Производство № 2-1393/2022
УИД 28RS0004-01-2022-000093-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2022 годаг. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
При секретаре Свиргун Л.А.
С участием представителя ответчика ГА, представителя УФК по Амурской области СВ
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГМ к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу о взыскании недоначисленной суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, взыскании недоначисленой компенсации за неиспользованный отпуск, взыскании недоплаты ежегодного оплачиваемого отпуска,
установил:
ГМ обратилась в суд с исковыми требованиями к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу о взыскании недоначисленной суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 44887 рублей 32 копеек, недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 11841 рубля 17 копеек, недоплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 61025 рублей 32 копеек.
В обоснование требований указала, что Приказом № 57-к от 14 мая 2021 года Восточно-Сибирского МУГАДН, правопреемником которого является ответчик по делу - МТУ Ространснадзора по ДФО, уволена с государственной гражданской службы 21 мая 2021 года на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - сокращение должности гражданской службы в государственном органе. В соответствии с ч. 3.1 ст. 37 указанного закона при увольнении была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 176807 рублей 28 копеек, из расчета месячного содержания в размере 44201 рубля 82 копеек. В расчет не была включена сумма материального стимулирования, выплаченная за период с 1 мая 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 9933 рублей 33 копеек в месяц. Согласно расчетным листкам по начислению заработной платы - в июне 2020 года выплачена сумма материального стимулирования в размере 28200 рублей, в августе 2020 года – 14000 рублей, в сентябре 2020 года – 30000 рублей, в ноябре 2020 года – 16000 рублей, в декабре 2020 года - 31000 рублей, итого 119200 рублей. При исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации, подлежащей выплате в порядке ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ не учтена выплаченная ей в течение 12 месяцев перед увольнением единовременная выплата к отпуску в размере 19986 рублей. Следовательно, размер месячного содержания должен составлять 55800 рублей 65 копеек, из расчета – (44201,82 + 9933,33 (119200/12 мес.) + 1665,50 (19986/12 мес.). Сумма компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания должна составлять 223202 рубля 60 копеек (55800,65 х 4 мес.). Недоплата составила – 44887 рублей 32 копейки, из расчета - (9933,33 + 1665,50) х 4 мес. – 13 % НДФЛ за 1 мес. 1508 рублей. Кроме того, при увольнении не верно рассчитана компенсация за 36 дней не использованного отпуска, в расчет ответчиком не была включена сумма материального стимулирования за указанное время и единовременной выплаты к отпуску. Сумма недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 36 дней составила 13610 рублей 17 копеек (119200 + 13726 = 132926 : 12 мес. : 29,3 х 36 дн.). Недоплата составила 11841 рубль 17 копеек из расчета: 13610,17 – 1769 (13 % НДФЛ). Кроме того, неверно произведен расчет отпускных при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в период предоставления отпуска с ноября 2017 года по февраль 2021 года. Размер недоплаты со стороны ответчика за период с ноября 2017 года по февраль 2021 года, с удержанием НДФЛ в размере 13 % составил 61025 рублей 32 копейки. Указанные суммы просит взыскать с ответчика.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласившись с иском, с учетом письменного отзыва в материалах дела указал, что Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее - МТУ Ространснадзора по ДФО) не является надлежащим ответчиком по делу поскольку не является органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность о выступлению в суде в спорных прав отношениях от имени казны Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2020 года № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных Федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» все расчеты и перерасчеты должны производиться УФК по Амурской области и не могут быть произведены МТУ Ространснадзора по ДФО. Истцом был сделан расчет исковых требований самостоятельно, без учета того, что при выплате компенсации истцу Восточно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта руководствовалось Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26 февраля 2020 года № ВБ-108 «О материальном стимулировании федеральный государственных гражданских служащих Федеральной службы пор надзору в сфере транспорта в 2020 году», согласно которому в расчет средней заработной платы начисления по материальному стимулированию гражданских служащих не включается. Расчет денежного содержания производился с соблюдением порядка, предусмотренного Постановлением Правительства РФ № 562. В части 2 и части 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» указаны составляющие, входящие в состав денежного содержания. В соответствии с Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2021 года № 14-0/10/В-5300, расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» из которых следует, что средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты не предусмотрены. Ежегодное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, имеющее целевой характер – повышение материальной мотивации гражданских служащих, МТУ Ространсназора по ДФО не выплачивает в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий и не включает его при исполнении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих при нахождении в ежегодном оплачиваемом отпуске, выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск и денежной компенсации при увольнении в том числе руководствуясь письмами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года № 18-4/10/В-2197, от 5 мая 2021 года № 14-0/10/В-5300. Полагают, что не имеют задолженности перед истцом по выплате компенсации выходного пособия, отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск. В письменном ходатайстве ответчик заявил о пропуске истцом срока для обращения в суд, указав, что истец о нарушенном праве знал более трех лет, с требованием о взыскании причитающихся недоначисленных сумм ГМ могла обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплат указанных сумм. Просят в иске отказать.
