НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 14.07.2017 № 2-4507/17

Дело № 2-4507/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2017 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.

При секретаре Серикове Р.В.,

С участием истца Левиной Н.Г., представителя истца Клечиковой И.Л., представителя ответчика МВД России, третьего лица УМВД России по Амурской области Вивдич Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левиной Н. Г. к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Левина Н.Г. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что с 01.01.2006 года она проходила службу в органах внутренних дел РФ в УФМС России по Амурской области и замещала должность консультанта отдела финансового и ресурсного обеспечения. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 156 Федеральная миграционная служба упразднена. ФМС России принято решение о ликвидации Управления ФМС по Амурской области и утверждении состава ликвидационной комиссии. На основании приказа УФМС России по Амурской области от 15.12.2016 года истец освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.3 (упразднение государственного органа) части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы РФ», 26 декабря 2016 года. Согласно поступившему поручению ФМС России от 28.12.2016 года, на основании приказа УФМС России по Амурской области от 29.12.2016 года № 414 л/с, п. 1 приказ УФМС России по Амурской области от 15.12.2016 года № 409 л/с в части освобождения истца от занимаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы 26 декабря 2016 года отменен. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 года № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017 года. Финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации ФМС России, поручено произвести в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральной бюджете. В связи с окончанием ликвидационных мероприятий 13 марта 2017 года истец уволена с государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.3 (упразднение государственного органа) части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы РФ». За период с 27.12.2016 года по 13.03.2017 года истцу не выплачивалось денежное довольствие. По устным обращениям в УМВД России по Амурской области, выступающего правопреемником УФМС России по Амурской области, по вопросу невыплаты денежного довольствия никаких указаний о выплате членам ликвидационных комиссией от МВД России не поступало, финансирование не выделялось. За указанный период задолженность по денежному довольствию составляет 168 580 рублей 52 копейки.

На основании изложенного, истец Левина Н.Г. просила суд взыскать с МВД Российской Федерации задолженность по денежному содержанию в сумме 168 580 рублей 52 копеек, денежную компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере 2 402 рублей 27 копеек, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

В ходе судебного разбирательства истец от иска в части требований к ответчику УМВД России по Амурской области о взыскании задолженности по денежному содержанию в сумме 168 580 рублей 52 копеек, денежной компенсации за задержку выплаты денежного содержания в размере 2 402 рублей 27 копеек, компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей отказалась, в связи с чем производство по делу в данной части прекращено на основании абз. 4 ст. 220 ГПК РФ в связи с отказом истца от иска в части и принятием данного отказа судом.

В судебное заседание не явились извещавшиеся надлежащим образом о времени и месте его проведения третье лицо Федеральная миграционная служба Российской Федерации, неоднократно уведомлялось судом по юридическому адресу (г. Москва, Боярский переулок, 4), однако судебная корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой почтовой организации «за истечением срока хранения», «ликвидация организации», третье лицо Министерства финансов РФ, согласно письменному заявлению просило рассмотреть дело в свое отсутствие.

