НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 31.12.9999 № 2-533

                                                                                    Благовещенский городской суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Благовещенский городской суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-533/12

Р Е Ш Е Н И Е

  Именем Российской Федерации

г. Благовещенск ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Гоковой И.В.,

При секретаре Барковской А.Г.

С участием: истца- Баскакова Ю.П., представителя истца- Митрофановой И.В., третьего лица- Басковой М.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Баскаковой В.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баскакова Юрия Петровича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области о признании в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на получение первичного жилья,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, в котором просят: признать незаконным решение жилищной комиссии ФКУ СИЗО -1 УФСИН по Амурской области от *** Протокол *** об отказе Баскакову Юрию Петровичу о постановке на очередь в Списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения первичного жилья, с целью дальнейшего получения государственного жилищного сертификата по целевой государственной программе «Жилище 2002-2010»; возложить обязанность на ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области принять заявление Баскакова Юрия Петровича о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включить Баскакова Юрия Петровича в Список нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения первичного жилья с целью последующего участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе.

Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от ***, которым к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Амурской области, Администрация г. Благовещенска, Баскакова Марина Николаевна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Баскаковой Веры Юрьевны, 2001 года рождения, Управление образования Администрации г. Благовещенска.

Будучи уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом в него не явились представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области, представитель УФСИН России по Амурской области, а также представители третьих лиц: Администрации г. Благовещенска, просивший о рассмотрении дела в его отсутствие, и представитель управления образования Администрации г. Благовещенска, сведений о причинах неявки которых и доказательств уважительности таких причин суду представлено не было. При таких обстоятельствах и на основании правил п.п. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что Баскаков Ю.П. проходит службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. В собственности либо в пользовании жилья истец не имеет. *** он обратился по месту службы с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении. Решением протокола *** от ***, Жилищно-бытовая комиссия отказала истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только органами местного самоуправления по месту жительства. Истец считает указанный отказ незаконным, поскольку полномочия по постановке на учет сотрудников учреждения органов уголовно-исполнительной системы в силу Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.» обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа УИС, а не органы местного самоуправления. На основании изложенного, истец просит признать незаконным решение жилищной комиссии ФКУ СИЗО -1 УФСИН по Амурской области от *** Протокол *** об отказе Баскакову Юрию Петровичу о постановке на очередь в Списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения первичного жилья, с целью дальнейшего получения государственного жилищного сертификата по целевой государственной программе «Жилище 2002-2010»; возложить обязанность на ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области принять заявление Баскакова Юрия Петровича о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включить Баскакова Юрия Петровича в Список нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения первичного жилья с целью последующего участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе.

В судебном заседании истец и его представитель на исковых требованиях настаивали, пояснили об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, представитель истца в дополнение указала, что Баскаков Ю.П. служит в уголовной системе с *** года. За время службы истец обращался к руководству с заявлениями о постановке его в очередь на получение первичного жилья, заявления приняты были, но не были рассмотрены. По наступлению 45-летия Баскаков Ю.П. ушел на пенсию, но жилье ему не было предоставлено. В рамках уголовно-исполнительной системы предусмотрена программа предоставления сертификата на жилье. Баскаков Ю.П. 15 лет проработал в уголовно- исполнительной системе. Жилищно-бытовая комиссия ФКУ СИЗО-1 *** решением протокола *** отказала Баскакову Ю.П. в рассмотрении заявления, мотивировав отказа тем, что в соответствии с положениями жилищного кодекса принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только органами местного самоуправления по месту жительства. Однако в рамках жилищного кодекса предоставление жилого помещения лицам, нуждающимся в жилом помещении возможно только при условии, если граждане являются малоимущими. Баскаков Ю.П. не является малоимущим и кроме того, отсутствует закон, позволяющий ставить на учет в качестве нуждающегося сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Данная реализация права предусмотрена только целевой программой «Жилище». У Баскакова Ю.П. имеются документы, подтверждающие отсутствие у него жилья. Для участия в программе он обращался в жилищно-бытовую комиссию, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поступил отказ в постановке, указав на то, что они не имеют полномочий. Истец обращался в МКУ «Благовещенский городской жилищный центр», где ему пояснили, что в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ему будет отказано, так как с этой программой они не работают. В данный момент ответ еще не изготовлен. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение об отказе в постановке на очередь нуждающегося в улучшении жилищных условий. Возложить обязанность принять заявление и включить Баскакова Ю.П. в список нуждающихся в жилом помещении.

Явившаяся в судебное заседание третье лица Баскакова М.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Баскаковой В.Ю., поддержала заявленные истцом требования.