Представитель третьего лица УФК по Амурской области в судебном заседании указала на то, что МТУ Ространснадзор по ДФО является правопреемником Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и следовательно, отвечает по его обязательствам. Считают, что срок обращения в суд, установленный положениями ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ, с учетом даты обращения истца в суд в январе 2022 года, за 2017, 2018, 2019, 2020 годы пропущен истцом. Относительно исковых требований за 2021 год, то УФК по Амурской области осуществляло начисление заработной платы и иных выплат сотрудникам Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2020 года № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных Федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений» и Приказом Федерального казначейства от 11 января 2021 года № 2н «Об утверждении графика документооборота при централизации учета и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 31 декабря 2019 года № 41н». Расчеты ГМ были произведены на основании документов, поступивших от Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта посредством Федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ». По решению Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта материальное стимулирование не входило в состав денежного содержания для расчета выплачиваемых сумм истцу. Расчеты по выплатам заработной платы и иных выплат производились при увольнении истца в мае 2021 года, согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 27 апреля 2021 года № 14-03-03/32289, действующим на период увольнения истца, письмо на которое ссылался истец от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 не носит обязательный характер. В виду отсутствия единого механизма осуществления дополнительного материального стимулирования федеральными государственными органами самостоятельно определяются порядок и условия его выплата. До УФК по Амурской области не доводились приказы на выплаты материального стимулирования. Управление не согласно с расчетами ГМ в части недоначисленной суммы компенсации 4-х месячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск. У ГМ расчетный период для исчисления 4-х месячного денежного содержания при сокращении должности гражданской службы (май 2021 года) с 1 мая 2020 года по 30 апреля 2021 года (12 месяцев, предшествующих сокращению), в связи с этим единовременная выплата к отпуску за апрель 2020 года в расчет не берется. Таким образом, не учтено только материальное стимулирование за 2020 год в размере 119200 рублей (119200/12 мес. = 9933 руб. 33 коп.). В 2021 году материальное стимулирование не начислялось. В декабре 2020 года была перемиграция из ведомственной информационной системы начисления оплаты труда в подсистему управления оплатой труда 1 С ЭБ, по распоряжению ГРБС Восточно-Сибирское МУГАДН н включало материальное стимулирование в расчет отпусков, а начисление в 2020 году проводило обособлено по отдельному коду «Премия за важные и сложные задания (МС)», который исключался из расчета денежного содержания для начисления отпусков, следовательно недоплата составила 38442 рубля 32 копейки (9933,33 х 4 – 13 % НДФЛ). Для расчета компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении единовременная выплата к отпуску согласно пункту 6 постановления Правительства РФ от 6 сентября 2007 год № 562 не входит в состав денежного содержания. Таким образом, недоплата составляет 10617 рублей 78 копеек (119200/12/29,3 х 36-13%).
