Производство № 2а-2825/2021
УИД 28RS0004-01-2021-001117-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Мухина Е.О.,
при секретаре Шеровой А.С.,
с участиемпредставителя административного истца Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора – помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурораГлумова В.А.,
представителя административного ответчика Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести лесоустройство на территориях отдельных лесничеств Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенскиймежрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Федеральному агентству лесного хозяйства с административным иском о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести лесоустройство на территориях отдельных лесничеств Амурской области.
В обоснование заявленных требований указал, что Благовещенской межрайонной природоохранного прокуратурой проведена проверка исполнения Федеральным агентством лесного хозяйства и Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области законодательства в области лесных отношений, в ходе которой было установлено, что на территории Свободненского лесничества лесоустройство проведено в 2002 году, Шимановского лесничества – в 2003, 2005 годах, Тындинского лесничества – в 1991 году (бывшая территория Дипкунского лесничества), в 1999 году (бывшая территория Джелтулакского лесничества), в 2002 году (территория Тындинского лесничества), в 2005 году (бывшая территория Нюкжинского лесничества).Таким образом, обязанность по проведению лесоустройства на указанных территориях лесничеств путем таксации лесов административными ответчиками не исполнена, что свидетельствует ооб их незаконном бездействии. Длительное непроведение лесоустройства на территории земель лесного фонда при применении таксационных материалов, нарушает право неопределённого круга лиц, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, а также затрагивает интересы неопределённого круга лиц в связи со значимостью лесного фонда ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для целого общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития, а также затрагивает интересы Российской Федерации как собственника государственного лесного фонда. На основании изложенного административный истец просил суд:
- признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, выраженное в непринятии мер по проведению лесоустройства на территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области;
- признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выраженное в непринятии мер по финансовому обеспечению переданных органам государственной власти Амурской области полномочий по проведению лесоустройства на территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области;
- возложить на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность по финансированию переданных органам государственной власти Амурской области полномочий по проведению лесоустройства на территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области;
- возложить на министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обязанность произвести мероприятия по лесоустройству на территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области.
Представитель административного ответчика в судебном заседании на доводах заявленных в административном исковом заявлении настаивал.
Представитель административного ответчика – Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области – ФИО1 пояснила, что Министерство не может согласиться с указанными требованиями административного истца о признании бездействии министерства, выраженного в непринятии мер по проведению лесоустройства на территории Свободненского лесничества, Шимановского лесничества, Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества, поскольку такое бездействие министерством не допускалось. В соответствии с подпунктом 1 части 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) проведение на землях лесного фонда лесоустройства в рамках переданных Российской Федерацией полномочий осуществляется исключительно за счет субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 ст. 83 ЛК РФ полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий не могут быть использованы на другие цели. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 № 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – Методика). Согласно пункту 23 указанной Методики объем субвенции, предоставляемой бюджету субъекта РФ, рассчитывается по установленной формуле, в которой учитывается объем субвенции, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, за исключением осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, приобретения техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов, и мероприятий, предусмотренных федеральным проектом «Сохранение лесов» национального проекта «Экология», то есть в том числе на лесоустройство. Очередной период проведения лесоустроительных работ в Свободненском лесничестве - 2017 год, Тындинском - 2006 (бывшая территория Дипкунского лесничества), 2014 год (бывшая территория Джелтулакского лесничества), 2017 (территория Тындинского лесничества), 2020 год (бывшая территория Нюкжинского лесничества), Шимановское - 2018, 2020 (бывшая территория Мухинского лесничества). Вместе с тем, согласно протоколу заседания комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Амурской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов от 11 ноября 2017 было установлено обеспечить в 2017 году проведение лесоустройства(таксация лесов, проектирование мероприятий поохране,защитеивоспроизводству лесов) на площади 150 000 га, из них за счет средств арендаторов – на площади 150 000 га с объёмом финансирования 14 175 тыс. руб. Согласно протоколу по бюджетным проектировкам на 2018-2020 гг. от 30 ноября 2017 г., установлено обеспечить в 2018 году проведение лесоустройства (таксация лесов,проектирование мероприятий поохране,защитеивоспроизводству лесов) на территории Белогорского, Бурейского, Зейского, Мазановского и Норского лесничеств на площади 864 487,8 га с объемом финансирования 129 673,2 тыс. руб., из них: за счет субвенций из федерального бюджета на площади 32 187,8 га с объемом финансирования 4 828,2 тысяч рублей. За счет средств данной субвенции министерством 27 апреля 2018 г. заключен государственный контракт с АО «Кадастрсъемка» о проведении работ по лесрустройству на территории ПСУ Амурской области «Мазановское лесничество», ПСУ Амурской области «Бурейское лесничество» на сумму 4 087 784,91 руб. Поскольку акт приемки работ со стороны министерства не был подписан, решением Арбитражного суда Амурской области от 12 марта 2019 г., вступившим в законную силу 21 июня 2019г., с министерства в пользу АО «Кадастрсъемка» взыскана задолженность за выполненные работы в размере 3 879 251 руб. 24 коп.Согласно протоколу по бюджетным проектировкам на 2019-2021 гг. от 28 ноября 2018 г. установлено обеспечить в 2019 году проведение лесоустройства (таксация лесов, включая подготовительные работы) на площади 120 500,0 га с объемом финансирования 4 518,8 тыс. руб. за счет средств арендаторов лесных участков.Протокол заседания по бюджетным проектировкам на 2020 год в министерство не поступал, однако по сведениям отдела планирования, финансирования, бюджетного учета и отчетности в 2020 поступила субвенция на проведение лесоустроительных работ на территории Благовещенского лесничества в размере 2 574,16 руб.В целях освоения данной субвенции Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области 20 апреля 2020 г. был заключен государственный контракт № 10 с обществом с ограниченной ответственностью научно-производственное объединение «ГеоГИС» на выполнение работ по лесоустройству на территории ГКУ «Благовещенское лесничество» на сумму 11 939 543,70 руб., с оплатой по этапам работ: 1 этап - 2 457 773,64 руб. и 2 этап - 9 481 770,64 руб.В протоколе по бюджетным проектировкам на 2021-2023 гг. от 27 ноября 2020 установлено выделение субвенции на проведениеработ по лесоустройству, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного кадастрового учета лесных участков на 2021 г. – 18 856,8 руб., 2023 – 27 455,4 руб.Таким образом, все средства, предоставленные Рослесхозом в виде субвенции в целях проведения лесоустройства, министерством были использованы по согласованным с Рослесхозом территориям, их использование в иных целях не допустимо.Согласно Лесному плану, утвержденному распоряжением губернатора Амурской области от 17 декабря 2018 г. № 199-р, в приложение 28 установлено проведение лесоустроительных мероприятий на территории Магдагачинского (2019), Мазановского (2020), Урушинского лесничеств (2021).
Кроме того, на территориях лесничеств Амурской области лесоустроительные работы были проведены: на части территории Беленького участкового лесничества Тындинского лесничества проводились в 2014 году на площади 18 192 га (срок следующих таксационных работ наступает в 2029 году); на части территории Тындинского участкового лесничества Тындинского лесничества проводились в 2010 году на площади 10 782 га (срок следующих таксационных работ наступает в 2025 году); части территории Уркиминского участкового лесничества Тындинского лесничества проводились в 2011 году на площади 22 227 га (срок следующих таксационных работ наступает в 2026 году); на части территории Соловьевского участкового лесничества Тындинского лесничества проводились в 2015 году на площади 42 212 га (срок следующих таксационных работ наступает в 2030 году); на части территории Кухтеринского участкового лесничества Шимановского лесничества проводились в 2015 году на площади 6 452 га (срок следующих таксационных работ наступает в 2030 году). С учётом изложенного представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности полагало требования административного истца в части признания бездействия Министерства, выраженного в непринятии мер по проведению лесоустройства на территории Свободненского лесничества, Шимановского лесничества, Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского,Сигиктинского, Моготского,Пригородного,Беленького,Тындинского, Соловьевского,Урканского,Унахинского,Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества, не подлежащими удовлетворению.
Административный ответчик – Федеральное агентство лесного хозяйства – извещенный о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь требованиями ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенциимогут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статья 36); административное, административно процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; лесное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт «к» статьи 72, часть 2 статьи 76).
Лесной фонд, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 09.01.1998 N 1-П и от 07.06.2000 N 10-П, Определения от 27.06.2000 N 92-0 и от 03.02.2010 N 238-0-0).
