НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Благовещенского городского суда (Амурская область) от 10.03.2021 № 2-1203/2021

Производство № 2-1203/2021

УИД 28RS0004-01-2020-010249-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Чешевой Т.И.,

при секретаре Кулинкович К.Ю.,

с участием истца Цыплухина А.Ю., представителя истца Беловой Н.П., представителя ответчика Вивдич Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыплухина А. Ю. к администрации города Благовещенска о признании отказа незаконным, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Благовещенский городской суд с указанным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** (далее - МКД № ***) был признан аварийным и подлежащим сносу заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 01.11.2006 №416. Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Во исполнение Федерального закона № 185-ФЗ была разработана региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013-2019 годах», утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 № 157 (далее - Программа № 157). В феврале 2014 годы истец получил уведомление о том, что дом № *** по пер. *** г. Благовещенска включен в программу по переселению в 2013-2015 годах.

Квартира № ***, по пер. *** (общая площадь 34,8 кв., жилая площадь 21,6 кв.м., две комнаты) по договору приватизации от 20.09.2001 была передана в собственность истцу Цыплухину А. Ю. - 1/3, дочери истца - Цыплухиной А. А. - 1/3, сыну истца Цыплухину С. А. - 1/3.

12.12.2014 года дети подарили истцу свои доли и он стал единоличным собственником квартиры.

В настоящее время по данному адресу зарегистрированы и проживают: истец Цыплухин А. Ю., *** года рождения, его мать Цыплухина Л. Д., *** года рождения, дочь истца Цыплухина А. А., *** года рождения и сын истца Цыплухин С. А., *** года рождения.

Многоквартирный дом № *** по пер. *** г. Благовещенска Амурской области состоит из четырех квартир: две квартиры № *** были расселены в рамках Программы № 157 в 2015 году. В 2017 году, отец истца Цыплухин Ю.И. обращался в администрацию города Благовещенска по вопросу переселения. Из ответа администрации города Благовещенска № Ц-2657 от 03.11.2017 было понятно лишь, то, что дом во втором этапе Программы № 157 со сроком реализации 2013-2018 годы и что у истца есть право выбора, либо получить жилое помещение равнозначное по площади аварийному, либо получить деньги.

В 2018 году истец повторно обратился в администрацию города Благовещенска и был принят на личном приеме заместителем мэра города Благовещенска Рудненок В.А., по результатам приема ответом № ПЦ-64 от 25.09.2018 было разъяснено, что в собственности муниципального образования города Благовещенска нет жилых помещений, и при условии приобретения в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения, равнозначного по площади оно будет предложено истцу по договору мены.

Письмом администрации города Благовещенска № 02-11/6395 от 15.06.2020 Цыплухин А.Ю. был приглашен в Муниципальное казенное учреждение «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» (далее - МУ «БГАЖЦ») для предоставления правоустанавливающих документов, с целью формирования плана переселения на 2021- 2023 годы. После предоставления документов истец получил письмо от администрации города Благовещенска № Ц-2556 от 10.08.2020, в котором сообщалось о том, что многоквартирный дом № *** включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152 (далее - Программа № 152) и в связи с тем, что дети истца подарили ему свои доли в праве на квартиру № ***, по пер. *** он утратил право на получение жилья, на основании ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и имеет право только на выкуп.

Вместе с тем, Программу продлевали из года в год, администрация затягивала сроки и на протяжении 6 лет, то есть в период всего срока действия Программы истцу ни разу не было предложено жилое помещение для переселения, почему для квартир № *** и № *** были квартиры, а для расселения истца нет?

В своем письме № Ц-2556 от 10.08.2020 года администрация города Благовещенска приводит нормы ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, однако истце полагает, что приведенные доводы основаны на неверном толковании норм материального права. Так, истец приобрел право собственности на жилое помещение (на долю) еще в 2001 году, в связи с чем, считает, применение данной нормы права незаконным.

Часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ вступила в силу 28.12.2019 года, вместе с тем, права собственности семьи истца на квартиру № ***, по пер. *** возникло в 2001 году, применение данной нормы в 2020 году умаляют права истца Цыплухина А.Ю. по сравнению с теми же правами, которые были ему предоставлены в течении 6 лет в период действия Программы № 157 - с 2013 по 2019 годы.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» не содержит положений о том, что ч.8.2. ст. 32 ЖК РФ распространяется на жилищные отношения, возникшие до введения ее в действие.

