Производство № 2-5067/2023
УИД 28RS0004-01-2023-005518-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2023 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Гребенник А.В.,
при секретаре Сила А.А.,
с участием истца АЕ, представителя истца СИ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АЕ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области о признании решения незаконным, обязании признать право на получение компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
АЕ обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обосновании указав, 23 декабря 2022 года обратился к ответчику с заявлением о назначении компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации № 1455 от 26 декабря 2006 года, в связи с уходом за матерью ВЯ, достигшей возраста 80 лет. Согласно ответчика Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области в назначении компенсационной выплаты истцу было отказано по причине наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. С указанным отказом истец не согласен, считает его незаконным, поскольку истец является плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятый) с 23 декабря 2022 года по настоящее время, в добровольные правоотношения по пенсионному страхования с СФР не вступал, в связи с чем вправе претендовать на назначение и выплату компенсационной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455.
На основании изложенного, истец АЕ просил суд признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от 9 марта 2023 года № 212016/22 об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области отменить решение от 9 марта 2023 года № 212016/22 об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области признать за АЕ право на получение ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за престарелым, достигшим возраста 80 лет – ВЯ,, с 23 декабря 2022 года.
Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явился ответчик – просил рассматривать дело в свое отсутствие. Учитывая мнение истца, представителя истца, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассматривать дело при данной явке.
В судебном заседании истец, представитель истца на требованиях иска настаивали, подробно указали на обстоятельства, изложенные в нем, просил требования АЕ удовлетворить в полном объеме.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 порядок осуществления таких выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 343.
Пунктом 3 вышеуказанных Правил предусмотрено, что компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Как следует из материалов дела 23 декабря 2022 года АЕ обратился в ОПФР России по Амурской области с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, за ВЯ, достигшей возраста 80 лет.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от 9 марта 2023 года № 212016/22 АЕ назначении ежемесячной компенсационной выплаты, как лицу осуществляющему уход за престарелым, достигшим возраста 80 лет ВЯ, отказано.
Из указанного решения следует, что причиной отказа в назначении указанной выплаты явилось то обстоятельство, что на дату обращения с заявлением истец является индивидуальным предпринимателем, документы, подтверждающие факт прекращения деятельности, заявителем не представлены.
Не согласившись с указанным решением и полагая его незаконным, АЕ инициирован настоящий иск в суд.
Рассматривая обоснованность заявленных истцом требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 343 для назначения компенсационной выплаты необходимы следующие документы (сведения): а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства, а также документ, удостоверяющий его личность; б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом, а также документ, удостоверяющий личность нетрудоспособного лица. Указанное заявление может представляться лицом, осуществляющим уход. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным (ограниченным в дееспособности), такое заявление подается от имени его законного представителя. Полномочия законного представителя подтверждаются сведениями, полученными из Единой государственной информационной системы социального обеспечения, или документом, подтверждающим полномочия законного представителя; в) сведения о том, что лицо, осуществляющее уход, не получает пенсию; г) сведения органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице; д) сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральном реестре инвалидов; ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе; з) сведения, подтверждающие отсутствие факта осуществления работы и (или) иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лица, осуществляющего уход, а также нетрудоспособного гражданина; л) сведения о неназначении компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, являющимся получателем одновременно 2 пенсий: пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и иной пенсии по государственному пенсионному обеспечению либо страховой пенсии, полученные от органа, осуществляющего выплату соответствующей пенсии.
В силу подпункта «д» пункта 9 указанных Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели).
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации введен институт эксперимента, который предусматривает в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению отдельных налогов, специальный налоговых режимов, а также дополняет перечень специальных налоговых режимов системой налогообложения в виде налога на профессиональный доход.
В силу пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе физические лица в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.
Анализируя приведенные положения закона, суд приходит к выводу, что физические лица не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», за исключением случаев добровольной уплаты страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации путем подачи соответствующего заявления, в связи с чем в данном случае обязательное пенсионное страхование распространяется на лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Согласно абзаца 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»).
Исходя из правового смысла указанной нормы, у лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в период уплаты мим страховых взносов образует пенсионные права, периоды уплаты страховых взносов засчитываются в страховой стаж.
Таким образом, у четом изложенного, именно факт уплаты страховых взносов указанной категории влечен правовые последствия, касающиеся выплаты пенсий и иных социальных выплат.
В соответствии со справкой Межрайонной МФНС России « 12 по Приморскому краю от 2 июня 2023 года ИП АЕ с 23 декабря 2022 года имеет статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый).
Сведений о том, что АЕ в добровольном порядке вступил с ответчиком в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию материалы дела не содержат.
Таким образом, совокупность приведенных положений закона и установленных по делу обстоятельства применения истцом специального налогового режима «Налог на процессуальный доход» без уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд приходит к выводу, что АЕ относится к категории граждан, имеющих право на получение компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455, в связи с чем решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от 9 марта 2023 года № 212016/22 об отказе АИ в назначении ежемесячной компенсационной выплаты является незаконным и подлежащим отмене, в связи с чем требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.
Поскольку решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от 9 марта 2023 года № 212016/22 об отказе АИ в назначении ежемесячной компенсационной выплаты судом признано незаконным, принимая во внимание положения пункта 8 Постановление Правительства РФ от 4 июня 2007 года № 343, в соответствии с которым компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями, суд приходит к выводу, что восстановление нарушено истца права подлежит путем возложения на ответчика обязанности признать за АЕ право на получение ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за престарелым, достигшим возраста 80 лет – ВЯ, с 23 декабря 2022 года.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление АЕ удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области от 9 марта 2023 года № 212016/22 об отказе АЕ в назначении ежемесячной компенсационной выплаты и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Амурской области отменить решение от 9 марта 2023 года № 212016/22 об отказе в назначении ежемесячной компенсационной выплаты.
Признать за АЕ, *** года рождения, право на получение ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за престарелым, достигшим возраста 80 лет, - ВЯ, *** года рождения, с 23 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Гребенник
Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2023 года