Учитывая, что, в силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами, учитывая положения ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, а также положения ст. 154 ГПК РФ, предусматривающей сроки рассмотрения дела в суде, суд приходит к выводу о том, что обязанность по извещению третьего лица Федеральной миграционной службу Российской Федерации выполнена судом надлежащим образом, и на основании правил ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании истец, представитель истца на исковых требованиях настаивали, подробно указали обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что лицевой счет УФМС России по Амурской области был закрыт 29 декабря 2016 года. Начальник УМВД России по Амурской области лично подписывал акты передачи оборотов по синтетическим счетам, в связи с чем знал о ликвидационных мероприятиях, происходивших в УФМС России по Амурской области. Истец просит взыскать денежное содержание, при этом пособие при увольнении в связи с ликвидацией, хоть и было выплачено истцу, однако не является денежным содержанием в соответствии со ст. 50 Закона № 79-ФЗ. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика с исковыми требованиями истца не согласилась, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном отзыве на исковое заявление, указала, что Левина Н.Г. проходила службу в Управлении Федеральной миграционной службы. В связи с упразднением ФМС Левина Н.Г. была включена в состав ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области. По окончанию ликвидационных мероприятий, в соответствии с приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области от 15.12.2016 года № 409 л/с Левина Н.Г. была уволена с государственной гражданской службы в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ, в связи с упразднением государственного органа. В соответствии с указанным приказом Левиной Н.Г. было выплачено денежное довольствие по 26.12.2016 года. Согласно приказу председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области от 29.12.2016 года № 414 л/с, приказ № 409 л/с от 15.12.2016 года об увольнении Левиной Н.Г. отменен. Срок ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01.07.2017 года на основании распоряжения Правительства РФ. Председатель ликвидационной комиссии ФМС России Смородин Н.М. поручил председателям ликвидационных комиссий ФМС России отменить приказы об увольнении либо переводе председателей ликвидационных комиссий, лиц, имеющих право второй подписи, а также иных членов ликвидационных комиссий, чье присутствие необходимо для завершения ликвидационных мероприятий. Самойленко О.А., определив круг лиц, входящих в состав ликвидационной комиссии, не обратился в УМВД России по Амурской области, МВД России о незавершенной процедуре ликвидационных мероприятий и необходимости ее продолжения, а также о заключении трудовых договоров с необходимыми членами ликвидационной комиссии. Члены ликвидационной комиссии УФМС не могли знать о том, что с января 2017 года финансовое обеспечение ликвидационных мероприятий, в том числе выплату заработной платы членам ликвидационной комиссии, должно производить МВД, а не ФМС или иной орган. До марта 2017 года УМВД России по Амурской области не было известно о продолжении деятельности ликвидационной комиссии, ее составе. В связи с чем УМВД России по Амурской области не было произведено необходимых мероприятий для возникновения оснований по выплате денежного довольствия членам ликвидационной комиссии УФМС. В соответствии с разъяснением ФЭД МВД России от 20.04.2017 года до решения вопроса о выделении дополнительного финансирования ликвидационные мероприятия необходимо осуществлять в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Выплаты членам ликвидационных комиссии возможны только при оформлении с ними правоотношений либо путем заключения гражданско-правовых договоров, либо путем заключения срочных трудовых договоров. Расчеты, произведенные Левиной Н.Г. и заявленные в исковых требованиях, как подлежащие выплате, основаны на приказах УФМС России по Амурской области, ФМС, которые фактически в 2017 году после ликвидации государственного органа утратили свое действие и не имеют юридической силы. Также представитель ответчика полагала, что МВД России является ненадлежащим ответчиком, поскольку трудовые отношения существуют между истцом и ФМС России, которое до настоящего времени не ликвидировано и фактически осуществляет деятельность. Трудовых отношений между Левиной Н.Г. и МВД не было. У МВД России отсутствуют законные основания для выплаты истцу, являющейся членом ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области, денежного содержания за период с января 2017 года по 13 марта 2017 года, поскольку трудовым законодательством обязанность по выплате заработной платы возложена на работодателя. Кроме того, истцом получено пособие в размере 4-хмесячного денежного содержания. На основании изложенного, представитель ответчика просила в иске Левиной Н.Г. отказать в полном объеме.

Правовая позиция третьего лица УМВД России по Амурской области аналогична позиции, изложенной представителем ответчика МВД России, в письменной отзыве, устных пояснениях, данных в ходе судебного разбирательства.

Согласно правовой позиции третьего лица Министерства финансов РФ исковые требования Левиной Н.Г. обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку Постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 года № 2816 на МВД РФ возложена ответственность за проведение ликвидационных мероприятий ФМС России. На официальном сайте МВД РФ размещена информация о том, что бюджет МВД РФ на период с 2017 года по 2019 год сформирован с учетом бюджетных ассигнований ФМС России и ФСКН России.

Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, третьего лица УМВД России по Амурской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права основными принципами регулирования трудовых отношений признаются, в частности, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей; осуществление государственного контроля и надзора за их соблюдением; обязанность сторон соблюдать условия заключенного трудового договора; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (статья 2 Трудового кодекса РФ).

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 2), в том числе закрепленных статьей 37 Конституции Российской Федерации прав в сфере труда.

Данные положения соответствует требованиям Международной Конвенции относительно защиты заработной платы от 01.07.1949 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР № от 31.01.1961 года.

По смыслу ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом.

Следуя системному толкованию закона, следует вывод, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации применимы к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных законом, а также когда данные правоотношения не урегулированы нормами специального права.

Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации на момент увольнения Левиной Н.Г. регулировался Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», «Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-1.

Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и Распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2016 № 1025-р «Об отнесении к ведению МВД России организаций, находившихся в ведении ФМС России» Федеральная миграционная служба упразднена.

Функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, её штатная численность переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. При этом МВД России данным Указом признано правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Как видно из пункта 4 Указа Президента РФ № 156, в отношении сотрудников ФМС установлено, что сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники ФМС продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных данным Указом Президента РФ.

