Дело № 2а-647/2023
УИД № 36RS0008-01-2023-000908-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 23 октября 2023 г.
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Касаткиной Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Наумчик А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области к Колпаковой Ольге Ивановне о взыскании налога, штрафов,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Воронежской области (далее - МИФНС России № 14 по Воронежской области) обратилась в суд с административным иском к Колпаковой О.И., в котором просит взыскать за счет имущества административного ответчика: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ: налог за 2020 год в размере 36 778 руб., штраф в размере 919,5 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ за 2020 год, штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)): штраф в размере 689,63 руб. по п. 1 ст. 119 НК РФ за 2020 год, всего 38 387,13 руб., обосновав свои требования следующим.
Административный ответчик Колпакова О.И. не представила декларацию за 2020 год от продажи доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в границах <адрес> кадастровый <номер>. В ходе камеральной проверки по расчету НДФЛ установлено, что кадастровая оценка земельного участка составляет 4 0787 50 руб., 70% кадастровой оценки 2 855 125 руб. Сумма дохода на основании кадастровой стоимости в соответствии с размером доли (4/25) в праве составляет 456 820 руб. Так как в силу пп. 3 п. 2 ст. 220 Налогового кодекса РФ имущественный вычет в размере 1000000 руб. распределяется между совладельцами пропорционально их доле, налогоплательщик имеет право на вычет в размере 160 000 руб. Налоговая база для исчисления налога на доходы составляет 296 820 руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 38 587 руб. Сумма налога к уплате по данным налогового органа в соответствии с автоматизированным расчетом НДФЛ по продаже и (или) дарению объектов недвижимости за год 2020 составляет 38 587 руб.
Согласно договору купли-продажи от 25.08.2020, представленному налогоплательщиком, количество лиц, участвовавших в сделке купли-продажи со стороны продавца, составляет 12 человек. Тогда как имущественный вычет в размере 1000000 руб. распределяется между совладельцами пропорционально их доле, налогоплательщик имеет право на вычет в размере 173 912 руб.
Продавцы передали, а покупатель принял в собственность 23/25 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок. Налогоплательщику принадлежало 4/25 доли. Налоговая база для исчисления налога на доходы составляет 282 908 руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 36 778 руб.
Одновременно с административным исковым заявлением подано ходатайство о восстановлении процессуального срока для подачи административного искового заявления, пропущенного в связи со сбоем программного обеспечения АИС-Налог-3 и несвоевременным формированием заявления о вынесении судебного приказа в отношении Колпаковой О.И. в рамках ст. 48 НК РФ (л.д. 4-8,10).
Административный истец МИФНС России № 14 по Воронежской области, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 37), явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, начальник инспекции в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, административные исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д. 36).
Административный ответчик Колпакова О.И., надлежаще извещенная о дате, времени и месте судебного заседания по адресу регистрации (л.д. 38-39), в судебное заседание не явилась.
Исследовав представленные административным истцом письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Согласно статье 210 названного Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база по общему правилу определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 поименованного Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 этого Кодекса (пункты 1 и 3).
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, приведенных в пункте 3 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, при соблюдении хотя бы одного из которых указанный минимальный предельный срок владения составляет три года (пункт 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1). Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2).
В силу статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1). При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2).
Таким образом, при разделе земельного участка возникают новые объекты недвижимого имущества, срок нахождения которых в собственности налогоплательщика определяется на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 1). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5).
Административный ответчик Колпакова О.И. не представила в налоговый орган декларацию за 2020 год от продажи доли земельного участка расположенного по адресу: <адрес> в границах <адрес> кадастровый <номер>.
По расчету НДФЛ кадастровая стоимость земельного участка составляет 4078750 руб. Сумма дохода на основании кадастровой стоимости в соответствии с размером доли (4/25) в праве составляет 456820 руб. В соответствии с пп.3 п.2 ст. 220 НК РФ имущественный вычет в размере 1000000 руб. распределяется между совладельцами пропорционально их доле.
Налоговая база для исчисления налога на доходы составляет 296820. Сумма налога, подлежащая уплате, составляет 38587 руб.
В случае неуплаты налогов в установленный срок, в соответствии со статьёй 75 НК РФ начисляется пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3-5 статьи 75 НК РФ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, штрафа.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления требования по почте оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании статей 69,70 НК РФ, административным истцом в адрес административного ответчика было направлено требование от 28.12.2021 № 100247, в котором сообщалось о наличии у него недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, штрафа в соответствии со ст. 227 НК РФ, налогу на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ и предлагалось соответственно уплатить данную задолженность в срок до 22.02.2022 (л.д. 13).
Срок исполнения требований об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, штрафа истек. Сведений об уплате сумм недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, штрафа до настоящего времени суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом или налоговым агентом – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица или налогового агента – физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. Кроме того, при обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Согласно п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, 06.03.2023 административный ответчик обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании указанной в настоящем административном иске задолженности по страховым взносам, пени, штрафа (л.д. 30).
Определением мирового судьи от 06.03.2023 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что требования о взыскании недоимки по налогу, штрафу предъявлено за пределами установленного законом срока, что свидетельствует о наличии спора и подлежит рассмотрению в порядке искового производства (л.д. 30).
Рассматриваемое административное исковое заявление подано в районный суд 29.09.2023 (л.д. 33), то есть за пределами шестимесячного срока со дня вынесения определения мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине установленного законом шестимесячного срока.
При этом материалы данного дела не содержат сведений об уважительности причин пропуска процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением. Доводы административного истца о сбое программного обеспечения АИС «Налог-3» суд не может признать уважительными, поскольку административным истцом не представлены доказательства в подтверждение наличия указанного обстоятельства, доказательства в подтверждение длительности указанного сбоя, и, как следствие, невозможности своевременного формирования заявления о вынесении судебного приказа.
Сведения о причинах, доказательства уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд с административным исковым заявлением (в течение шести месяцев со дня вынесения определения мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа) административным ответчиком также не представлены.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления судом факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области к Колпаковой Ольге Ивановне о взыскании налога, штрафов: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ: налог за 2020 год в размере 36 778 руб., штраф в размере 919,5 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ за 2020 год; штрафы за налоговые правонарушения, установленные главой 16 Налогового кодекса РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)): штраф в размере 689,63 руб. по п. 1 ст. 119 НК РФ за 2020 год, всего 38 387,13 руб. - отказать.
Копию решения суда направить лицам, участвующим в деле, не позднее, чем через три дня после дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Касаткина
Мотивированное решение составлено 30.10.2023.