Производство № 2-1406/2022
УИД 28RS0004-01-2022-000142-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Свиргун Л.А.
с участием истца АВ, представителя истца СВ, представителя ответчика АВ
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АВ к ОПФР по Амурской области об оспаривании решения об отказе в установлении (выплате) пенсии, понуждении включить периоды работы в подсчет специального стажа для назначения пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии,
установил:
АВ обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение ОПФР по Амурской области об отказе в установлении (выплате) пенсии № 246921/21 от 16 декабря 2021 года в части не включения в специальный стаж периода работы с 13 марта 1985 года по 2 января 1992 года в Спецуправлении 81 «Бамтрансвзрывпром» бурильщиком шпуров, в период с 2 января 1992 года по 17 августа 1993 года в хозрасчетном предприятии «Бамтрансвзрывпром» (хозрасчетный участок 2 взрывпрома) бурильщиком пятого разряда; обязать ОПФР по Амурской области включить указанные периоды в специальный стаж; признать за ним право на назначение досрочной пенсии с 19 ноября 2021 года и обязать ОПФР по Амурской области назначить досрочную пенсию с 19 ноября 2021 года.
В обоснование иска указав, что решением ответчика от 16 декабря 2021 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости (решение № 246921/21). С данным отказом не согласен. Указывает, что имеет необходимый специальный стаж для назначения страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». В его трудовой книжке имеется запись о том, что он принят в Спецуправление 81 «Бамтрансвзывпром» бурильщиком шпуров третьего разряда 13 марта 1985 года, 2 февраля 1987 года присвоен четвертый разряд бурильщика скважин, 2 января 1992 года переведен в хозрасчетное предприятие «Бамтрансвзрывпром», где был принят бурильщиком пятого разряда, 17 августа 1993 года уволен. Всего специальный стаж составляет 8 лет 5 мес. 4 дн. Данные периоды необоснованно исключены ответчиком при подсчете его специального стажа.
В судебном заседании истец и его представитель на требованиях настаивали, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске. Дополнительно пояснили, что характер работы истца подтверждается заключением по результатам проведения государственной экспертизы условий труда. Право на льготное обеспечение предоставляется лицам, осуществляющим горные работы, что установлено Постановлением кабинета министров от 1991 года. В частности не конкретизируются должности, а указаны горные работы, в том числе и работы по бурению скважин. Истец в спорный период работал бурильщиком, работал на перфораторе. Истец просит назначить пенсию с 19 ноября 2021 года, с даты обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Представитель ответчика в судебном заседании, не согласившись с иском, указала, что АВ обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости 19 ноября 2021 года. Критериями для досрочного назначения пенсии в связи с тяжелыми условиями труда является возраст 55 лет и наличие специального стажа 12 лет 6 мес., страхового стажа не менее 25 лет. Истец обратился с заявлением о назначении пенсии в 58 лет. Истцу отказано в назначении пенсии по причине отсутствия специального стажа. В решении об отказе указано на отсутствие документального подтверждения вида деятельности и характера выполняемых работ. Для включения периодов работы в специальный стаж необходимо установление факта выполнения работы в течение полного рабочего дня, не менее 80 % рабочего времени. Спорным периодом является период с 1985 года по 1993 года, по запросу в архивное учреждение были представлены справки, в которых указано об отсутствии документов в отношении истца в спорный период. Экспертиза условий труда должна содержать выводы о соответствии характера работы конкретной должности согласно списку, с указанием кода позиции. Также в ней должны содержаться выводы о занятости в течение полного рабочего дня. В заключении по результатам проведения государственной экспертизы условий труда, выводов о занятости в течение полного рабочего дня не содержится. Эксперт не определился, какие виды работ выполнялись истцом, сначала эксперт ссылается на горные работы, потом на геологоразведку, в конце на строительство. В заключении имеется ссылка на Единый тарифный классификационный справочник, выпуск 4, утвержденный приказом от 7 мая 2015 года № 777н, тогда как спорным периодом является период с 1985 года по 1993 года. Бурильщик шпуров относится к геологоразведке, тогда как в строительстве такой должности нет, а имеется должность бурильщик перфораторщик (ключник). Списками предусмотрена должность – машинисты буровых установок, в том числе занятые на бурении разведочно-эксплуатационных скважин на воду глубиной свыше 50 метров и поднадзорных органам государственного надзора (код позиции 2290000А13590). Экспертизой установлена тождественность должности бурильщик шпуров с должностью бурильщик буровых установок. Экспертное заключение не может быть принято в качестве допустимого доказательства. Доказательств того, что истец выполнял работу в спорный период в тяжелых условиях в течение полного рабочего дня истцом не представлено.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, с 1 января 2015 года устанавливает Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, который пришел на смену Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
При этом Закон № 173-ФЗ с 1 января 2015 года применяется в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Закону № 400-ФЗ.