Пунктом 5 данного Указа постановлено завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1 июня 2016 года.

Правительству Российской Федерации пунктом 6 Указа Президента РФ поручено перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящий Указом; обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением ФМС России; представить предложения по уточнению предельной штатной численности органов внутренних дел и центрального аппарата МВД России; обеспечить решение финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией настоящего Указа.

Во исполнение Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 Правительством Российской Федерации издано Распоряжение от 26 мая 2016 г. № 1025-р, пунктом 1 которого к ведению МВД России отнесены организации, находившиеся в ведении ФМС России. Также предписано завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая её территориальные органы, по 31 декабря 2016 года включительно; председателю ликвидационной комиссии - принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздненной ФМС России; Минфину России - предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и её территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий; МВД России - осуществить материально-техническое и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий с учетом ранее установленного порядка обеспечения деятельности ФМС России (п.п. 3, 4, 5, 6 Распоряжения).

Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 01 июля 2017 года; МВД России также определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России. Финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными распоряжением, следует произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральным бюджете.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30 июня 2017 № 1412-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России, установленный распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2016 года № 2896-р, продлен до 01 октября 2017 года. Финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными распоряжением, предписано произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральным бюджете.

Таким образом, на Правительственном уровне четко определен орган, на который возложено финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями ФМС России и её территориальных органов, в том числе по выплате денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и её территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий, - это МВД России. Иное толкование противоречит приведенным выше правовым актам.

Также сотрудники, включенные в состав ликвидационных комиссий ФМС России и территориальных органов, продолжают проходить службу в органах миграционной службы до окончания ликвидационных мероприятий без освобождения от занимаемых должностей, имеют право на соблюдение в отношении них всех гарантий, установленных, в том числе Положением о службе в органах внутренних дел.

Согласно распоряжению Федеральной миграционной службы от 01 июня 2016 года № НС-1/9-233 поручено утвердить состав ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Амурской области, согласно приложению к настоящему распоряжению.

Распоряжением председателя ликвидационной комиссии Федеральной миграционной службы России Смородина Н.М. от 09 июня 2016 года в состав комиссии, в числе прочих, включена главный специалист-эксперт отдела финансового обеспечения УФМС России по Амурской области Левина Н. Г..

Как следует из приказа № 409 л/с от 15 декабря 2016 года Левина Н.Г., советник государственной гражданской службы РФ 3 класса, освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в соответствии с пп. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (упразднение государственного органа) с 26 декабря 2016 года, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск за период работы с 01 по 26 декабря 2016 года, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, премии за отработанное время в декабре 2016 года в размере 25 % оклада денежного содержания.

На основании распоряжения председателя ликвидационной комиссии ФМС России Смородина Н.М. от 29 декабря 2016 г. № 2896-р приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области Самойленко О.А. приказ УФСМ России по Амурской области от 15.12.2016 года № 409 л/с отменен.

Согласно ст. 19 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел могут быть прикомандированы к высшим органам государственного управления Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям для выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дол Российской Федерации. Прикомандирование осуществляется за счет лимитов численности, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Статьей 20 Положения предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к органам государственного управления Российской Федерации, проходят службу в порядке, установленном настоящим Положением, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей: увольнение прикомандированных сотрудников органов внутренних дел со службы производится по представлению руководителей соответствующих органов по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Положением; прикомандированным сотрудникам органов внутренних дел выплачиваются должностные оклады, установленные для работников органов государственного управления, а также оклады за специальное звание, процентная надбавка за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, производятся иные выплаты, установленные для сотрудников органов внутренних дел. Если размер заработной платы прикомандированных сотрудников органов внутренних дел (с учетом повышения оклада за специальное звание после прикомандирования, при присвоении очередного звания, установлении нового должностного оклада, увеличении должностных окладов начальствующему составу органов внутренних дел) окажется ниже размера денежного довольствия, получаемого ими ранее, то соответствующая разница выплачивается Министерством внутренних дел Российской Федерации; премирование прикомандированных сотрудников органов внутренних дел осуществляется по действующим в соответствующих органах государственного управления системам премирования исходя из должностных окладов. Выплата должностных окладов и премий производится за счет ассигнований, выделяемых на содержание соответствующих органов государственного управления. Все остальные виды положенных довольствия и выплат прикомандированным сотрудникам органов внутренних дел предоставляются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Контроль за прохождением службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел осуществляет Министерство Внутренних Дел Российской Федерации.