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрение дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истца.
Ранее в судебном заседании истец на иске настаивала, в обоснование привела те же доводы, что изложены в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 3 февраля 2022 года Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу является правопреемником Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с Приказом № 57-к от 14 мая 2021 года НМ была уволена 21 мая 2021 года с замещаемой должности главного специалиста-эксперта отдела финансового, кадрового и правового обеспечения Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должности гражданской службы). В соответствии с п. 3.1 ст. 37 указанного закона НМ подлежала к выплате компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также подлежала к выплате компенсация за неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 36 дней календарных за рабочий период с 1 сентября 2020 года по 21 мая 2021 года.
Следовательно, доводы представителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу о том, что указанная организация является ненадлежащим ответчиком не состоятельны, опровергаются материалами дела.
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока для обращения в суд по указанным требованиям.
С 31 июля 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года № 227-ФЗ часть 17 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» действует в следующей редакции: «Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров».
Статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ определено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Следовательно, статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 года).
Согласно ст. 69 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под индивидуальными служебными спорами понимаются неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Статья 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ предусматривает, что индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров комиссией государственного органа по служебным спорам; судом (часть 1).
Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Поскольку названными Федеральными законами сроки обращения в суд за разрешением служебного спора не урегулированы, применяются установленные статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 272-ФЗ с 3 октября 2016 года введена часть вторая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
Закрепление в ч. 2 ст. 392 ТК РФ годичного срока обращения в суд преследует цель повышения защиты интересов граждан, предоставляя им более продолжительный период для защиты нарушенных прав, что служит гарантией реализации права работников на своевременную и в полном размере выплату заработной платы.
Истец считает, что срок на обращение в суд начинает исчисляться с момента, когда лицо узнало о своем нарушенном праве. О том, что суммы материального стимулирования, единовременная выплата к отпуску не входят в расчет среднего заработка для подсчета компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск и отпускные узнала после увольнения и получения указанных сумм, то есть после 21 мая 2021 года.
Установлено, что истец ГМ уволена 21 мая 2021 года, в суд обратилась 10 января 2022 года, годичный срок составляет с января 2021 года по февраль 2022 года.
Таким образом, по требованиям о взыскании недоначисленной суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, недоначисленной компенсации за неиспользованный отпуск, выплата которых имела место при увольнении 21 мая 2021 года, годичный срок на обращение в суд, установленный ст. 392 ТК РФ истцом не пропущен.
Вместе с тем, заявляя требования о взыскании с ответчика недоплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск, истец просит произвести перерасчет за дни отпуска с 13 ноября 2017 года по 24 ноября 2017 года, с 1 июня 2018 года по 15 июня 2018 года, с 17 сентября 2019 года по 10 октября 2018 года, с 26 ноября 2018 года по 8 декабря 2018 года, с 1 апреля 2019 года по 12 апреля 2019 года, с 5 августа 2019 года по 30 августа 2019 года, с 5 ноября 2019 года по 17 ноября 2019 года, с 13 апреля 2020 года по 24 апреля 2020 года, с 6 июля 2020 года по 31 июля 2020 года, с 1 ноября 2020 года по 14 ноября 2020 года, с 24 февраля 2021 года по 26 февраля 2021 года.
В ходе рассмотрения дела истцом не оспаривалось, что ежемесячно ей как государственному гражданскому служащему выдавались расчетные листки по начислению заработной платы. Ежегодно, предоставляя отпуск истцу, ответчиком производился расчет отпускных, что нашло свое отражение в расчетных листках по начислению заработной платы истца. Тем самым, истец, получая сумму отпускных, имела право на обращение в суд в случае нарушения ее прав ответчиком при произведении расчетов, с соблюдением установленных ст. 392 ТК РФ сроков.
