Производство № 2а-6991/2021
УИД 28RS0004-01-2021-008819-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области о ликвидации Межрегионального фонда развития кассового дела и поддержки кассовых работников и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обратилось в суд с настоящим административным иском указав, что Межрегиональный фонд развития кассового дела и поддержки кассовых работников зарегистрирован Управлением Министерства юстиции по Амурской области (далее - Управление) 21.06.2007г., внесен УФНС России по Амурской области 28.06.2007г. в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>, ведомственный номер 99. Согласно данным ЕГРЮЛ по состоянию на 25.03.2021 юридический адрес организации: 675000, <...>, лицо, действующее без доверенности от имени организации – ВФ Организацией в 2018 году было принято решение о ликвидации в добровольном порядке и назначении руководителем ликвидационной комиссии ВФ Документы о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией были направлены фондом непосредственно в налоговый орган, минуя Управление. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Амурской области 26.12.2018, также минуя Управление, была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Вместе с тем, в соответствии с п. 2. ст. 123.20 ГК РФ, п. 2. ст. 18 Закона № 7-ФЗ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в связи с чем, ликвидация юридического лица не была окончена.
Управлением в результате анализа поступившего в Управление обращения от 26.04.2021 № 03-29/3306 от ликвидатора Межрегионального фонда развития кассового дела и поддержки кассовых работников, а также учетного дела организации выявлены следующие нарушения требований федерального законодательства. Так, согласно данным ЕГРЮЛ по состоянию на текущую дату руководителем ликвидационной комиссии организации является ВФ, организация зарегистрирована по адресу: <...>, тогда как заявлением от 26.04.2021 подтверждается, что организация находится по адресу: ул. Горького, 175 А, документы о смене юридического адреса и о смене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени данной организации, в Управление до настоящего времени не поступали. По данному факту Управлением 26.04.2021 за исх. № 28/03-29/75 было вынесено письменное предупреждение, которое получено лично должностным лицом организации, о чем имеется отметка на титульном листе предупреждения, однако нарушения до настоящего времени не устранены. В связи с не устранением в установленный срок письменного предупреждения, Управлением 28.05.2021 руководителю организации было вручено повторное письменное предупреждение за исх. № 28/03-29/82, которое также к установленному сроку исполнено не было.
Кроме того, Управлением проведен анализ исполнения Межрегиональным фондом развития кассового дела и поддержки кассовых работников обязанности по представлению отчетности и выявлены нарушения обязательных требований и норм федерального законодательства, выразившееся в не представлении ежегодной отчетности за период с 2017 до 2019 гг. Факт нахождения юридического лица в стадии ликвидации не освобождает организацию от обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. По данному факту Управлением 17.08.2020 № 28/03-29/199 было вынесено письменное предупреждение, которое направлено на юридический адрес. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с официального сайта «Почта России» организацией получено не было. Для устранения нарушений Управлением по факту выявленных нарушений был совершен телефонный звонок руководителю организации, организацией на электронную почту Управления 16.09.2020 были представлены копии форм отчетности за период 2017-2019 гг. по формам ОН0001, ОН0002. Некоммерческие организации вправе представить в территориальный орган Минюста России отчетность непосредственно в Управление либо направить оригиналы форм отчетности в виде почтового отправления с описью вложения на почтовый адрес Управления, а также возможно направить в электроном виде, путем размещения через информационный портал о деятельности некоммерческих организаций. По данному факту Управлением 26.04.2021 за исх. № 28/03-29/74 и 28.05.2021г. исх. № 28/03-29/83 были вынесены письменные предупреждения, которое получены лично должностным лицом организации, о чем имеются отметки на титульных листах предупреждений, однако нарушения до настоящего времени не устранены. В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
На основании изложенного, административный истец просит вынести решение о ликвидации Межрегионального фонда развития кассового дела и поддержки кассовых работников и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представлено. В силу ч. 4 ст. 263 КАС РФ настоящее дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), федеральные законы от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту Федеральный закон № 129-ФЗ), от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту Федеральный закон № 7-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Межрегиональный фонд развития кассового дела и поддержки кассовых работников зарегистрирован Управлением Министерства юстиции по Амурской области 21.06.2007г., внесен УФНС России по Амурской области 28.06.2007г. в ЕГРЮЛ за ОГРН <***>, ведомственный номер 99. Согласно данных ЕГРЮЛ по состоянию на 25.03.2021, юридический адрес организации: 675000, <...>, лицо, действующее без доверенности от имени организации – ВФ Организацией в 2018 году было принято решение о ликвидации в добровольном порядке и назначении руководителем ликвидационной комиссии ВФ Документы о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией были направлены фондом непосредственно в налоговый орган, минуя Управление.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2. ст. 123.20 ГК РФ, п. 2. ст. 18 Закона № 7-ФЗ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц (цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, в других случаях, предусмотренных законом (пп. 2, 4 п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, пп. 2, 4, п. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ). В связи с тем, что фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, ликвидация юридического лица не была окончена.
