НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 25.10.2019 № 2-6862/19

Дело № 2-6862/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 октября 2019 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Щедриной О.С.,

при секретаре Юхновец Е.И.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика администрации г. Благовещенска – ФИО2, представителя третьего лица МУ «БГАЖЦ» - ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоствить на праве собственности благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого помещения № 2 - трех комнатной квартиры площадью 34,5 кв.м, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***.

22.09.2006 года заключением № 307, городской межведомственной комиссии, жилое помещение № 2 признано не пригодным для проживания, а многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

12.04.2013 года Постановлением Правительства Амурской области № 157 многоквартирный жилой дом внесен в перечень многоквартирных домов по переселению граждан из аварийного жилого фонда со сроком исполнения до 2015 года. Но в нарушении частью 2.2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и пункта 4 статьи 48 Закона РФ «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» сроки и этапы реализации программы не однократно переносились, путем внесения изменения в вышеуказанное постановление.

Многоквартирный жилой дом по настоящее время не снесен, а благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в виде квартиры, истцу, взамен аварийного жилого помещения, не предоставлено.

Истец указывает, что предоставление гражданам в связи со сносом аварийного многоквартирного жилого дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Применение указанных норм права не зависит от субъекта обращения.

Многоквартирный жилой дом истца расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 427 кв. м. Площадь многоквартирного дома на земельном участке составляет 90,6 кв. м., остальная большая часть земельного участка используется истцом под огород.

Уточнив требования, истец просит: обязать администрацию г.Благовещенска компенсировать ФИО1 путем предоставления на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в виде квартиры, состоящей из 3-х жилых комнат общей площадью не менее 34,5 кв.м, с прилегающим земельным участком площадью не менее 247,2 кв.м, в черет г.Блапговещенска взамен аварийного жилого помещения, в результате истечения срока переселения граждан из многоквартирного жилого дома по адресу: ***, включенного в программу: «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области.

Определением Благовещенского городского от 26 июня 2019 года истцу отказано в принятии исковых требований к ответчику Правительству Амурской области о признании незаконными действий Правительства Амурской области о переносе сроков переселения аварийного многоквартирного жилого дама № *** по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***; а также о признании Постановлением Правительства Амурской области от 28 декабря 2018 года N 658 (внесении изменения в Постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 № 157) в отношении аварийного многоквартирного жилого дама № *** по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером *** - противоречащим федеральному закону от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, изложил доводы, аналогичные указанным в иске, дополнительно указал, что правительство сообщает, что все изменения, внесенные в региональную адресную программу были с целью корректировки объемов финансирования программных мероприятий региональной адресной программы, которые связаны с продлением срока деятельности Фонда содействия рефинансирования жилищно-коммунального хозяйства и увеличением срока обязательств субъектов РФ по переселению граждан аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, а также исходя из большого объема аварийного жилищного фонда. Правительство также, считает, что требования истца к администрации г.Благовещенска не подлежит удовлетворению, так как являются преждевременными, поскольку программа по переселению не завершена, срок переселения из аварийного дома, расположенного по адресу: *** установлен до IV квартал 2019 года. В соответствии с 2.2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а именно изменений сроков переселения граждан многоквартирного жилого дома включенных в перечень – не допускается. Нормативный правовой акт, вносящий изменения в основной нормативный правовой акт не должен содержать положений, устанавливающих новое правовое регулирование. У Правительства Амурской области предостаточно было времени, а именно четыре года, для корректировки объемов финансирования региональной адресной программы, с целью исполнения взятых на себя обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Постановление Правительства Амурской области № 157 принято 12.04.2013 года, а Правительство Амурской области в конце 2018 года стало информировать о том, что в г. Благовещенске большой объем аварийного жилищного фонда признанного до 1 января 2012 года. Также, истец не согласен с позицией КУМИ г. Благовещенска, поскольку отсутствие в наличии благоустроенного жилья у администрации г. Благовещенска в настоящее время не является основанием для неисполнения своих обязательств согласно Федерального закона от 21.07.2007 года № 185 «О фонде содействия рефинансирования жилищно-коммунального хозяйства» перед истцом. При определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение также необходимо учитывать общее имущество принадлежащее истцу, а именно доля земельного участка, рыночная стоимость которого определена представленным истцом отчетом.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Благовещенска – ФИО2, возражала относительно иска, указала, что исходя из положений ст. 32 ЖК РФ, взамен аварийного помещения предоставляется денежное возмещение, Верховный Суд РФ разъяснял, что помимо возмещения, собственники имеют право на предоставление им иного жилого помещения. Изначально истец указал о необходимости выкупа у него жилого помещения, в связи с чем, были проведены все необходимые мероприятия, истцу направлено заключение, с которым истец не согласился, и стал настаивать на предоставлении ему жилого помещения взамен аварийного. ЖК РФ не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по обеспечению истца земельным участком, который требует истец. Требования истца заявлены преждевременно, согласно последним изменениям к постановлению срок переселения из аварийного дома, расположенного по адресу: *** установлен до IV квартал 2019 года. Представитель просила отказать в исковых требованиях.

