Производство № 2-3797/2022
УИД 28RS0004-01-2022-004388-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,
при секретаре Коваленко Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СС к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному округу о взыскании компенсации, компенсации за неиспользованный отпуск,
У С Т А Н О В И Л:
СС обратилась в суд с настоящим исковым заявлением к МТУ Ространснадзора по ДФО, в обоснование заявленных требований указав, что она проходила государственную гражданскую службу в Восточно-Сибирском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с 20 июля 2017 года и занимала должность государственного инспектора. 25 мая 2021 года истец была освобождена от замещения должности в связи с сокращение должности гражданской службы в государственном органе. При увольнении истцу была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания из расчета месячного содержания в размере 38 977 рублей 47 копеек, однако при расчете среднего месячного заработка в его расчет не был включен размер материального стимулирования за период с 01 мая 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 8 141 рубля 67 копеек (ежемесячно), а также размер единовременной выплаты к отпуску в сумме 12 410 рублей. Кроме того, при увольнении истцу была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска также из расчета среднего дневного заработка без сумм материального стимулирования.
На основании изложенного, истец СС просила суд взыскать с Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному округу недоначисленную сумму компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 35 310 рублей 36 копеек; недоначисленную компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 18 дней в размере 8 944 рублей 29 копеек.
Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились истец – просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, ответчик – сведений о причинах неявки суду не сообщено, ходатайств об отложении не заявлено. Учитывая положения статьей 167 ГПК Российской Федерации, 165.1 ГК Российской Федерации, суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся сторон.
Согласно письменному отзыву на исковое заявление ответчика, МТУ Ространснадзора по ДФО, проверив расчет задолженности, произведенные истцом, считает его верными.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, стороной ответчика не оспаривалось, в период с 20 июля 2017 года по 25 мая 2021 года СС проходила государственную гражданскую службу в Восточно-Сибирском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в должности государственности инспектора.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу является правопреемником Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Приказом от 14 мая 2021 года № 55-к СС была уволена 25 мая 2021 года с замещаемой должности государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должности гражданской службы).
В соответствии с пунктами 2, 3 указанного приказа на основании пункта 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» СС подлежала к выплате компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсация за неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 37 календарных дней за рабочий период с 01 июня 2020 года по 25 мая 2021 года.
Как следует из материалов дела, подтверждается расчетным листком за май 2021 года, при увольнении истцу выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в общей сумме 155 909 рублей 88 копеек, компенсация за 37 дней неиспользованного отпуска в сумме 47 261 рубля 95 копеек.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил № 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за I месяц (абзац 1 пункта 8 Правил № 562).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил № 562).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа Президента Российской Федерации фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных СС требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей ответчиком в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно с апреля 2020 года по май 2021 года) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.
Кроме того, в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 также указано на то, что частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Учитывая положения статей 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7.
Таким образом, дополнительное материальное стимулирование входит в состав денежного содержания гражданского служащего при условии, если выплата осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» постановлений Правительства Российской Федерации от 06 марта 2018 года № 229-6, от 19 марта 2019 года № 283-14 и от 17 февраля 2020 года № 168-8 предусматривались в 2018, 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
При этом, стороной ответчика в нарушение статьи 56 ГПК Российской Федерации относимых и допустимых доказательств того, что спорные выплаты произведены работодателем из экономии фонда оплаты труда, не приведено.
Из правовой позиции стороны истца, не опровергнутой и не оспариваемой ответчиком, следует, что за период с 01 мая 2020 года по 31 декабря 2020 года СС была выплачена общая сумма материального стимулирования в размере 97 700 рублей, из которой за июнь 2020 года - в размере 20 700 рублей, за июль 2020 года материальное стимулирование выплачено не было, за август 2020 года – 13 000 рублей, за сентябрь 2020 года – 21 500 рублей, за октябрь 2020 года материальное стимулирование выплачено не было, за ноябрь 2020 года – 14 500 рублей, за декабрь 2020 года – 28 000 рублей; в феврале 2021 года была произведена единовременная выплата к отпуску в размере 12 410 рублей.
Из расчетного листка за май 2021 года усматривается, что суммы материального стимулирования и сумма единовременной выплаты к отпуску не были учтены при расчете среднего заработка.
Вместе с тем, учитывая приведенные выше положения статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», разъяснений, содержащихся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2009 года, от 15 декабря 2008 года № 03-03-06/2/168, от 26 сентября 2008 года № 03-03-06/1/546, от 26 мая 2021 года № 03-04-05/40461, суд находит требования СС в части взыскания с МТУ Ространснадзора по ДФО недоначисленной суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания основанными на законе.
Проверив расчет суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания, выполненный стороной истца, суд находит его верным, выполненным с учетом приведенных выше положений закона, в связи с чем сумма задолженности по компенсации четырехмесячного денежного содержания ответчика перед истцом составит 35 310 рублей 36 копеек.
Таким образом, с МТУ Ространснадзора по ДФО в пользу СС подлежит взысканию сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания недоплаченной компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 35 310 рублей 36 копеек.
Также истцом заявлено требование о взыскании недоплаченной суммы компенсации за неиспользованные дни отпуска, поскольку сумма такой компенсации была рассчитана не верно, без учета суммы материального стимулирования.
Учитывая, что для определения среднего заработка установлен единых подход как для расчета отпускных, так для расчета компенсации четырехмесячного денежного содержания, принимая во внимание установленные выше обстоятельства не обоснованного невключения в расчет среднего заработка сумм материального стимулирования за 2020 года и единовременной выплаты к отпуску, суд находит требования СС также обоснованными в части взыскания с ответчика недоплаченной суммы компенсации за неиспользованные дни отпуска.
Проверив расчет суммы компенсации за неиспользованные дни отпуска, выполненный стороной истца, суд находит его также верным, в связи с чем сумма задолженности по компенсации за неиспользованные дни отпуска ответчика перед истцом составит 8 944 рубля 29 копеек.
При этом контр-расчет задолженности как по компенсации четырехмесячного денежного содержания, так и по компенсации за неиспользованные дни отпуска, ответчиком не представлен, возражений относительно верности произведенного истцом расчета не заявлено, напротив, ответчик в письменном отзыве указал на то, что произведенный истцом расчет задолженности соответствует положениям Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации».
В данной связи, учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание приведенные положения закона в их совокупности, требования СС к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному округу подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление СС удовлетворить.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному округу в пользу СС задолженность по компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 35 310 рублей 36 копеек, компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 8 944 рублей 29 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Фирсова Е.А.
Решение принято в окончательной форме 29 июня 2022 года