НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 28.08.2020 № 2-3347/20

Производство № 2-3347/2020

УИД 28RS0004-01-2020-003301-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.

При секретареКоваленко Е.Г.,

С участием истца Шишацкой И.А., представителя истца Останиной Ю.А., представителей ответчика Нестеровой Н.А., Хатнюк В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шишацкой И. А. к Приамурскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о взыскании денежных средств при увольнении,

УСТАНОВИЛ:

Шишацкая И.А. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с настоящим заявлением, в обоснование заявленных требований указала, что в период с 01.10.2004 года по 18.10.2019 года работала в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в должности главного специалиста-эксперта отдела экономики, финансов, бухгалтерского учета и администрирования платежей. 18 октября 2019 года истец была уволена с занимаемой должности в связи с сокращением численности штата. При увольнении истцу были произведены компенсационные выплаты за 4 месяца, а также расчет компенсации за неиспользованные дни отпуска. При этом указанные суммы были насчитаны истцу не верно, без учета при определении размера среднего заработка суммы выплаченных Шишацкой И.А. в период с 01.10.2018 года по 30.09.2019 года выплат. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К иным дополнительным выплатам относятся средства материального стимулирования, которые выплачиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и постановлениями, ежегодно принимаемыми Правительством РФ во исполнение данного Указа. Средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к дополнительным выплатам и, соответственно, должны учитываться в денежном содержании гражданского служащего, в том числе при расчете среднего денежного содержания при выплате компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск. Шишацкой И.А. в период с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года были выплачены премии в сумме 74878 рублей 50 копеек и в сумме 96766 рублей 04 копеек. Указанные премии были выплачены Шишацкой И.А. за счет средств материального стимулирования, выделенных сверх фонда оплаты труда в рамках бюджетных ассигнований на основании постановлений Правительства РФ о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 года № 601. Следовательно, данные премии подлежат включению в размер денежного содержания при расчете компенсации 4-х месячного денежного содержания при увольнении и при расчете суммы компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете отпускных. Незаконными действиями ответчика, выраженными в невыплате в полном объеме окончательного расчета при увольнении, истцу причинены нравственные страдания.

На основании изложенного, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, истец Шишацкая И.А. просила суд взыскать с Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора недоплаченную компенсацию 4-х месячного денежного содержания в размере 57 216 рублей 23 копеек, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 4 календарных дней в размере 1 891 рубля 60 копеек, недоплаченные отпускные за 21 день в размере 9 934 рублей 89 копеек, компенсацию за несвоевременную выплату денежных средств за период с 18.10.2019 года по 02.04.2020 года в размере 4 830 рублей 70 копеек, с 03.04.2020 года по день фактического расчета включительно, исчисленной на сумму 69 042 рублей 72 копеек, исходя из одной сто пятидесятой действующей на день расчета ключевой ставки Центрального Банка РФ за каждый день задержки, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Определением Благовещенского городского суда от 10.06.2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство финансов РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились представители третьих лиц Министерства финансов РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), сведений о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли. Учитывая мнение истца, представителя истца, представителей ответчика, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, суд определил рассматривать дело при данной явке.