Статья 1 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) определяя основные принципы лесного законодательства, среди прочих выделяет устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Частью 1 статьи 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утверждённогоПостановлением Губернатора Амурской области от 1 сентября 2015 г. № 223 «Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области», министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим на территории Амурской области государственную политикуи осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в сфере лесных отношений, в том числе в сфере лесного хозяйства, лесной промышленности, обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), осуществления поиска и спасания людей во внутренних водах Амурской области, организующим транспортное обслуживание населения воздушным транспортом в труднодоступные и отдаленные районы Амурской области.
Пунктом 3.1.9 Положения установлено, что министерство организует проведение лесоустройства на землях лесного фонда в пределах предоставленных Амурской области полномочий и на лесных участках, находящихся в собственности Амурской области.
Статьей 67 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
4) таксацию лесов;
5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии со статьей 69.1 Лесного кодекса РФ, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее по тексту – Инструкция).Согласно п. п. 4, 5, 29 Инструкции, проведение лесоустройства осуществляется в отношении лесничеств.
Проектирование лесничеств, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование (далее - Заказчик работ).Таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств (далее - объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Пунктом 31 Лесоустроительной инструкции установлено, что периодичность проведения таксации лесов составляет:
а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет;
б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;
в) для резервных лесов - 20 лет.
Допускается сокращение периодичности проведения таксации лесов в случае воздействия на леса в границах объекта работ природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий), повлекших снижение размера расчетной лесосеки на 10% и более.
Согласно ч. 3 ст. 85 Лесного кодекса Российской Федерации, документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 86 Лесного кодекса Российской Федерации в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, а также зон их планируемого освоения. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Ранее, вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от 29 октября 2012 года по делу № 2-6603/2012 на Управление лесного хозяйства Амурской области (правопреемником которого является Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области) и Федеральное агентство лесного хозяйства была возложена обязанность по принятию мер и проведению лесоустройства в Белогорском, Благовещенском, Бурейском, Джелтулакском, Завитинском, Зейском, Магдагачинском, Мазановском, Норском, Урушинском, Экимчанском, Верхнезейском, Дипкунском, Дугдинском лесничествах.
Указанным судебным решением была определена, в том числе, обязанность по проведению лесоустройства в отношении Джелтулакского и Дипкунского лесничеств, которые в настоящее время вошли в состав Тындинского лесничества, как участковые лесничества.
В соответствии с приказом Рослесхоза от 30 декабря 2008 г. № 434 в ред. от 22 января 2013 г. «Об определении количества лесничеств на территории Амурской области и установлении их границ», помимо указанных участковых лесничеств в состав Тындинского лесничества входят Нюкжинское, Ларбинское, Северо-Ларбинское, Хорогочинское, Уркиминское, Сигиктинское, Моготское, Пригородное, Беленькое, Тындинское, Соловьевское, Урканское, Унахинское, Утугайское участковые лесничества, срок проведения лесоустройства по которым наступил в 2017 и 2020 годах.
Как следует из материалов дела, Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области законодательства в области лесных отношений.В ходе данной проверки было установлено и сторонами не оспаривалось, что в периодичность проведения таксации лесов на территориях Свободненского, Тындинского и Шимановского лесничеств Амурской области составляет 15 лет. На территории Свободненского лесничества лесоустройство было проведено в 2002 году, на территории Шимановского лесничества – в 2003, 2005 годах, Тындинского лесничества – в 1991 году (бывшая территория Дипкунского лесничества), в 1999 году (бывшая территория Джелтулакского лесничества), в 2002 году (территория Тындинского лесничества), в 2005 году (бывшая территория Нюкжинского лесничества).
В судебном заседании также установлено, что очередной период проведения лесоустроительных работ наступил в Свободненском лесничестве в 2017 году, в Шимановском лесничестве в 2018 и 2020 годах, в Тындинском лесничестве в 2006 году (бывшая территория Дипкунского лесничества), в 2014 году (бывшая территория Джелтулакского лесничества), в 2017 году (территория Тындинского лесничества), в 2020 году (бывшая территория Нюкжинского лесничества).
