НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 25.05.2012 № 2-3578/12

  Дело №2-3578/12

 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

   ***                                                                                                         г. Благовещенск

 Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

 Председательствующего судьи Гоковой И.В.,

 При секретаре Барковской А.Г.

 С участием истца Белавской Х.К., представителя ответчика Министерства финансов РФ - Теркулецкой И.В., представителя ответчика ОАО «Сбербанк России» - Петровой Е.А.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белавской Халимы Капаровны к Правительству Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ОАО «Сбербанк России» о признании отказа на компенсационные выплаты незаконным, признании права на компенсационные выплаты, взыскании компенсационных выплат,-

 УСТАНОВИЛ:

 Белавская Х.К.обратилась в Благовещенский городской суд с иском к Правительству РФ, в лице Министерства финансов РФ, Сбербанку РФ в лице Благовещенского отделения ***, в обоснование которого указала, что ею, по месту проживания в ***, в начале *** года были приобретены облигации государственного займа (сберегательные сертификаты) Сбербанка СССР в количестве *** штук на общую сумму *** рублей (неденоминированных). *** все эти сертификаты сданы ею на хранение в Тындинское отделение Сбербанка ***, что подтверждается письмом банка от *** ***, лицевым счетом *** от ***, охранным свидетельством *** от *** и описью к нему. *** лицевой счет по охранному свидетельству *** истцом закрыт, т.е. денежные сбережения истца, хранившиеся в сертификатах находились в банке до момента закрытия лицевого счета. На основании Постановления Правительства РФ от 02.03.2009 №188 «О порядке осуществления в *** году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации», определяющего порядок выплаты компенсации по вкладам в Сберегательном банке РФ, она обратилась в Благовещенское отделение Сбербанка №*** за выплатой компенсации по сберегательному вкладу, хранившихся по состоянию на *** в сберегательных сертификатах и, являющихся гарантированными сбережениями, согласно Федеральному закону №73-Ф3 «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» (далее -№73-Ф3). Однако, компенсацию банк ей не выплатил, сославшись при этом, что только при наличии сертификатов будет осуществлён их выкуп на основании «Правил выкупа у владельцев-граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации до ***», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2004 №230. Полагая, что ссылка на Правила выкупа ценных бумаг не может быть применена в возникшей ситуации, она обратилась к Минфину РФ за разъяснением по данному вопросу. *** получен письменный ответ из Минфина РФ, из которого следует, что компенсации по ранее оплаченным сертификатам Сбербанка СССР законодательством не предусмотрена. Полагает, что ответчиками выводы сформированы без учета положений следующих нормативных правовых актов Российской Федерации. Так, согласно ст.1 Федерального закона ***-Ф3 «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательном банке РФ в период до ***, а также в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до *** года и являющиеся гарантированными сбережениями граждан. В соответствии со ст.38 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, действовавших до *** «сберегательным сертификатом признается письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств, удостоверяющих право вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по ней в любом учреждении данного банка». Аналогичное определение сберегательного сертификата содержится в ст.844 ГК РФ. Как следует из письма ЦБ РФ от *** ***, всякий документ, право требования по которому может уступаться одним лицом другому, являющийся обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов, должен именоваться депозитным сертификатом, а аналогичный документ, являющийся обязательством банк по выплате размещенных у него сберегательных вкладов - сберегательным сертификатом. Депозитный сертификат или сберегательный сертификат - это письменное свидетельство банка - эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика (в дальнейшем именуемого «бенефициар») или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему. Кроме того, в п.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007 года №50-О-О сформирован следующий вывод: «Таким образом, заявитель фактически обжалует соответствие Федерального закона «О порядке перевода царственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» Федеральному закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» который не указывал на то, что к гарантированным сбережениям относятся лишь имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации ценные бумаги. Таким образом, на основании вышеприведенных нормативных правовых актов, с учетом правовой позиции КС РФ, истец полагает, что, хранившиеся у неё в сберегательном банке до *** денежные средства в сумме *** рублей, внесение которых удостоверено сертификатами Сбербанка СССР, являются по своей правовой природе сберегательным вкладом денежных средств, аналогично тому, как если бы они хранились на сберкнижке. Российское государство обязательства по восстановлению и обеспечению сохранности ценности сбережений граждан начало исполнять и завершает его в течение *** г.г. Следовательно, истец, на основании Федерального закона №73-Ф3 имеет право на компенсационные выплаты, в порядке, установленном Постановлением Правительства №188. В соответствии с п.2 Правил компенсационных выплат, размер компенсационных выплат к вкладам, закрытым в *** году выплачивается с учётом коэффициента 0,6. Следовательно, размер компенсации, с учетом дополнительной компенсации составляет для истца *** рублей.

