НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 25.01.2018 № 12-148/18

Дело № 12-148/2018

РЕШЕНИЕ

25 января 2018 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.,

при секретаре Ткаченко И.Р.

с участием защитника Праскова М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника управления ПФР в г. Благовещенске ФИО1 на постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 8 от 29 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 8 от 29 ноября 2017 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении ИП ФИО2 на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, начальник УПФР в г. Благовещенске ФИО1 обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение, в обоснование указав, что отчетность представляется страхователями по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 года № 83п, зарегистрированной Минюстом России 18.02.2016, регистр. № 41142. Форма СЗВ-М может быть представлена страхователем в территориальный орган ПФР: в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи при наличии гарантий достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений с применением усиленной квалифицированной электронной подписи страхователя или его представителя; на бумажном носителе лично или через представителя, в том числе в виде почтового отправления с описью вложения, а также с сопровождением машиночитаемого носителя в электронной форме по установленным форматам. Датой представления формы СЗВ- М считается: дата их фактического представления, при представлении лично или представителем в территориальные органы ПФР; дата их отправки почтовым отправлением с описью вложения, при отправке по почте, соответствующей дате, указанной на почтовом штемпеле; дата их отправки, зафиксированная в подтверждении даты отправки в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи оператора. В форме электронного документа сведения по форме СЗВ-М представляются в соответствии с форматом, утвержденным распоряжением Правления ПФР от 25.02.2016 № 70р (от 31.08.2016 № 432р, от 07.12.2016 № 1077р). В соответствии с Технологией сдачи отчетности, утвержденной распоряжением Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в системе индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования» направление формы СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» осуществляется в рамках формализованного документооборота. Прием от страхователя сведений по форме СЗВ-М в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования осуществляется посредством программного комплекса «Бесконтактный прием информации» (ПК БПИ). При представлении страхователем сведений по форме СЗВ-М на бумажном носителе, в том числе по почте, специалист, ответственный за прием сведений по форме СЗВ-М (далее - специалист), осуществляет прием и запись формы СЗВ-М в программный комплекс «Perso» (ПК «Perso») ежедневно в день поступления отчетности. В случае представления страхователем сведений без сопровождения машиночитаемого носителя, специалист переводит их в электронную форму самостоятельно в тот же день. Дальнейший процесс проверки и обработки формы СЗВ-М осуществляется в автоматизированном режиме в подсистеме АИС ПФР-2 «Внутриведомственный информационный обмен» (далее - ВИО)посредством взаимодействия с подсистемами АИС ПФР-2 «Персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц» (далее — СПУ) и «Администрирование страховых взносов» (далее - АСВ). Из подсистемы ВИО АИС ПФР-2 в ПК «Perso» и ПК БПИ поступают на обработку следующие типы сообщений: квитанция о регистрации документа; квитанция об отказе в регистрации документа; унифицированный протокол проверок (далее — УПП). Квитанции о регистрации (об отказе в регистрации) документа являются технологическими, формируются в подсистеме ВИО АИС ПФР-2 для отслеживания статуса пакета с документом, отражения в ПК «Perso» и ПК БПИ данного статуса и не подлежат передаче страхователю. При представлении формы СЗВ-М в электронном виде ПК БПИ отправляет страхователю УПП в автоматизированном режиме. Специалист территориального органа ПФР осуществляет учет и контроль за своевременностью и полнотой представления страхователями форм СЗВ-М посредством использования аналитических и статистических данных, формируемых в ПК «Perso» и ПК БПИ. В качестве подтверждения своих доводов о своевременности представления сведений за отчетный период, ФИО2 ссылается на сообщение от ЗАО «Калуга Астрал», при том, что данная организация не является органом, подтвержающим своевременность отправки или получения сведений по форме СЗВ-М в адрес УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), поступающих от страхователей. Более того, ФИО2 не был продлён сертификат, идентифицирующий страхователя в системе ПФР. Считает, что именно по вине ФИО2 произошла несвоевременная сдача сведений по форме СЗВ-М. При этом действующим законодательством не запрещено представлять сведения по форме СЗВ-М и на бумажном носителе при численности работников до 25 человек. В период с 03.07.2017 г. (дата сдачи сведений по мнению ФИО2) по 17.07.2017г. у ФИО2 имелась возможность представить вышеуказанные сведения на бумажном носителе в адрес УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) нарочно, либо через почтового оператора, чего сделано не было.

Срок подачи жалобы не пропущен.

