Дело № 2-300/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2017 года г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Губкиной В.В., с участием помощника прокурора г. Бодайбо Чирковой В.О., представителей ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» Бурлет А.А., действующей на основании доверенности от 02.05.2017 года № 1505, Семагиной Т.А., действующей на основании доверенности от 02.05.2017г. № 1504, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-300/2017 по иску прокурора г. Бодайбо в интересах Алексеевой Надежды Ивановны к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в лице Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда воздушным транспортом, взыскании стоимости проезда воздушным транспортом,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что в прокуратуру г. Бодайбо обратилась Алексеева Н.И. с заявлением об оказании помощи при взыскании с ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» оплаты проезда к месту отдыха и обратно. В соответствии со свидетельством № Алексеева Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относиться к категории реабилитированных лиц. Как гражданин, являющийся получателем социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с п. 1 Положения о порядке организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда железнодорожным транспортом либо 50 % стоимости проезда водным, воздушным или междугородним автомобильным транспортом, утвержденного Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-мпр, Алексеева Н.И. имеет право на компенсацию расходов в размере 50% стоимости проезда водным, воздушным или междугородним автомобильным транспортом (туда и обратно в пределах Российской Федерации). Реализуя предоставленное законом право, Алексеева Н.И. обратилась о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району», по результатам рассмотрения которого 25 августа 2016 года принято решение № 1338 об отказе в выплате проезда по маршруту Бодайбо-Иркутск в связи с некорректным указанием класса авиаперелета. Однако расходы на оплату стоимости проезда подтверждаются проездными документами и посадочными талонами к ним, информацией АК «ИрАэро»: 16 июня 2015 года по маршруту Бодайбо-Иркутск, стоимость составила 7 200 рублей.
В связи с этим, на основании заявления Алексеевой Н.И., прокурор г.Бодайбо в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в ее интересах в суд и просит признать незаконным решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» № 1338 от 25 августа 2016г. в части отказа в выплате Алексеевой Н.И. компенсации расходов на оплату стоимости проезда воздушным транспортом; взыскать с ответчика в пользу Алексеевой Н.И. стоимость проезда воздушным транспортом в сумме 3 500 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бодайбо Чиркова В.О. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
Истец Алексеева Н.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» Бурлет А.А., Семагина Т.А исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, представили письменное возражение на исковое заявление, из которого следует, что истец представил электронный билет, в котором отсутствует информация о его стоимости, в строке тариф указана сумма – бесплатно, в строке «итого» - бесплатно. В представленной квитанции разных сборов указана сумма – 7 000 рублей, в связи с чем невозможно установить суммы, взимаемые при продаже билетов перевозчиками. Кроме того, на авиабилете отсутствует отметка о том, что рейс осуществлен пассажирской компанией, из билета следует, что рейс авиакомпании «ИрАэро» является чартерным (грузовым), в связи с чем не представляется возможным установить класс совершенного авиаперелета.
Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 8 статьи 1 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 120-оз «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области» социальная поддержка реабилитированных лиц предусматривает предоставление один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации) либо 50 процентов стоимости проезда на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации).
Предусмотренные указанным законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат предоставляются реабилитированным лицам и лицам, признанных пострадавшими от политических репрессий.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 120-оз «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области» установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 1 настоящего Закона, за исключением пунктов 5 и 8, распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом (статья 2).
Согласно п.4 ст.7 указанного Закона, порядок организации работы по предоставлению реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, отдельных мер социальной поддержки определяется уполномоченным органом. В данном случае уполномоченным органом является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 31.12.2008 № 425-мпр утверждено Положение о порядке организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда железнодорожным транспортом либо 50 процентов стоимости проезда водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом (туда и обратно в пределах Российской Федерации).
Согласно п.5 указанного Положения, для получения компенсации расходов на проезд реабилитированное лицо или его представитель обращается с заявлением в расположенное по месту жительства (месту пребывания) реабилитированного лица государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный приказом министерства (далее - учреждение), в порядке, установленном статьей 4 Закона Иркутской области.