В связи со вступлением в действие Закона № 400-ФЗ сохраняется право на досрочное назначение пенсии отдельным категориям лиц, работавшим в особых условиях труда.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (в редакции, действующей на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Как усматривается из материалов дела, 19 ноября 2021 года АВ*** года рождения обратился в ОПФР по Амурской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением об отказе в установлении (выплате) пенсии от 16 декабря 2021 года № 246921/21 АВ в установлении (выплате) пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа за работу с тяжелыми условиями труда. Установлено, что специальный стаж истца отсутствует, при требуемом в 58 лет – не менее 6 лет 3 мес., страховой стаж составляет 35 лет 5 мес. 25 дн.
В специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не были включен период, когда истец работал в должности бурильщика «Бамтрансвзрывпром» с 13 марта 1985 года по 17 августа 1993 года.
В качестве основания не включения в специальный стаж указанного периода указано на отсутствие документального подтверждения вида деятельности и характера выполненных работ в соответствии со Списком № 2 от 26 января 1991 года.
Проверяя обоснованность не включения указанного периода в специальный стаж, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ назначается в том числе мужчинам по достижении возраста 55 лет, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Из материалов дела следует и подтверждается трудовой книжкой AT-III № *** (дата заполнения 13 марта 1985 года), что АВ 13 марта 1985 года принят на работу в Спецуправление 81 «Бамтрансвзрывпром» бурильщиком шпуров третьего разряда, 2 февраля 1987 года присвоен четвертый разряд бурильщика скважин, 2 января 1992 года уволен переводом в хозрасчетный участок треста «Бамтрансвзрывпром», 2 января 1992 года принят бурильщиком пятого разряда переводом в хозрасчетный участок треста «Бамтрансвзрывпром», 17 августа 1993 года уволен по собственному желанию.
В Списке № 2, утв. постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 в разделе I «Горные работы» подраздела 1 «Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности» предусмотрена должность: бурильщики и их помощники. Данным Списком также в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружения: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены бурильщики (перфораторщики, ключники).
В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию на льготных условиях, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 26.01.1991 № 10 предусмотрены должности: бурильщики шпуров (раздел I шифр 2010100а-11295), раздел: горные работы, подраздел открытые горные работы и работы на поверхности.
Кроме того, согласно разделу XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» (код 2290000а-13590) Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют машинисты буровых установок, в том числе занятые на бурении разведочно-эксплуатационных скважин на воду глубиной свыше 50 м и поднадзорных органам государственного надзора.
Согласно представленной истцом архивной справке от 23 ноября 2021 года № Г-49, выданной Администрацией Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области, данная справка выдана АВ о том, что документы по личному составу Спецуправления № 81 треста «Бамтрансвзрывпром», Хозрасчетного участка № 2 треста «Бамтрансвзрывпром» за весь период деятельности на хранение в архивный отдел не передавались. Документы считаются утраченными, в связи с халатным отношением руководства организации к документам. Организация фактически ликвидирована
В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в том числе целях оценки фактических условий труда работников.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца определением Благовещенского городского суда Амурской области от 3 февраля 2022 года назначена судебная экспертиза условий труда АВ, производство которой поручено Управлению занятости населения Амурской области.
Как следует из заключения по результатам экспертизы № 01-09/976 от 28 февраля 2022 года, Управлением занятости населения Амурской области в период с 8 февраля 2022 года по 28 февраля 2022 года проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в специализированном управлении № 81 треста «Бамтрансвзрывпром», на хозрасчетном участке № 2 треста «Бамтрансвзрывпром» на рабочем месте АВ бурильщика шпуров, бурильщика.