 На основании изложенного, просит суд признать право Белавской Халимы Капаровны на получение компенсационных выплат по вкладу, хранившемуся по состоянию на *** в сберегательном банке в сберегательных сертификатах. Обязать Сберегательный банк РФ осуществить выплату истцу компенсационных выплат в размере *** рублей, аналогично порядку, установленному Постановлением Правительства РФ №188, во исполнение Федерального закона №73-ФЗ о восстановлении и защите сбережений граждан РФ.

 В судебном заседании *** истица Белавская Х.К. уточнила заявленные требования, основываясь на доводах изложенных ранее, просит взыскать со Сбербанка РФ компенсационные выплаты в размере *** рублей по вкладу, хранившемуся по состоянию на *** год. Признать незаконным отказ Министерства Финансов РФ от ***. Признать за Белавской Х.К. компенсационные выплаты в размере *** рублей.

 Определением Благовещенского городского суда от *** уточнения предмета иска приняты к производству суда, к участию в деле в качестве соответчика привлечен ОАО «Сбербанк России».

 В судебном заседании истица на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, суду высказала аналогичные доводы указанные в иске, дополнила, что облигаций, положенных ею *** на хранение в Тындинское отделение Сбербанка РФ *** у нее в наличии не имеется, *** лицевой счет по сохранному свидетельству был закрыт. При закрытии счета *** рублей она взяла наличными, а *** рублей были ею переведены на сберегательный счет ее супруга в виде денежного вклада. Когда подошел ее возраст на получение компенсаций она обратилась в сбербанк, где ей в выплате компенсации было отказано, в связи с тем, что ею не предъявлены облигации. Для разъяснения она обратилась в Министерство финансов РФ, и получила ответ, в котором ей разъяснили, что компенсации по ранее оплаченным сертификатам действующим законодательством не предусмотрены. С данным отказом она не согласна, поскольку на период *** сертификаты находились на хранении в банке, поскольку она сняла денежные средства по сертификату в *** году при расчете компенсации она применила понижающих коэффициент - индекс 0,6.

 Представитель Министерства финансов РФ в судебном заседании исковые требования Белавской Х.К. не признала в полном объеме, суду указала, что истица обратилась в Министерство финансов РФ для даче ей разъяснений, в связи с чем ей был дан ответ ***.В соответствии с принятыми законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации компенсационные выплаты осуществляются по вкладам в Сбербанке России по состоянию на ***, являющимся гарантированными сбережениями согласно Федеральному закону «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». На вклады граждан, размещенные в Сбербанке России после ***, действие Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» и порядка осуществления компенсационных выплат не распространяется, и они не подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета. Какие - либо исключения законодательством не предусмотрены. При этом, каких-либо дополнительных компенсаций по ранее оплаченным сертификатам Сбербанка СССР действующим законодательством не предусмотрено.

 Представитель Сбербанка России, в лице Благовещенского отделения *** исковые требования не признала в полном объеме, в судебном заседании суду указала, что документы касающиеся сертификатов истца за истечением срока хранения уничтожены. В *** году истица сдала на хранение указанные в иске сертификаты, при этом в *** году данные сертификаты ею были обналичены. Сбербанк РФ не оспаривает факт хранения сертификатов номиналом *** рублей, утверждает, что *** рублей в *** году были обналичены истцом. Сбербанк РФ не является по делу надлежащим ответчиком, поскольку является посредником государства. Считает, что указанные в иске сертификаты на являются денежным вкладом, данные облигации находились в банке на хранении.

 Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.

 С 19.07.2009 года вступила в силу новая редакция Федерального закона от 1 июня 1995 года № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах».

 Данным законом предусмотрено, что долговые товарные обязательства должны погашаться в соответствии с Государственной программой погашения в *** годах государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 года № 1006. В Программе предусмотрены очередность и условия погашения долговых товарных обязательств по видам заимствований.

