Производство № 2-1362/2022
УИД 28RS0004-01-2021-014871-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2022 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
При секретаре Свиргун Л.А.
С участием представителя истца МО, представителей ответчика ВД, ЕВ
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОВ к Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
ОВ обратилась в суд с указанным иском, в котором уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования просит обязать Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского» Министерства обороны Российской Федерации выплатить стимулирующую надбавку за период с 1 января 2021 года по 30 сентября 2021 года в размере 87540 рублей, отпускные за период исчисления с 1 августа 2020 года по 31 июля 2021 года в размере 59459 рублей, ежемесячную надбавку к заработной плате по обслуживанию иностранных военнослужащих в размере 9863 рублей, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере 274 рублей 82 копеек, расходы оп оплате услуг представителя в сумме 15000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 100000 рублей.
В обоснование иска указано, что состояла в трудовых отношениях с ответчиком в период с 1 апреля 1996 года по 1 октября 2021 года. В 2021 году произошло необоснованное резкое снижение размера ее заработной платы стало 95292,99 руб. в сравнении с 2018 годом - 106431,47 руб. По условиям трудового договора от 2018 года, ежегодно пролонгировавшегося путем заключения дополнительных соглашений, ее должность (доцент кафедры) не изменилась, квалификация не стала меньше (кандидат химических наук, доцент), все указанные в договоре выплаты и условия по ним также не изменялись. Все бланки по выплатам компенсационного и стимулирующего характера сдавались ею в срок, содержали максимальное для ее должности количество баллов и были заверены как председателем ПМК № 3 кафедры ЕН и ОТД, так и заведующим кафедры ЕН и ОТД. Однако в 2021 произошло снижение размеров оплаты труда (снижение уровня заработной платы по сравнению с 2020 годом). Со среднемесячной заработной платы в 2020 году 117721,68 руб. до 95292,99 руб. в 2021 году (снижение размера заработной платы составило 22428,69 руб. ежемесячно). За девять месяцев сумма недополученной заработной платы по сравнению с 2020 годом составила 201858,21 руб. Тем самым не обеспечено выполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части п. 1а (о повышении к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе). В 2021 году средняя заработная плата по Амурской области в среднем по отраслям составила 56400 руб. (по данным Росстата за январь-июль), 200 % от этой заработной платы составляет 112800 руб., что меньше ее среднемесячной заработной платы на 17507,01 руб., а за 9 месяцев 2021 года 157563,09 руб. Обращалась по данным фактам с жалобами в Государственную инспекцию труда в Амурской области, Прокуратуру Амурской области, Военную прокуратуру Благовещенского гарнизона. Из ответа Государственной инспекции труда в Амурской следует, что в ходе проведенной проверки выявлено, что пункт 5 Положения о стимулирующих надбавках преподавательскому составу из числа гражданского персонала ДВОКУ противоречит пункту 4.1 о составных частях заработной платы в части дополнительной выплаты по Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 по результатам работы за месяц установленный трудовым договором, что свидетельствует о нарушении ст. 8 Трудового кодекса РФ. По поводу начисления выплат стимулирующего и компенсационного характера комиссией в ходе проверки был изучен порядок их начисления. От комиссии руководством училища был сокрыт тот факт, что гражданский персонал всех кафедр не был проинформирован (существенные изменения трудового договора доводятся работнику под роспись) об изменении условий финансирования должностей по основному штату и штату по приложению 93а. В трудовом договоре № 5/ок109 от 30 июля 2018 года (заключен на учебный год с 01.08.2018 по 31.07.2019) отмечено, что работодатель предоставляет ей должность «доцент» (не указано по какому штату). Не указано этого и в дополнительном соглашении к трудовому договору от 30 июля 2019 года (заключено на учебный год с 01.08.2019 по 31.07.2020). Запись в трудовой книжке № 47 от 01.11.2019: «по результатам конкурсного отбора избрана на должность доцента по приложению 93а/химия/ кафедры ЕН и ОТД и заключено дополнительное соглашение на учебный год с 01.11.2019 по 31.07.2020» - вводится разделение должностей, хотя по оплате труда никаких изменений не производится и с указанным в записи № 47 трудовой книжки дополнительным соглашением не ознакомлена. Дополнительное соглашение от 30.07.2020 также ничего не меняет в оплате труда (заключено на учебный год с 01.08.2020 по 31.07.2021). Даже при проведении конкурсного отбора на 2021-2022 учебный год (период с 01.08.2021 по 31.07.2022) дополнительное соглашение, которое она подписала 30 июля 2021 года, уходя в отпуск (с 02.08.2021 по 30.09.2021), ничего не меняло в системе оплаты труда. Но по возвращении из отпуска ей не выдан ее экземпляр, со ссылкой, что уже составлено новое дополнительное соглашение. Руководством училища только после обращений в трудовую инспекцию и прокуратуры по нарушениям в ходе оплаты труда за 2020-2021 учебный год были внесены изменения уже в новое дополнительное соглашение после проведения очередного конкурсного отбора на период с 01.08.2021 по 31.07.2022. Это дополнительное соглашение она не подписывала, было выдано только при написании заявления об увольнении. С начала 2021 года преподавательский состав, находящийся не в основном штате, а в штате по приложению 93а, имея одинаковую квалификацию, с одинаковыми должностными обязанностями, с одним и тем же количеством утвержденных баллов по выплатам стимулирующего и компенсационного характера, получили в десятки раз различающиеся суммы выплат стимулирующего и компенсационного характера. Работодателем нарушены «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год» (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 декабря 2020 года), протокол № 13 в части Принципов формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда: п. 4 пп. б) недопущение снижения размеров и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления; п. 4 пп. е) обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений). Условиями трудового договора предусмотрена стимулирующая выплата - выплата дополнительная по результатам работы за месяц с учетом количества набранных баллов по видам работ, которая установлена Положением о стимулирующих надбавках преподавательскому составу из числа гражданского персонала ДВОКУ. Согласно указанному Положению сотрудник