Дело № 2-9710/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Гоковой И.В.
при секретаре Ушакове М.К.
с участием: истца – Гридневой О.А., представителя ответчика Змеу Ю.В., третьих лиц – Улыбиной Ю.С., Ухиной И.А., Шумковой Н.С., Гриднева С.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гридневой О. А. к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности восстановить в программе по переселению из ветхого и аварийного жилья,
УСТАНОВИЛ:
Гриднева О.А. обратилась в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что являлась нанимателем жилого помещения по адресу: ***. Помимо истца в данном жилом помещении проживают члены ее семьи Гриднев С.Г. (муж), Шумкова Н.С. (дочь), Шумкова И.А. (внучка), Улыбин С.О. (зять), Улыбина Ю.С. (дочь), Улыбин Д.С. (внук), Улыбина В.С. (внучка), УлыбИ. И.С. (внучка). В 2006 году жилой дом по ул. *** г.Благовещенска признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Однако, ответчик не принимает мер к переселению истца и членов ее семьи из жилого дома, равно как действий по его ремонту. Просит суд обязать администрацию города Благовещенска восстановить жилой дом по адресу: *** в программе по переселению из ветхого и аварийного жилья.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 16.10.2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление ЖКХ администрации города Благовещенска, Гриднев С.Г., Улыбин С.О., Шумкова Н.С., Улыбина Ю.С., Шумкова И.А., Улыбин Д.С., Улыбина В.С., УлыбИ. И.С.
В судебном заседании истец Гриднева О.А. настаивала на исковых требованиях, подтвердив изложенные в иске доводы.
Представитель ответчика администрации города Благовещенска с исковыми требованиями не согласилось, в обоснование возражений указав, что жилой дом по адресу *** аварийным и подлежащим сносу признан не был. В реестр региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157 дом по адресу: *** не включен, т.к. одной из основных целей региональной адресной программы является переселение граждан из многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу. Жилой дом, состоящий из четырех комнат, общей площадью 69,3 кв.м., находится в муниципальной собственности и передан по договору социального найма от 06.07.2006 №1343 (доп. соглашение от 13.05.2016 года №1343/2) Гридневой О.А., с составом семьи девять человек. Таким образом, данный дом многоквартирным не является, соответственно в региональную адресную программу не включен и никогда не числился в списках адресных программ по переселению граждан. Срок реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157 истек - 01.09.2017 года. Каких либо изменений о продлении срока действия программы федеральным законодателем не вносилось. Постановлением правительства Амурской области от 29.09.2017 года №477 сроки и этапы реализации программы были продлены до 4 квартала 2018 года. Между тем, сроки программ были продлены для осуществления контроля и заявления длящихся контрактов. Учитывая изложенное, просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Третьи лица в судебном заседании требования истца поддержали.
В судебное заседание не явились третьи лица Улыбин С.О., Шумкова И.А., Улыбин Д.С., Улыбина В.С., УлыбИ. И.С., представитель третьего лица Управления ЖКХ администрации города Благовещенска, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель третьего лица Управления ЖКХ администрации города Благовещенска в отзыве на иск исковые требования полагал неподлежащими удовлетворению. В обоснование указал, что в реестр региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013 - 2018 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157 дом по адресу: г.Благовещенск, ул. Высокая, д. 161 не включен, т.к. одной из основных целей региональной адресной программы является переселение граждан из многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу. Жилой дом многоквартирным не является, соответственно в региональную адресную программу не включен и никогда не числился в списках адресных программ по переселению граждан. Постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014 года №4130 утверждена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска на 2015-2020 годы». Данной подпрограммой предусмотрено переселение граждан из жилых помещений в домах, признанных до 01.01.2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». При увеличении доходных источников городского бюджета и выделении дополнительных финансовых ассигнований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в подпрограмму будут включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2012 года, а также одноквартирные дома, признанные непригодными для проживания в порядке и по основаниям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» целью данного Закона является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий.
Согласно пункту 2 статьи 2 данного Закона аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 N 157 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2018 годах».