 Пунктом 3 указанной Программы установлено, что погашение государственной задолженности перед владельцами облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления (за исключением легковых автомобилей) производится путем выкупа облигаций по средним по Российской Федерации потребительским ценам на указанные в облигациях товары, определяемым на момент исполнения обязательств Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Срок погашения указанной государственной задолженности - с *** по ***

 Согласно пунктам 8, 9 указанной Программы выплата денежной компенсации по государственным долговым товарным обязательствам и их выкуп производятся Сберегательным банком Российской Федерации, для чего владелец облигации может обратиться в филиал Сберегательного банка Российской Федерации по месту жительства с просьбой о переводе в любой филиал этого банка причитающейся ему суммы выкупа или денежной компенсации из филиала Сберегательного банка Российской Федерации по месту выдачи облигации.

 Таким образом, истице для получения причитающейся ей денежной компенсации необходимо было в установленные сроки обратиться в филиал Сберегательного банка РФ по месту жительства с заявлением о выплате ей компенсации.

 Вместе с тем, Федеральным законом от *** № 80-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 3 Федерального закона «О государственных долговых товарных обязательствах государство фактически ограничило права владельцев ценных бумаг периодом исполнения государством своих обязательств.

 Новая редакция закона от *** № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательства» смягчается ответственность государства за неисполнение обязательств, так как допускает лишь частичное возмещение убытков и только в установленные сроки.

 В соответствии с ч.2 ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

 В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами тот факт, что *** на имя Белавской Халимы Капаровны в Тынденском отделении *** Сбербанка РФ на лицевой счет *** приняты облигации в количестве *** штук на общую сумму *** (неденоминированных) рублей, номиналом *** рублей каждая, данные обстоятельства подтверждаются, в том числе: сохранным свидетельством *** от ***; описью к лицевому счету *** от ***; описью к сохранному свидетельству ***; письмом и.о. управляющего Тынденским отделением *** СБ РФ ЕМ *** от ***, из которого также усматривается, что *** счет ***, открытый на имя Белавской Х.К. закрыт.

 Факт обналичивания указанного лицевого счет истцом не оспаривается, из ее пояснений следует, что *** ею в банк были предъявлены облигации, в связи с чем, она получила выплату по облигациям в наличной форме *** рублей, денежную сумму в размере *** рублей ею были переведены на сберегательную книжку супруга. Возможность выплаты банком процентов по облигациям ею не оспаривается.

 В силу ст. 143 ГК РФ, к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

         Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права (ст. 816 ГК).

 Определение государственной облигации построено практически аналогично с определением облигации. Статья 817 ГК указывает, что государственная облигация удостоверяет право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

 Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных нормативно-правовых актов.

 Правовые отношения по исполнению обязательств государством, обеспеченных облигациями, регулируются Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в ст. 3 ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах», Государственной программой погашения государственного внутреннего долга по долговым товарным обязательствам, являются нормативно-правовыми актами.

 Из редакции ст. 816 ГК РФ прямо следует, что к отношениям между лицом, выпустившим облигацию, и ее держателем правила Гражданского кодекса применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено законом или в установленном им порядке, в связи с чем в данном случае положения ст. 816,817 ГК РФ не применяются.

 В силу ст. 36 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.11.2010) "О банках и банковской деятельности"), вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

 Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

 В соответствии со ст. ст. 97 - 99 Бюджетного кодекса обязательства, удостоверенные государственными облигациями, являются составной частью государственного долга Российской Федерации. Под государственным долгом ст. 6 Бюджетного кодекса понимает обязательства, возникающие из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств в соответствии с видами долговых обязательств, установленными данным Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации.

 Государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой обязательства, возникающие в иностранной валюте, внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. Государственные ценные бумаги в зависимости от валюты долга могут быть как частью внешнего, так и частью внутреннего долга.

 В соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сбербанк России в период до 20 июня 1991 года, в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), в том числе и в сертификаты Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года.

 Согласно статье 1 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 года, размещение которых производилось на территории РСФСР, относятся к гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".

 Из анализа данной правовой нормы следует, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации (гарантированные сбережения граждан), путем помещения денежных средств в том числе на вклады в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до ***

 В соответствии с со ст. 5 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производились путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, "являющиеся государственными ценными бумагами". Устанавливалось, что целевые долговые обязательства Российской Федерации могут служить платежным средством при осуществлении всех мероприятий по продаже (приватизации) объектов государственной собственности, акций государственных предприятий, а также находящихся во владении государства акций приватизированных предприятий. При осуществлении указанных мероприятий целевые долговые обязательства Российской Федерации являются законным платежным средством, обязательным к приему, и приравниваются к количеству валюты Российской Федерации, определяемому исходя из величины номинала предъявленных целевых долговых обязательств Российской Федерации и долговой стоимости на момент их использования в качестве платежного средства.

 Ценностью гарантированных сбережений граждан признавалась покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения (ст. 4). Покупательная способность денежных средств рассчитывалась исходя из стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, включающего рацион питания, товары и услуги, обеспечивающие нормальное физиологическое существование человека. Для гарантированных сбережений граждан, созданных до ***, покупательная способность денежных средств считалась постоянной и определялась покупательной способностью валюты СССР в *** г. При переводе гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации величина номинала этих обязательств приравнивалась к первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств, с учетом условий договора денежного вклада за весь период существования вклада. Для гарантированных сбережений граждан, созданных после ***, номинал целевого долгового обязательства Российской Федерации определялся с учетом изменения покупательной способности денежных средств после указанной даты (ст. 6).

 Порядок перевода ценных бумаг бывшего СССР был установлен двумя специальными нормативными актами - Федеральным законом "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (1999 г.) и Постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 г. N 82 "Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" (действие этого документа приостановлено).

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2004 года N 230, утверждены Правила выкупа у владельцев - граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации до *** года.

 Данное постановление принято на основании и во исполнение статьи 137 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год". Данная статья предписывает Правительству Российской Федерации определить порядок выплаты предварительной компенсации (компенсации) вкладов (взносов) и выкупа государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР до *** года (часть двадцать первая) и предусматривает условия выкупа Правительством Российской Федерации через Сберегательный банк Российской Федерации по желанию владельцев - граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещение которых производилось на территории Российской Федерации до ***, а именно: сумма денежных средств, подлежащая выплате по государственным казначейским обязательствам СССР и сертификатам Сберегательного банка СССР, определяется исходя из номинала ценной бумаги (в рублях СССР), компенсации в размере *** процентов номинальной стоимости указанных ценных бумаг и дохода по соответствующей ценной бумаге; доход по государственным казначейским обязательствам СССР с *** купонами определяется из расчета *** процентов номинальной стоимости (с учетом ***-процентной компенсации) за каждый купон, по государственным казначейским обязательствам СССР с *** купонами - из расчета *** процентов номинальной стоимости (с учетом ***-процентной компенсации) за каждый купон, по сертификатам Сберегательного банка СССР - в размере *** процентов годовых номинальной стоимости (с учетом ***-процентной компенсации) за каждый год в соответствии со сроками обращения, установленными условиями выпуска; за каждый год, следующий за годом окончания срока обращения, установленного условиями выпуска, по *** год включительно по государственным казначейским обязательствам СССР и сертификатам Сберегательного банка СССР выплачивается доход в размере *** процентов годовых номинальной стоимости соответствующей ценной бумаги в рублях СССР (с учетом ***-процентной компенсации) (часть семнадцатая); купоны, отделенные от государственных казначейских обязательств СССР, не оплачиваются (часть восемнадцатая); государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР, предъявленные к оплате, подлежат погашению, и дополнительные выплаты по ним не производятся (часть девятнадцатая).

 Пункт 2 Правил выкупа у владельцев - граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации до ***, фактически воспроизводит приведенные законоположения.

 Пунктом 4 Правил предусмотрено, что выкуп обязательств и сертификатов производится в подразделениях Сберегательного банка Российской Федерации при предъявлении их владельцами паспорта гражданина Российской Федерации или иного основного документа, указывающего на гражданство лица.

 Названным Постановлением Правительства РФ утверждены также размеры средств, подлежащих выплате владельцам сертификатов Сберегательного банка СССР.