С учетом даты увольнения истца 21 мая 2021 года, годичного срока на обращение в суд по требованиям о неполной выплате заработной платы и иных выплат, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд по требованиям о взыскании суммы недоначисленного оплачиваемого отпуска за дни отпуска с 13 ноября 2017 года по 24 ноября 2017 года, с 1 июня 2018 года по 15 июня 2018 года, с 17 сентября 2019 года по 10 октября 2018 года, с 26 ноября 2018 года по 8 декабря 2018 года, с 1 апреля 2019 года по 12 апреля 2019 года, с 5 августа 2019 года по 30 августа 2019 года, с 5 ноября 2019 года по 17 ноября 2019 года, с 13 апреля 2020 года по 24 апреля 2020 года, с 6 июля 2020 года по 31 июля 2020 года, с 1 ноября 2020 года по 14 ноября 2020 года, пропущен истцом.
Истцом ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд не заявлялось, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока не предоставлено.
Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела ответчиком заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд, установив, что такой срок пропущен истцом по требованиям о взыскании суммы недоначисленного оплачиваемого отпуска за дни отпуска, предоставляемого в период с ноября 2017 года по январь 2021 года включительно, оснований для его восстановления не имеется, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части за период с ноября 2017 года по январь 2021 года включительно.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, по требованиям о взыскании недоплаты ежегодного оплачиваемого отпуска проверке подлежит период с 24 февраля 2021 года по 26 февраля 2021 года (отпуск).
Проверяя обоснованность заявленных истцом требований, суд пришел к следующим выводам.
При увольнении по данному основанию ГМ выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в размере четырехмесячного денежного содержания в общей сумме 176807 рублей 28 копеек, компенсация за 36 дней неиспользованного отпуска в сумме 52201 рубля 44 копеек, что подтверждается расчетным листком по начислению заработной платы за май 2021 года.
Согласно расчетному листку по начислению заработной платы и иных выплат за февраль 2021 года ГМ начислена к выплате сумма за три дня ежегодного оплачиваемого отпуска в сумме 3847 рублей 41 копейки (период отпуска с 24 февраля 2021 года по 26 февраля 2021 года).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за I месяц (абзац 1 пункта 8 Правил № 562).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил № 562).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа Президента Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 года № 229-6, от 19 марта 2019 года № 283-14 и от 17 февраля 2020 года № 168-8 предусматривались в 2018, 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из представленных расчетов истца следует, что в июне 2020 года выплачена сумма материального стимулирования в размере 28200 рублей, в августе 2020 года – 14000 рублей, в сентябре 2020 года – 30000 рублей, в ноябре 2020 года – 16000 рублей, в декабре 2020 года - 31000 рублей, итого 119200 рублей, что подтверждается расчетными листками за указанный период, представленных в материалы дела.
Кроме того, ответчиком при исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации, подлежащей выплате в порядке ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ не учтена выплаченная истцу в течение 12 месяцев перед увольнением единовременная выплата к отпуску в размере 19986 рублей (выплата которой подтверждается расчетным листком за апрель 2020 года).
Не включение единовременной выплаты к отпуску при исчислении месячного денежного содержания и расчете денежной компенсации, также является необоснованным, поскольку в силу пункта 6 части 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам, в том числе, относятся единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Тогда как в силу ч. 2 ст. 50 данного Закона, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Истцу ответчиком была выплачена компенсация в размере четырехмесячного содержания в размере 44201 рубля 82 копеек (без учета суммы материального стимулирования за период с 1 мая 2020 года по 31 декабря 2020 года), а также единовременной выплаты к отпуску за апрель 2020 года.
Следовательно, размер месячного содержания истца должен был составлять 55800 рублей 65 копеек, из расчета: 119200 руб. / 12 мес. = 9933 руб. 33 коп. – материальное стимулирование в месяц; 19986 руб. / 12 мес. = 1665 руб. 50 коп. – единовременная выплата к отпуску в месяц; 9933 руб. 33 коп. + 1665 руб. 50 коп. = 11598 руб. 83 коп.; 44201 руб. 82 коп. (произведенный ответчиком расчет месячного денежного содержания) + 11598 руб. 83 коп. (подлежит включению в расчет месячного денежного содержания с учетом материального стимулирования и единовременной выплаты к отпуску).
