Производство № 2-603/2022 (2-9036/2021)
УИД 28RS0004-01-2021-012182-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2022 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щедриной О.С.,
при секретаре Михайловой Е.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Благовещенска – Пристовой Е.В., представителя администрации г. Благовещенска – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Благовещенска в интересах ФИО2 к администрации г. Благовещенска о признании права на получение жилого помещения, возложении обязанности предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО2 в обоснование заявленных требований указал, НП является собственником ***, расположенной в многоквартирном доме по адресу: ***. Данный дом заключением городской межведомственной комиссии от 20 сентября 2006 года признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный многоквартирный дом включен по второму этапу региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157
На территории города, в целях реализации мероприятий Программы № 152 на условиях софинансирования переселения граждан из многоквартирных домов реализуются в рамках двух муниципальных программ: «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории г. Благовещенска в 2013-2021 гг.» утв. Постановлением администрации г. Благовещенска от 05.04.2013 № 1727. ФИО3 включен в муниципальную программу, дата окончания планируемого расселения – IV квартал 2024 года.
Вместе с тем, в связи с бездействием администрации ФИО2 в рамках программных мероприятий переселена не была.
Учитывая, что ФИО2 приобрела право собственности на *** 09.07.2016 года на основании договора дарения, то с 2006 года квартира фактически находится в собственности одной семьи, при этом на протяжении длительного периода времени ответчик нарушал жилищные права истца, не предоставляя ей жилое помещение в рамках адресной программы, считает, что применение ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ в данном случае умаляют права ФИО2
На основании изложенного, с учетом уточнения предмета исковых требований просит суд признать право ФИО2 на получение жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность предоставить ФИО2 в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.02.2019 года № 152, на праве собственности благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 14 кв.м.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Благовещенска Пристова Е.Е.поддержал исковое заявление по изложенным в нем доводам, настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика администрации г. Благовещенска – ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что после признания дома аварийным и подлежащим сносу истец имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, просила отказать в заявленных требованиях.
Истец ФИО2, представители третьих лиц - МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, Правительства Амурской области - в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили. Руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, общей площадью 14 кв.м. Право собственности зарегистрировано 13 июня 2016 года.
Заключением городской межведомственной комиссии от 20 сентября 2006 года № 170 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
ФИО3 был включен во 2 этап региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157, которой было предусмотрено переселение граждан из жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01 января 2012 года. Срок мероприятий по программе – 5 лет.
Поскольку расселениемногоквартирного *** в рамках региональной адресной программы № 157 не было завершено, указанный дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 29 марта 2019 года № 152. Планируемый срок расселения – до 22 декабря 2022 года.
При этом, как следует из материалов дела, 13 октября 2017 года администрацией г. Благовещенска вынесено постановление № 3583 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 28:01:130418:44 и жилых помещений – квартир №***, ***, ***, ***, ***, *** в многоквартирном доме по адресу: ***.
Согласно позиции стороны истца, поскольку ФИО2 не была расселена ответчиком в рамках региональной адресной программы № 157 и к возникшему спору положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не применимы, истица имеет право на предоставление жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения в рамках региональной адресной программы № 152.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
Частью 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 ст. 32ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
В ходе рассмотрения дела установлено и не опровергнуто стороной ответчика, что многоквартирный жилой дом по ***, в котором находится принадлежащее ФИО2 жилое помещение – ***, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденную постановлением Правительства Амурскойобласти от 29 марта 2019 года № 152 (ранее был включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12 апреля 2013 года № 157), до настоящего времени истец не расселена.
В данной связи, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и во взаимосвязи с названными выше правовыми положениями, суд приходит к выводу о том, что поскольку *** включен в региональную адресную программу, истец имеет право выбора любого из названных способа обеспечения жилищных прав, при этом, поскольку на выкуп жилого помещения истец не согласна, она подлежит обеспечению равнозначным жилым помещением взамен изымаемого с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение
Доводы ответчика со ссылкой на положения ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ о том, что ввиду приобретения ФИО2 права собственности на жилое помещение после признания дома аварийным и подлежащим сносу истец имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Так, в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Данная норма вступила в силу 28 декабря 2019 года. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28 декабря 2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.
В рассматриваемом случае процедура изъятия земельного участка и жилых помещений в многоквартирном *** инициирована органом местного самоуправления путем вынесения 13 октября 2017 года соответствующего постановления, то есть до вступления в силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, в связи с чем, положения указанной нормы не подлежат применению к возникшим между сторонами правоотношениям по переселению из аварийного жилищного фонда.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает требования прокурора г. Благовещенска о признании права ФИО2 на получение жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение и о возложении на администрацию г. Благовещенска обязанности предоставить НП в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.02.2019 года № 152, на праве собственности благоустроенное жилое помещение законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Благовещенска в интересах ФИО2 – удовлетворить.
Признать право ФИО2 на получение жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность предоставить ФИО2 в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.02.2019 года № 152, на праве собственности благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее 14 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Щедрина О.С.
Решение в окончательной форме составлено 24.01.2022 года