Как усматривается из материалов дела, Алексеева Н.И., относящаяся к категории реабилитированных лиц, в 2015 году осуществляла проезд воздушным транспортом, о чем свидетельствуют представленные проездной билет, посадочный талон.
В связи с использованием права проезда один раз в год Алексеева Н.И. обратилась в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» с заявлением о выплате компенсации его стоимости.
Уведомлением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» № 1338 от 25 августа 2016 года, Алексеевой Н.И. было отказано в оплате расходов в связи с совершенным перелетом на грузовом самолете (л.д.8).
Данное решение ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» № 1338 от 25 августа 2016 года об отказе Алексеевой Н.И. в компенсации 50% стоимости проезда воздушным транспортом по указанному маршруту судом не может быть признано законным.
Так, факт наличия у Алексеевой Н.И. установленных ст. 8 Закона Иркутской области от 17.12.2008г. № 120-оз «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области» оснований для оплаты проезда воздушным транспортом – наличия фактически произведенных расходов подтверждены представленными в материалах дела копией паспорта, свидетельством серии В № о том, что Алексеева Н.И. относится к категории реабилитированных лиц, проездным билетом (л.д. 9, 11-12,13).
Данные обстоятельства представителями ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» не оспаривались.
Не заявлено ответчиком и о наличии обстоятельств, свидетельствующих о реализации истцом права на получение оплаты стоимости проезда лицом до истечения установленного законом одного года к моменту настоящего обращения за компенсацией проезда.
Вместе с тем, изложенные в решении ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» № 1338 от 25 августа 2016г., основания в отказе в выплате Алексеевой Н.И. компенсации расходов на оплату стоимости проезда воздушным транспортом в связи с не указанием обязательных реквизитов, осуществление перелета не в экономическом классе не могут быть признанными соответствующими требованиям закона.
При использовании своего права на проезд воздушным транспортом Алексеева Н.И. приобрела электронный билет по маршруту Бодайбо-Иркутск на дату вылета 16 июня 2015 года.
В силу пункта 10 Положения о порядке организации работы по предоставлению реабилитированным лицам меры социальной поддержки в виде предоставления один раз в год денежной компенсации стоимости проезда на железнодорожном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации) либо 50 процентов стоимости проезда на водном, на воздушном или на автомобильном транспорте (туда и обратно в пределах Российской Федерации), при проезде реабилитированных лиц воздушным транспортом компенсации подлежат расходы на проезд экономическим классом («Э») или его подклассом.
При этом, согласно ст.105 Воздушного кодекса РФ, к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, и иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок (п.3 ст.105 Воздушного кодекса РФ).
Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации установлена Министерством транспорта РФ Приказом от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Согласно подпункта 2 пункта 1 Приказа Министерства транспорта РФ от 8 ноября 2006 года электронный билет должен содержать следующую информацию: сведения о пассажире; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами; наименование о код перевозчика, номер рейса, дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа; итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы; наименование и код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агента/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа, уникальный номер электронного билета.
Билет имеет следующую структуру: электронный полетный купон, электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут-квитанция. При этом наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным.
Кроме того, суд учитывает, что специальных требований к документальному подтверждению расходов при покупке электронных билетов налоговым законодательством не установлено. Поэтому документами, подтверждающими расходы по приобретению электронного билета, могут быть, в частности, распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе; посадочный талон.
Представленный истцом электронный билет (маршрут/квитанции) по указанному маршруту соответствуют вышеуказанным требованиям.
Поскольку согласно Приказа Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности, при этом из электронного билета на имя Алексеевой Н.И. усматривается, что она приобрела билет за наличный расчет, дополнительных доказательств (чеки ККС), подтверждающих их оплату, не требуется.
Из материалов дела усматривается, что к электронному билету (маршрут/квитанции) приложен и посадочный талон.