Представитель третьего лица МУ «БГАЖЦ» - ФИО3, в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц Правительства Амурской области, Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска. Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В своем отзыве Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, просит отказать истцу в требованиях, указывает, что заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 22.09.2006 года № 307 многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации города Благовещенска от 01.12.2017 года № 4281 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером *** и жилых помещений в многоквартирном жилом доме № ***, расположенном по адресу: ***, признанном аварийным и подлежащим сносу. Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае: признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. Таким образом, из содержания ст. 32 ЖК РФ и приведенных выше положений действующего законодательства следует, что собственник, проживающий в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в случае включения дома в региональную адресную программу, имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В настоящее время в собственности муниципального образования г. Благовещенска отсутствуют благоустроенные жилые дома, отвечающие предъявленным ФИО1 требованиям. Также, площадь трехкомнатной квартиры, принадлежащем ФИО1, составляет 34,6 кв.м, при этом, площадь во вновь возводимых домах составляет: однокомнатные - от 33 кв.м, двухкомнатные от 55 кв.м, трехкомнатные от 72 кв.м. Согласно современным стандартам строительства при реализации региональной адресной программы по переселению граждан их аварийного жилищного фонда построить и подобрать жилое помещение, состоящее из трех комнат, равной площади, занимаемой ФИО1 в аварийном доме № *** по ул. *** города Благовещенска, не представляется возможным. В качестве второго варианта реализации своих прав собственником жилого помещения, расположенного в МКД, признанном аварийным, ЖК РФ предусмотрен выкуп, то есть возмещение стоимости изымаемого имущества, подлежащего сносу. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. На основании личного заявления ФИО1 от 15.11.2017 года, поступившего в адрес администрации г. Благовещенска, было принято постановление администрации города Благовещенска от 07.12.2017 года № 4424 «О мероприятиях по подготовке соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером *** и жилого помещения - квартиры № *** в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***, признанном аварийным и подлежащим сносу». Во исполнение п. 1.1. указанного постановления Комитетом в установленном порядке были проведены мероприятия по определению размера возмещения за долю в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом, площадью 427 кв.м, расположенный по адресу: ***, пропорционально размеру общей площади жилого помещения - квартиры № ***, и жилого помещения - квартиры № ***, расположенной по адресу: ***. Согласно отчету № 579-17/2 об определении рыночной стоимости имущества от 19.12.2017, выполненному ООО «АмурОценка», рыночная стоимость квартиры № *** по ул. *** составила 242 000 рублей; рыночная стоимость доли в праве общей собственности на земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения - квартиры № *** по ул. *** составила 1 477 280 рублей. Заявлением от 04.04.2018 года в адрес администрации города Благовещенска ФИО1 указал об отзыве заявления от 15.11.2017 года, об отказе от получения компенсации за изымаемое недвижимое имущество. В рассматриваемом случае требование об обязании администрации г. Благовещенска предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещений отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в виде квартиры состоящей из трех жилых комнат общей площадью не менее 34,5 кв.м с прилегающим земельным участком площадью не менее 247,2 кв.м в черте города не предусмотрена ни

Гражданским кодексом Российской Федерации, ни другим законом, ни добровольно принятым обязательством, в связи с чем, правовых оснований удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