По результатам экспертизы отвечая на поставленные перед ним вопросы: 1. Соответствуют ли условия труда АВ в период с 13.03.1985 по 02.01.1992 в спецуправлении 81 «Бамтрансвзрывпром» бурильщиком шпуров, условиям труда профессии «бурильщики и их помощники», указанной в разделе I, подраздел 1 литер «а» постановления Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 (Список № 2) и профессии «Бурильщики шпуров», указанной в постановлении Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (Список №2) (2010100а-11295); 2. Соответствуют ли условия труда АВ в период с 02.01.1992 по 17.08.1993 в хозрасчетном предприятии «Бамтрансвзрывпром» (хозрасчётный участок взрывпрома) бурильщиком пятого разряда, условиям труда профессии «бурильщики и их помощники», указанной в разделе I, подраздел 1 литер «а» постановления Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 (Список № 2) и профессии «Бурильщики шпуров», указанной в постановлении Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (Список № 2) (2010100а-11295), эксперт пришел к выводу, что трест «Бамтрансвзрывпром» - строительная организация. Подразделения треста «Бамтрансвзрывпром» (специализированные управления, хозрасчетный участок № 2) в 1985-1993 годы осуществляли буровзрывные работы на строительстве объектов Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, железнодорожной линии «Беркакит-Томмот», в карьере камня Шимановского комбината стройиндустрии, а также на объектах других заказчиков. В производственном процессе использовались буровые станки и пневматические перфораторы. Условия труда АВ, работавшего с 13.03.1985 по 01.01.1992 бурильщиком шпуров в специализированном управлении № 81 треста «Бамтрансвзрывпром», соответствуют условиям труда машиниста буровых установок, а также условиям труда бурильщика (перфораторщика, ключника). Условия труда АВ, работавшего с 02.01.1992 по 17.08.1993 бурильщиком на хозрасчетном участке № 2 треста «Бамтрансвзрывпром», соответствуют условиям труда машиниста буровых установок.
Согласно описательной части экспертного заключения, приходя к вышеуказанным выводам экспертом, установлено, что в производственном процессе СУ № 81 использовалось следующее буровое оборудование: БТС -150 (22 ед.), 2СБШ-200 (1 ед.), БТС-75 (4 ед.), БТС-500 (7 ед.), СБУ-ЮОГ (2 ед.), СБУ-125ХЛ (4 ед.). Так, станок буровой тракторный БТС-150 применяется для бурения вертикальных и наклонных скважин (угол наклона до 30°) шарошечным или шнековым методом. Карьерный буровой станок 2СБШ-200 предназначен для бурения вертикальных и наклонных скважин для производства буровзрывных работ при разработке полезных ископаемых и строительных материалов открытым способом и т.д. Кроме буровых станков в СУ № 81 использовались пневматические перфораторы. Переносные перфораторы применяются на горных, геологоразведочных, строительных, дорожных и других работах.
Приходя к выводу, что условия труда АВ соответствуют условиям труда машиниста буровых установок, а также условиям труда бурильщика (перфораторщика, ключника), эксперт сослался в экспертизе на раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 производств, цехов, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, предусмотрены машинисты буровых установок, в том числе занятые на бурении разведочно-эксплуатационных скважин на воду глубиной свыше 50 м и поднадзорных органам государственного надзора (код позиции - 2290000а-13590). Указано, что для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года, применяется Список № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах». Разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» данного Списка предусмотрены бурильщики (перфораторщики, ключники).
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика возражал против данного экспертного заключения, ссылаясь на его несоответствие предъявляемых к экспертному заключению выводов.
Проверяя данные доводы ответчика, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из экспертного заключения, эксперт установил факт работы истца в спорные периоды в строительной организации.
Вместе с тем, приходя к выводу, что условия труда АВ, работавшего с 13.0.1985 по 01.01.1992 бурильщиком шпуров соответствуют условиям труда машиниста буровых установок и что условия труда АВ, работавшего с 02.01.1992 по 17.08.1993 бурильщиком на хозрасчетном участке № 2 треста «Бамтрансвзрывпром», соответствуют условиям труда машиниста буровых установок, эксперт тем самым приравнял работу по строительству зданий и сооружений к горным работам.
Вместе с тем, как установлено судом выше, в Списке № 2, утв. постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 в разделе I «Горные работы» подраздела 1 «Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности» предусмотрена должность: бурильщики и их помощники. В данном Списке № 2 также в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружения: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены бурильщики (перфораторщики, ключники).
Должность бурильщика шпуров (шифр 2010100а-11295), указанная в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию на льготных условиях, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 26.01.1991 № 10, также содержится в разделе: горные работы, подраздел открытые горные работы и работы на поверхности. Тогда как должность машиниста буровых установок, в том числе занятых на бурении разведочно-эксплуатационных скважин на воду глубиной свыше 50 м и поднадзорных органам государственного надзора, предусмотренная указанным Списком № 2 относится к разделу: строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» (код 2290000а-13590).