В силу положений части 1 ст. 785 ГК РФ возмездность договора перевозки пассажира предполагается, пока заинтересованным лицом не доказано обратное.
При этом для подтверждения факта выполнения перевозки и наличия соответствующих расходов в виде провозного тарифа, истец вправе представить любые письменные доказательства.
Факт осуществления истцом перелета по маршруту Бодайбо-Иркутск также подтверждается справкой АК «ИрАэро» от 29.11.2016г., согласно которой Алексеева Н.И. осуществила авиаперелет по маршруту Бодайбо-Иркутск рейсом РД-9152 16 июня 2015 года по авиабилету № 154 2400270714 экономическим классом обслуживания. Дата оформления авиабилета 15 июня 2015 года. Стоимость авиабилета со всеми сборами составила 7 200 рублей (л.д.14).
Наличие у истца электронного билета, а также посадочного талона, который согласно ст.ст. 82,84,78,90 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82, подтверждает факт осуществления Алексеевой Н.И. перелета по указанному маршруту.
Доводы ответчика о том, что перелет по маршруту Бодайбо- Иркутск совершен Алексеевой Н.И. на грузовом самолете авиакомпании «ИрАэро» основания для предоставления компенсации расходов на проезд отсутствуют, суд не может принять во внимание, поскольку согласно информации АК «ИрАэро» от 29.11.2016г., согласно которой Алексеева Н.И. осуществила авиаперелет по маршруту Бодайбо-Иркутск рейсом РД-9152 16 июня 2015 года по авиабилету № 154 2400270714 экономическим классом обслуживания.
При этом истцом суду представлена квитанция разных сборов, что фактически Алексеевой Н.И. были понесены расходы по приобретению авиабилета по маршруту Бодайбо-Иркутск 16.06.2015г. в сумме 7 000 рублей.
Сведения о стоимости проезда по маршруту Бодайбо-Иркутск представителем ответчика в судебном заседании не оспорены и не опровергнуты. Доказательств об иной, более низкой, чем указано прокурором г. Бодайбо в исковых требованиях суммы – 3 500 рублей, то есть 50 % стоимости проезда по этому маршруту от фактически понесенных истцом расходов в размере 7 000 рублей, а равно о предоставлении со стороны АК «ИрАэро» права бесплатного проезда Алексеевой Н.И. по данному маршруту, суду не представлено.
Наличие у истца электронного билета, а также посадочного талона, который согласно ст.ст. 82, 84, 78, 90 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82, выдается при наличии надлежащим образом оформленного билета, и предъявляется при посадке пассажира на борт воздушного судна, в совокупности с информацией АК «ИрАэро», подтверждает факт осуществления Алексеевой Н.И. перелета по маршрутам г. Бодайбо - г. Иркутск авиационным транспортом избранной ею авиакомпанией, а также возмездность договора перевозки и наличие осуществленных ею расходов по оплате данного проезда по установленному тарифу.
При таких обстоятельствах, принятое ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» решение № 1338 от 25 августа 2016 года об отказе в выплате Алексеевой Н.И. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха по маршруту Бодайбо-Иркутск не может быть признано законным.
Соответственно с ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району», на основании п. 8 статьи 1 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 120-оз «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Иркутской области» подлежит взысканию (в пределах заявленных требований) компенсация стоимости проезда Алексеевой Н.И. к месту отдыха: по маршруту Бодайбо-Иркутск в сумме 3 500 рублей.
В силу пп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков)
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Бодайбо в интересах Алексеевой Надежды Ивановны к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в лице Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда воздушным транспортом, взыскании стоимости проезда воздушным транспортом - удовлетворить.
Признать решение Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» № 1338 от 25 августа 2016 года об отказе Алексеевой Надежде Ивановне в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда воздушным транспортом - незаконным.
Взыскать с Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Бодайбинскому району» в пользу Алексеевой Надежды Ивановны стоимость проезда воздушным транспортом в сумме 3 500 рублей (три тысячи пятьсот рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение месяца.
Судья: И.Ф. Овчинникова