В судебном заседании истец, представитель истца на исковых требованиях настаивали, подробно изложили обстоятельства, указанные в иске, дополнительно пояснили, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ», Указом Президента «О денежном содержании федеральных государственных служащих», Правилами исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих, со служебным контрактом, заключенным с Шишацкой И.А., в денежное содержание истца, помимо всех очевидных выплат, также входят другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами. Дополнительные выплаты осуществлялись, в том числе на основании Указа Президента от 07.05.2012 года № 601 при условии, если Правительство РФ принимает на очередной финансовый год соответствующее постановление, предусматривающее объем бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов. В период с 2018 года по 2019 год Правительством РФ в целях выделения федеральным государственным органам, в том числе служащим Росприроднадзора, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда были приняты Постановления от 06.03.2018 года № 229-6, от 19.03.2019 года № 283-14. На основании указанных Постановлений дополнительные бюджетные ассигнования были доведены до главного распорядителя бюджетных средств – Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Полученные бюджетные ассигнования Росприроднадзор распределяет своими приказами до подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, поэтому в УФК по Амурской области напрямую данные Постановления Правительства РФ не поступают. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляемые в пределах фонда оплаты труда государственными (муниципальными) органами, на выплату денежного содержания (денежного вознаграждения, заработной платы), а также осуществление иных выплат, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами) и предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами, работникам государственных (муниципальных) органов, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, иным работникам государственных (муниципальных) органов, не являющимся государственными (муниципальными) служащими, отражаются по коду расхода 048 0605 121 03 90012 0121. Из расходных расписаний, направленных в адрес Управления Росприроднадзора по Амурской области, видно, что доведенные денежные средства были выделены из федерального бюджета на выплату денежного содержания, дополнительные выплаты, в том числе на выплату материального стимулирования. В последующем ответчику были доведены еще лимиты, в том числе по коду расходования по бюджетной классификации 048 0605 121 03 90012 0121. В связи с чем полагали, что объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих выделялись по Постановлению Правительства РФ для Росприроднадзора, доводились в 2018 году и 2019 году Росприроднадзором до ответчика, которым, в свою очередь, именно из этих лимитов выплачивались спорные премии. Также полагали несостоятельными доводы стороны ответчика о том, что выплаты рассматриваемых премий производились за счет средств экономии фонда оплаты труда. Так, фонд оплаты труда по вакантной должности за расчетный период определяется как годовой фонд оплаты труда по вакантной должности, деленный на расчетное количество времени в годовом измерении и умноженный на количество времени в расчетном периоде. Из штатных расписаний на 2018, 2019 годы следует, что по штату было предусмотрено 46 единиц, в связи с чем экономия фонда на 1 вакантную должность приходится ежемесячно в размере 32028 рублей 99 копеек. При этом, документы, подтверждающие фактическую численность работающих в спорный период, чтобы рассчитать размер экономии фонда оплаты труда и проверить, достаточно ли было сумм имеющейся экономии, чтобы выплачивать из них спорные суммы премии, ответчиком не представлены. Из представленных в материалы дела приказов о выплате единовременного поощрения следует, что не во всех приказах имеется отметка о том, что поощрения выплачиваются за счет экономии фонда оплаты труда. Кроме того, выплачиваемые премии из фонда оплаты труда должны облагаться районным и дальневосточным коэффициентами, однако выплачиваемые истцу премии были начислены без учетом районного и дальневосточного коэффициентов, что лишь напротив подтверждает то, что выплаты, произведенные Шишацкой И.А. в период с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года, являются дополнительными выплатами, выплачиваемыми из дополнительных ассигнований. В связи с чем полагали, что денежные средства, выплаченные в качестве единовременного поощрения, выплачены не за счет экономии по фонду оплаты труда, а за счет дополнительных бюджетных ассигнований, которые выделены сверх установленного фонда оплаты труда в рамках бюджетных ассигнований на основании Постановлений Правительства РФ о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих от 06.03.2018 года № 229-6 и от 19.03.2019 года № 283-14, принятых во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 601, а, потому, спорные премии должны быть отнесены к дополнительным выплатам, предусмотренным Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в связи с чем подлежат включению в состав денежного содержания федеральных государственных служащих при расчете компенсации 4-х месячного денежного содержания при увольнении и при расчете сумм компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете отпускных. На основании изложенного, истец, представитель истца просили требования искового заявления удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика с требованиями искового заявления не согласились, в обоснование своих возражений, также изложенных в письменном виде, указали, что приказом от 18.10.2019 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с Шишацкой И.А. расторгнут контракт, она освобождена от занимаемой должности, уволена 18.10.2019 года. При увольнении истцу была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска и компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания. Расчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск, расчет компенсации при увольнении в связи с сокращением численности штата регламентированы Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 06.09.2007 года № 562, в соответствии с которыми при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются премии за выполнение особо важных и сложных зданий, также материальная помощь в размере 1/2 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Данными Правилами определен ограниченный перечень случаев, при которых исчисление денежного содержания гражданских служащих производится в установленном ими порядке. Выплата премий в Управлении производится на основании соответствующего приказа руководителя при наличии денежных средств в фонде экономии оплаты труда. В связи с чем единовременные премии не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий в установленных Правилами случаях исчисления денежного содержания не учитываются. Дополнительными выплатами могут быть меры, как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности, премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа, премии по результатам деятельности органа, продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности, предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности. Спорные выплаты не являлись гарантированными и не предусмотрены в качестве обязательной системы оплаты труда, выплачивались в зависимости от дополнительного бюджетного финансирования и распределялись среди государственных гражданских служащих исключительно по решению нанимателя. Учитывая, что порядок выплат стимулирующего характера Постановлением Правительства РФ от 06.03.2018 года № 229-6 не определен, исковые требования полагали не основанными на законе. Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», однако дополнительное материальное стимулирование не относится ни к премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ни к материальной помощи, выплачиваемой за счет фонда оплаты труда, которые учитываются при исчислении денежного довольствия на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, выплаты компенсации при увольнении со службы. Из буквального содержания приведенного нормативного правового акта не следует возможность включения в расчет денежного содержания каких-либо иных выплат. Средства дополнительного материального стимулирования не могут быть учтены при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске, выплаты компенсации при увольнении со службы. На основании изложенного, поскольку выплата материального стимулирования является правом нанимателя, осуществляется исходя из личного вклада каждого работника в обеспечении задач и функций Управления, в состав денежного содержания служащих не входит, выплачивается по усмотрению нанимателя, полагали, что оснований для удовлетворения исковых требований Шишацкой И.А. не имеется, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Согласно письменному отзыву третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.Расчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск, расчет компенсации при увольнении в связи с сокращением численности штата регламентированы Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 06.09.2007 года № 562. Согласно разъяснений Минфина РФ для исчисления денежного содержания дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания, следует учитывать суммы средств, выплаченных в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 года № 238-7. Таким образом, средства материального стимулирования в виде премии следует учитывать при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск. По требованию Шишацкой И.А. о компенсации морального вреда указали, что ей не приведено доказательств, которые подтвердили бы нарушение ее личных, не имущественных прав.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ).