В судебное заседание ФИО2 не явилась, извещена о дате, времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела судьей не поступало, обеспечила явку защитника. При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании защитник ФИО2 – Прасков М.С. с доводами жалобы не согласился, пояснив, что в апелляционной жалобе УПФР ссылается на то, что ЗАО «Калуга Астрал» не является органом подтверждающим своевременность отправки или получения сведений по форме СЗВ-М в адрес УПФР в г Благовещенске Амурской области (межрайонное) поступающих от страхователей. Вместе с тем, апеллянт не учитывает тот факт, что данная организация и является авторизованным центром по предоставлению услуги удостоверяющего центра и специализированного оператора, обеспечивающего передачу отчетности в ПФР, ФНС, ФСС, Росстат и т.д. В целях надлежащего исполнения обязанности по предоставлению формы СЗВ-М в ПФР РФ ИП ФИО2 был заключен договор с ЗАО «Калуга Астрал» по предоставлению услуги удостоверяющего центра и специализированного оператора, обеспечивающего передачу отчетности в ПФР, ФНС, ФСС, Росстат и т.д. ИП ФИО2 03.07.2017 г. ( в установленный срок) в ПФР через ЗАО «Калуга Астрал» была направлена форма СЗВ-М, однако во время пересылки возникла ошибка, причиной которой послужила смена сертификата ПФР. При этом, страхователь (ИП ФИО2) в момент отправления сообщения не могла видеть ошибку, поскольку сведения были переданы в соответствующий удостоверяющий центр для последующей передачи отчетности в ПФР без каких либо проблем и только в последующем уже удостоверяющим центром направлены в ПФР, где и была выявлена ошибка. О сложившейся ситуации ИП ФИО2 узнала лишь в августе 2017 г., тогда же и была сдана отчетность в ПФР на бумажном носителе, при этом сдать ее оказалось не так просто, поскольку сотрудники ПФР отказывались принимать отчетность на бумажном носителе. Таким образом, по причине невозможности предоставления отчетности в электронном виде ИП ФИО2 в УПФР по Амурской области 25 августа 2017 года были написаны пояснения о невозможности сдачи отчетности в электронном виде с просьбой принять отчетность на бумажном носителе, при этом в письме так же обозначена просьба учесть указанное обстоятельство при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности. Просил учесть факт единичного нарушения сдачи отчетности (за предыдущие и последующие месяцы отчетность сдавалась в установленные сроки), реальные причины не подтверждения ПФР сданной отчетности в установленные сроки (технические причины - смена сертификата ПФР). Сослался на малозначительность правонарушения. Полагает, что постановление мирового судьи является правильным, не нарушает нормы материального и процессуального права.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, а также доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из протокола об административном правонарушении, ИП ФИО2, вменяется то, что она, являясь должностным лицом, ответственным за предоставление ежемесячной отчетности, в нарушение п.п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не представила в УПФР в г. Благовещенске в установленный законом срок сведения о 6 застрахованных лицах за июнь 2017 года. Фактически сведения представлены 25 августа 2017 года.

Постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 8 от 29 ноября 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении ИП ФИО2 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

В обоснование своей позиции мировой судья сослался на сообщение ЗАО «Калуга Астрал» в г. Благовещенске о принятии от ИП ФИО2 пакета сведений о застрахованных лицах СЗВ-М за июнь 2017 года 03.07.2017 года (то есть в установленный законом срок) и передаче его в адрес УПФР в г. Благовещенске.

С данным выводом мирового судьи согласиться нельзя.

В соответствии ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации. Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.

В целях обеспечения представления страхователями о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведений в форме электронного документа в соответствии с пунктом 2 статьи 8 и пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Постановлением Правления ПФ РФ от 07.12.2016 N 1077п " утвержден формат сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М).

Порядок информационного обмена документами в электронном виде регламентирован Распоряжением Правления ПФ РФ от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании" (вместе с "Регламентом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", "Регламентом обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи") в соответствии с п. 7 которого установлено, что Абонент СЭД ПФР (страхователи (плательщики страховых взносов), представляющие документы в органы ПФР самостоятельно или через законного (уполномоченного) представителя страхователя (плательщика страховых взносов), а также органы ЗАГС, трансферагентские центры, органы ФНС, органы ФССП и другие) осуществляет обмен документами в электронном виде с ЭЦП по каналам связи, используя для этого программное обеспечение Абонента. При представлении Абонентами-страхователями индивидуальных сведений о застрахованных лицах Абонент соблюдает следующий порядок:

- Формирует файлы со сведениями о застрахованных лицах и иными необходимыми сведениями для отправки в орган ПФР.

- Проверяет правильность подготовки отчета проверочной программой Пенсионного фонда РФ.

- Обеспечивает достоверность передаваемых документов.

- После подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

- Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.

В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее.

В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.

Отправляет в орган ПФР квитанцию о доставке протокола контроля, подписанную ЭЦП, что является подтверждением получения протокола. Протокол контроля, подписанный ЭЦП органа ПФР и ЭЦП страхователя, сохраняется в архиве.

Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.

Если страхователь не получил от органа ПФР в установленное время квитанцию о доставке сведений или протокол контроля сведений, он заявляет органу ПФР о данном факте, выясняет причину отсутствия квитанции и при необходимости повторяет процедуру представления сведений.

В случае возникновения технических сбоев на стороне органа ПФР Абонент через свою организацию получит сообщение об ошибке.

Между тем, положения указанных правовых актов при принятии мировым судьей решения не учтены, оценка действиям ФИО2 на соответствие указанным правовым актам не дана, в связи с чем, вывод мирового судьи об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения является преждевременным.

Таким образом, суд приходит к выводу, что мировым судьей при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм процессуального права, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, и является в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по данной категории дел на момент рассмотрения жалобы не истек, материалы дела об административном правонарушении подлежат направлению на новое рассмотрение мировому судье.

Иные доводы жалобы, а также доводы защитника ИП ФИО2 подлежат оценке мировым судьей при новом рассмотрения дела об административном правонарушении

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 8 от 29 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2 – отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение мировому судье.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Судья Благовещенского

городского суда Т.С. Астафьева