профессорско-преподавательского состава заведующему кафедру подает заявление по критериям и показателям определения стимулирующих надбавок. Ежемесячно ею подавались критерии и показатели определения стимулирующих надбавок в размере 265 баллов. Согласно Приложению № 2, 4 к Положению стоимость балла в 2021 году составляет 70 рублей. То есть фактически ежемесячно ей должно было быть начислено 18550 рублей. За январь выплата не начислена, за февраль выплата не начислена, за март выплата начислена в размере 38242 рубля, за апрель выплата не начислена, за май выплата начислена в размере 11936 рублей, недоплата составляет 6614 рублей, за июнь выплата начислена в размере 13378 рублей, недоплата 5172 рублей, за июль выплата начислена в размере 9861 рубля, недоплата 8689 рублей, за август выплата начислена в размере 7950 рублей, недоплата 10600 рублей. За сентябрь – отпуск, за октябрь - выплата начислена в размере 815 рублей. Итого сумма не выплаченной стимулирующей выплаты составляет 87540 рублей. В связи с тем, что с 01.01.2021 по 01.10.2021 стимулирующая выплата выплачивалась не в полном объеме, то соответственно оплата отпускных и произведение окончательного расчета проведено не в полном объеме. Ее среднедневной заработок составляет 3457 рублей х 64 к.д. = 221248 рублей (отпускные). Ответчиком оплачены отпускные в размере 161788 рублей 80 копеек, разница составляет 59459 рублей. Также предусмотрена ежемесячная надбавка к заработной плате по обслуживанию иностранных военнослужащих в размере 2465 рублей 90 коп. С января 2021 года по апрель 2021 года включительно данная надбавка не выплачивалась, задолженность за указанный период составляет 9863 рубля. С 1 октября 2021 года уволилась из ДВОКУ по собственному желанию. Полный расчет учреждения с ней состоялся 6 октября 2021 года, часть денежных средств выплачена 7 октября 2021 года. Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, рассчитанная по ст. 236 ТК РФ, за период с 1 октября 2021 года по 6 октября 2021 года составляет 274 рубля 82 копейки.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснила, что ежемесячно истец подавала заявку на стимулирующую надбавку с соответствующим количеством баллов. Однако данная выплата за январь, февраль, апрель 2021 года не начислена. Выплату в марте 2021 года в размере 38242 рублей расценивают как выплату стимулирующей надбавки за март 2021 года.
Представители ответчика в судебном заседании, не согласившись с иском, указали, что стимулирующая выплата не является обязательной, не входит в фонд оплаты труда, зависит от множества факторов, денежные средства на ее выплату распределяются Министерством обороны РФ. Положение о стимулирующих выплатах, являющееся приложением к Положению об оплате труда является образцом. Сумма баллов изменяется ежемесячно и зависит от средней заработной платы по училищу и от того, какой суммы не достает до 200 %. Таким образом, стоимость балла всегда разная, зависит от объема бюджетных ассигнований доведенных до учреждения. Ссылка в Положении об оплате труда на стоимость одного балла в размере 70 рублей – это пример для расчета стоимости балла. При разработке Положения о стимулирующих выплатах, учитывалось, что денежные средства поступают из одного источника, выплата осуществлялась по подразделу 0706 «Высшее образование» классификации расходов бюджетов. С 2021 года произошло разделение по кодам бюджетной классификации, фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава ДВОКУ с 2021 года был разделен на два подраздела – 0207 «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества» и 0706 «Высшее образование». Относительно сотрудников работающих с российскими студентами и работающими с иностранными студентами, установлены разные суммы, разный процент. Информация об этом была доведена до преподавательского состава на общем собрании, в последующем внесены изменения в трудовые договоры. В целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» заместителем Министра обороны РФ по вопросу обеспечения ежемесячного достижения соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников учреждений культуры, образования науки и здравоохранения и уровнем средней заработной платы в соответствующем регионе, установленным Указом, даны соответствующие Указания об обеспечении в 2021 году профессорско-преподавательскому составу учреждения высшего профессионального образования (реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества): на уровне не ниже 152 % за первый квартал 2021 год; на уроне не ниже 152,4 % за первое полугодие 2021 года, на уровне не ниже 153,2 % за третий квартал 2021 года; профессорско-преподавательскому составу учреждений высшего профессионального образования (высшее и послевузовское профессиональное образование) следует обеспечить достижение соотношения: на уровне не ниже 169,8 % за первый квартал 2021 года; на уровне не ниже 171,5 % за первое полугодие 2021 года; на уровне не ниже 171,4 % за третий квартал 2021 года. В 2020 году в ДВОКУ фактическая среднемесячная заработная плата одного работника профессорско-преподавательского состава составляла 84378 рублей 98 копеек, за январь-октябрь 2021 года фактически среднемесячная заработная плата одного работника профессорско-преподавательского состава ДВОК составляла 76458 рублей 28 копеек, за январь-декабрь 20201 года 94803 рубля 20 копеек. Данные показатели достигаются тем, что в конце года производятся все выплаты стимулирующего характера. Все денежные средства, выделенные училищу на оплату труда профессорско-преподавательского состава, в том числе стимулирующие выплаты в рамках реализации Указа Президента РФ, выплачены в полном объеме и в соответствии с целевым назначением. Стимулирующая выплата за январь 2021 года выплачена истцу из расчета 265 баллов, стоимости одного балла в размере 48,10 рублей. Данная выплата произведена в марте 2021 года. Стимулирующая выплата за февраль 2021 года была выплачена в марте 2021 года или в апреле 2021 года, когда были доведены денежные средства на ее выплату. Стимулирующая выплата за апрель 2021 года была выплачена в мае 2021 года. За первый квартал 2021 года за период январь-март истцу выплачена стимулирующая выплата в размере 38242 рублей, за апрель 2021 года 11936 рублей, за май 2021 года 13378 рублей, за июнь 202 года 9861 рубль, за июль 2021 года 7950 рублей. Задержка связана с отсутствием финансирования, первые денежные средства, предназначенные для выплаты стимулирующей надбавки, доведены до учреждения 16 марта 2021 года. Баллы начисляются ежемесячно, однако оплата производится при поступлении денежных средств, выплата оформляется приказом. Таким образом, денежные средства на стимулирующую выплату