Согласно письменному отзыву Правительства Амурской области, в настоящее время на территории Амурской области действует региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2019 годах», утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157. Указанная региональная адресная программа разработана в соответствии с положениями Федерального закона №185, непосредственно ст. 16, которой определено, что региональная адресная программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после января 2013 года, она утверждается не менее чем на трехлетний период. Таким образом, первоначально региональная адресная программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, разработана на 3-х летний срок, т.е. на период 2013-2015 года. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в силу требований ст. 16 Федерального закона №185, должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Жилой дом, расположенный по адресу: ***, вошел в указанную программу, как соответствующий требованиям ст. 16 Федерального закона №185, планируемый срок переселения установлен до апреля 2015 года. В соответствии с принятыми изменениями в Федеральный закон №185-ФЗ от 23.02.2013 года №240-ФЗ региональные адресные программы подлежали утверждению на период до 01.09.2017 года. Данным законом статья 16 была дополнена частью 2.2, не допускающей внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи. В соответствии с принятым изменением в названный закон, постановлением Правительства Амурской области от 24.01.2014 года №27 в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу были приняты изменения, согласно которым сроки реализации программы были определены на 2013-2017 годы с изложением «Приложений» в новой редакции. Согласно вновь принятому «Приложению» жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими переселению, жилой дом по адресу: *** подлежал расселению до 20.12.2015 года. Помимо этого, в региональную адресную программу вносился еще ряд изменений, касающихся переноса срока переселения граждан и сноса аварийных домов. Принимаемые изменения затронули, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: ***. Так постановлением Правительства Амурской области от 17.03.2016 года №83 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу, согласно которым, срок расселения жилого дома по адресу: *** установлен до IV 2016 года. Постановлением Правительства Амурской области от 27.12.2016 года №587 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 №157, утвердившим региональную адресную программу, согласно которым, срок расселения жилого дома по адресу: *** установлен до 01.09.2017 года. Постановлением Правительства Амурской области от 02.08.2017 года №369 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу, согласно которым, срок расселения жилого дома по адресу: *** установлен до III 2017 года. Постановлением Правительства Амурской области от 29.09.2017 года №477 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу, согласно которым, срок расселения жилого дома по адресу: *** установлен до IV 2018 года. Данные изменения внесены в региональную адресную программу с целью корректировки объемов финансирования программных мероприятий региональной адресной программы, которые связаны с продлением срока деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и увеличением срока обязательств субъектов Российской Федерации по переселению граждан аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, а также исходя из большого объема аварийного жилищного фонда. В соответствии с принятыми изменениями в Федеральный закон №185-ФЗ от 31.12.2017 года №483-Ф3 был продлен срок действия программы на период до завершения срока деятельности Фонда до 1 января 2019 года (ст. 16 и ч. 6 ст. 3 Федерального закона №185). В соответствии с принятым изменением в названный закон, постановлением Правительства Амурской области от 28.12.2018 года № 658 в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу были приняты изменения, согласно которым сроки реализации программы были определены на 2013-2019 годы. При указанных выше обстоятельствах перенос срока переселения и сноса жилого дома, расположенного по адресу: *** обусловлен не действиями Правительства Амурской области, а продлением срока действия программы по переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках действия ФЗ-185 и нехваткой финансирования, в связи с этим считаем, что исковые требования истца в отношении Правительство области удовлетворению не подлежат. Вместе с этим, не подлежит удовлетворению требование к администрации г. Благовещенска в части возложения обязанности предоставить жилое помещение, так как является преждевременным, поскольку на сегодняшний день, мероприятия, проводимые в рамках региональной адресной программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 -2019 годах», утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157 не завершены, срок переселения из жилого дома, расположенного по адресу: *** установлен до IV 2019.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, доводы искового заявления, суд пришел к следующим выводам.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в гарантированности неприкосновенности жилища, исключая случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира № ***, расположенная по адресу: ***, общей площадью 34,5 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.09.2004 года №28АА110503.

Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 22.09.2006 года № 307 многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации города Благовещенска от 01.12.2017 года № 4281 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером *** и жилых помещений в многоквартирном жилом доме № ***, расположенном по адресу: ***, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Жилой дом, расположенный по адресу: ***, вошел в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2019 годах», утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, планируемый срок переселения установлен до апреля 2015 года.

В соответствии с принятым изменением в названный закон, постановлением Правительства Амурской области от 24.01.2014 года №27 в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу были приняты изменения, согласно которым сроки реализации программы были определены на 2013-2017 годы с изложением «Приложений» в новой редакции.

Согласно вновь принятому «Приложению» жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими переселению, жилой дом по адресу: *** подлежал расселению до 20.12.2015 года.

Помимо этого, в региональную адресную программу вносился еще ряд изменений, касающихся переноса срока переселения граждан и сноса аварийных домов. Принимаемые изменения затронули, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: ***.

Постановлением Правительства Амурской области от 17.03.2016 года №83 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу, согласно которым, срок расселения жилого дома по адресу: *** установлен до IV 2016 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 27.12.2016 года №587 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу, согласно которым, срок расселения жилого дома по адресу: *** установлен до 01.09.2017 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 02.08.2017 года №369 внесены изменения в Постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу, согласно которым, срок расселения жилого дома по адресу: *** установлен до III 2017 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 29.09.2017 года №477 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу, согласно которым, срок расселения жилого дома по адресу: *** установлен до IV 2018 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 28.12.2018 года № 658 в постановление Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, утвердившим региональную адресную программу были приняты изменения, согласно которым сроки реализации программы были определены на 2013-2019 годы.

Согласно последним изменениям к постановлению срок переселения из аварийного дома, расположенного по адресу: *** установлен до IV квартал 2019 года.

На основании личного заявления ФИО1 от 15.11.2017 года, поступившего в адрес администрации г. Благовещенска, было принято постановление администрации города Благовещенска от 07.12.2017 года № 4424 «О мероприятиях по подготовке соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером *** и жилого помещения - квартиры № *** в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***, признанном аварийным и подлежащим сносу».