 Таким образом, государством определен порядок исполнения своих обязательств перед гражданами РФ - владельцами ценных бумаг Сберегательного банка СССР, предусматривающий выплату соответствующих средств через подразделения ОАО "Сбербанк России".

 В ходе судебного разбирательства представитель ОАО "Сбербанк России" не отрицали того обстоятельства, что Сбербанком России производятся выплаты по сертификатам Сберегательного банка СССР, приобретенным на территории РФ (РСФСР) до ***.

 При таких обстоятельствах выводы представителя Сбербанка о том, что ОАО "Сбербанк России" не является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в части взыскания компенсационных выплат, суд находит не состоятельными.

 В ходе судебного заседания установлено, что истица в связи с отказом ОАО "Сбербанк России" в выплате ей указанной в иске компенсации обратилась с заявлением в Министерство финансов РФ по вопросу выплаты ей компенсации по ранее погашенным сертификатам Сберегательного банка СССР.

 Письмом от *** *** заместителя директора Департамента Министерства финансов РФ, Белавской Х.К. на ее обращение по вопросу выплаты ей компенсации по ранее погашенным сертификатам Сберегательного банка СССР, был дан ответ, согласно которому каких-либо дополнительных компенсаций по ранее оплаченным сертификатам Сбербанка СССР, действующим законодательством не предусмотрено.

 Данный ответ истица оспаривает в ходе судебного разбирательства, считая его не законным.

 В силу ст. 246 (содержащейся в главе 23) ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

     Учитывая, что настоящее требования об оспаривании указанного выше решения - Письма от *** ***, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ, по мнению суда, в данном случае подлежат применению и нормы ст. 256 ГПК РФ, регламентирующей срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 Поскольку данные требования вытекают из публичных правоотношений и рассматривается по правилам подраздела III раздела II ГПК РФ, то, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009г.).

 Вместе с тем согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

 В силу ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

 Таким образом, ответ государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должен быть мотивированным, т.е. кроме самого решения по поставленным в обращении вопросам должен содержать его разъяснение и основание принятия решения.

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В судебном заседании установлено, что оспариваемый ответ был датирован ***, получен истцом ***. Требования о признании данного ответа незаконным предъявлены истцом ***, следовательно, 3-х месячный срок оспаривания решения пропущен.

 В силу ч.2 ст. 256 ГПК РФ, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 Указанные истицей обстоятельства (долго думала, анализировала) свидетельствуют о том, что о существовании указанного ответа, истица была уведомлена, поэтому причины пропуска срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, в связи с чем, требования Белавской Х.К. в данной части удовлетворению не подлежат.

 Начисление и выплата денежной компенсации по государственным долговым товарным обязательствам производится филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по месту выдачи чеков.

 Таким образом, истцу для получения причитающейся ей денежной компенсации необходимо было в установленные сроки обратиться в филиал Сберегательного банка РФ по месту выдачи облигаций с заявлением о выплате ему компенсации

 Однако, как указывалось ранее, при обналичивании облигаций в *** году, данные облигации были сданы истцом в Сберегательный банк.

 Согласно ч.2 п.2 ст.408 ГК РФ если должник выдал кредитору в удостоверение обязательства долговой документ, то кредитор, принимая исполнение, должен вернуть этот документ. Нахождение долгового документа у должника удостоверяет прекращение обязательства.

 В силу ст. 142 ГК РФ с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

 Таким образом, передав должнику ценную бумагу - облигации государственных займов, истица утратила право требования каких-либо выплат по ним, в том числе компенсационных, при этом судом также учитывается, что компенсация - это мера в соответствии с которой гарантируется выплата утраченных денежных средств. Вместе с тем в ходе судебного разбирательства истица не отрицала факт того, что номинальная стоимость облигации *** рублей ею получено в *** году, то есть до деноминации рубля.. Иных оснований, для взыскания истцом не заявлено.

 Принимая во внимание, изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права на компенсационные выплаты, взыскании компенсационных выплат также не подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

            В удовлетворении исковых требований Белавской Халиме Капаровне к Правительству Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ОАО «Сбербанк России» о признании отказа Минфина РФ право на компенсационные выплаты, признании права на компенсационные выплаты, Взыскании компенсационных выплат - отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий                           И.В. Гокова

   Решение в окончательной форме принято ***.