В отзыве на исковое заявление Баскакова Ю.П., поступившем в адрес суда от Администрации г. Благовещенска, выражено несогласие с заявленными истцом требованиями. В обоснование возражений по существу спора в отзыве указано, что Закон РФ от *** *** «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в настоящее время не предусматривает такой меры социальной поддержки как обеспечение жилым помещением сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утвердившим «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее Правила) предусмотрено право сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более на участие в подпрограмме для получения государственного жилищного сертификата (п. 5 Правил).

В рамках реализации Постановления Правительства РФ от *** ***, Приказом ИН РФ от *** *** была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы» в уголовно-исполнительной системе (далее Инструкция).

Из п. 3 и 4 положений указанной Инструкции и указанных норм права, следует, что для участия в подпрограмме с целью улучшения жилищных условий сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся решением жилищно-бытовой (жилищной) комиссии учреждения или органа УИС.

Это же вытекает из п. 7 Инструкции, согласно которой следует, что организация работы по формированию списков граждан- участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) УИС по месту расположения поселка.

Из п. 24 и п. 30 Инструкции следует, что, полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в силу указанных норм права обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа УИС, но никак не органы местного самоуправления.

Это же следует из п. 5 Инструкции «О порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездное финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению Кредита банка на индивидуальное жилищное строительство», утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от *** ***.

Согласно указанной нормы решение об оказании финансовой помощи принимается начальником учреждения или органа уголовно-исполнительной системы на основании документов, указанных в пункте 4 настоящей инструкции, решения жилищно-бытовой (жилищной) комиссии учреждения или органа уголовно-исполнительной системы и оформляется приказом учреждения или органа уголовно-исполнительной системы с указанием оказываемой финансовой помощи.

В связи с чем, указанными нормативно - правовыми актами уже определен уполномоченный орган по признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

На учете нуждающихся имеют право состоять только определенные категории граждан: 1) малоимущие (ими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (например, ветераны, сироты, инвалиды).

Как следует из материалов дела, какой-либо федеральный закон, указ Президента РФ или закон субъекта РФ, позволяющий органам местного самоуправления ставить на учет нуждающихся граждан, по категории- сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - отсутствует.

Ни Законом РФ от *** *** «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ни иным указом, либо законом субъекта РФ не предусмотрена возможность постановки на учет органами местного самоуправления сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, отказ УФСИН о принятии на учет в качестве нуждающегося истца по мотивам отсутствия у УФСИН указанных полномочий и их наличия у органа местного самоуправления не основан на законе и является недействительным.

Выслушав пояснения истца, представителя истца, изучив материалы настоящего дела, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждается справкой, выданной начальником учреждения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области *** от ***, Баскаков Ю.П. с *** по настоящее время проходит службу в ФКУ «Следственный изолятор ***» УФСИН России по Амурской области в должности капитана внутренней службы.

*** Баскаков Ю.П. обратился к ответчику с заявлением о включении его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилищного сертификата.

Письмом № Б-9 от *** Баскакову Ю.П. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья в связи с тем, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, вступившего в действие с ***, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только органами местного самоуправления по месту жительства, в связи с чем юридической возможности постановки сотрудников УИС на жилищный учет по месту службы не имеется.

Таким образом, основанием для отказа послужило отсутствие, по мнению ответчика, соответствующих полномочий ФСИН России по признанию сотрудников нуждающимся в предоставлении жилых помещений. Тем самым, по существу вопрос о постановке Баскакова Ю.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не рассматривался.

Согласно Постановлению Правительства РФ от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвердившему «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее Правила), предусмотрено право сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, на участие в подпрограмме для получения государственного жилищного сертификата (п. 5 Правил).

В рамках реализации Постановления Правительства РФ от *** *** Приказом ФСИН РФ от *** *** была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в уголовно-исполнительной системе (далее Инструкция).

Согласно п. 3 положениям указанной Инструкции для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению *** к Правилам по месту постановки па жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.

Из положений п. 4 Инструкции следует, что для получения сертификата сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют вместе с заявлением (рапортом) еще и выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати, за исключением граждан, подлежащих переселению из поселков.

Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что для участия в подпрограмме с целью улучшения жилищных условий сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся решением жилищно-бытовой (жилищной) комиссии учреждения или органа УИС.

Из п. 7 Инструкции также следует, что организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) УИС по месту расположения поселка.

Также для получения сертификатов представитель территориального органа образовательного учреждения УИС представляет в ФСИН России доверенности на их получение, заверенную начальником территориального органа, образовательного учреждения и оттиском мастичной печати, оригиналы учетных дел участников подпрограммы, а также их копии, заверенные начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и оттиском мастичной печати (п. 24 Инструкции).