Во исполнение п. 1.1. указанного постановления Комитетом в установленном порядке были проведены мероприятия по определению размера возмещения за долю в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом, площадью 427 кв.м, расположенный по адресу: ***, пропорционально размеру общей площади жилого помещения - квартиры № ***, и жилого помещения - квартиры № ***, расположенной по адресу: ***.

Согласно отчету № 579-17/2 об определении рыночной стоимости имущества от 19.12.2017, выполненному ООО «АмурОценка», рыночная стоимость квартиры № *** по ул. *** составила 242 000 рублей; рыночная стоимость доли в праве общей собственности на земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения - квартиры № *** по ул. *** составила 1 477 280 рублей.

Заявлением от 04.04.2018 года в адрес администрации города Благовещенска ФИО1 указал об отзыве заявления от 15.11.2017 года, об отказе от получения компенсации за изымаемое недвижимое имущество, просит предоставить взамен аварийного жилья аналогичное, но благоустроенное, состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 34,6 кв.м. состоящее из одного этажа, расположенное в черте г. Благовещенска на земельном участке площадью не менее 227 кв.м.

В ответе от 24.04.2018 года администрация г. Благовещенска указывает на то, что предоставить жилое помещение взамен аварийного, отвечающее заявленным требованиям истца, администрация г. Благовещенска не имеет возможности, в связи с отсутствием в муниципальной собственности города Благовещенска свободного благоустроенного жилого помещения состоящего из трех комнат, общей площадью 34,6 кв.м., расположенного в черте города Благовещенска на земельном участке площадью не менее 227 кв.м.

Постановлением администрации от 07.05.2018 года № 1278 признано утрратившим силу постановление администрации города Благовещенска от 07.12.2017 года № 4424 «О мероприятиях по подготовке соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером *** и жилого помещения - квартиры № *** в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***, признанном аварийным и подлежащим сносу».

В связи с признанием дома аварийным и невозможностью проживания в квартире, находящейся в данном многоквартирном доме, истец путем защиты своего нарушенного права предъявил настоящий иск.

Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд учитывает следующие обстоятельства.

В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

Согласно Обзоров судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 26.12.2012 года, Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от 29.04.2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019, согласно которой по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, а исключение жилого помещения из указанной программы, осуществленное с нарушением положений ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", может привести к нарушению прав граждан, являющихся собственниками данного помещения.

Из содержания вышеуказанных положений Закона в их взаимосвязи следует, что жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке ст. 32 ЖК РФ, согласно которой, в случае когда собственники помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в нем.

Как установлено материалами дела, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2019 годах», утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157.

Таким образом, истец, будучи собственником изымаемого жилого помещения, вправе по своему выбору требовать выкупа жилого помещения или предоставления другого жилого помещения в собственность.

Истец известил ответчика о выборе им способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления им другого жилого помещения в собственность, при этом отказавшись 15.11.2017 года от получения компенсации за изымаемое недвижимое имущество.

Таким образом, в силу положений п. 3 ст. 2 и ст. 16 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", у ответчика имеется обязанность предоставить истцу в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.

Из технического заключения «Технического обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***» ИП ФИО4 Шифр 111/11-2018 следует, что проживание в жилом помещении создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (ч. 2 ст. 15 Жилищный кодекс Российской Федерации). Порядок признания помещения жилым и требования, которым оно должно отвечать, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце 3 подпункта "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Исходя из положений ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

То есть, стороны процедуры изъятия жилого помещения для муниципальных нужд обязаны доплачивать соответствующую разницу стоимости жилых помещений при их неравноценности. При этом, доплата производиться не за разницу в площадях, а за разницу их рыночной стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями.

В связи с указанным, требование истца о предоставлении на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в виде квартиры, общей площадью не менее 34,5 кв.м. подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, требования истца о предоставлении жилого помещения с прилегающим земельным участком площадью не менее 247,2 кв.м, в черте г.Благовещенска, не подлежат удовлетворения, поскольку законных оснований для их удовлетворения не имеется.

Вместе с тем, суд отмечает, что предоставление равнозначного жилого помещения – квартиры, неразрывно связано с признанием за истцом право собственности на долю земельного участка, на котором будет расположен многоквартирный жилой дом, в котором в свою очередь располагается квартира. При этом жилое помещение предоставляется в соответствии с положениями ч.8 ст. 32 ЖК РФ, согласно которым по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В связи с изложенным, суд полагаем возможным удовлетворить требования истца в части обязания ответчика предоставить истцу на праве собственности благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, общей площадью не менее 34,5 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в остальной части исковых требованиях следует отказать..

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить в части.

Обязать администрацию г. Благовещенска предоставить ФИО1 на праве собственности благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, общей площадью не менее 34,5 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, отказав в остальной части исковых требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть 15 июля 2019 года.

Председательствующий судья О.С. Щедрина

Решение в окончательной форме принято 11.11.2019 года.