Таким образом, должность бурильщик шпуров относится к геологоразведке и не предусмотрена в строительстве. В строительстве предусмотрена должность бурильщик (перфораторщик, ключник), машинист буровых установок.
Учитывая имеющиеся неточности, суд приходит к выводу, что в представленной экспертизе условий труда истца не содержится выводов о соответствии характера работы истца конкретной должности согласно Списку, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Судом также учитывается, что приложенная к экспертному заключению № 01/09-976 от 28 февраля 2022 года подписка эксперта о предупреждении об уголовной ответственности, экспертом – консультант отдела трудовых отношений, охраны и условий труда ЗИ не подписана. Подписанная экспертом расписка была представлена в суд в ходе рассмотрения дела 8 апреля 2022 года.
Кроме того, для устранения имеющихся неточностей в экспертном заключении, в судебное заседание для дачи пояснений вызывался эксперт, проводивший государственную экспертизу условий труда истца. Вместе с тем, в судебное заседание эксперт не явился, согласно телефонограмме все обстоятельства указаны ею в экспертном заключении, дополнений не имеет.
Судом также учитывается, что пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 516).
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Каких-либо доказательств, подтверждающих работу истца в условиях труда, предусмотренных Списками № 2, выполнение им данных видов работ в условиях полной рабочей недели, полного рабочего дня, то есть не менее 80 % рабочего времени в соответствии с п. 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5, суду не представлено. Не содержит таких выводов и экспертиза условий труда АВ, выполненная Управлением занятости населения Амурской области.
Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» установлено, что в зависимости от цели государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов: а) о соответствии (несоответствии) качества проведения специальной оценки условий труда требованиям законодательства о специальной оценке условий труда; б) об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; в) о соответствии (несоответствии) фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда (пункт 40). Выводы, содержащиеся в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, должны быть подробными и обоснованными (пункт 41).
Вместе с тем, совокупность установленных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу, что экспертиза условий труда истца, проведенная Управлением занятости населения Амурской области является недопустимым доказательством в связи с имеющимися в ней неточностями, в связи с чем, не принимается судом.
Согласно ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, истцом не представлено суду доказательств, что характер выполняемой АВ в спорные периоды работы соответствовал характеристике работы по профессии, предусмотренной Списком № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173. Как и не представлено доказательств, подтверждающих его постоянную занятость выполнением работ, либо подготовкой к ним, в течение полного рабочего дня.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным решения ОПФР по Амурской области № 246921/21 от 16 декабря 2021 года об отказе в установлении (выплате) пенсии в части не включения в специальный стаж периода работы с 13 марта 1985 года по 2 января 1992 года в должности бурильщика шпуров в Спецуправлении 81 «Бамтрансвзрывпром», периода работы со 2 января 1992 года по 17 августа 1993 года в хозрасчетном предприятии «Бамтрансвзрывпром» (хозяйственный участок 2 взрывпрома) бурильщиком пятого разряда и понуждении ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, не имеется, в связи с чем, в удовлетворении требований в данной части следует отказать.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как указано выше, страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Как установлено судом выше, при обращении истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии 19 ноября 2021 года АВ достиг возраста 58 лет, в связи с чем, к нему предъявляются требования о наличии специального стажа за работу с тяжелыми условиями труда – не менее 6 лет 3 месяца.
Однако, как установлено судом, оснований для включения спорных периодов работы истца с 13 марта 1985 года по 2 января 1992 года, с 2 января 1992 года по 17 августа 1993 года в специальный стаж истца, не имеется, в связи с чем у истца отсутствует требуемый стаж для досрочного назначения пенсии по п. 2 с. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Учитывая изложенное, у истца не возникло права на назначение пенсии по вышеуказанному основанию на дату обращения с заявлением о назначении пенсии – 19 ноября 2021 года. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца о назначении пенсии с 19 ноября 2021 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд
решил:
АВ в удовлетворении исковых требований к ОПФР по Амурской области о признании незаконным решения № 246921/21 от 16 декабря 2021 года, в части не включения в специальный стаж периода работы с 13 марта 1985 года по 2 января 1992 года в должности бурильщика шпуров в Спецуправлении 81 «Бамтрансвзрывпром», периода работы со 2 января 1992 года по 17 августа 1993 года в хозрасчетном предприятии «Бамтрансвзрывпром» (хозяйственный участок 2 взрывпрома) бурильщиком пятого разряда, понуждении включить указанные периоды в специальный стаж, назначении пенсии с 19 ноября 2021 года отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 15 апреля 2022 года.
Судья Н.Н. Матюханова