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника (ст. 391 ТК РФ).

Как следует из дела, предметом исковых требований Шишацкой И.А. является законность действий Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора по невыплате в полом объеме при увольнении компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания и компенсации за неиспользованные дни отпуска.

Как следует из материалов дела, в частности из приказа о приеме на работу № 12-к от 01.10.2004 года, трудового договора № 17 от 01.10.2004 года, служебного контракта № 31 от 29.04.2005 года, дополнительных соглашений от 31.12.2005 года, от 16.10.2006 года, от 23.10.2009 года, от 15.02.2010 года, от 23.03.2011 года, от 16.07.2012 года, от 17.10.2013 года, служебного контракта № 16 от 01.03.2013 года, дополнительных соглашений от 20.11.2013 года, от 02.02.2015 года, от 15.07.2016 года, от 09.01.2018 года, Шишацкая И.А. с 01 октября 2004 года проходила службу в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в должности главного специалиста эксперта отдела экономики, финансов, бухгалтерского учета и администрирования платежей.

Приказом руководителя Управления № 136-к от 18 октября 2019 года служебный контракт с Шишацкой И.А. расторгнут, Шишацкая И.А. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы 18 октября 2019 года и уволена в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей.

В связи с увольнением по данному основанию Шишацкой И.А. выплачены компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания – 113 167 рублей 61 копейка, а также компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за 4 дня в размере 3 642 рублей 20 копеек.

Не согласившись с размером произведенных выплат четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, и, полагая произведенный расчет данных выплат неверным, произведенным исходя из среднего заработка без учета премий, истцом Шишацкой И.А. инициирован настоящий иск в суд.

Проверяя обоснованность заявленных истцом требований, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ к дополнительным выплатам отнесены: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Как следует из ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Шишацкой И.А. требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей ответчиком в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

Кроме того, в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 также указано на то, что частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование входит в состав денежного содержания гражданского служащего при условии, если выплата осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Судом также установлено и подтверждается копиями расходных расписаний по доведению лимитов бюджетных обязательств по фонду оплату труда Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, из которых четко видно, что на плановый 2018-2019 годы выделялись денежные средства годового фонда оплаты труда по 17680000 рублей, а из расходных расписаний за период с ноября 2018 года по октябрь 2019 следует, что ответчику доводились еще лимиты, в том числе, по коду расхода, осуществляемого на выплату денежного содержания и осуществление иных выплат.

При этом, стороной ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ относимых и допустимых доказательств того, что спорные выплаты произведены работодателем из экономии фонда оплаты труда, не приведено.

Как следует из Положения о премировании, выплате материальной помощи, единовременных выплат и поощрений федеральным государственным гражданским служащим и работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, утвержденного Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприрднадзор) по Амурской области от 29.12.2012 года № 397, в случае образования экономии фонда оплаты труда может производиться дополнительное единовременное поощрение и дополнительное премирование гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы Управления. Решение о выплате и размер единовременного поощрения в этом случае определяется руководителем Управления. Единовременное поощрение может производиться в качестве поощрения за многолетний добросовестный труд, в связи с юбилейными датами, а также при выходе на пенсию, государственными и отраслевыми праздниками, на дополнительное премирование гражданских служащих. Размер единовременного поощрения устанавливается в конкретной сумме (п.п. 5.1, 7.1).

Анализ вышеприведенного положения действительно показывает, что выплата единовременного поощрения возможна в случае образования экономии фонда оплаты труда и по решению руководителя Управления.

Как разъяснено Министерством финансов РФ в письме от 26.02.2015 года № 14-01-07/9690 «О направлении рекомендаций по расчету экономии по фонду оплаты труда госслужащих», экономия по фонду оплаты труда, возникшая в связи с наличием вакантных должностей в федеральном государственном органе (далее - ФГО), превышающих 10 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы (далее - экономия по ФОТ, госслужащие), рассчитывается на дату принятия решения ФГО о премировании (материальном стимулировании) работников ФГО (далее - дата принятия решения, решение о премировании).