Как следует из п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяем к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь ввиду, что ч. 2 ст. 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям возникшим до введения его в действие, но только в случаях прямо предусмотренных этим актом. При таких обстоятельствах, истец имеет право требовать от ответчика предоставления жилого помещения взамен изымаемого, указанная позиция также подтверждается судебной практикой.

На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным отказ администрации города Благовещенска, выраженный в письме администрации города Благовещенска от 10.08.2020 года №Ц-2556. Обязать администрацию города Благовещенска предоставить Цыплухину А.Ю. благоустроенно жилое помещение взамен аварийного – квартиры № *** по адресу: ***, общей площадью не менее 34,8 кв.м., в рамках программы №152.

В судебное заседание явились истец, обеспечивший явку представителя, а также представитель ответчика. Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и Муниципального казенного учреждения «Благовещенский городской архивный и жилищный центр», просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие. Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассматривать дело при данной явке.

Истец просил суд удовлетворить заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указав, что по данному адресу в проживает с 1972 года, и в 2001 году ст. 32.8 ЖК РФ не было, поэтому приватизировали жилое помещение совместно с детьми. В связи с тем, что администрация города Благовещенска не выполняла свои обязанности, при этом они неоднократно обращались с заявлениями о предоставлении жилья, но им говорили, что нет средств. Однако, другие квартиры в доме были расселены. Дети выросли и стали разъезжаться, доли решили переписать на истца, в связи с этим в дальнейшем возник вопрос о предоставлении иного жилого помещения взамен признанного аварийным.

Представитель истца также настаивала на заявленных требований, в дополнение к позиции, изложенной в исковом заявлении пояснила, что требования основаны на общем принципе действия закона во времени: закон обратной силы не имеет. Статья 32 ЖК РФ была дополнена новой нормой - ч. 8.2, которая ограничила, по мнению ответчика, право истца, с чем сторона истца не согласна, так как Федеральный закон, который ввел эту норму, не указывает, что данная норма имеет обратную силу. Также обратила внимание суда на формальность отказа: истец имел право на жилое помещение, у него была 1/3 доля в данном помещении еще с 2001 года, но с 2014 года дети подарили ему каждый свою долю. С 2001 года он имел право на это жилое помещение и лишение его права сторона истца считает незаконным. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Истец ссылается на нормы федерального законодательства, считает, что администрация в данном случае бездействовала более десяти лет, а потом "развернула" данную норму как им удобно. Ссылку на письмо Министерства строительства считает несостоятельной, полагаем оно имеет рекомендательный характер.

Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства по делу возражала против заявленных требований в полном объеме. В обоснование заявленной позиции указала, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения жилищной комиссии, в последующем дом был включен в региональную адресную программу на переселение, квартира передана в 2014 году истцу на основании договора дарения. 28.12.2019 года в ст. 32 ЖК РФ были внесены изменения, из которых следует, что граждане, которые имеют в собственности жилое помещение, признанное аварийным, имеют право только на выплату, так как с 04.09.2020 года администрацией было принято постановление об изъятии, и как следует из представленных истцом документов, письма были направлены после внесения изменений, полагает, что оснований у истца не имеется. Программа утверждена Правительством Амурской области и те дома, которые не успели расселить в рамках этой программы, были перенесены в 152-ю программу. Изначально срок был не нарушен. Программа была утверждена Правительством Амурской области, вопрос решался на всех уровнях, нарушения никакого не было.

Помимо устных пояснений, ответчиком представлены письменные возражения на заявленные требования, где указано, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: *** признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения Городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда, жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 01.11.2006 № 416. Указанный дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152. Квартира № *** в многоквартирном доме по пер. *** г. Благовещенска принадлежит истцу на праве собственности, которое зарегистрировано на основании договора дарения от 12.12.2014 года. Согласно ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которой не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8,1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Часть 8.2 ст. 32 ЖК РФ вступила в силу 28.12.2019 года, при этом, Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

