НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 31.12.9999 № 2-8331

                                                                                    Благовещенский городской суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Благовещенский городской суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-8331/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,

при секретаре Красавцевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чехман Людмилы Дмитриевны к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсационных расходов, связанных с переездом на другое постоянное место жительства,

УСТАНОВИЛ:

Чехман Л.Д. обратилась в Благовещенский городской суд с настоящим иском к Министерству финансов РФ, в обоснование которого указала, что является неработающим пенсионером по старости, проживала в ***, Амурской области - в районе, приравненном к ***, и в *** года выехала на новое место жительства в ***. По приезду на новое место жительства истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в *** Амурской области с заявлением о выплате компенсации расходов, связанных с переездом на новое место жительство, однако ей было отказано, в связи с чем истица обратилась с иском в суд к Министерству финансов РФ о взыскании расходов, связанных с переездом на новое место жительства, в сумме *** рублей *** копеек.

В ходе судебного разбирательства по делу в порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнила требования, которые приняты определением суда от ***, согласно которым истец просит взыскать с Министерства финансов РФ расходы, связанные с переездом на новое место жительства, а именно расходы на проезд к месту жительства в сумме *** рублей *** копеек, по оплате услуг по отправке багажа в сумме *** рублей *** копеек, а всего взыскать *** рублей *** копеек.

Определением Благовещенского городского суда от *** для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета иска, привлечено ГУ УПФР в ***.

Истец, представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, истец и представитель ответчика ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, о причинах неявки в судебное заседание представителя третьего лица суду не известно. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Согласно представленному отзыву на исковое заявление Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области исковые требования не признало, указав, что согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от *** *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам. В соответствии со ст. 3 Закона гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу ст. 4 Закона (в ред. Федерального закона от *** 122-ФЗ) источником финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, для лиц, получающих государственные пенсии, является Пенсионный фонд Российской Федерации, для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, бюджет муниципального образования. Как следует из представленных истицей документов, она являлась муниципальным служащим, и с должности муниципальной службы была уволена в связи с выходом на пенсию. Статьей 35 Закона Российской Федерации от *** *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрены гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы. Истец к категории граждан, указанных в статье 35 данного Закона, не относится, в соответствии с чем к требованиям истца положения данной статьи не применимы. Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Постановления Правительства РФ от *** ***) установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально- государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: работникам бюджетных учреждений и организаций, проработавшим в этих районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере 100 процентов произведенных затрат. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от *** *** «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» подготовлен и утвержден *** Госкомсевером России Порядок выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Согласно указанному Порядку выплата компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в размере произведенных транспортных затрат, в том числе перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи, производится пенсионерам центральными бухгалтериями администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающими факт получения пенсии. При переезде семьи с использованием одного вида транспорта выплата компенсации ее расходов производится перед выездом по предъявлению соответствующих квитанций на провоз багажа и билетов на право проезда. В том случае, когда переезд осуществляется с использованием нескольких видов транспорта, выплата компенсации расходов производится в два этапа. На первом - перед отъездом по предъявлению квитанций на провоз багажа и билетов на право проезда на первом по очередности виде транспорта. На втором - по предъявлению билетов на право проезда другими видами транспорта в соответствующие учреждения (предприятия) по месту выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Оплата расходов на проезд вторым и другими видами транспорта производится в течение одного месяца с момента поступления проездных документов на предприятие (в учреждение, организацию), осуществляющее компенсацию расходов выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Доплата компенсации расходов при использовании нескольких видов транспорта производится переводом денег на адрес нового места жительства семьи. В силу того, что Закон обладает большей законодательной силой, ответственным за компенсацию расходов пенсионерам, выезжающим из районов Крайнего Севера, является Пенсионный фонд Российской Федерации, в отношении муниципальных служащих - муниципальное образование, следовательно, Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному спору. В связи с чем ответчик просит в удовлетворении исковых требований Чехман Л.Д. отказать.

Из письменного отзыва третьего лица ГУ УПФР в *** следует, что Пенсионный фонд РФ не несёт ответственности по обязательствам бюджета Российской Федерации, он может нести ответственность по обязательствам бюджета Российской Федерации только в пределах целевых средств, предусмотренных Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год. Порядок расходования средств внебюджетных фондов определен ст. 147 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенныезаконодательством Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, всоответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами. При этом согласно ст. 32 Бюджетного кодекса РФ все расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджете соответствующего фонда в обязательном порядке и в полном объёме. Федеральными законами о бюджете Пенсионного фонда РФ за ***-*** года средства на компенсацию расходов по переезду к новому месту жительства не предусматривались, поэтому возложение на Пенсионный фонд РФ финансирования расходов, связанных с переездом к новому месту жительства, является неправомерным.Таким образом, поскольку из федерального бюджета Российской Федерации в бюджет Пенсионного фонда РФ денежные средства на реализацию положений статьи 4 Федерального закона *** не поступали, то источником финансирования является федеральный бюджет РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и подтверждается трудовой книжкой истца, *** Чехман Л.Д. уволена по собственному желанию.

Из пенсионного удостоверения следует, что Чехман Л.Д. является получателем пенсии по старости с ***.

Как установлено в судебном заседании *** истица выехала из *** Амурской области на постоянное место жительства - ***.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от *** *** «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.

Законом РФ от *** *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями и дополнениями), такая компенсация не предусмотрена.

Между тем ст. 3 вышеуказанного Закона РФ предусматривает гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местных бюджетов, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем, если иное не установлено настоящим Законом.