С учетом приведенного выше, судом признаются ошибочными доводы представителя ответчика о том, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии, согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ, к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия юридического лица – это особый орган ликвидируемого юридического лица, который с момента назначения в установленном порядке осуществляет полномочия по управлению его делами.

Ввиду того, что при создании ликвидационной комиссии не предусмотрено утверждение её штата, и тарификация не представляется возможной, включаемые в её состав члены продолжают оставаться числящимися по ранее замещаемым (занимаемым) должностям в целях обеспечения их денежным довольствием (денежным содержанием, заработной платой) и предоставления социальных гарантий. При этом перечень исполняемых ими в качестве членов ликвидационных комиссий должностных обязанностей определяется не в соответствии с должностью, по которой осуществляется его денежное содержание, а исходя из поставленных перед ликвидационной комиссией задач и реализуемых ими в этой связи функций.

При этом, по смыслу пункта 5 Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 года № 1025-р, сотрудники упраздняемой ФМС России, включенные в состав ликвидационных комиссий ФМС России и её территориальных органов, имеют право на сохранение денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) по ранее занимаемым ими должностям, то есть на обеспечение их денежным довольствием в том размере, в котором оно выплачивалось им на дату упразднения ФМС России с учетом должности и присвоенного звания.

В силу ч. 1 ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Согласно части 2 указанной статьи денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п. 3.1 ч. 3 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Подпункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам, в числе прочих, относит премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).

Часть 16 статьи 50 приведенного Закона разъясняет, что в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих производится лишь оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, а именно: по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Как следует из расчетного листка, в декабре 2016 года истцу Левиной Н.Г. было выплачено четырехмесячное денежное содержание, предусмотренное ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ.

Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания гражданского служащего отнесена к числу дополнительных выплат, гарантированных государством при прекращении служебных отношений в связи с упразднением государственного органа, является компенсационной выплатой и не является денежным содержанием, в связи с чем доводы представителя ответчика о не правомерности взыскания премий, пособий в виду отсутствия фонда оплаты труда, не состоятельны и основаны на неверном применении норм права.

Судом установлено, сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось и подтверждается табелями учета использования рабочего времени за декабрь 2016 года, январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, что с 27 декабря 2016 года Левина Н.Г. продолжала исполнять возложенные на нее, как на члена ликвидационной комиссии, обязанности, связанные с ликвидацией УФМС России по Амурской области, прохождение службы не приостанавливала. Однако в период с 27 декабря 2016 года по день ее увольнения – 13 марта 2017 года денежное содержание выплачено не было.

13 марта 2017 года председателем ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области Самойленко О.А. начальнику УМВД России по Амурской области Аксенову Н.Н. были направлены материалы для начисления и выплаты денежного довольствия членам ликвидационной комиссии УФСМ России по Амурской области.

В соответствии со ст. 66 Федеральный закон от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

Денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Из доводов представителя ответчика МВД России следует, что до марта 2017 года не было известно о продолжении деятельности ликвидационной комиссии и о ее составе, однако указанное суд находит не состоятельным по следующим причинам.

Согласно разъяснениям МВД России от 16.02.2017 года № 1/1824 о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на содержание ликвидационных комиссий ФМС России и ФСКН России, федеральный бюджет Министерства на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформирован с учетом подходов по оптимизации бюджетных средств. Объемы ассигнований, выделенные Министерству на содержание личного состава органов внутренних дел с учетом проведенных мероприятий по реорганизации в рамках исполнения Указа Президента РФ от 05.04.2016 года № 156 и № 157, не обеспечивают в полной мере расчеты по установленным социальным гарантиям и компенсациям списочной численности органов внутренних дел. Реализация распоряжения Правительства РФ от 29.12.2016 года № 2896-р требует дополнительных финансовых затрат. В условиях ограниченного бюджетного финансирования изыскать средства не представляется возможным.

Кроме того, из имеющейся в деле переписки, а также приведенных выше Указа Президента РФ, Распоряжений Правительства РФ, МВД России, УМВД России по Амурской области достоверно было известно (либо должно было быть известно) о проведении ликвидационных мероприятий, в том числе УФМС России по Амурской области, о сроках завершения данных действий.

Вместе с тем, Порядок и условия оплаты труда членам ликвидационных комиссий, председателей ликвидационных комиссий ФМС России Правительством РФ разработан не был.

В этой связи несостоятельными признаются доводы стороны ответчика о необращении председателя ликвидационной комиссии Самойленко О.А. в УМВД России по Амурской области о незавершении процедуры ликвидационных мероприятий, о необходимости заключения трудовых договоров с членами ликвидационной комиссии, поскольку такая обязанность ничем не установлена. Кроме того, разъяснения относительно того, что территориальными органами МВД России на региональном уровне оплату расходов возможно произвести при условии оформления с членами ликвидационных комиссий соответствующих правоотношений путем заключения срочных трудовых договоров либо гражданско-правовых договоров, были даны Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России лишь 20.04.2017 года в письме № 31/9-3591, то есть после увольнения истца.

То обстоятельство, что финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, объемы которых не обеспечивают в полной мере расчеты по установленным социальным гарантиям и компенсациям списочной численности органов внутренних дел, а также правовая неопределенность в данном вопросе, по мнению суда, не может повлечь нарушения прав истца.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что отсутствие финансирования с правовой точки зрения само по себе не может означать фактического лишения сотрудников ликвидационной комиссии УФМС России по Амурской области права на получение вознаграждения за труд (денежного содержания), гарантированного Конституцией РФ, трудовым законодательством РФ и иными федеральными законами, регулирующими данные правоотношения, а также рассматриваться в качестве отлагательного условия для исполнения вступившего в силу закона.

Таким образом, с учетом приведенных норм права, установленных обстоятельств по делу, суд находит требования истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел денежным довольствием определятся в соответствии с законодательством РФ руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

В системе ФМС России данный порядок регламентирован приказом ФМС России от 12.02.2014 года № 62 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ, прикомандированных к Федеральной миграционной службе».

В соответствии с п. 5 указанного приказа выплата денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел производиться за текущий месяц один раз в период с 20 по 25 число.

Проверяя расчет задолженности денежного содержания за период с 27 декабря 2016 года по 13 марта 2017 года, компенсации за неиспользованный отпуск, материальной помощи по смете (ГГС), выполненный истцом, суд находит его верным, однако исчисленным без учета положений ст. ст. 210-212 НК РФ.

При этом судом произведен расчет взыскиваемой задолженности самостоятельно с учетом положений п. 1 ст. 210 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 данного кодекса. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Согласно представленным расчетным листкам за период с декабря 2016 года по март 2017 года, Левиной Н.Г. начислено и подлежало выплате в декабре 2016 года 8 713 руб. 69 коп. (10 015 руб. 74 коп. (начисленная заработная) – 13% налог на доходы ФЛ), в январе 2017 года – 47 925 руб. 21 коп. (55 086 руб. 45 коп. – 13 %), в феврале 2017 года – 47 925 руб. 21 коп. (55 086 руб. 45 коп. – 13 %), в марте 2017 года 42 101 руб. 02 коп. (207 842 руб. 73 коп. – 13%).

В связи с изложенным, требования истца о взыскании с МВД России денежного содержания за период с 27 декабря 2016 года по 13 марта 2017 года суд находит обоснованными в части, а именно в сумме 146 665 рублей 13 копеек. Требования истца о взыскании с ответчика денежного содержания в большем размере суд находит несостоятельными.

Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика МВД России компенсации за задержку выплат, суд исходил из следующего.

Как ранее судом было отмечено, нормы Трудового Кодекса Российской Федерации применимы к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных законом, а также когда данные правоотношения не урегулированы нормами специального права.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Поскольку стороной истца расчет денежной компенсации произведен без вычета налога, судом расчет денежной компенсации произведен самостоятельно, размер компенсации за задержку выплат составляет 2 144 рубля 04 копейки, которая подлежат взысканию в пользу истца с ответчика. Оснований для удовлетворения требований истца в данной части в остальном размере не имеется.

На основании ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из пункта 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2 (с последующими изменениями) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Учитывая установленные обстоятельства нарушения ответчиком прав работника на своевременное получение причитающихся денежных средств в полном размере, объем представленных истцом в обоснование причинения морального вреда доказательств, размер удовлетворенных исковых требований, суд приходит к выводу о взыскании в пользу Левиной Н.Г. с Министерства внутренних дел РФ компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей, полагая данный размер компенсации соразмерным обстоятельствам дела, в связи с чем в удовлетворении остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Левиной Н. Г. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Левиной Н. Г. задолженность по денежному содержанию за период с 27 декабря 2016 года по 13 марта 2017 года в сумме 146 665 рублей 13 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат в сумме 2 144 рублей 04 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, отказав в удовлетворении остальной части иска о взыскании денежного довольствия, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 19 июля 2017 года.

Председательствующий Е.А. Фирсова