за первый квартал поступают в конце первого квартала, за остальные кварталы – денежные средства поступают наперед. Документы по выплатам имеются в единственном экземпляре и были представлены по требованию в прокуратуру. Данная выплата отражена в лицевом счете за год, выплата указана в строке «стимулирующая выплата». Первая выплата всегда выплачивается за квартал. По данным системы 1С и согласно приказу по училищу, ОВ начислялись баллы по июль 2021 ода, затем она была в отпуске. В учреждении имеются два штатных расписания – основное и по приложению 93а. Оклады в данных штатных расписаниях одинаковые, тогда как стимулирующая выплата разная. Когда преподаватель подает заявку на утверждение количества баллов заведующему кафедры, заведующий кафедры формирует заявку, которая передается в бухгалтерию для составления сводной ведомости, а после в отдел кадров для подготовки приказа на выплату. В случае отсутствия денежных средств, стимулирующая надбавка не выплачивается. Основание для выплаты всегда является приказ начальника учреждения, приказ не может быть утвержден, пока не доведены лимиты бюджетных средств. Список сотрудников, работающих с иностранными студентами, подается заведующим кафедры. Таких сведений за январь, февраль, март 2021 года не подавалось. С апреля 2021 года стали подаваться списки. Приказ об установлении выплаты за работу с иностранными студентами издается на основании рапорта заведующего кафедры. В январе, феврале 2021 года выплата за работу с иностранными студентами не была установлена, поскольку локальный акт, подписанный министром обороны Шойгу С.К., был подписан им только 23 марта 2021 года. В данном акте определен перечень должностей работников, связанных с обучением и обслуживанием иностранных военнослужащих и специалистов. Должность истца предусмотрена в данном списке под № 19. В апреле 2021 года был издан приказ начальника училища № 541 от 14 апреля 2021 года, в котором устанавливалась в срок до 15 апреля 2021 года обязанность подать списки работников, которые связаны с обучением иностранных студентов. Такие списки были поданы, в том числе в отношении истца. Первую надбавку по училищу стали получать с апреля 2021 года. Надбавка была выплачена истцу в полном объеме с апреля 2021 года по июль 2021 года включительно. Окончательный расчет произведен с истцом 6 октября 2021 года в связи с тем, что она уволена 1 октября 2021 года, денежные средства, выделенные на третий квартал 2021 года должны быть израсходованы в сентябре 2021 года, иначе они уходят в доход государства. Денежные средства поступили в учреждение 4 октября 2021 года в связи с чем окончательный расчет произведен 6 октября 2021 года. Должностные лица ответчика каких-либо нарушений прав истца не допустили, выполняли приказы и указания, поступавшие в учреждение. Ответчик не имеет задолженности по заработной плате перед истцом, все положенные истцу выплаты выплачены ей в полном объеме. В учреждении ежегодно проводятся ревизии, ежегодно проверяется исполнение Указа Президента РФ № 597. Каких-либо нарушений выявлено не было.
В судебное заседание не явилась истец, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах не явки не сообщила, обеспечила явку своего представителя. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз.1 ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что между сторонами возник спор относительно наличия у ответчика задолженности по заработной плате перед истцом.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, в соответствии со ст. 2 ТК РФ, признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, работодатель обязан в силу ст. 22 ТК РФ выплачивать работнику причитающуюся заработную плату, вправе поощрять работников за добросовестный труд, а работник в силу ст. 21 ТК РФ имеет право на выплату заработной платы в полном объеме в соответствии с количеством и качеством выполненной работы. Указанное в полной мере согласуется с положениями ст.ст. 7, 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующими право каждого на труд, его охрану и получение соответствующего вознаграждения без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу части 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда, основные государственные гарантии по оплате труда работника, повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства ч.1 и ч. 2 ст. 135 ТК РФ и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Согласно уставу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского» Министерства обороны Российской Федерации утв. Министром обороны России 28 июля 2015 года (с последующими изменениями) учреждение является некоммерческой организацией, его учредителем является Российская Федерация. Военное училище находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Военное училище является юридическим лицом, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке распорядителем бюджетных средств.
Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации постановлено обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 26.11.2012 № 2190-р, предусматривающее повышение уровня заработной платы преподавателей высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Вместе с тем, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 не регулирует процедуру начислений спорной стимулирующей выплаты и обязательность ее выплаты. Стимулирующая выплата производится на основании показателей эффективности профессиональной деятельности за спорный период.
Обращаясь с исковым заявлением ОВ указывает, что ответчик не обеспечил повышение ее средней заработной платы как преподавателю образовательного учреждения до 200 % от средней заработной платы в регионе, в частности не в полном объеме выплатил ей стимулирующую надбавку согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Из материалов дела следует, то ОВ состояла в трудовых отношениях с Федеральным государственным казенным военным образовательным учреждением высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДВОКУ) с 1996 года.
30 июля 2018 года между ДВОКУ и ОВ заключен трудовой договор № 5/ок109 по условиям которого истец принимается на работу на должность доцента структурного подразделения кафедра (естественно-научных и общетехнических дисциплин). Договор заключен определенный срок на учебный год с 1 августа 2018 года по 31 июля 2019 года. Дополнительными соглашениями от 30 июля 2019 года, 30 июля 2020 года, 30 июля 2021 года к трудовому договору № 5/ок109 от 30 июля 2018 года срок действия трудового договора продлен на учебный год с 1 августа 219 года по 31 июля 2020 года, с 1 августа 2020 года по 31 июля 2021 года, с 1 августа 2021 года по 31 июля 2022 года соответственно.