Администрация города Благовещенска постановлением №2915 от 04.09.2020 года приняла решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений по пер. ***. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 4 ГК РФ, ч. 1 ст. 6 ЖК РФ ответчик указал, что поскольку правоотношения по изъятию недвижимого имущества для муниципальных нужд, урегулированные ст. 32 ЖК РФ, возникли после введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, соответственно, истцы имеют право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 17.04.2020 № 15026-МЕ/06 даны следующие разъяснения по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно: «Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное ч.8.2 ст. 32 ЖК РФ. По мнению Минстроя России в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупного толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 7 Федерального закона № 135-ФЗ, если в нормативном правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из правовых норм, используется рыночная стоимость». Согласно данным разъяснениям, граждане, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не могут быть лишены права на получение возмещения за изымаемое имущество. Данная норма вступила в силу 28.12.2019 года. Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. Учитывая вышеизложенное, администрация города Благовещенска просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципального казенного учреждения «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» (далее - МУ «БГАЖЦ» представил письменные возражения относительно заявленных исковых требований, в которых выразил несогласие с заявленными истцом требованиями по следующим основаниям. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 01.11.2006 № 416. Указанный дом был включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2019 - 2025 годах», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152 (далее - Программа).

Постановлением от 04.09.2020 № 2915 администрацией города Благовещенска принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером *** и жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, пер. Релочный, 17, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ с 01.01.2020 ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.2, в силу которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Квартира № *** по пер. *** состоит из двух комнат общей площадью 34,8 кв.м., принадлежит истцу на праве собственности. Согласно сведениям из ЕГРН право собственности Цыплухина А.Ю. на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № *** по пер. *** зарегистрировано 24.12.2014 на основании договора дарения доли в праве общей долевой собственности на квартиру. Поскольку право Цыплухина А.Ю. на 2/3 доли в праве общей долевой собственности возникло после признания дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, у собственников квартиру № *** по пер. *** есть право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, МУ «БГАЖЦ» полагает, что отказ администрации города Благовещенска от 10.08.2020 № Ц-2556 об отказе в предоставлении благоустроенного жилого помещения соответствует нормам законодательства. Указанный отказ права истца не нарушает, поскольку истец имеет право на получение равноценного возмещения за изымаемое аварийное имущество жилое помещение с учетом доли на земельный участок. Требования о предоставлении благоустроенного жилого помещения так же не подлежат удовлетворению на основании следующего. Срок реализации Программных мероприятий рассчитан до 2025 года. Доказательств, что истец имеет право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, вне сроков Программы, не представлено.

Из вышеуказанных Определений Верховного Суда РФ следует, что наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, (даже при наличии угрозы для жизни) не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания граждан малоимущими в установленном порядке.

Документы, необходимые для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущим определены ст. 10 Закона Амурской области от 01.09.2005 № 38-03 «О жилищной политике в Амурской области». Истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма не состоит, доказательств, что он имеет право состоять на таком учете в материалы дела не представлено. На основании вышеизложенного, представитель МУ «БГАЖЦ» просит в иске отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Статья 32 ЖК РФ предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.

При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан. Данный Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1). В п. 3 ст. 2 этого же Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: *** было передано Цыплухину А. Ю. (истцу), Цыплухину С. А. (сын истца), Цыплухиной А. А. (дочь истца) на основании договора №33205 на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан, г. Благовещенск, Амурская область от 20.09.2001 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом города Благовещенска (Комитет) и Цыплухиным А.Ю., Цыплухиным С.А., Цыплухиной А.А. (Гражданин) (далее - Договор). Согласно п. 1 данного Договора Комитет передал безвозмездно в долевую в равных долях собственность, а Гражданин приобрел квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 34,8 кв.м., жилой - 21,6 кв.м. по адресу: ***, количество членов семьи - 5 человек.

19.12.2014 года между Цыплухиным С.А. (Даритель), Цыплухиной А.А. (Даритель) и Цыплухиным А.Ю.(Одаряемый) был заключен договор дарения. В силу п. 1 указанного договора Даритель подарил, а Одаряемый принял в дар (собственность) следующие доли (по 1/3 доли каждый) в праве общей долевой собственности на квартиру с условным номером №***, расположенный по адресу: ***, общей площадью34,8 кв.м., жилой площади 21,6 кв.м.

Как следует из представленной по судебному запросу Управлением Росреестра по Амурской области выписки из ЕГРН от 05.03.2021 года, Цыплухин А.Ю. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, общей площадью 4,8 кв.м., первый этаж, квартира состоит из двух комнат (Вид права: собственность, регистрационный номер: 28-28—01/421/2014-887, дата регистрации: 23.12.2014 года).

Актом обследования помещений №416 от 01.11.2016 года жилой дом 1917 года постройки, 4 квартирный, 1 этажной, неблагоустроенный, материал стен – дерево. 1 жилое помещение находится в собственности муниципального образования г. Благовещенска, общая площадь жилых помещений составляет 135, 7 кв.м., физический износ составляет 74%. Сведения о несоответствиях установленным требованиям с описанием конкретного несоответствий: состояние фундаментов неудовлетворительное, стены имеют выпучивание, поражены гнилью, имеют значительную осадку, перегородки деформированы, цокольное перекрытие и полы имеют просадки, выгибы, перекрытия находятся в стадии разрушения, печи имеют глубокие трещины ив кладке, фундаменты печей имеют осадку. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: помещение, расположенное по адресу пер*** (после переадресации - пер. ***) не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, жилой дом необходимо признать авариным и подлежащим сносу.

Заключением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу №416 от 01.11.2006 года, по результатам рассмотрения заявления, выписки их реестра муниципальной собственности, плана жилого помещения и его технического паспорта, технического заключения ООО «Амурремпродукт», жилой дом по пер. *** (после переадресации - дом № ***) признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

10.02.2014 года в адрес Цыплухина А.Ю. (истца) было направлено уведомление о том, что по пер. *** включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития жилищного строительства в г. Благовещенска в 2013 – 2015 годах». В данном уведомлении также разъяснены положения ст. 32 ЖК РФ (в редакции, действующей на дату направления уведомления) о том, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

06.10.2017 года истец обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением по вопросу переселения из ветхого/аварийного жилья.

В своем ответе от 03.11.2017 года за исх. № П-2657на данное заявление истца администрации города Благовещенска разъяснила, что многоквартирный жилой дом № *** по пер. *** г. Благовещенска Амурской области, признанный аварийным и подлежащим сносу заключением Городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 416 ОТ 01.11.2006 года, включен во II этап региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2013-2018 годах», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 № 157 (далее - Программа). В рамках выделенных лимитов денежных средств, для реализации Программы заключаются контракты на приобретение жилых помещений для, переселения граждан из аварийных МКД на вторичном рынке, а также путем: участия в долевом строительстве. Приобретенные помещения предназначены для переселения граждан из жилых помещений, площадь которых соответствует площади аварийных жилых помещений (в соответствии с п.1 ст. 89 ЖК РФ). Поскольку жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением, жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года», «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2006, №5).

Варианты реализации прав собственника жилого помещения, расположенного в жилом доме, признанном аварийным, предусмотрены ст. 32 ЖК РФ. Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в Программу, то жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственниками жилого помещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ). Таким образом, в качестве первого варианта заявителю взамен жилого помещения, расположенного в аварийном МКД, другое жилое помещение, равнозначное принадлежащему ему помещению по общей площади, с зачетом его стоимости (при условии наличия согласия заявителя (истца). В качестве второго варианта реализации заявителю (Цыплухину А.Ю.) прав собственника жилого помещения, расположенного в МКД, признанном аварийным, ЖК РФ предусмотрен выкуп, то есть возмещение ему стоимости изымаемого имущества, подлежащего сносу.

Для заключения соглашения об изъятии жилого помещения и возмещении стоимости изымаемого имущества, Цыплухину А.Ю. необходимо обратиться в администрацию города Благовещенска с соответствующим заявлением. В таком случае администрацией города Благовещенска будет принято постановление о мероприятиях по подготовке соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен МКД, признанный аварийным, и жилых помещений в указанном МКД, находящихся в собственности граждан. Также Цыплухину А.Ю. было сообщено, что он может обратиться в МУ «БГАЖЦ» по вопросу предоставления жилого помещения маневренного фонда для временного проживания.

Письмом от 25.09.2018 года за исх. № ПЦ-64 по результата личного приема, состоявшегося 19.09.2018 года, истцу со ссылкой на положения ст. 32 ЖК РФ, было разъяснено, что двухкомнатная квартира № ***, общей площадью 34,8 кв.м, расположенная в МКД № *** (далее - квартира № ***), находится у Цыалухина А.Ю. в долевой собственности совместно с Цыплухиной А. А., Цыплухиным С. А.. Учитывая, что МКД № *** по пер. *** г. Благовещенска признан аварийным и подлежащим сносу, он включен в III этап региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Амурской области в 2013 - 2018 годах», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 12.04.2013 № 157. Срок реализации Программы установлен до четвертого квартала 2018 года. Программа разработана в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Учитывая, что МКД № *** признан аварийным и подлежащим сносу, включен в Программу, то собственники жилого помещения в указанном МКД должны выбрать один из двух вариантов реализации своих прав. В качестве первого варианта собственникам может быть предоставлено взамен жилого помещения, расположенного в аварийном жилом доме, другое жилое помещение, равнозначное принадлежащему ему жилому помещению по общей площади, с зачетом его стоимости.

В настоящее время в собственности муниципального образования города Благовещенска отсутствуют жилые помещения, равнозначные квартире № *** по общей площади. После приобретения в рамках Программы в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения, равнозначного квартире № ***, оно будет предложено Цаплухину А.Ю. по договору мены.

В качестве второго варианта реализации прав собственника жилого помещения, расположенного в МКД, признанном аварийным, ЖК РФ предусмотрено возмещение стоимости изымаемого имущества, подлежащего сносу. В случае выбора собственником второго варианта администрацией города Благовещенска будет принято постановление о мероприятиях по подготовке соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен МКД, признанный аварийным, и квартира № *** в указанном МКД, находящаяся в собственности семьи заявителя. Возмещение за изымаемое жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственниками жилого помещения (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ). Таким образом, в случае выбора собственниками квартиры № *** второго варианта, после проведения оценки изымаемого недвижимого имущества, в адрес Цыплухина А.Ю. МУ «БГАЖЦ» будет направлен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества с указанием размера возмещения, сроков и других условий изъятия.

В последующем письмом от 15.06.2020 года за исх. № 01-11/6395 за подписью заместителя мэра города Благовещенска Черного И.Ю.Цыплухину А.Ю. сообщено, что дом № *** по пер. *** г. Благовещенска числится в реестре аварийного жилищного фонда и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152. Срок реализации Программы - 2019-2025 годы. Квартира № *** МКД № ***, общей площадью 34,8 кв.м., в ЕГРН зарегистрирована на имя Цыплухина А. Ю. с 24.12.2014 года. В силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанную в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которой не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Расселение МКД № *** будет производиться после доведения лимитов бюджетных обязательств в рамках Программы № 152 на соответствующий финансовый год по выбранному (установленному) способу расселения, исходя из требований Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и ст. 32 ЖК РФ.

23.07.2020 года истец вновь обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением, в котором указал, что отказывается от выплаты денежной компенсации и претендует на жилое помещение в рамках Программы.

10.08.2020 года за исх. № Ц-2556 заместителем мэра города Благовещенска Черным И.Ю. истцу был дан письменный ответ, в котором со ссылкой на положения ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ указано, что поскольку заявитель стал собственником квартиры № *** по пер. *** г. Благовещенска после признания дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, у него имеется право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, так как положения частей 8, 8.1 ст.32 ЖК РФ в отношении заявителя не применяются. В настоящее время в рамках Программы доведены денежные средства, в связи с чем заявителю предложено воспользоваться правом на получение возмещения за изымаемое жилое помещение. В случае отказа вопрос выкупа жилого помещения подлежит разрешению в судебном порядке.

Как следует из представленной по судебному запросу Управлением Росреестра по Амурской области выписки из ЕГРН по состоянию на 05.03.2021 года, постановления мэра города Благовещенска № 2915 от 04.09.2020 года № 2915, 04.09.2020 года администраций города Благовещенска принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, с кадастровым номером ***, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом, для иных видов жилой застройки, площадью 1655 кв.м., расположенный по адресу: ***; жилые помещения - квартиры № ***, в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ***

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на момент рассмотрения спора, многоквартирный дом по пер. *** (после переадресации - дом № ***) признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № 416 от 01.11.2006 Городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, назначенной постановлением мэра города Благовещенска от 14.03.2006 № 727 (с изменениями от 27.04.2006 № 1258, от 05.05.2006 № 1333, от 12.09.2006 № 2950, от 19.09.2006 № 3059) и по состоянию на дату рассмотрения дела судом включен в реестр аварийного жилищного фонда региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152, ранее в аналогичном порядке, как указано выше, был включен в Программы по переселению, распространяющую свое действие на 2013-2019 годы и истцу неоднократно давались разъяснения о его праве выбора, предусмотренное ст. 32 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ), разъяснялось право выбора.

При указанных выше обстоятельствах письмом администрации города Благовещенска от 10.08.2020 года истцу отказано в предоставлении иного благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен аварийного со ссылкой на ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.

Как следует из разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ч. 1 т. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовые принципы действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Исходя из вышеизложенного, по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ в редакции, действующей до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации….» (Федеральный закон вступил в силу 28.12.2019 года).

Исходя из изложенного, в данном случае применению подлежит ч. 8 ст. 32 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ), в соответствии с которой по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

При этом соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ) граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий производится в соответствии со ст.ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ. Так, согласно ч. 6 ст. 32 ЖК РФ, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Как следует из абз. 9-10 раздела 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

При изложенных обстоятельствах истец вправе требовать от администрации муниципального образования предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого с учетом положений ст. 89 ЖК РФ, поскольку он являлся собственником 1/3 доли в данном жилом помещении еще с 20.09.2001 года, а право собственности Цыплухина А.Ю. на весь объект недвижимого имущества - квартиру № *** в доме № *** по пер. *** г. Благовещенска зарегистрировано в ЕГРН 23.12.2014 года, то есть также до вступления в силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.

В оспариваемом истцом отказе, изложенном в письме от 15.06.2020 года, администрация города Благовещенска приводит нормы ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, между тем доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права.

Вступившие в силу 28.12.2019 года изменения в ЖК РФ ы силу положений ст. 6 ЖК РФ не ведут к утрате права истца претендовать на предоставление ему в собственность квартиры в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152, поскольку право собственности на жилое помещение по адресу: ***, возникло у Цыплухина А.Ю. до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" не содержит положений о том, что ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ распространяется на жилищные отношения, возникшие до введения ее в действие.

Как следует из п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

С учетом изложенных выше обстоятельств и приведенных положений закона, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в данном доме - истец Цыплухин А.Ю. имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп. При этом истец, как собственник жилого помещения, имеет право выбора любого из названных выше способов обеспечения его жилищных прав, тогда как безосновательное ущемление жилищных прав граждан, односторонний отказ от ранее взятых на себя обязательств, не допускается.

При таких обстоятельствах фактический отказ администрации города Благовещенска, изложенный в письме от 10.08.2020 года за исх. № 11-2556 в предоставлении Цыплухину А. Ю. в собственность благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры в рамках Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2019 – 2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152, суд признает незаконным.

При этом суд учитывает, что путем принятия оспариваемого истцом решения администрация города Благовещенска не способствовала соблюдению жилищных прав Цыплухина А.Ю., что дает суду основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцу в собственность благоустроенное жилое помещение в рамках и в сроки реализуемой адресной программы.

В этой связи суд обязывает администрацию города Благовещенска предоставить Цыплухину А. Ю. благоустроенное жилое помещение – квартиру общей площадью не менее 34,8 кв.м., отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям и находящуюся в черте муниципального образования города Благовещенска, взамен признанного аварийным изымаемого жилого помещения, принадлежащего Цыплухину А. Ю. на праве собственности – квартиры № *** по пер. *** г. Благовещенска Амурской области в рамках Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2019 – 2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152, в сроки, установленные данной программой.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным письменный отказ администрации города Благовещенска от 10.08.2020 года за исх. № 11-2556 в предоставлении Цыплухину А. Ю. в собственность благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры в рамках Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2019 – 2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152.

Обязать администрацию города Благовещенска предоставить Цыплухину А. Ю. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 34,8 кв.м., отвечающую установленным санитарным и техническим требованиям и находящуюся в черте муниципального образования города Благовещенска, взамен признанного аварийным изымаемого жилого помещения, принадлежащего Цыплухину А. Ю. на праве собственности – квартиры № *** по пер. *** г. Благовещенска Амурской области в рамках Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Амурской области в 2019 – 2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента принятия его в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.И. Чешева

Решение в окончательной форме составлено 29 марта 2021 года.