НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 20.09.2010 № 2-8436/10

Дело № 2-8436/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

При секретаре Курковой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мудряка Владимира Федоровича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении права на пенсию с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Мудряк В.Ф. обратился в суд с настоящим иском к Военному комиссариату Амурской области (далее Военкомат Амурской области), в обоснование которого указал, что с *** года является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию на основании закона от *** года ***, регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. Согласно данному Закону, пенсия исчисляется исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию с учетом районного коэффициента. С момента введения данного закона, размер пенсии был установлен с применением районного коэффициента 1,3. Но с *** г. ответчик стал исчислять пенсию с применением районного коэффициента 1,2, ссылаясь на отсутствие федерального законодательного акта, устанавливающего размер районного коэффициента. Истец указывает на то, что его служба проходила в отдаленной местности Амурской области, для которой районный коэффициент в размере 1,2 законом не установлен, Амурская область постановлением Совета Министров СССР *** и приказом Министра обороны СССР *** отнесена к отдаленной местности. Перечень отдаленных местностей Российской Федерации определен в приложении 1 к постановлению Совета Министров - Правительства РФ от *** г. ***. Полагает, что уменьшение районного коэффициента, установленного на момент выхода истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии, так как влечет уменьшение суммы пенсии, которая бы причиталась истцу в случае применении в расчетах ранее установленного коэффициента, о котором ответчик истца не уведомлял. Считает, что ответчик, уменьшив размер районного коэффициента при исчислении пенсии, незаконно ограничил право истца на получение пенсии в гарантированном размере с применением районного коэффициента 1,3, установленного по последнему месту службы. Истец просит восстановить его право на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, обязав ответчика производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,3, взыскать с ответчика недополученную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,3 за период с *** года по *** года в размере *** рублей *** копеек.

Истец, представитель ответчика, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, истец в исковом заявлении просил рассмотреть дело без его участия. При таких обстоятельствах суд в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.

Согласно письменным возражениям представителя ответчика Военного комиссариата Амурской области, ФИО0 действующей на основании доверенности, ответчик с исковыми требованиями не согласен в связи со следующим. Пенсия истцу была назначена с *** года и районный коэффициент к исчислению размера пенсий не применялся. С *** года начисление пенсии истцу производилось с применением районного коэффициента 1,2 правильно. С *** года по *** года по вине должностных лиц в результате неправильного применения норм законодательства, исчисление пенсии истцу производилось с применением районного коэффициента 1,3. В период, указанный истцом, его пенсия исчислялась в соответствии с действующим законодательством, так как при расчете пенсии применяемый районный коэффициент был уменьшен с 1,3 до 1,2, приведен в соответствие с действующим законодательством. При назначении пенсии районный коэффициент 1,3 был применен ошибочно. Просила в удовлетворении требований отказать.

Изучив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено судом, не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела, на день увольнения пенсионера *** года районный коэффициент к исчислению размера пенсий не применялся. С *** года начисление пенсии истцу производилось с применением районного коэффициента 1,2. С *** года истцу был установлен районный коэффициент 1,3, который применялся в расчете его пенсии до *** года. В период с *** года по *** года при расчете пенсии истца ответчик применил районный коэффициент 1,2.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 48 Закона Российской Федерации *** от *** года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от *** года *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** г. *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.

Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** года *** "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** года «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,30 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно закону от *** года *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** года (***).

Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,3 был применен ошибочно.

Вместе с тем, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно статье 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от *** года *** "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1).

В силу пункта 10 названного Постановления Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от *** года *** "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ст. 1 Протокола *** к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что "требование" - даже относительно пенсии - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола *** к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.

В силу ст. 17 Конвенции ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-то государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в конвенции.

В соответствии со ст. 52 закона *** от *** года заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.

При наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

Согласно ст. 49 закона *** от *** года в редакции, действующей по состоянию на *** года (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

в) при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также постановление Правительства Российской Федерации от *** года *** «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" не предусматривали.

Также действующее законодательство не предусматривало порядка пересмотра (уменьшения) районного коэффициента, ошибочно назначенного при определении размера пенсии военнослужащего.

Ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации данный вопрос не регулировался.

Ссылки представителя ответчика о том, что с изначально пенсия истцу была назначена *** года и районный коэффициент к исчислению размера пенсии не применялся, с *** года начисление пенсии истцу производилось с применением районного коэффициента 1,2 в соответствии с действующим законодательством правильно, а с *** года по *** года по вине должностных лиц в результате неправильного применения норм законодательства Российской Федерации исчисление пенсии истцу производилось с применением районного коэффициента 1,3 ошибочно, не принимаются судом, поскольку пенсия была назначена истцу *** года без начисления районного коэффициента, с *** года начисление пенсии истцу производилось с применением районного коэффициента 1,2, (что следует из пояснений истца в исковом заявлении, не опровергнутых ответчиком) и с *** года по *** года исчислялась с применением районного коэффициента 1,3 (что подтверждается расчетным листком о начислении истцу пенсии), при этом необходимо отметить уменьшение размера районного коэффициента 1,3 на 1,2 с *** года, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента, в то время, как действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения.

В этой связи заслуживает внимания, что по смыслу положений закона от *** года *** пенсия назначена истцу пожизненно. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии.

В силу ч. 2 ст. 58 этого же закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Сторонами представлены расчеты недополученной пенсии исчисленной с районным коэффициентом 1,3 и с районным коэффициентом 1,2 за период, с *** года по *** года.

Из расчета, представленного истцом, следует, что разница в размере пенсии, исчисленной с районным коэффициентом 1,3 и с районным коэффициентом 1,2 за период, указанный истцом, составляет *** рублей *** копеек. При этом согласно расчету, представленному стороной ответчика, размер такой разницы составляет *** рублей *** копейка, суд принимает даны расчет поскольу он выполнен более точно с применением правил арифметики.

Однако, учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не может выйти за пределы заявленных истцом требований, а истец просил взыскать с ответчика недополученную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,3 за период с *** года по *** года в меньшем размере, чем рассчитал ответчик, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения данных требований истца в рамках заявленных им требований, то есть в размере *** рублей *** копеек.

Учитывая изложенное, суд считает, что ответчиком нарушено право истца на получение пенсии, исчисленной с применением районного коэффициента 1,3. Требование истца о восстановлении нарушенного права обосновано и подлежит удовлетворению. На ответчика следует возложить обязанность по исчислению пенсии истца с применением районного коэффициента 1,3. Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплаченная пенсия за период с *** года по *** года в размере *** рублей *** копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Восстановить право Мудряка Владимира Федоровича на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав Военный комиссариат Амурской области производить исчисление пенсии Мудряку Владимиру Федоровичу с применением районного коэффициента 1,3.

Взыскать с Военного комиссариата Амурской области в пользу Мудряка Владимира Федоровича недополученную пенсию за период с *** года по *** года в сумме *** рублей *** копеек.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Матюханова Н.Н.