Таким образом, судом установлено, что данный Закон не содержит исчерпывающего перечня льгот и компенсаций для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Учитывая указанное выше, суд считает, что у истца, как у лица, потерявшей работу и являющейся не работающим пенсионером, переселяющимся из района, приравненного к Крайнему Северу, имеется право на компенсацию расходов, связанных с выездом.

Постановлением Правительства РФ от *** *** «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», как указано выше, установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.

Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета работникам бюджетных учреждений и организаций, проработавшим в этих районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - в размере 100 процентов произведенных затрат (1).

Государственному комитету Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Федеральной службой занятости России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами определить в месячный срок порядок выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (4).

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от *** ***, в целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Согласно ст. 72 Конституции РФ, решение вопросов, относящихся к сфере защиты населения, включая установленные льготы, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 26.1 Федерального закона от *** *** «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями. Также с учетом положений указанного Закона финансовое обеспечение рассматриваемых полномочий должно осуществляться за счет средств федерального бюджета посредством передачи указанных средств нижестоящим бюджетам.

Средства из федерального бюджета должны передаваться в бюджет субъекта в силу ст. ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ в виде субвенций и субсидий.

Пункт 3 ст. 84 БК РФ устанавливает, что Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам).

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ определено, что установление и закрепление между бюджетами разных уровней расходных полномочий, отнесенных к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, производится по соглашению органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и утверждается соответствующим законом о бюджете.

В настоящее время ни федеральными законами, ни договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ не предусмотрены гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом граждан, потерявших работу и зарегистрированных в качестве безработных и расходные полномочия на реализацию данных гарантий. Поскольку обязательства по социальной защите населения в виде данной компенсации установлены нормативным актом федерального органа власти, а именно Постановлением Правительства РФ от *** *** «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», исполнение этих федеральных обязательств является реализацией государственных полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, в связи с чем указанные обязательства Российской Федерации должны финансироваться из федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, поскольку согласно действующему законодательству обеспечение исполнения Федерального закона о льготах для рассматриваемой категории граждан относится к компетенции Российской Федерации, то, соответственно, удовлетворение исковых требований должно быть произведено за счет казны РФ в лице Минфина РФ.

При определении суммы расходов по переезду, подлежащей взысканию в пользу истицы, суд приходит к следующему.

Истцом представлены документы, подтверждающие понесенные расходы, состоящие из оплаты проезда истицы от ст. Тыгда до ст. Красноярск в сумме *** рублей *** копеек с учетом сервисного сбора в сумме *** рублей *** копеек, которые суд не может признать обоснованными расходами, поскольку закон предусматривает право только на бесплатный проезд, в связи с чем расходы за пользование постельным бельем (сервисный сбор) из заявленной суммы исковых требований подлежат исключению, а взысканию в пользу истицы подлежит сумма *** рубля.

Кроме того, истцом представлены документы, подтверждающие расходы по перевозке домашних вещей. Согласно представленных транспортных железнодорожных накладных истцом был отправлен груз массой 2000 кг. Установленный порядок выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает компенсацию перевозки личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.

Вместе с тем, согласно сведениям, полученным от товарного кассира ст. Тыгда Забайкальской железной дороги ОАО «РЖД», следует, что масса нетто при перевозке груза контейнерной отправкой не влияет на стоимость перевозки грузов контейнерной отправки на ***, массой нетто 1 000 кг, при расстоянии 3463 км от *** до ***., с учетом НДС составляла *** рублей *** коп, и является аналогичной стоимости контейнерной отправки при тех же условиях для контейнера с массой нетто 2 000 кг.

Из представленных квитанций следует, что истица понесла расходы по перевозке груза от *** до *** в сумме *** рублей *** коп (в том числе НДС 18% и сбор за объявленную ценность), расходы за транспортно - экспедиционное обслуживание - услуги Трансконтейнер на *** с учетом НДС в сумме *** рубля *** копейки, расходы за транспортно - экспедиционное обслуживание - услуги Трансконтейнер на *** с учетом НДС в сумме *** рубля *** копеек, а также расходы по страхованию груза в сумме *** рублей.

Из суммы вышеуказанных расходов суд считает необходимым исключить страховой взнос в Даль ЖДСО, поскольку как установлено в судебном заседании и следует из представленных документов, истцом была оплачена объявленная ценность груза *** рублей в сумме *** рублей *** коп, соответственно, последующее страхование груза на вышеуказанную сумму являлось излишним.

Таким образом, в пользу истицы подлежат взысканию расходы по перевозке личного имущества в сумме *** рублей *** копеек.

Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истица просит возместить расходы, понесенные ей на оформление искового заявления, в сумме *** рублей, что подтверждается квитанцией серии *** от *** об оплате Чехман Л.Д. за составление искового заявления *** рублей.

Принимая во внимание характер заявленных требований, степень сложности настоящего гражданского дела, объем оказанных представителем правовых услуг, требования разумности и справедливости, суд полагает, что расходы на оплату услуг представителя подлежат удовлетворению в заявленной истцом сумме *** рублей, при этом суд находит вышеуказанную сумму разумной и соразмерной оказанной юридической помощи.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чехман Людмилы Дмитриевны удовлетворить в части.

Взыскать с Министерства финансов РФ в лице казны Российской Федерации в пользу Чехман Людмилы Дмитриевны расходы, связанные с выездом из района, приравненного к Крайнему Северу, в сумме *** рублей *** копеек, расходы на услуги представителя в размере *** рублей, всего взыскать *** рублей *** копеек, отказав в остальной части исковых требований.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, то есть ***.

Председательствующий: Фирсова Е.А.