НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 11.02.2021 № 2-1479/2021

Производство№ 2-1479/2021

УИД 28RS0004-01-2020-010302-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Благовещенский городской суд Амурской области

в составе: председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

при секретаре Повагиной Д.В.

с участием истца ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению образования администрации города Благовещенска, Министерству социальной защиты населения Амурской области о присвоении статуса сироты, назначении пенсии по случаю потери кормильца,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению образования администрации города Благовещенска, Министерству социальной защиты населения Амурской области о присвоении статуса сироты, назначении пенсии по случаю потери кормильца, в обоснование указав, что в 1995 году была арестована за совершение преступления. В 1996 года отбывала срок наказания в ВТК-2 г. Томска. 19 октября 1996 года умерла ее мать – ТВ*** года рождения. Обратилась к социальным работникам ВТК-2 г. Томска для того, чтобы они помогли оформить пенсию по случаю потери кормильца, так как на тот период времени мать являлась единственным ее кормильцем, поскольку отец – ВП систематически находился в исправительных колониях, отбывая наказание за совершенные правонарушения. Родители с 1993 года находились в разводе и совместно не проживали. После своего освобождения она обратилась с заявлением в орган опеки и попечительства администрации г. Благовещенска с просьбой назначить ей пенсию по случаю потери кормильца, однако, ей было отказано по тому основанию, что на момент обращения ей исполнилось 18 лет. Считает, что ей должен быть присвоен статус сироты, так как мать умерла, а отец отбывал наказания в колониях.

Просит обязать Орган опеки и попечительства администрации г. Благовещенска присвоить статус сироты и назначить пенсию по случаю потери кормильца.

В судебном заседании истец на иске настаивала, в обоснование привела те же доводы, что изложены в исковом заявлении.

Представители ответчика – Управления образования администрации г. Благовещенска, Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

Третьи лица - ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела извещались судом по известным адресам.

В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

Из письменного отзыва ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области следует не согласие с заявленными ФИО1 требованиями по следующим основаниям: выявление и учет детей оставшихся без попечения родителями по месту их нахождения возложена на органы опеки и попечительства. На момент смерти матери (19 октября 1996 года) ФИО1 отбывала наказание в ВТК-2 г. Томска, которое являлось на тот момент местом ее нахождения. Каких-либо сведений от органов опеки и попечительства по месту ее пребывания на момент смерти матери в Министерство не поступало. Материалов в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения по вопросу установления статуса сироты в министерстве так же отсутствуют. Данных об отце ФИО1 в министерстве нет. Следовательно, установить является ли ФИО1 сиротой, относится ли она к детям, оставшимся без попечения родителей не представляется возможным. Относительно права на получение пенсии по случаю потери кормильца указали на то, что данный вопрос регулируется Федеральным законом№ 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети в возрасте до 18 лет, а так же старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, дети умершей одинокой матери. Статьей 13 Федерального закона № 166-ФЗ установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом. Таким образом, назначение пенсии по потери кормильца осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, считают, что не являются надлежащими ответчиками по делу.

Из письменного отзыва Управления образования администрации города Благовещенска следует, что Управление с иском не согласны, считают, что в его удовлетворении следует отказать, так как в Управлении образования администрации города Благовещенска отсутствуют документы, подтверждающие статус ФИО1 как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специалистами по охране детства неоднократно проводилась проверка журналов первичного учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, реестра опекаемых детей с 1980 года по 1998 годы. В таких журналах сведения о ФИО1 отсутствуют. Однако установлено, что 5 декабря 1996 года был поставлен на первичный учет ФИО3 *** года рождения – брат ФИО1, в связи с тем, что мать ребенка, ТВ умерла 19 ноября 1996 года, отец – ВП был осужден. Постановлением администрации г. Благовещенска от 20 декабря 1996 года № 3846 над несовершеннолетним установлена опека, опекуном назначена НК. Сведениями о месте нахождения ФИО1 на тот момент не было известно. ВП решением Благовещенского городского суда 15 июня 2000 года был лишен родительских прав в отношении сына ФИО3 Согласно решению суда на момент смерти матери ТВ в 1996 году отец проживал с семьей, дети не являлись оставшимися без попечения родителей. Иск о лишении родительских прав ВП был инициирован опекуном мальчика в 2000 году, когда ФИО1 уже исполнилось 18 лет. Следовательно, ФИО1 не может быть отнесена к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Из письменного отзыва ФИО2 (НК) следует, что после смерти ТВ она обратилась в органы социальной защиты с вопросом о назначении пенсии по случаю потери кормильца ФИО1 и ФИО3, на что ей дали устный ответ, что на брата может получить пенсию и опекунство, если лишить родительских прав отца ФИО3, для сестры пенсия не полагается, так как она находится на государственном обеспечении в местах лишения свободы в СИЗО г. Благовещенска.

Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии абз. 2, 4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сиротами являются дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их смертью. К лицам из числа детей-сирот относятся совершеннолетние граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель.

К детям сиротам относятся несовершеннолетние, у которых умерли оба родителя или единственный родитель.

Возраст или же причина, по которой ребенок остался без попечения родителей, имеют значение для отличия сироты от других схожих категорий - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статус ребенка-сироты имеет значение для получения льгот и предоставления мер социальной поддержки. Такой статус можно подтвердить, например, свидетельствами о смерти родителей, распоряжением органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними (п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ; ст. 8 Закона N 159-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 17 июня 1996 года была осуждена Благовещенским городским судом с лишением свободы с присоединением наказания по приговору суда от 6 февраля 1995 года на срок три года лишения свободы.

Согласно справке ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области от 20 января 2021 года - ФИО1 прибыла в колонию 27 ноября 1996 года из ФКУ СИЗО-1 г. Благовещенска УФСИН России по Амурской области. Начало срока 30 августа 1995 года, конец срока 29 августа 1998 года.

16 июля 1997 года переведена в распоряжение начальника ИТК-14 УВД России по Ярославской области.

15 сентября 1997 года возвращена из ИТК-14 УВД России по Ярославской области.

28 августа 1998 года освобождена по отбытию срока наказания, направлена к сестре по адресу: <...>.

Кроме того, в данной справке имеется ответ на запрос суда о предоставлении сведений о направлении ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области заявления в Управление образования администрации г. Благовещенска сведений о признании ФИО1 сиротой, из которого следует, что представить такие сведения не представляется возможным в виду уничтожения личного дела ФИО1 по истечении срока хранения.

Согласно свидетельству о смерти *** от 20 ноября 1996 года ТВ 42 лет умерла 19 ноября 1996 года.

Согласно Приговору Пограничного районного суда г. Благовещенска от 16 мая 1992 года ВП признан виновным в совершении преступления, ему определено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии строгого режима. Срок исчисления с 10 февраля 1992 года.

Из представленных материалов можно сделать вывод о том, что на момент смерти матери - ФИО1 не могла быть признана сиротой, поскольку один из родителей - отец, жив и не был лишен родительских прав в отношении дочери ФИО1

Рассматривая требования истца о восстановлении права для назначения пенсии по случаю потери кормильца, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Пунктом 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" регламентировано, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.

Согласно частям 3 и 4 названной статьи, члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию; иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 данной статьи).

Исходя из положений Конституции Российской Федерации (статья 7 часть 2; статья 39 часть 1), а также международно-правовых актов в области социального обеспечения страховая пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая детям умершего кормильца, обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, по своей правовой природе представляет собой особую меру государственной поддержки, целью которой является создание благоприятных условий для реализации указанной категорией лиц конституционного права на образование.

Статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусматривает, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

Требование доказать факт нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет.

В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу требований статей 59, 60 ГПК суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела; обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из материалов дела не усматривается что ФИО1 обращалась в УПФР в г. Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, не предоставляла необходимые документы (документ, удостоверяющий личность; документы о смерти кормильца (свидетельство о смерти); документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем; другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств).

Вместе с тем, назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца (устанавливается при отсутствии у кормильца страхового стажа) в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ) сообщаю, что указанная социальная пенсия может устанавливаться не дольше чем до достижения возраста 23-х лет (статья Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

В связи с чем, для установления социальной пенсии по случаю потери кормильца правовые основания отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению образования администрации г. Благовещенска, Министерству социальной защиты населения Амурской области о присвоении статуса сироты, назначении пенсии по случаю потери кормильца отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 19 февраля 2021 года.

Судья Н.Н. Матюханова