ Ковалевой О.А. от исковых требований в части взыскания с Межрайонной ИФНС России № 3 по Иркутской области материальной помощи по рождению ребенка в размере 3 000 рублей, материальной помощи в связи со вступлением в законный брак в сумме 3 000 рублей, единовременного пособия в размере 359 рублей 70 копеек в связи с ранней постановкой на учет по беременности. Производство по делу в этой части прекращено.

В судебном заседании истица Ковалевой О.А. исковые требования поддержала и пояснила, что в результате незаконных действий работодателя ей причинен моральный вред. Она переживала по поводу отказа ответчика удовлетворить ее законные требования, ей приходилось доказывать свое право на получение пособий и выплат, будучи в состоянии беременности. Все ее заявления в добровольном порядке произвести ей перерасчет были проигнорированы, что повлекло для нее нравственные страдания.

Также истица заявила, что согласна с расчетом о взыскании не доначисленной и не выплаченной суммы пособия по беременности и родам за период с 13.07.2009 г. по 15.12.2009 г., который произвел филиал № 10 регионального отделения ГУ ИРО Фонда социального страхования РФ, в связи с чем, сумму исковых требований снизила до 62 575 рублей 23 копеек.

Представитель ответчика ФИО7, выступающая на основании соответствующей доверенности, признала обоснованными исковые требования Ковалевой О.А. о необходимости включения в средний заработок единовременного поощрения, указав, что в добровольном порядке в данной части произведен перерасчет. На момент рассмотрения дела доначисленная сумма истице не выплачена. В остальной части исковые требования Ковалевой О.А. представитель ответчика не признала и пояснила, что оспариваемые истицей суммы материального стимулирования не входят в фонд оплаты труда и не подлежат включению в средний заработок. Представитель ответчика не отрицала, что выплата в виде материального стимулирования учитывалась при определении налоговой базы по ЕСН. Также представитель не признала исковые требования о взыскании морального вреда, пояснив, что доказательств в обоснование данного иска не представлено.

Представитель третьего лица - Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения фонда социального страхования ФИО8 С.А., выступающая на основании соответствующей доверенности, указала об обоснованности исковых требований Ковалевой О.А., основанных на необходимости включения в расчет среднего заработка сумм единовременного поощрения и материального стимулирования. Не согласилась с правильностью начисленной истицей суммы, указав, что учреждением произведен соответствующий расчет, согласно которому пособие составляет 168229 рублей 23 копейки.

Против исковых требований о компенсации морального вреда представитель третьего лица возражений не представила.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд находит исковые требования Ковалевой О.А. о взыскании 62 575 рублей 23 копеек пособия по беременности и родам подлежащими удовлетворению, исковые требования о взыскании морального вреда, по мнению суда, подлежат удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, Ковалевой О.А. была принята в Межрайонную налоговую инспекцию № 3 в должности специалиста 1 категории отдела камеральных проверок с 07 июня 2006 года.

Из листка нетрудоспособности серии ВФ 3114055 следует, что Ковалевой О.А. с 13.07.2009 года находилась в отпуске по беременности и родам.

Из материалов дела следует, что работодателем истице было выплачено пособие по беременности и родам в сумме 105654 рубля 41 копейка.

Согласно статье 252 ТК РФ особенности регулирования труда, в том числе, в связи с наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и в порядке, им предусмотренных.

По правилам статьи 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей- 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Аналогичная норма права содержится в Федеральном Законе от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ст.10).

В силу статьи 11 вышеуказанного Федерального Закона пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Согласно статье 14 Федерального Закона от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в редакции Закона, действующее в период начисления соответствующего пособия истице, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

В случае, если размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, исчисленные в порядке, установленном настоящей статьей, превышают максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленные в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона, указанные пособия выплачиваются в указанных максимальных размерах.

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Как следует из указанной нормы права, данным федеральным законом непосредственно указано о включении в расчет среднего заработка всех предусмотренных системой оплаты труда видов выплат, учитываемых при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из главы 24 Налогового Кодекса РФ, действующей в период начисления истице пособия, данной главой Кодекса устанавливался единый социальный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь (ст. 234 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (ст. 236 НК РФ).

Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты (ст. 235 НК РФ).

