НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 23.07.2018 № 2-6219/18

Дело №2-6219/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2018 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Фандеевой Г.В.,

при секретаре Быконя В.С.,

с участием представителя истца Доброго В.С., представителя ответчика Воробьевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лозиной Е. В. к Администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен аварийного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что на основании договора социального найма жилого помещения проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ***

Заключением межведомственной комиссии от 22 сентября 2006 года № 307 жилое помещение в указанном доме признано непригодным для постоянного проживания и подлежат сносу.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В развитие вышеназванного федерального закона, Постановлением Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Амурской области от 16.08.2016 года № 345) жилой дом по вышеназванному адресу включен региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда», со сроком исполнения до 2015 года. В дальнейшем, сроки и этапы реализации программы неоднократно переносились, путем внесения изменения в Постановление №157.

В соответствии с последними изменениями, внесенными в Постановление №157 Постановлением Правительства Амурской области №477 от 29 сентября 2017 года, срок переселения граждан данного дома в рамках данной программы – 4 квартал 2018 года.

Считает, что сроки по переселению не могут на постоянной основе переноситься. Нарушение прав истца на исполнение государственных социальных обязательств носит длящийся характер, при этом администрация г. Благовещенска не принимает мер по их устранению.

На основании изложенного, просит обязать администрацию г. Благовещенска предоставить на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам в виде квартиры, состоящей из одной жилой комнаты общей площадью не менее 33,96 кв.м. в черте города Благовещенска взамен аварийного жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, привел доводы, аналогичные доводам искового заявления, дополнительно указал, что истец в данной квартире проживает с рождения. Дом признан аварийным в 2006 году, однако до настоящего времени истец не переселена в другое помещение. Просил требования удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, указала, что многоквартирный жилой дом по ул. *** признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с заключением №307 от 22.09.2006 года. Указанный дом включен в адресную программу, утвержденную Постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 №157. Срок расселения данного дома предусмотрен в 4 квартале 2018 года. Данная программа была разработана в целях реализации и во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Сроки и этапы реализации программы устанавливаются Правительством Амурской области с учетом изменений, вносимых в ФЗ №185-ФЗ. В связи с чем, виновные действия со стороны ответчика по переносу сроков реализации региональной программы, а также обеспечение истца жильем взамен аварийного, отсутствуют. В своих требованиях истец просит предоставить ей взамен аварийного помещение общей площадью не менее 33,96 кв.м., в которое включена площадь холодной пристройки (веранды) 8,86 кв.м.. Однако, исходя из положений ч. 5 ст. 15 ЖК РФ данное помещение не входит в общую площадь жилого помещения. В региональную программу включена площадь жилого помещения, приобретаемого у застройщика для истца – 26,6 кв.м.. При этом, возможность получения жилого помещения из муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке для граждан, проживающих в аварийном доме предусмотрена ст. 57 ЖК РФ. Согласно указанной статьи, вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. А также предусмотрено внеочередное предоставление жилья малоимущим. Однако, истец на учете в качестве нуждающейся не состоит. За постановкой на учет в органы местного самоуправления не обращалась. Документов с целью признания её малоимущей, не представлялось. Оснований для предоставления жилого помещения взамен аварийного ранее срока, установленного постановлением Правительства №157 с изменениями, не имеется. Более того, требования заявлены преждевременно, поскольку срок расселения установлен – 4 квартал 2018 года. На основании изложенного, просила в иске отказать.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, обеспечила в судебное заседание явку представителя. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил приступить к рассмотрению дела при данной явке.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от 28 марта 2007 года № 406, заключенного между Лозиной Е.В. и КУМИ г. Благовещенска, она пользуется жилым помещением - квартирой № ***, расположенной по адресу: ***, состоящей из одной комнаты в отдельной квартире общей площадью 26,6 кв.м. В качестве членов семьи в договор внесены: дочь – Лозина А.В.; отец – Лозин В.Н..

Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 22 сентября 2006 года № 307, многоквартирный жилой дом по ул. *** (в настоящее время ул. ***) признан аварийными и подлежащим сносу.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», устанавливаются правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Амурской области от 16 августа 2016 года № 345) жилой дом по вышеуказанному адресу включен региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2017 годах». Программой установлен срок переселения жильцов дома - 20 августа 2017 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 29 сентября 2017 года № 477 в целях корректировки сроков и этапов реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2017 годах», Постановлением Правительства Амурской области от 31 августа 2017 № 415 внесло следующие изменения: в наименовании постановления слова «в 2013-2017 годах» заменены словами «в 2013-2018 годах». Реализация мероприятий Программы предусмотрена в 2013 год - 3 квартал 2015 год, 2 этап -2014 год - 4 квартал 2018 год, 3 этап - 2015 год - 4 квартал 2018 год, 4 этап - 2016 год - 4 квартал 2018 года.

В соответствии со ст.ст. 85, 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009) само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Согласно разъяснениям, данным п. 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г.) если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Судом установлено, что дом, в котором проживает истец, включен не в региональную, а в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья.

Ч. 1 ст. 7 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

С учетом изложенного, суд считает, что истец может реализовать свое право на предоставление другого жилого помещения в рамках вышеуказанной муниципальной адресной программы на тех же принципах, что и при участии в региональной программе.

Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 22 сентября 2006 года № 307 принято на основании: заявления, выписки из реестра муниципальной собственности, плана жилого помещения и его технического паспорта, технического заключения выданного ООО «Амурремпроект».

Комиссия пришла к выводу, что многоквартирный жилой дом по ул. *** аварийный и подлежит сносу.

Суд не может принять во внимание возражения ответчика о том, что истец на сегодняшний день не является малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.

В этой связи суд учитывает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Верховным Судом Российской Федерации в определении от 09 декабря 2014 г. по делу № 33-КГ14-12 выражена правовая позиция, согласно которой ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в указанных случаях относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции.

Следовательно, само по себе отсутствие нахождения истца в очереди нуждающихся в жилом помещении не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилья по договору социального найма.

Положения ст. ст. 85,87 ЖК РФ не связывают право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания с тем, признан ли гражданин малоимущим.

В данном случае жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием жилья непригодным для проживания, то есть в связи с объективной нуждаемостью в жилом помещении.

Суд принимает во внимание, что согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика предоставить жилое помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, в виде отдельной квартиры, равнозначной занимаемой, в границах г. Благовещенска, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования о предоставлении истцу жилого помещения общей площадью не менее 33,96 кв.м., суд учитывает следующее.

По условиям договора социального найма жилое помещение – квартира №*** по ул. *** имеет общую площадь 26,6 кв.м., жилую – 18,0 кв.м..

Истец, при расчете общей площади предоставляемого помещения взамен аварийного, учитывает площадь холодного помещения – 8,86 кв.м..

Рассматривая вопрос о принципах равнозначности помещений, суд учитывает разъяснения, данные в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" и в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2012 г. ( утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012 г.), согласно которым предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

В соответствии с п. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Из технического паспорта на многоквартирный жилой дом по ул. *** следует, что квартира №*** состоит из кухни площадью 8,6 кв.м., жилой комнаты площадью 18,0 кв.м.. Иных помещений, являющихся вспомогательными, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд истца, судом не установлено.

Указанное истцом холодное помещение площадью 8,6 кв.м., включенное в общую площадь помещения, судом относится к веранде, площадь которой, исходя из положений п. 5 ст. 15 ЖК РФ не входит в общую площадь жилого помещения, а потому не может быть включена судом в общую площадь жилого помещения, предоставляемого взамен аварийного.

В данном случае, суд принимает во внимание позицию представителя ответчика относительно указания о включении в региональную программу площади жилого помещения, приобретаемого у застройщика для истца – 26,6 кв.м., что соответствует площади занимаемого истцом помещения по договору социального найма № 406 от 28 марта 2007 года.

При этих обстоятельствах суд считает, что предоставление жилого помещения истцу и членам его семьи в соответствии со ст.ст. 86-89 ЖК РФ, должно носить компенсационный характер. Истцу следует предоставить иное жилое помещение взамен признанного аварийным, исходя из общей площади занимаемого помещения, не менее 26,6 кв.м, состоящее из одной жилой комнаты.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Лозиной Е. В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска общей площадью не менее 26,6 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, отказав в остальной части исковых требований.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. 25 июля 2018 года.

Председательствующий судья Г.В. Фандеева