Между тем, возложенные п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по проведению лесоустройства в указанных лесничествах Министерством лесного хозяйства не были исполнены, доказательств принятия надлежащих мер по проведению лесоустройства на территориях спорных лесничеств административным ответчиком не представлено. Данное обстоятельство подтверждается ответом министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 20 января 2021 года № 05-340 из которого следует, что проведение лесоустроительных работ в Свободненском, Шимановском и Тындинском лесничествах не проводилось и на момент составления ответа не планируется в связи с отсутствием достаточного федерального финансирования на выполнение данных работ.
Также, согласно ответу министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 20 января 2021 года № 05-340 финансирование на проведение работ по лесоустройству в Свободненском, Шимановском и Тындинском лесничествах административным ответчиком у Федерального агентства лесного хозяйства не запрашивалось, однако запрашивалось финансирование на проведение лесоустроительных работ на территории всего субъекта, в подтверждение представлено письмо руководителю Федерального агентства лесного хозяйства от 21 октября 2020 года № 05-9440.
В указанном письме от 21 октября 2020 года № 05-9440 министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области просит выделить дополнительное финансирование в размере 9574 рублей, что составляет стоимость полевых и камеральных работ по контракту на проведение лесоустроительных работ на территории Благовещенского лесничества, также указывается необходимость проведения лесоустроительных работ по решению Благовещенского городского суда от 29 октября 2012 года по делу № 2-6603/2012. Вместе с тем, обязанность по принятию мер по проведению лесоустроительных работв Свободненском, Шимановском лесничествах и на территориях Тындинского лесничества, являющихся предметом спора по настоящему административному делу, указанным судебным решением не возлагалась. Соответственно, финансирование из федерального бюджета на проведение таксации лесов в Свободненском, Шимановском и Тындинском лесничествахМинистерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области не запрашивалось.
Административным ответчиком – Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области – не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих принятие им надлежащих мер для проведения таксации лесов в Свободненском, Шимановском и Тындинском лесничествах.Доводыпредставителя Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о том, что все средства, предоставленные Рослесхозом в виде субвенции в целях проведения лесоустройства, министерством были использованы по согласованным с Рослесхозом территориям, их использование в иных целях не допустимо, не свидетельствует о надлежащем исполнении административным ответчиком возложенных на него обязанностей. Согласно Лесному плану, утвержденному распоряжением губернатора Амурской области от 17 декабря 2018 № 199-р, в приложении 28 было установлено проведение лесоустроительных мероприятий на территории Магдагачинского (2019), Мазановского (2020), Урушинского лесничеств (2021), несостоятелен, поскольку со стороны административного ответчика не было предоставлено доказательств, подтверждающих принятие органом государственной власти Амурской области исчерпывающих мер и действий, направленных на выделение необходимого финансирования для проведения лесоустроительных работв Свободненском, Шимановском и Тындинском лесничествах.Ссылки представителя Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на проведение лесоустроительных работ на отдельных участках Свободненского, Шимановского и Тындинского лесничествах за счёт арендаторов лесных участков также не принимаются судом в качестве доказательств надлежащего исполнения административным ответчиком возложенных на него п. 1 ст. 1 ЛК РФ обязанностей по устойчивому управлению лесами, сохранению биологического разнообразия лесов, повышению их потенциала, предполагающих обязательный системный подход к лесоустройству на всей территории лесничеств Амурской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы административного истца онезаконном бездействии административного ответчика, заключающемся в непроведении лесоустроительных работна территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области являются обоснованными, при этом административным ответчиком не представлено доказательств того, что Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области предпринимались все необходимые меры по проведению лесоустройства на территории Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В связи с чем, административный иск Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в части требований кМинистерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской областиподлежит удовлетворению.
Рассматривая требования административного истца о признании незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства, выраженного в непринятии мер по финансовому обеспечению переданных органам государственной власти Амурской области полномочий по проведению лесоустройства на территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области, а такжео возложении на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанности по финансированию переданных органам государственной власти Амурской области полномочий по проведению лесоустройства на территориях вышеуказанных лесничеств, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 6, 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
- осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения;
- проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 (проектирование лесничеств) и 2 (проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов) части 1 статьи 68 ЛК РФ.
При этом, как верно указано в ходе судебного разбирательства представителем Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, средства на осуществление этих полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений утвержденыПостановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 837 (далее по тексту – Правила расходования и учета средств).