ФСИН России на основании информации, предоставляемой государственным заказчиком подпрограммы, направляет в территориальные органы, образовательные учреждения УИС, вручившие сертификаты, выписки из реестра оплаченных сертификатов которые являются основанием для снятия учреждениями (органами) УИС гражданина -участника подпрограммы с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), как реализовавшего свое право на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом (п. 30 Инструкции).

Таким образом, полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы в силу указанных норм права обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа УИС, но не органы местного самоуправления.

УФСИН по Амурской области не применило указанные нормы закона, руководствуясь лишь телеграммой ФСИН России от ***, которая нормативным актом не является.

При этом ответчиком не было учтено, что органы ФСИН России в связи с вступлением в силу Жилищного кодекса РФ утратили право постановки на учет сотрудников по нормам жилищного законодательства для обеспечения жильем на условиях социального найма, о чем и указано в телеграмме ФСИН России от ***. Однако в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», вопросы которой телеграмма ФСИН России от *** не затрагивает, такое полномочие ФСИН России прямо предусмотрено в целях предоставления государственных жилищных сертификатов.

В нарушение указанных выше правовых норм, которыми на УФСИН по Амурской области возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке Баскакова Ю.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ответчик отказал Баскакову Ю.П. в решении данного вопроса.

На основании изложенного, отказ ФКУ СИЗО-1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области от *** в постановке Баскакова Ю.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является незаконным.

Поскольку по существу вопрос о нуждаемости Баскакова Ю.П. в улучшении жилищных условий не рассматривался, и наличие для этого оснований уполномоченным органом не проверялось, суд считает необходимым возложить обязанность принять заявление Баскакова Юрия Петровича о постановке на очередь в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения первичного жилья, и включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения первичного жилья, с целью дальнейшего получения государственного жилищного сертификата по целевой государственной программе «Жилище 2002-2010».

В соответствии с ч.1 ст. 101 ГПК РФ при отказе истца от иска понесенные им судебные расходы ответчиком не возмещаются. Истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела. В случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя по просьбе истца взыскиваются с ответчика.

В ходе рассмотрения дела истцом было заявлено ходатайство о взыскании с ответчика судебных расходов понесенных в связи с подачей данного иска в суд. Истец просит взыскать с ответчика понесенные расходы: на услуги представителя в сумме *** рублей, на оплату государственной пошлины в сумме *** рублей, за оформление доверенности - *** рублей, за получение информации из УФРС по Амурской области - *** рублей и *** рублей, предоставление информации из БТИ- *** рублей, всего в сумме *** рублей *** копеек.

Как следует из материалов дела, Баскаковым Ю.П. были понесены расходы на оплату услуг представителя по оказанию юридических услуг в виде: защиты прав и интересов Доверителя в судах всех инстанций по делу о постановке в очереди на получение жилья с предъявлением иска к ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от *** года и распиской Митрофановой Ирины Васильевны от *** о получении денежных средств от Баскакова Юрия Петровича по за оказанные юридические услуги: проведение подготовительной работы, составление иска, участие в суде первой инстанции в сумме *** рублей. Исходя из сложности настоящего дела и длительности его рассмотрения, а также требований разумности пределов возмещения представительских расходов в соотношении с объектом судебной защиты, общий размер подлежащих взысканию с ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области в пользу истца Баскакова Ю.П. расходов по оплате услуг представителя суд определяет в сумме *** рублей.

Также суд полагает необходимым взыскать с ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области в пользу Баскакова Ю.П. судебные расходы, подтвержденные документально справками и квитанциями, имеющимися в материалах дела: на оплату государственной пошлины в сумме *** рублей, за оформление доверенности - *** рублей, за получение информации из УФРС по Амурской области - *** рублей, за предоставление информации из БТИ- *** рублей, всего в сумме *** рублей *** копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Баскакова Юрия Петровича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области о признании в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке на очередь на получение первичного жилья - удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области от *** - Протокол *** об отказе Баскакову Юрию Петровичу в постановке на очередь в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения первичного жилья, с целью дальнейшего получения государственного жилищного сертификата по целевой государственной программе «Жилище 2002-2010».

Обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области принять заявление Баскакова Юрия Петровича о постановке на очередь в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения первичного жилья, и включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения первичного жилья с целью дальнейшего получения государственного жилищного сертификата по целевой государственной программе «Жилище 2002-2010».

Взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области в пользу Баскакова Юрия Петровича судебные расходы *** (***) рубль *** копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято ***