28RS0004-01-2023-012007-41
Дело № 12-1/2024 (12-1216/2023;)
РЕШЕНИЕ
12 января 2024 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.,
(<...>)
При секретаре Богдан Т.В.
с участием защитника ООО «ГСП-ГСМ» Калыша А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ГСП-ГСМ» (на постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Амурской области ФИО1 № 28/6-44-23-ИЗ/12-11226-И/77-44 от 05 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Амурской области ФИО1 № 28/6-44-23-ИЗ/12-11226-И/77-44 от 05 октября 2023 года ООО «ГСП-ГСМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ГСП-ГСМ» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав в обоснование на отсутствие события административного правонарушения, так как факт выдачи работнику СП СИЗ - галош диэлектрических, очков защитных, маски или полумаски со сменными фильтрами подтверждается ведомостью учета выдачи средств индивидуальной защиты № ГС002303558, из которой следует, что 03.04.2023 года СП был обеспечен галошами диэлектрическими, ботинками кожаными с жестким подноском, очками защитными, полумаской со сменными фильтрами, перчатками с полимерным покрытием, о чем свидетельствует подпись работника в получении указанных СИЗ. Кроме того, вопреки позиции административного органа, ООО «ГСП-ГСМ» разработано руководство «Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда», утвержденное приказом от 25.02.2022 г. № 0079-П. Система соответствует требованию ч. 1 ст. 217 ТК РФ, так как содержит цели в области охраны труда, что подтверждается приказом от 22.02.2023 г. № 0037-П «Об утверждении целей интегрированной системы менеджмента ООО «ГСП-ГСМ» на 2023 год», планом мероприятий по достижению целей на 2023 год, процедуры по достижению этих целей отражены в разделе 6.3.1. Системы. Кроме того, полагает, что было нарушено право юридического лица на защиту, так как уведомление о составлении протокола от 19.09.2023 г. исх. № 74206/1058 поступило в адрес Общества 29.09.2023 г., при этом данным уведомлением назначена дата составления протокола - 04.10.2023 г., и назначена дата рассмотрения дела об административном правонарушении — 05.10.2023 г..Таким образом, должностное лицо назначило дату рассмотрения дела об административном правонарушении на основании протокола, который на тот момент еще не был составлен, что является нарушением порядка, подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, установленного ст. 29.1 КоАП РФ.
Срок на подачу жалобы не пропущен.
Законный представитель ООО «ГСП-ГСМ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечена явка защитника. Судья определил рассмотреть жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании защитник Калыш А.Н. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении следует, что по результатам расследования несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 11 мая 2023 года с инженером по горюче-смазочным материалам ООО «ГСП-ГСМ» СП главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Амурской области выявлено, что:
- в нарушение требований ст. 221, п. 880 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам нефтяной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2009 года № 970н, СП не был обеспечен средствами индивидуальной защиты: галошами диэлектрическими, очками защитными, маской или полумаской со сменными фильтрами;
- система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда не соответствует требованию ч. 1 ст. 217 ТК РФ, так как не содержит цели в области охраны труда и процедуры по достижению этих целей: работодателем не введена в систему и не соблюдается политика соблюдения режима рабочего времени, не соблюдаются требования по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты в полном объеме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «ГСП-ГСМ» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Вместе с тем, с таким выводом административного органа согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. При этом бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 217 ТК РФ система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Примерное положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно п. 1 Примерного положения о системе управления охраной труда, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 776н, примерное положение о системе управления охраной труда (далее - Примерное положение) разработано в целях оказания содействия работодателям в соблюдении требований охраны труда посредством создания, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ) в организации, в разработке локальных нормативных актов, определяющих порядок функционирования СУОТ, в разработке мер, направленных на создание безопасных условий труда, предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Работодатель устанавливает структуру и порядок функционирования СУОТ в локальном нормативном акте, принимаемом с учетом Примерного положения.
В силу положений ст. 221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.
Как следует из представленных материалов, приказом № 0079-П от 25.02.2022 года в ООО «ГСП-ГСМ» утверждено руководство «Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда» Р-А1-01-ИСМ.СМОЗиОБТ.ГСМ-ГСП, п. 6.2 которой предусмотрены цели в области СМОЗиОБТ, п. 6.3.1 планирование достижение целей в области СМОЗиОБТ.
При этом конкретные цели в области СМОЗиОБТ утверждены в ООО «ГСП-ГСМ» отдельным локальным нормативным актом - приказом № 0037-П от 22.02.2023 года, также в виде отдельного документа 27.02.2023 года утвержден план мероприятий по достижению этих целей, что действующим законодательством не запрещено.
Таким образом, вывод административного органа о том, что существующая в ООО «ГСП-ГСМ» система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда не соответствует требованию ч. 1 ст. 217 ТК РФ, так как не содержит цели в области охраны труда и процедуры по достижению этих не подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Вывод административного органа о том, что работник ООО «ГСП-ГСМ» СП не был обеспечен средствами индивидуальной защиты: галошами диэлектрическими, очками защитными, маской или полумаской со сменными фильтрами, противоречит представленной ведомости учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений № ГС002303558 от 03.04.2023 года, в которой имеется подпись Дублик МС.П. в получении указанных СИЗ 03.04.2023 года, которая имелась в распоряжении административного органа. Невнесение данных сведений (о выдаче галош диэлектрических, очков защитных, маски или полумаски со сменными фильтрами ) в личную карточку учета СИЗ № 236 в рассматриваемом случае не свидетельствует о том, что указанные СИЗ работнику не выдавались. Нарушения при ведении (заполнении) личной карточки учета СИЗ в вину ООО «ГСП-ГСМ» не вменяются, из протокола об административном правонарушении этого не следует.
Таким образом, вывод административного органа о том, что ООО «ГСП-ГСМ» не соблюдаются требования по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты в полном объеме, не обоснован.
Каких-либо доказательств, подтверждающих вывод административного органа о том, что в ООО «ГСП-ГСМ» не введена в систему и не соблюдается политика соблюдения режима рабочего времени, в материалах дела не имеется, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области № 28/6-44-23-ИЗ/12-11226-И/77-44 от 05 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «ГСП-ГСМ», не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Амурской области ФИО1 № 28/6-44-23-ИЗ/12-11226-И/77-44 от 05 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «ГСП-ГСМ» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Благовещенского
городского суда Т.С. Астафьева