Таким образом, размер недоплаченного месячного содержания за 1 месяц составляет –11598 рублей 83 копейки.
Согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2009 года, от 15 декабря 2008 года № 03-03-06/2/168, от 26 сентября 2008 года № 03-03-06/1/546, от 26 мая 2021 года № 03-04-05/40461, в случае если при увольнении работника в связи с сокращением штата ему осуществляется выплата выходного пособия в повышенных размерах (более чем за три месяца), то сумма выходного пособия, которая превышает размеры, установленные ст. 178 ТК РФ, то есть свыше трех месяцев, подлежит обложению НДФЛ.
Размер недоплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания составляет (11598,83 х 3 мес.) + (11598,83 – 13% НДФЛ) = 34796,49 + 10090,98 = 44887 рублей 47 копеек.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика недоначисленной суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 44887 рублей 32 копеек.
Кроме того, при увольнении ответчиком неверно рассчитана компенсация за 36 дней неиспользованного отпуска, в расчет так же ответчиком не была включена сумма материального стимулирования за указанное время и сумма единовременной выплаты к отпуску, выплаченная истцу в течение 12 месяцев перед увольнением в размере 13726 рублей, выплата которой нашла свое отражение в расчетном листке по начислению заработной платы за февраль 2021 года.
Таким образом, недоплата компенсации за неиспользованный отпуск за 36 дней составила (119200 руб. + 13726 руб. / 12 мес. / 29,3 х 36 дней) – 13 % НДФЛ = 11841 рубль 17 копеек.
Кроме того, ответчиком неверно произведен расчет отпускных при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в период предоставления отпуска с 24 февраля 2021 года по 26 февраля 2021 года.
В период с 1 февраля 2020 года по 31 января 2021 года материальное стимулирование составило 178200 рублей – в марте 2020 года – 32000 рублей, в апреле 2020 года – 27000 рублей, в июне 2020 года – 238200 рублей, в августе 2020 года – 14000 рублей, в сентябре 2020 года – 30000 рублей, в ноябре 2020 года – 16000 рублей, в декабре 2020 года - 31000 рублей, итого 178200 рублей. Единовременная выплата к отпуску 19986 рублей (расчетный листок по начислению заработной платы за апрель 2020 года).
Расчет отпускных: 178200 руб. + 19986 руб. / 12 мес. / 29,3 мес. х 3 дня – 13 % НДФЛ = 1471 рубль 17 копеек.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика недоплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск, предоставленный в период с 24 февраля 2021 года по 26 февраля 2021 года в размере 1471 рубля 01 копейки.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что расчет сумм выплат, причитающихся работнику ГМ в связи с увольнением с государственной гражданской службы, произведен неверно, без учета выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование), и без учета единовременной выплаты к отпуску, которые подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего. Оплата истцу отпускных также произведена ответчиком неверно, без учета материального стимулирования.
На основании изложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 44887 рублей 32 копеек, недоначисленная компенсация за неиспользованный отпуск за 36 дней в сумме 11841 рубля 17 копеек, сумма недоначисленного оплачиваемого отпуска в размере 1471 рубля 01 копейки.
Заявленный иск обоснован и с учетом пропуска истцом срока на обращение в суд в части, подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд,
решил:
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в пользу ГМ недоначисленную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 44887 рублей 32 копеек, недоначисленную компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 11841 рубля 17 копеек, сумму недоначисленного оплачиваемого отпуска в размере 1471 рубля 01 копейки, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде через Благовещенский городской суд, в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 30 марта 2022 года.
Судья Н.Н. Матюханова