В пункте 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» и действующего в период начисления истице пособия, также указано, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

К указанным выплатам относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации;

е) начисленный в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки;

з) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

и) повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда (в местностях с особыми климатическими условиями, на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы;

к) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

л) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Согласно пунктам 4, 14 указанного Положения в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, включаются в средний заработок с учетом следующих особенностей:

ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;

премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

По правилам пункта 1 Постановления Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» с 01 января 2007 года постановлено осуществлять материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Как следует из указанной нормы права материальное стимулирование сотрудников налоговой службы, выплачиваемое в виде премии, нельзя отнести к социальным выплатам, на что ссылается ответчик.

Социальные выплаты по своему характеру не связаны с трудовым вкладом работника в деятельность работодателя, не зависят от качества выполняемой им работы, тогда как вышеуказанная премия установлена в зависимости от качества исполнения обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Данные обстоятельства подтверждены также пунктом 3 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Минфина РФ от 17 октября 2007 года № 90н, согласно которому материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.

Как следует из вышеприведенных норм Федерального Закона от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию», в расчет среднего заработка, включаются все виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, в том числе и премии.

Доводы представителя о том, что материальное стимулирование не входит в фонд оплаты труда и выплачивается согласно пункту 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Минфина РФ от 17 октября 2007 года № 90н, сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете, в связи с чем, не подлежит включению в расчет среднего заработка, суд находит не состоятельными, поскольку включение сумм в расчет среднего заработка не зависит от фонда оплаты труда.

Как следует из вышеприведенных норм права, для включения той или иной выплаты в средний заработок при исчислении пособия необходимо, чтобы данная выплата была предусмотрена системой оплаты труда и должна учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

Анализируя изложенные в настоящем решении нормы права, суд приходит к выводу о необходимости включения в расчет среднего заработка такой выплаты как материальное стимулирование, выплачиваемое в виде премии, поскольку данная выплата установлена Постановлением Правительства РФ и учитывается при определении налоговой базы по единому социальному налогу, не относится к социальным выплатам.

Выводы о включении в расчет среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам материального стимулирования в виде премии, установленного Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007г. № 611 и Приказом Минфина от 17.10.2001г. № 90 н, содержатся в письме Фонда социального страхования № 02-08/07-2248П от 10 июля 2008г.

Как следует из закона № 255-ФЗ и Положения № 375 в расчет среднего заработка подлежат включению и выплаты в виде единовременного поощрения, с чем представитель ответчика согласился, представив соответствующий перерасчет.

Расчет пособия по беременности и родам с включением в него всех предусмотренных системой оплаты труда видов выплат, в том числе и оспариваемого ответчиком материального стимулирования произведен учреждением фонда социального страхования. Данный расчет проверен судом, не оспаривался ответчиком, является верным.

При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию пособие по беременности и родам за вычетом выплаченной суммы в размере 62575 рублей 23 копеек.

Рассматривая требования истицы о компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, причиненного в результате незаконных действий работодателя, суд приходит к следующему.

В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации» указано, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суд находит обоснованными утверждения истицы, что в результате лишения ее права на выплату пособия в полном объеме она испытала нравственные страдания, которые выразились в переживаниях по поводу незаконного отказа в перерасчете. В такой ситуации человеку свойственно испытывать переживания.

Вместе с тем, суд также находит, что истицей не представлены доказательства, подтверждающие размер понесенных ею нравственных страданий на сумму 30000 рублей, в частности о степени нравственных и физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями ее личности.

С учетом фактических обстоятельств, при которых истице был причинен моральный вред, учитывая характер нравственных страданий, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает обоснованным и доказанным размер компенсации морального вреда в сумме 1500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ковалевой О.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Иркутской области о взыскании пособия по беременности и родам удовлетворить.

Иск о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Иркутской области в пользу Ковалевой О.А. пособие по беременности и родам в сумме 62 575 рублей 23 копейки (шестьдесят две тысячи пятьсот семьдесят пять рублей 23 копейки), компенсацию морального вреда в сумме 1500 рублей (одна тысяча пятьсот рублей), а всего 64 075 рублей 23 копейки (шестьдесят четыре тысячи семьдесят пять рублей 23 копейки).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Бодайбинский городской суд Иркутской области. Судья: