Дело № 2-692/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 февраля 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Майданкиной Т.Н.,
При секретаре судебного заседания Барковской А.Г.,
С участием представителя ответчика – Змеу Ю.В., представителя третьего лица Министерства финансов Амурской области – Ханенко Ю.Н., представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области – Туз М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фильченковой К. И. к администрации г. Благовещенска о признании отказа незаконным, возложении обязанности осуществить компенсационную выплату за наем жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Фильченкова К.И. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 19 июня 2017 года удовлетворено исковое заявление прокурора города Благовещенска, действующего в ее интересах о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора специализированного найма жилого помещения. На администрацию г. Благовещенска возложена обязанность предоставить ей жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, решение суда не исполнено. В связи с чем, она вынуждена проживать в съемной квартире и осуществлять оплату за найм жилого помещения в размере 15 000 рублей в месяц. В сентябре 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации за наем жилого помещения. Письмом от 08 октября 2018 года № Ф-2891 Администрация г. Благовещенска отказала ей в компенсации денежных средств, в связи с тем, что данная мера социальной поддержки законодательством области не предусмотрена.
На основании изложенного, просит признать отказ Администрации г. Благовещенска. выраженный в письме от 08 октября 2018 года № Ф-2891 незаконным, нарушающим права и законные интересы Фильченковой К.И.; обязать Администрацию г. Благовещенска осуществить компенсацию стоимости найма жилого помещения Фильченковой К.И. с октября 2018 года по дату предоставления жилого помещения в размере 15 000 рублей ежемесячно.
Представитель ответчика - администрации г. Благовещенска в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, из которого следует, что уставом муниципального образования города Благовещенска принятым решением Думы города Благовещенска 26 мая 2005 года №62/89, направление средств городского бюджета на осуществлению государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам, не предусмотрено. В муниципальном образовании города Благовещенска отсутствует свободный жилищный фонд, пригодный для исполнения решения в отношении Фильченковой К.И. Денежные средства для исполнения жилищного фонда в муниципальном образовании отсутствуют. Лимиты бюджетных обязательств, доведенные до муниципального образования город Благовещенска, не покрывают потребность администрации города Благовещенска на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, в том числе не позволяют исполнить решение Благовещенского городского суда Амурской области о предоставлении Фильчкенковой К.И. жилого помещения. Администрация города Благовещенска может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств. По состоянию на 01.01.2018 года при администрации города Благовещенска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 413 лиц из числа детей-сирот, в отношении 243 из которых у администрации города Благовещенска имеются обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках судебных актов. Кроме этого, возникает право на обеспечение жилыми помещениями у 44 детей-сирот, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации города Благовещенска и в 2018 году достигнут возраста 18 лет. Таким образом, потребность администрации города Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на 2018 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот составляет 806079450,00 руб. Однако, в 2018 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей-сирот в размере 33513,20 рублей, вместо необходимых 806079450,00 руб. За период 2017 года по результатам проводимых аукционов с 1 января по 30 декабря 2017 года было приобретено 47 жилых помещения на всю сумму выделенных в 2017 г. из областного бюджета лимитов денежных средств. В 2018 году администрацией города Благовещенска было предоставлено 24 жилых помещений соответствующей категории граждан по судебным актам 2015 года, то есть ранее, чем по иску Фильченковой. При таких обстоятельствах администрация города Благовещенска предпринимает все меры для предоставления Фильченковой К.И. жилого помещения. При этом следует отмечает, что главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам в требуемом объеме. В связи с чем, считает, что в действиях администрации отсутствует вина в не исполнении судебного акта в установленный законом срок. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Истец, представители третьих лиц – Министерства финансов Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, извещенные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, при этом истец просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил: рассмотреть дело при данной явке.
Из письменного отзыва представителя третьего лица - Министерства финансов Амурской области следует, что федеральным законодательством и законодательством субъекта не предусмотрена такая мера поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как возмещение расходов за наем жилых помещений до момента предоставления жилого помещения органом местного самоуправления по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, у Амурской области отсутствуют расходные обязательства по возмещению расходов (затрат) лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, истцом не подтвержден факт расходов по договору найма жилого помещения от 01 марта 2018 года, а именно, не представлены платежные документы, не подтвержден факт проживания истца в жилом помещении по адресу: ***, а именно не представлена выписка о временной регистрации по месту проживания (нахождения) истца. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Как следует из письменного отзыва на исковое заявление представителя третьего лица - Министерства социальной защиты населения Амурской области, доказательств, свидетельствующих о том, что расходы истца, связанные с наймом жилого помещения у третьего лица, являлись вынужденными, обусловленными именно бездействием ответчика, лишившего истца единственной возможности для проживания, не представлены. Плата, за счет которой истцу было предоставлено жилое помещение, по смыслу ст. 15 ГК РФ, к ее убыткам отнесена быть не может, так как, наем жилого помещения осуществлялся усмотрением истца и способом восстановления ее права, нарушенного ответчиком, не являлся. Также, истцом не представлено доказательств, подтверждающих оплату за найм жилого помещения. В связи с чем, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выслушав пояснения возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Постановлением администрации города Благовещенска от 03.09.2014 года № 3715 (с учетом постановления от 12.09.2014 года №3884) Фильченкова К.И. принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с составом семьи 1 человек.
Решением Благовещенского городского суда от 19 июня 2017 года суд обязал администрацию г. Благовещенска предоставить Фильченковой К. И., *** года рождения, жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. Решение вступило в законную силу 13 октября 2017 года, однако, до настоящего времени администрацией г. Благовещенска не исполнено, доказательств обратного в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела администрацией г. Благовещенска не представлено.
На момент разрешения настоящего спора специализированное жилье Фильченковой К.И. ответчиком не предоставлено по причине отсутствия специализированного жилого фонда в г. Благовещенске и недостаточности в областном бюджете субвенций на приобретение жилых помещений детям - сиротам.
В сентябре 2018 года Фильченкова К.И. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о выплате компенсации за наем жилого помещения.
Ответом администрации г. Благовещенска от 08 октября 2018 года за № Ф-2891 в осуществлении компенсационной выплаты за наем жилого помещения ей было отказано. Из содержания письма следует, что Законом Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот, в том числе по расходам на оплату за наем жилых помещений, не установлены. Уставом муниципального образования г. Благовещенска направление средств городского бюджета на оплату за наем жилых помещений, не предусмотрено. Администрация г. Благовещенска не осуществляет компенсационные выплаты детям-сиротам за наем жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Фильченкова К.И. на момент рассмотрения спора трудоустроена.
На основании договора от 01 марта 2018 года истица снимает по договору найма жилого помещения однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: ***, плата за пользование которой составляет 15 000 рублей в месяц.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае невозможности проживания в ранее закрепленном жилье, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичное положение содержится в статье 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих компенсацию расходов на поднаем жилья, в случае, если гражданину, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено жилое помещение.
Указанные истицей нормы закрепляют гарантии защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и направлены на реализацию права на возмещение вреда, причиненного их незаконными действиями (или бездействием).
В данном случае права Фильченковой К.И. не нарушались, в предоставлении жилья ей не отказано, Администрацией города Благовещенска, истица включена в Списки лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем, которое в настоящее время формируется в Амурской области. С момента вступления в силу решения Благовещенского городского суда от 19 июня 2017 года ответчиком предпринимались все меры к его исполнению.
В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Фильченковой К. И. к администрации г. Благовещенска о признании отказа незаконным, возложении обязанности осуществить компенсационную выплату за наем жилого помещения следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фильченковой К. И. к администрации г. Благовещенска о признании отказа незаконным, возложении обязанности осуществить компенсационную выплату за наем жилого помещения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Майданкина
Решение в окончательной форме составлено 14 февраля 2019 года.