В соответствии с п.п. 2, 3 Правил расходования и учета средств, субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - переданные полномочия).Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, включая расходы на содержание и обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, в том числе расходы, связанные с организацией рабочих мест специалистов, приобретением канцелярских товаров, мебели, форменного обмундирования, оргтехники, компьютерной техникии программного обеспечения, оборудования, служебного оружия, систем видеонаблюдения и устройств, необходимых для выполнения возложенных функций и переданных полномочий, и расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг, с арендой помещений, хозяйственного инвентаря, автомобильной техники и оборудования, приобретением запасных частей к автомобилям, текущим ремонтом административных зданий и сооружений, с обеспечением бесплатным питанием лиц, непосредственно осуществляющих тушение лесных пожаров, сорганизацией тренировок летчиков-наблюдателей, десантников-пожарных и парашютистов-пожарных в составе сил лесопожарных формирований и с выполнением установленных подготовительных и тренировочных программ для выполнения специальных работ, предназначенных для тушения лесных пожаров, в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.
Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с ч. 1 ст. 133 БК РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении (ч. 2 ст. 133 БК РФ).
В силу ч. 5 ст. 133 БК РФ Методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 июля текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 июля текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке.Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.
Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736. В соответствии с п. 1 данного Положения, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В соответствии с п.п. 5.4.17, 5.4.19(1), 5.4.19(2), 5.4.31, 5.17 Положенияо Федеральном агентстве лесного хозяйства, Рослесхоз осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- контроль за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции;
- оценку эффективности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, подготовку при необходимости представления об изъятии с 1 января следующего года соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- проверку достоверности сведений, содержащихся в отчетности об осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, по результатам которой с учетом оценки, предусмотренной подпунктом 5.4.19(1) настоящего Положения, выдает заключение о надлежащем осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий или осуществляет подготовку представления для принятия решения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;
- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций;
Соответственно, Рослесхоз, осуществляя функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных нареализацию возложенных на него функций, обязан надлежащим образом контролировать исполнение Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области переданных ему в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий, в том числе и по проведению лесоустройства на территориях лесничеств Амурской области, а также осуществлять и контролировать финансирование данных мероприятий за счёт своевременного предоставления субвенций из федерального бюджета на осуществление таких полномочий. Вместе с тем, ненадлежащее выполнение Рослесхозом данных функций, в свою очередь, влечёт за собой невозможность исполнения Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области переданных ему в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий по осуществлению лесоустройства.
При таких обстоятельствах, в отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего исполнения Федеральным агентством лесного хозяйства указанных функций, суд приходит к выводу об обоснованности доводов административного истца о незаконном бездействии Федерального агентства лесного хозяйства, выраженном в непринятии мер по финансовому обеспечению переданных органам государственной власти Амурской области полномочий по проведению лесоустройства на территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области. Соответственно, на Федеральное агентство лесного хозяйства необходимо возложить обязанность устранить допущенные нарушения путём принятия мер по финансированию переданных органам государственной власти Амурской области полномочий по проведению лесоустройства на указанных территориях.
Рассматривая вопрос о сроке устранения допущенных нарушений, суд, с учётом вышеприведённых положений п.п. 2, 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, ч.ч. 2, 5 ст. 133 БК РФ, приходит к выводу, что достаточным, разумным и соразмерным сроком для устранения административными ответчиками допущенных нарушений будет срок 2 года с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу. Сторонами иных доводов, возражений относительно такого срока в ходе судебного разбирательства заявлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести лесоустройство на территориях отдельных лесничеств Амурской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, выраженное в непринятии мер по проведению лесоустройства на территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области.
Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выраженное в непринятии мер по финансовому обеспечению переданных органам государственной власти Амурской области полномочий по проведению лесоустройства на территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области.
Возложить на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность по финансированию переданных органам государственной власти Амурской области полномочий по проведению лесоустройства на территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области.
Возложить наминистерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обязанность произвести мероприятия по лесоустройству на территориях Свободненского, Шимановского лесничеств Амурской области, а также Нюкжинского, Ларбинского, Северо-Ларбинского, Хорогочинского, Уркиминского, Сигиктинского, Моготского, Пригородного, Беленького, Тындинского, Соловьевского, Урканского, Унахинского, Утугайского участковых лесничеств Тындинского лесничества Амурской области в течении двух лет со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Благовещенского
городского суда Е.О. Мухин
Решение в окончательной форме изготовлено 5 апреля 2021 года.