Кроме этого, Управлением в результате анализа поступившего в Управление обращения от 26.04.2021г. № 03-29/3306 от ликвидатора Межрегионального фонда развития кассового дела и поддержки кассовых работников, а также учетного дела организации выявлены следующие нарушения требований федерального законодательства.
Указанным заявлением ликвидатор организации снимает с себя полномочия и подтверждает факт отсутствия юридического лица по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц.
Между тем, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на текущую дату руководителем ликвидационной комиссии организации является ВФ, организация зарегистрирована по адресу: <...>, тогда как заявлением от 26.04.2021 подтверждается, что организация находится по адресу: ул. Горького, 175А, вместе с тем, документы о смене юридического адреса и о смене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени данной организации, в Управление до настоящего времени не поступали.
В соответствии с пп. «в», «л» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), в Едином государственном реестре юридических лиц в числе прочих содержатся следующие сведения о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Согласно п. 7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По данному факту Управлением 26.04.2021 вынесено письменное предупреждение№ 28/03-29/75, которое получено лично должностным лицом организации, о чем имеется отметка на титульном листе предупреждения, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
В связи с не устранением в установленный срок письменного предупреждения, Управлением 28.05.2021 руководителю организации вручено повторное письменное предупреждение № 28/03-29/82, которое также к установленному сроку исполнено не было.
Кроме того, Управлением был проведен анализ исполнения Межрегиональным фондом развития кассового дела и поддержки кассовых работников обязанности по представлению отчетности и выявлены нарушения обязательных требований и норм федерального законодательства, выразившееся в не представлении ежегодной отчетности за период с 2017 до 2019 гг.
Согласно п. 3 ст. 32 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ), некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В соответствие с п. 3.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
На основании п. 3.2. ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация обязана размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщения (отчет) о продолжении своей деятельности.
В соответствии с п. 1.1. п. 1 приказа Минюста России от 26.05.2020г. № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (далее - приказ Минюста России № 122) некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
По данному факту Управлением 17.08.2020г. вынесено письменное предупреждение № 28/03-29/199, направлено на юридический адрес. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с официального сайта «Почта России» организацией получено не было.
Для устранения нарушений Управлением по факту выявленных нарушений был совершен телефонный звонок руководителю организации, организацией на электронную почту Управления 16.09.2020г. представлены копии форм отчетности за период 2017-2019 гг. по формам ОН0001, ОН0002.
Вместе с тем, некоммерческие организации вправе представить в территориальный орган Минюста России отчетность следующими способами: непосредственно в Управление или направить оригиналы форм отчетности в виде почтового отправления с описью вложения на почтовый адрес Управления.
Также, организации сообщено, что во исполнение требований законодательства Российской Федерации в целях обеспечения публичной открытости финансовой деятельности некоммерческих организаций Минюстом России утвержден приказ от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций». Отчетность возможно направить в электроном виде, путем размещения через информационный портал о деятельности некоммерческих организаций, Министерства юстиции Российской Федерации (/unro.minjust.ru/) в порядке, предусмотренном вышеуказанным приказом Минюста России от 07.10.2010 №252.
На основании п. 3.2. ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация обязана размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщения (отчет) о продолжении своей деятельности.
По данному факту Управлением 26.04.2021г. за исх. № 28/03-29/74 и 28.05.2021г. исх. № 28/03-29/83 были вынесены письменные предупреждения, которые получены лично должностным лицом организации, о чем имеются отметки на титульных листах предупреждений, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Указанные факты свидетельствуют о неоднократном игнорировании и нарушении организацией норм действующего законодательства Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Межрегиональным фондом развития кассового дела и поддержки кассовых работников допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 3 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Принимая во внимание, что организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями, административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Межрегиональный фонд развития кассового дела и поддержки кассовых работников (ОГРН <***>) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Коршунова
Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2021 года.