Дате принятия решения о премировании предшествует период расчета экономии по ФОТ (расчетный период), в который не включается период, ранее использованный(ые) для исчисления экономии по ФОТ по принятому(ым) решения(м) о материальном стимулировании.

Фонд оплаты труда по вакантной должности за расчетный период определяется как годовой фонд оплаты труда по вакантной должности, деленный на расчетное количество времени в годовом измерении и умноженный на количество времени в расчетном периоде.

Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела копий приказов о выплате спорных единовременных поощрений, только в приказах: № 60-к от 31 октября 2018 года, № 65-к от 13 декабря 2018 года, № 16-к от 27 марта 2019 года содержится указание на выплату поощрения за счет экономии фонда оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Другие приказы, в частности № 57-к от 23.10.2018 года, № 73-к от 25 декабря 2018 года, № 13-к от 04.03.2019 года, № 26-к от 07 мая 2019 года, № 32-к от 4.06.2019 года, сведений об источнике финансирования не содержат.

Таким образом, надлежащих доказательств об образовании экономии фонда оплаты труда в определенном размере и соответствующем его распределении на выплату спорных поощрений, ответчиком в материалы дела не представлено.

Кроме того, судом также учитывается, что согласно ответу Министерства финансов РФ от 27 марта 2020 года № 14-07-16/24131 в период с 2018 г. по 2019 г. Правительством Российском Федерации в целях выделения федеральным государственным органам, в том числе служащим Росприроднадзора, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда были приняты Постановления Правительства РФ от 6 марта 2018 года № 229-6 и от 19 марта 2019 года № 283-14, в связи с чем суд приходит к однозначному выводу, что средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, данные средства материального стимулирования должны быть предусмотрены соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, предоставляться сверх установленного фонда оплаты труда. При соблюдении данных условий указанные средства материального стимулирования будут являться дополнительными выплатами и в соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ входить в денежное содержание гражданского служащего, а, соответственно, учитываться при расчете среднего денежного содержания при выплате компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск.

При таких обстоятельствах, когда в ходе судебного заседания факт выделения дополнительных бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению Шишацкой И.А., нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о законности заявленных исковых требований о взыскании недополученной компенсации 4-хмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаченных отпускных.

Проверяя представленный стороной истца расчет компенсации 4-х месячного денежного довольствия, а также компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных, суд находит его верным, выполненным с соблюдение требований Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а также Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, при этом стороной ответчика контр-расчет не представлен, расчет истца не опровергнут.

Таким образом, с Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу Шишацкой И.А. подлежит взысканию недоплаченные суммы компенсации 4-х месячного денежного содержания в размере 57 216 рублей 23 копеек, компенсации за неиспользованные 4 дня отпуска в размере 1 891 рубля 60 копеек, отпускных за 21 день в размере 9 934 рублей 89 копеек.

Нормы Трудового Кодекса Российской Федерации применимы к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением государственной гражданской службы, в случаях, предусмотренных законом, а также когда данные правоотношения не урегулированы нормами специального права.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

При неполной выплате в установленный срок заработной платы или других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Проверив расчет истца в части компенсации за задержку выплат денежных средств, причитающихся при увольнении истцу, суд находит его выдержанным, в связи с чем с ответчика также подлежит взысканию компенсация за задержку выплат за период с 18.10.2019 года по 02.04.2020 года в размере 4 830 рублей 70 копеек, а с 03.04.2020 года по день фактического расчета включительно, исчисленного на сумму 69042 рубля 72 копейки, исходя из одной сто пятидесятой действующей на день расчета ключевой ставки Центрального Банка РФ за каждый день задержки.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из пункта 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2 (с последующими изменениями) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Принимая во внимание установленные обстоятельства нарушения ответчиком прав работника на своевременное получение причитающихся денежных средств в полном объеме, учитывая характер допущенных нарушений, сопряженных с лишением истца соответствующих средств, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности, продолжительность допущенного ответчиком нарушения прав истца, размер задолженности по заявленным требованиям, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей. В удовлетворении требований в остальной части надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шишацкой И. А. удовлетворить частично.

Взыскать с Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в пользу Шишацкой И. А. недоплаченную компенсацию 4-х месячного денежного содержания в размере 57 216 рублей 23 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 1 891 рубля 60 копеек, отпускные в сумме 9 934 рублей 89 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат за период с 18.10.2019 года по 02.04.2020 года в размере 4 830 рублей 70 копеек, с 03.04.2020 года по день фактического расчета включительно, исчисленной на сумму 69 042 рубля 72 копейки, исходя из одной сто пятидесятой действующей на день расчета ключевой ставки Центрального Банка РФ за каждый день задержки, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, отказав в удовлетворении остальной части требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

ПредседательствующийЕ.А. Фирсова

Мотивированное решение изготовлено 08 сентября 2020 года