По условиям трудового договора за выполнение трудовых обязанностей истцу устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад 22953 рубля в месяц; выплаты компенсационного характера: районный коэффициент 1,3 за работу в местностях с особыми климатическими условиями ежемесячно, надбавка 30 % за работу в южных районах Дальнего Востока ежемесячно; выплаты стимулирующего характера: выплата 40 % за выслугу лет ежемесячно, дополнительная материальная выплата, размер которой определяется объемом бюджетных средств выделенных на эти цели по результатам исполнения должностных обязанностей за квартал по решению Министра обороны РФ, премия 41,66 % за добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы за месяц с учетом выполнения показателя: соблюдение трудовой дисциплины; фактически отработанного времени; единовременное денежное вознаграждение в размере двух должностных окладов за добросовестное исполнение должностных обязанностей по результатам работы календарного года; выплата дополнительная (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597) по результатам работы за месяц с учетом количества набранных баллов (Положение о стимулирующих надбавках преподавательскому составу из числа гражданского персонала ДВОКУ) по видам работ: учебная работа, методическая работа, повышение квалификации; научная работа; воспитательная и профориентационная работа; другие виды деятельности, результаты, условия труда, уровень квалификации; премиальные выплаты за счет экономии фонда оплаты труда (при их наличии) по результатам работы за месяц, квартал, год с учетом выполнения показателей эффективности трудовой деятельности работника, оцениваемых работодателем; премиальные выплаты за счет экономии фонда оплаты труд (при их наличии) за выполнение важных ответственных работ по решению работодателя по факту исполнения (пункт 4.1).
В силу п. 4.2 трудового договора, выплата заработной платы работнику производится в сроки и порядке, которые установлены коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
Дополнительным соглашением от 30 июля 2021 года к трудовому договору № 5/ок109 от 30 июля 2018 года внесены изменения в п. 4.1 договора, увеличен размер должностного оклада истца до 24659 рублей в месяц, подпункт в 5 пункта 4.1 трудового договора дополнен словами: «Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 при наличии выделенных на эти цели бюджетных средств». Данное дополнительное соглашение истцом не подписано.
Установлено, что ОВ при выполнении должностных обязанностей доцента кафедры естественно-научных и общетехнических дисциплин относилась преподавательскому составу из числа гражданского персонала.
Приказом № 783-ок от 27 сентября 2021 года трудовой договор № 5/ок109 от 30 июля 2018 года с ОВ прекращен и она уволена 1 октября 2021 года на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника.
Положением об оплате труда гражданского персонала утв. 9 сентября 2021 года установлено, что оно определяет источники формирования фонда оплаты труда, порядок его распределения между подразделениями (отделами и т.д. и т.п.), структуру заработной платы работников, правила установления размеров должностных окладов (ставок заработной платы), условия установления компенсационных и стимулирующих выплат, доплат и надбавок, иные вопросы в области оплаты труда (п. 1.2).
В силу п. 1.7 указанного Положения, заработная плата работникам ДВОКУ выплачивается ежемесячно, выплаты производятся 2 раза в месяц: заработная плат за 2 половину месяц – 5 следующего месяца, заработная плата за 1 половину месяца – 19 текущего месяца.
В силу п. 17 раздела 4 Положения об оплате труда, гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результата труда работника, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п. 18).
Выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) военного училища в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации. Основанием для осуществле6ния выплат стимулирующего характера являются приказ начальника военного училища (п. 19).
Судом установлено, что ответчик является некоммерческой организацией и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств – Министерство обороны Российской Федерации.
Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Данный Порядок применяется при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
До 2021 года планирование денежных средств на выплату заработной платы профессорско-преподавательского состава (заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшие преподаватели, преподаватели) осуществлялось по подразделу 0706 «Высшее образование» классификации расходов бюджетов.
В соответствии с требованиями Порядка, планирование и финансирование расходов на выплату заработной платы профессорско-преподавательского состава, в частности, осуществляются: на обеспечение деятельности специального факультета училища, где обучаются иностранные военнослужащие, по подразделу 0207 «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества» классификации расходов бюджетов; на реализацию образовательных программ высшего профессионального образования (высшее и послевузовское профессиональное образование) по подразделу 0706 «Высшее образование» классификации расходов бюджетов.
В соответствии с требованиями Порядка фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава ДВОКУ с 2021 года был разделен на два подраздела - 0207 «Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества» и 0706 «Высшее образование».
Согласно Положению о стимулирующих надбавках преподавательскому составу из числа гражданского персонала ДВОКУ в 2021 году (утв. начальником ДВОКУ 20 сентября 2021 года), оно распространяется на часть фонда оплаты труда преподавательского состава из числа гражданского персонала ДВОКУ, сформированного в виде стимулирующей части, и устанавливает критерии его распределения при расчете выплат преподавательскому составу (п. 1.1).
Пунктом 3 Положения о стимулирующих надбавках преподавательскому составу из числа гражданского персонала ДВОКУ в 2021 году, стимулирующие выплаты устанавливаются на определенный период (месяц, квартал, семестр учебного года и т.д.) по результатам работы в предыдущем периоде, при этом учитывается: 1. Учебная деятельность. 2. Методическая деятельность, переподготовка и повышение квалификации. 3. Научная деятельность. 4. Работа с личным составом и профориентационная работа. 5. Уровень квалификации, другие виды деятельности, результаты и условия труда. 6. Индекс цитируемости в отечественных и зарубежных изданиях.
К числу основных документов, в соответствии с которыми осуществляются выплаты стимулирующих надбавок относится Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п. 4 Положения).