Основными целями программы являются: финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов; улучшение жилищных условий граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Настоящей Программой предусмотрено переселение граждан из жилых помещений в домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также развитие малоэтажного жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что индивидуальный жилой дом, состоящий из 4-х комнат, общей площадью 69,3 кв.м., расположенный по адресу: *** находится в муниципальной собственности и передан по договору социального найма №1343 от 06 июля 2006 года в бессрочное владение и пользование Гридневой О.А. с составом семьи девять человек (дополнительное соглашение к договору №1343 от 13.05.2016 года), в том числе: Гриднев С.Г. (муж), Улыбин С.О. (зять), Шумкова Н.С. (дочь), Улыбина Ю.С. (дочь), Шумкова И.А. (внучка), Улыбин Д.С. (внук), Улыбина В.С. (внучка), УлыбИ. И.С. (внучка).
Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу №393 от 22 сентября 2006 года жилой дом по адресу: *** признан непригодным для проживания.
Соответственно, аварийным и подлежащим сносу данный дом не признавался.
Указанное заключение межведомственной комиссии в отношении жилого дома, нанимателем которого является истец, принято в установленном порядке, не оспорено, не признано недействительным.
Поскольку в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу жилой дом по ул. *** г.Благовещенска не признавался, правовых оснований для его включения в реестр адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2018 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 года №157, не имелось.
Кроме того, спорный жилой дом многоквартирным не является и таковым не признавался, в связи с чем, не подлежал включению в региональную адресную программу и по указанному основанию.
Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47) многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.
В свою очередь, понятие индивидуального жилого дома раскрывается в части третьей статьи 48 и части второй статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под «индивидуальным домом» понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Жилой дом по ул. *** г.Благовещенска по своим функциональным характеристикам отвечает требованиям, предъявляемым к одноквартирным индивидуальным жилым домам для проживания одной семьи. Тот факт, что данный дом не относится к многоквартирным жилым домам, сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Постановлением администрации города Благовещенска от 03.10.2014 года N 4130 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска на 2015 - 2020 годы».
Муниципальная программа состоит из четырех подпрограмм, предусматривающих комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение цели муниципальной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач.
В подпрограмме 1 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска» определена следующая цель: создание безопасных условий проживания граждан путем переселения из аварийного жилищного фонда. Для ее достижения будет реализовано основное мероприятие - обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Настоящей подпрограммой предусмотрено переселение граждан из жилых помещений в домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», а также развитие малоэтажного жилищного строительства в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В рамках подпрограммы предстоит расселить 157 аварийных МКД, расположенных на территории города Благовещенска, общей площадью 27,0 тыс. кв. м и переселить в благоустроенное жилье 2183 человека. Перечень аварийных многоквартирных домов утвержден адресной Программой.
Жилой дом по ул. *** г.Благовещенска был включен в перечень аварийных домов подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска на 2015 - 2020 годы» (Приложение №1).
Вместе с тем, постановлением администрации города Благовещенска от 28.03.2016 года N 875 «О внесении изменений в муниципальную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска на 2015 - 2020 годы», утвержденную постановлением администрации города Благовещенска от 3 октября 2014 года N 4130» исключено Приложение N 1 «Перечень аварийных домов» к подпрограмме 1 муниципальной программы.
Данное постановление является действующим и имеет юридическую силу, в связи с чем, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности восстановить жилой дом по ул. *** г.Благовещенска в перечень аварийных домов подпрограммы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Благовещенска» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Благовещенска на 2015 - 2020 годы» не имеется.
При том условии, что целью региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013 - 2018 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 N 157, является реализация прав на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, решение о включении спорного жилого дома в региональную адресную программу не принималось и указанные действия (бездействия) органа местного самоуправления истцом не обжаловались, основания для восстановления предполагаемых прав истца заявленным в иске способом отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гридневой О. А. к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности восстановить в программе по переселению из вахтового и аварийного жилья – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.В. Гокова
Решение в окончательной форме принято 28.11.2017 года