В силу пункта 5 указанного Положения в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 потребности в бюджетных средствах на указанные цели оформляются расчетом объемов бюджетных ассигнований на повышение уровня оплаты труда (установление стимулирующих выплат) преподавательскому составу училища по установленным формам. Выплаты стимулирующих надбавок преподавательскому составу производятся на основании издаваемых приказов начальника училища. Выплаты стимулирующей надбавки осуществляются после поступления бюджетных средств в училище от главного распорядителя бюджетных средств (Министерства обороны Российской Федерации).
Согласно п. 6 Положения о стимулирующих надбавках преподавательскому составу из числа гражданского персонала ДВОКУ в 2021 году, показатели деятельности оцениваются в баллах, которые начисляются штатным единицам преподавательского состава за отчетный период. Критерии и показатели определения баллов предусмотрены данным разделом Положения.
В соответствии с пунктом 8 Положения о стимулирующих надбавках преподавательскому составу из числа гражданского персонала ДВОКУ в 2021 году, заявка на выплаты оформляется преподавателем в виде заявления на имя начальника (заведующего) кафедры (стандартный бланк, приложение 1) с указанием работ и достижений за отчетный период (месяц, квартал, семестр обучения и тд.). К заполненному заявлению прилагаются подтверждающие материалы (статьи, пособия и пр.). Указанные в заявлении мероприятия должны быть отражены в индивидуальном плане преподавателя за отчетный месяц. Каждое выполненное мероприятие из номенклатуры списка учитывается преподавателем в заявлении однократно за установленный период (кроме специально указанных, учитываемых суммой баллов), по лучшему показателю. Все выполненные работы и достижения визируются председателем предметно-методической комиссии (в его отсутствие начальником (заведующим) кафедры) и далее начальником (заведующим) кафедры. Заявка рассматривается на заседании предметно-методической комиссии и рекомендуется к рассмотрению на заседании кафедры. Решение предметно-методической комиссии и заседания кафедры по заявке преподавателя оформляется соответствующими протоколами. Начальник (заведующий) кафедры сводит оформленные заявления преподавателей в сводный список (стандартный бланк, приложение 2), визирует список, согласовывает его с заместителем начальника училище по учебной и научной работе и представляет начальнику училища для принятия решения. Заявки начальников (заведующих) кафедр утвержденные начальником училища передаются начальника отдела кадров для оформления приказа на стимулирующие выплаты. Проверку сведений для выплат, начальниками (заведующих) кафедр, периодически осуществляет специально избранная на Ученом совете училища ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия училища, при поступлении бюджетных ассигнований на выплату стимулирующих надбавок преподавательскому составу и суммарного числа баллов преподавательского состава, определяет стоимость одного балла на установленный период, а также верхнюю и нижнюю границы общего количества баллов, которые может набрать один преподаватель, с учреждением их на Ученом совете училища. Рекомендуемый порядок расчета: начальники (заведующие) кафедр представляют в финансово-экономическую службы общую сумму баллов, начисленных преподавательскому составу кафедры, согласно сводному списку. Финансово-экономическая служба суммирует баллы за все кафедры. Затем 90 % денежных средств выделенных для выплаты стимулирующих надбавок, делятся на общую сумму баллов за училище, в результате получается стоимость 1 балла. Индивидуальная сумма выплат определяется умножением стоимости 1 балла на количество набранных баллов преподавателем. Оставшиеся 10 % денежных средств, выделенных для выплат стимулирующих надбавок распределяются решением начальника училища на преподавательский состав с учетом предложений заместителей начальника училища, начальников (заведующих) кафедр и других должностных лиц. Выплаты стимулирующей надбавки преподавательскому составу в соответствии с набранными баллами и дополнительными баллами назначаются на определенный период (месяц, квартал, семестр и т.д.), устанавливаемый начальником училища. Выплаты стимулирующих надбавок осуществляются после поступления бюджетных средств в училище от главного распорядителя бюджетных средств (Министерства обороны Российской Федерации).
Таким образом, судом установлено, что выплата дополнительная, выплачиваемая в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597, предусмотренная в трудовом договоре заключенном между истцом и ответчиком является стимулирующей выплатой, выплачивается преподавательскому составу, зависит от количества набранных баллов за высокие показатели в учебной, методической, научной работе с личным составом и профориентационной работе.
Порядок данной выплаты в учреждении ответчика регулируется Положением о стимулирующих надбавках преподавательскому составу из числа гражданского персонала ДВОКУ в 2021 году, согласно которому выплата стимулирующей надбавки преподавательскому составу назначается на определенный период (месяц, квартал, семестр и тд.), устанавливаемый начальником училища и осуществляется поступления бюджетных средств в училище от главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации. При этом исходя из установленного в пункте 8 указанного Положения оформления и порядка выплаты стимулирующей части, выплата производится на основании заявки на выплаты, оформляемой преподавателем в виде заявления на имя начальника (заведующего) кафедры, которая рассматривается на заседании предметно-методической комиссии и рекомендуется к рассмотрению на заседании кафедры. После чего начальник (заведующий) кафедры сводить оформленные заявления преподавателей в сводный список, подлежащий согласованию с заместителем начальника училища по учебной и научной работе, и предоставляется начальнику училища для принятия решения. Утвержденные начальником училища заявки передаются в отдел кадров для оформления приказа на стимулирующие выплаты. При этом стоимость одного балла не носит постоянную величину, меняется в зависимости от стоимости балла по училищу.
Как следует из иска, доводов представителя истца и не оспаривалось ответчиком, ежемесячно в период работы с 1 января 2021 года по 30 сентября 2021 года ОВ подавались заявки на стимулирующую выплату с указанием вида работ и количества баллов.
Заявления профессорско-преподавательского состава кафедры на выплаты стимулирующей части заработной платы были рассмотрены на заседании кафедры, что подтверждается выписками из протокола заседания кафедры (ЕН и ОТД) от 19 января 2021 года, 9 февраля 2021 года, 2 марта 2021 года, 6 апреля 2021 года, 11 мая 2021 года, 8 июня 2021 года, 20 июля 2021 года, 24 августа 2021 года, 7 сентября 2021 года и были рекомендованы для дальнейшего согласования сводного списка с начальником учебно-методического отдела, заместителем начальника училища по учебной и научной работе и предоставление на утверждение начальнику ДВОКУ.
В соответствии с выписками из протоколов заседания предметно-методической комиссии № 3 ДВОКУ от 19 января 2021 года, 17 февраля 2021 года, 15 марта 2021 года, 20 апреля 2021 года, 18 мая 2021 года, 28 июня 2021 года, 23 сентября 2021 года, по результатам рассмотрения представленных председателем ПМК № 3 заявок на выплаты стимулирующей части заработной платы, принято решение рекомендовать заявки ППС ПМК № 3 на выплаты стимулирующей части заработной платы за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, сентябрь 2021 года на утверждение заведующего кафедрой. При этом как следует из выписки из протокола № 1 заседания предметно-методической комиссии № 3 от 23 сентября 2021 года заседание ПМК № 3 в июле и в августе 2021 года не проводилось и не планировалось (отпуск ППС ПМК № 3).
Вместе с тем, как установлено судом выше выплата стимулирующей надбавки преподавательскому составу назначается на определенный период (месяц, квартал, семестр и тд.), устанавливаемый начальником училища и осуществляется поступления бюджетных средств в училище от главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что дополнительные бюджетные ассигнования в рамках реализации Указа Президента РФ от 78 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» на повышение уровня оплаты труда работникам учреждений образования Минобороны России за 1 квартал 2021 года доведены до ДВОКУ 16 марта 2021 года, что подтверждается расходным расписанием от 16 марта 2021 ода, письмами начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» от 15 марта 2021 года (исх. № 41983) от 16 марта 2021 года.
Так, согласно письму начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия) от 16 марта 2021 года, просит произвести выплату на повышение уровня оплаты труда работникам учреждения на основании изданного начальником учреждения приказа.
Согласно письму начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» от 12 мая 2021 года (исх. № 1/3500) до ДВОКУ доведены дополнительные бюджетные ассигнования на повышение уровня оплаты труда работникам учреждений образования Минобороны России за 2 квартал 2021 года в рамках реализации Указа Президента РФ от 78 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Дополнительные бюджетные ассигнования доведены до учреждения 30 апреля 2021 года, что подтверждается расходным расписанием от указанной даты.
Согласно расходному расписанию от 9 августа 2021 года, письму начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» от 9 августа 2021 года (исх. № 1/6073) дополнительные бюджетные ассигнования на повышение уровня оплаты труда работника учреждения образования Минобороны России за 3 квартал 2021 года доведены до ДВОКУ.
Вышеуказанными письмами начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» предписано в 1, 2, 3 квартале 2021 года обеспечить достижение соотношения между уровнем оплаты отдельных категорий работников учреждений образования и уровнем средней заработной платы в соответствующем регионе н уровне, не ниже установленного указаниями Заместителя Министра обороны РФ № 182/5/1681 от 1 марта 2021 года, № 182/5/3277 от 26 апреля 2021 года, № 182/5/5803 от 28 июля 2021 года.
Приказом начальника ДВОКУ (по отделению кадров) от 23 марта 2021 года № 236-ок постановлено произвести стимулирующую выплату профессорско-преподавательскому составу из числа гражданского персонала училища по итогам работы за первый квартал 2021 года в размерах, согласно приложениям к приказу. согласно списку гражданского персонала ДВОКУ на дополнительную стимулирующую выплату по Указу № 597 за 1 квартал 2021 года, доценту ОВ предписано к выплате 38242 рубля, согласно данным для расчета надбавки: январь 265 балла, февраль 265 баллов, март 265 баллов, стоимости одного балла 48,10 рублей. При этом стоимость одного балла установлена в данном списке одинаковой для всего преподавательского состава.
Аналогичными приказами начальника ДВОКУ (по отделению кадров), изданными в целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» от 25 мая 2021 года № 405-ок, от 16 июня 2021 года № 467-ок, от 5 июля 2021 года № 530-ок, от 12 августа 2021 года № 646-ок постановлено произвести стимулирующую выплату профессорско-преподавательскому составу из числа гражданского персонала училища по итогам работы за соответственно апрель 2021 года, май 2021 года, июнь 2021 года, июль 2021 года. Согласно приложениям к данным приказам ОВ к выплате полагалось за апрель 2021 года 11936 рублей (количество баллов 265, стоимость 1 балла 45,04 руб.), за май 2021 года 13378 рублей (количество баллов 265, стоимость 1 балла 50,48 руб.), за июнь 2021 года 9861 рубль (количество баллов 275, стоимость 1 балла 35,85 руб.), за июль 2021 года 7950 рублей (количество баллов 265, стоимость 1 балла 30 руб.).
Из материалов дела следует, что данные суммы стимулирующей выплаты по Указу Президента РФ от 7 мая 20212 года № 597 выплачены ОВ в полном объеме.
При этом как установлено судом и подтверждается приказом начальника ДВОКУ (по отделению кадров) № 805-ок о произведении стимулирующей выплаты профессорско-преподавательскому составу из числа гражданского персонала училища по итогам работы за август-сентябрь 2021 года издан 1 октября 2021 года. При этом по состоянию на указанную дату ОВ не являлась работником ответчика, в связи с чем, оснований для начисления ей стимулирующей выплаты по данному приказу не имелось, выплата ей не начислялась и не выплачивалась.
Таким образом, судом установлено, что выплата стимулирующего характера истцу за период с января 2021 года по 30 сентября 2021 года произведена истцу в полном объеме, согласно приказам начальника ДВОКУ, с учетом доведенных лимитов бюджетных ассигнований, сроков их доведения до училища, количества набранных истцом баллов по результатам выполнения ею деятельности, а также с учетом стоимости одного балла, определяемого в конкретный период. В данной части в действиях ответчика отсутствует нарушение прав истца.
Доводы истца о том, что уровень ее заработной платы за 2021 год по сравнению с уровнем заработной платы за 2020 год снизился, что, по мнению истца, является нарушением принципов формирования систем оплаты труда таких как: недопущение снижения размеров и условий труда работников, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, суд находит несостоятельными в связи со следующим.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано Правительству Российской Федерации принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 года.
Согласно Методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением № 5 к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 года, утвержденной указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
Разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, предусмотрено, что достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 1 июня 2012 года № 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 для соответствующей категории работников.
Как установлено судом выше, при поступлении в военное училище дополнительных бюджетных ассигнований в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» на повышение уровня оплаты труда работникам учреждений образования Минобороны России, письмами начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)» было предписано в 1, 2, 3 квартале 2021 года обеспечить достижение соотношения между уровнем оплаты отдельных категорий работников учреждений образования и уровнем средней заработной платы в соответствующем регионе н уровне, не ниже установленного указаниями Заместителя Министра обороны РФ № 182/5/1681 от 1 марта 2021 года, № 182/5/3277 от 26 апреля 2021 года, № 182/5/5803 от 28 июля 2021 года.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» заместителем Министра обороны Российской Федерации ТВ по вопросу обеспечения ежемесячного достижения соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников учреждений культуры, образования, науки и здравоохранения и уровнем средней заработной платы в соответствующем регионе, установленным Указом, даны соответствующие Указания об обеспечении в 2021 году профессорско-преподавательскому составу учреждений высшего профессионального образования (реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества) соотношения: на уровне не ниже 152,0 % (указания от 01.03.2021 № 182/5/1681, письмо от 30.04.2021 № 1/3432), за первый квартал 2021 года; на уровне не ниже 152,4 % (указания от 26.04.2021 № 182/5/3277, письмо от 30 апреля 2021 года № 1/3432), за первое полугодие 2021 года; на уровне не ниже 153,2 % (указания от 28.07.2021 № 182/5/5803, письмо от 6 августа 2021 года № 1/6040), за третий квартал 2021 года. Профессорско-преподавательскому составу учреждений высшего профессионального образования (высшее и послевузовское профессиональное образование) следует обеспечить достижение соотношения: на уровне не ниже 169,8 % (указания от 01.03.2021 № 182/5/1681, письмо от 30 04.2021 № 1/3432), за первый квартал 2021 года; на уровне не ниже 171,5 % (указания от 26.04.2021 № 182/5/3277, письмо от 30 04.2021 № 1/3432), за первое полугодие 2021 года; на уровне не ниже 171,4 % (указания от 28.07.2021 № 182/5/5803, письмо от Об 08.2021 № 1/6040), за третий квартал 2021 года.
Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р предусмотрено, что достижение показателей, определенных Указом осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы.
Из представленного ответчиком анализа изменения заработной платы профессорско-преподавательского состава ДВОКУ следует, что в 2020 году в ДВОКУ фактическая среднемесячная заработная плата одного работника профессорско-преподавательского состава составляла 84378 рублей 98 копеек, за период январь - октябрь 2021 года (спорный период согласно требованиям истца) фактическая среднемесячная заработная плата одного работника профессорско-преподавательского состава ДВОКУ составила 76458 рублей 28 копеек. За период январь - декабрь 2021 года фактическая среднемесячная заработная плата одного работника профессорско-преподавательского состава ДВОКУ составила 94803 рубля 20 копеек.
Ответчиком указано, что данные показатели достигаются тем, что в конце года производятся все выплаты стимулирующего характера.
Согласно представленной ответчиком справке расчета стоимости по стимулирующей выплате доцента ОВ за 2021 год, выполненной ведущим бухгалтером финансово-экономической службы расчетного отделения ЕВ, при расчете заработной платы ОВ за период январь-сентябрь 2021 года, средняя заработная плата составит 105971 рубль 65 копеек (из расчета 953744,86/9 мес.), что с учетом средней заработной платы по региону в 2021 года 47401 рубля 55 копеек составляет 223,56 % от указанного показателя (105971,65/47401,55 х 100).
Согласно лицевому счету в отношении истца за 2021 год, средняя начисленная истцу заработная плата в указанный период выше средней заработной платы по региону, что свидетельствует о соблюдении работодателем положений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597.
Доводы истца о том, что стимулирующие выплаты являются обязательными составными частями заработной платы истца, приведенные со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 являются несостоятельными, поскольку само по себе включение в систему оплаты труда возможности материального стимулирования работника не влечет безусловную гарантированность таких выплат, так как основанием для их начисления и выплаты является соблюдение условий, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя и заключенным с работником трудовым договором, а также бюджетным финансированием. Безусловных гарантий размера заработной платы с учетом данных стимулирующих выплат в 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе на 2018 - 2020 год для каждого работника указанные нормативные акты и условия трудового договора не содержат. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом Президента Российской Федерации № 597.
Судом также учитывается, что проведенная в июне 2021 года Управлением Федерального казначейства по Амурской области проверка училища, в том числе на соответствие уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Амурской области, нарушений не установила.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводам, что заработная плата ОВ, с учетом стимулирующих выплат, выплачена истцу за период январь-сентябрь 2021 года в полном объеме. Каких либо нарушений при определении размера стимулирующей выплаты не имеется. Произведенные ответчиком расчеты заработной платы истца являются верными и обоснованными. Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований истца о понуждении ответчика выплатить стимулирующую надбавку за период с 1 января 2021 года по 30 сентября 2021 года в сумме 87540 рублей, не имеется, в удовлетворении требований истца в данной части следует отказать.
Поскольку судом не установлено нарушений прав истца в части выплаты ей стимулирующей надбавки согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» за период с 1 января 2021 года по 30 сентября 2021 года, что было положено истцом в обоснование заявленных требований о понуждении ответчика выплатить отпускные за период начисления с 1 августа 2020 года по 31 июля 2021 года в сумме 59459 рублей (с учетом перерасчета), требования истца в данной части также не подлежат удовлетворению.
Рассматривая доводы истца о не выплате ей ответчиком ежемесячной надбавки к заработной плате по обслуживанию иностранных военнослужащих за период с января 2021 года по апрель 2021 года в размере 2465 рублей 90 копеек ежемесячно, суд пришел к следующим выводам.
По условиям трудового договора № 5/ок109, заключенного с истцом 30 июля 2018 года, выплата ежемесячной надбавки к заработной плате по обслуживанию иностранных военнослужащих, не предусмотрена.
Положением об оплате труда гражданского персонала, утв. начальником ДВОКУ 9 сентября 2021 года, установлено, что основанием для выплат являются приказы начальника военного училища.
За обучение и обслуживание иностранных военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1988 года № 1238-248 установлена надбавка от 10 до 15 процентов оклада по воинской должности. По данному вопросу в Вооруженных Силах Российской Федерации действуют Приказы Министра обороны 1989 года № 08 и 1991 года № 0194.
Вместе с тем, как установлено судом ОВ не являлась военнослужащей, относилась к гражданскому персоналу военного училища.
Как следует из утвержденного 23 марта 2021 года Министром обороны РФ Перечня должностей работников, занятых обучением и обслуживанием иностранных военнослужащих и специалистов, в данном перечне под № 19 предусмотрена должность: доцент.
Согласно представленной ответчиком Книге приказом в ней имеется запись от 7 апреля 2021 года об издании приказа № 2105 об установлении дополнительных выплат заработной платы работникам училища, в соответствии с приказом Министра обороны СССР от 6 января 1989 года № 08.
Приказанием начальника ДВОКУ от 14 апреля 2021 года № 541 постановлено в срок до 15 апреля 2021 года предоставить списки личного состава (гражданского персонала) ДВКУ, допущенного к работе с иностранными военнослужащими.
Согласно представленному профессорам кафедры ЕН и ОТД списку, ОВ допущена к работе с иностранными военнослужащими.
В том числе согласно представленным ответом спискам, доцент ОВ работала по ОШС с иностранными военнослужащими в апреле 2021 года, мае 2021 года, июне 2021 года, июле 2021 года.
Приказами начальника ДВОКУ (по строевой части) от 28 апреля 2021 года № 2427, от 2 июня 2021 года № 2812, от 25 июня 2021 года № 3099, от 2 августа 2021 года № 3479 постановлено выплатить надбавку к заработной плате за обучение и обслуживание иностранных военнослужащих гражданскому персоналу военного училища за апрель 2021 года, май 2021 года, июнь 2021 года, июль 2021 года, в размере 10 % от должностного оклада (тарифной ставке) по занимаемой должности, в том числе ОВ
Согласно лицевому счету за 2021 год, ОВ выплачивалась надбавка к заработной плате за обучение и обслуживание иностранных военнослужащих гражданскому персоналу военного училища за период с мая 2021 года по август 2021 года (с учетом даты выплаты заработной платы) в размере 2465 рублей 90 копеек (что соответствует 10 % от установленного истцу должностного оклада).
Таким образом, за период с апреля 2021 года по июль 2021 года ответчиком истцу выплачивалась надбавка за обучение и обслуживание иностранных военнослужащих.
При этом, поскольку ответчиком приказов о выплате истцу надбавки к заработной плате за обучение и обслуживание иностранных военнослужащих за период январь-март 2021 года не издавалось, оснований для выплаты данной надбавки не имелось.
Указанная надбавка за апрель 2021 года выплачена истцу.
Учитывая изложенное, требования истца о понуждении ответчика выплатить ежемесячную надбавку к заработной плате по обслуживанию иностранных военнослужащих в размере 9863 рублей (за период с января 2021 года по апрель 2021 года) не подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика компенсации за несвоевременную выплату заработной платы суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Согласно ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Судом установлено, что истец уволена 1 октября 2021 года, в указанный день полный расчет ответчика с ней не состоялся. Часть денежных средств поступила 6 октября 2021 года, другая часть 7 октября 2021 года. Просит взыскать компенсацию за несовременную выплаты заработной платы, исчисляя ее в размере 274 рублей 82 копеек за период с 1 октября 2021 года по 6 октября 2021 года. При этом истцом не указано на какую сумму задолженности начисляется компенсация, в предоставленном истцом расчете такая сумма отсутствует, что не позволяет суду проверить расчет истца.
Суд также находит заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что в данном случае необходимо учитывать дату увольнения истца – 1 октября 2021 года. Денежные средства, выделенные на третий квартал 2021 года, должны быть освоены учреждением в сентябре 2021 года, иначе они уходят в доход государства. Денежные средства на третий квартал поступили в учреждение 4 октября 2021 года в связи с чем, окончательный расчет с истцом произведен 6 октября 2021 года.
Учитывая изложенное, требования истца о взыскании с ответчика компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 274 рублей 82 копеек, удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Поскольку требования истца о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате, удовлетворению не подлежат, не подлежат удовлетворению и производные от основного требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку не установлено каких-либо нарушений ответчиком трудовых прав истца, оснований для компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ не имеется.
Заявленный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд,
решил:
ОВ в удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении выплатить стимулирующую надбавку за период с 1 января 2021 года по 30 сентября 2021 года в сумме 87540 рублей, отпускные за период с 1 августа 2020 года по 31 июля 2021 года в сумме 59459 рублей, ежемесячную надбавку к заработной плате по обслуживанию иностранных военнослужащих в сумме 9863 рублей за период с 1 января 2021 года по 31 марта 2021 года, взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 274 рублей 82 копеек, расходов по оплате услуг представителя в сумме 15000 рублей, компенсации морального вреда в размере 100000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде через Благовещенский городской суд, в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 1 апреля 2022 года.
Судья Н.Н. Матюханова